Решение по делу № 2-2371/2020 от 16.04.2020

Дело № 2-2371/2020

44RS0001-01-2020-001823-40

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

31 августа 2020 года          г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Столбушкиной И.А. с участием представителя истца Понитковой И.Б, представителя ответчика Администрации г. Костромы Ипкаевой Е.Г., представителей третьих лиц Администрации Костромской области Терентьевой Э.А., Департамента финансов Костромской области Сиротиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой А.А. к Администрации г. Костромы и Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Калинина А.А. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указала, что решением Свердловского районного суда г. Костромы от 21.01.2016, вступившим в законную силу <дата>, на муниципальное образование городской округ город Кострома возложена обязанность предоставить истцу как лицу из числа детей-сирот на основании договора найма специализированного жилого помещения на территории города Костромы изолированное, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы. На основании этого решения <дата> истцу выдан исполнительный лист и <дата> межрайонным отделом судебных приставов-исполнителей по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области возбуждено исполнительное производство -ИП. Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в администрацию г. Костромы. Судебный пристав-исполнитель неоднократно вносил должнику требования о необходимости исполнить решение суда с предупреждением об ответственности за его неисполнение. Однако, решение суда до настоящего времени не исполнено. Истец обращалась в Костромской областной суд с административным исковым заявлением о взыскании компенсация за неисполнение судебного постановления в разумный срок и требования истца полностью удовлетворены решением Костромского областного суда от <дата>, вступившего в законную силу <дата>. В указанных судебных постановлениях сделан вывод, что администрация города Костромы не принимала достаточных и эффективных мер по исполнению решения суда о предоставлении истцу жилого помещения. Жилое помещение истцу не предоставлено до сих пор. Причиной этого Администрация г. Костромы указывает недостаточность финансирования строительства жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. За время, прошедшее с момента вынесения решения Свердловского районного суда г. Костромы, обязывающего Администрацию города Костромы предоставить жилое помещение, истец проживала на съемных квартирах в г. Костроме. Истец <дата> вышла замуж за К., <дата> у истца родилась дочь. Истец испытывает острую потребность в предоставлении социального жилья, вынуждена снимать частное жилье у граждан, что связано со значительными материальными затратами, необходимостью переездов из одного жилого помещения в другое. В результате неисполнения Администрацией города Костромы обязательства по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, которое предусмотрено статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и установлено решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> истцу причинены убытки, заключающиеся в расходах на оплату жилого помещения по договорам найма с гражданами - собственниками этих помещений, превышающих расходы на оплату жилого помещения, предоставленного по договору социального найма. <дата> она заключила договор найма жилого помещения по адресу: <адрес> А,, которая предоставила истцу и членам её семьи указанную квартиру для проживания на период с <дата> по <дата>. В соответствии с п. 3.2 указанного договора найма жилого помещения истец обязана оплачивать пользование квартирой в размере 10000 рублей в месяц. В указанную сумму не входит оплата коммунальных услуг, которую истец обязалась также производить самостоятельно, сверх оплаты за пользование жилым помещением. Истец производила оплату за пользование квартирой А, ежемесячно в период с <дата> по <дата> в размере 10000 рублей в месяц, что подтверждается распиской А, Всего уплачено 110000 рублей. Супруг истца <дата> заключил договор найма жилого помещения по адресу: <адрес> К. Истец и её несовершеннолетняя дочь вселены в указанную квартиру. В соответствии с п. 3.1 указанного договора найма жилого помещения арендная плата составляет 10000 рублей в месяц. Коммунальные услуги оплачиваются отдельно. Договор заключен на срок с <дата> по <дата>. Арендная плата внесена за февраль 2020 года и за март 2020 года в общей сумме 20000 рублей, что подтверждается распиской К. и выпиской со счета К. о перечислении денежных средств. Общая сумма денежных средств затраченных на оплату найма жилого помещения за период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> составляет 130000 рублей. Согласно решению Свердловского районного суда г.Костромы от <дата> Администрация города Костромы обязана предоставить жилое помещение без учета членов семьи, то есть как на одиноко проживающего гражданина. В соответствии с п. 4 ч.1 ст.6 Закона Костромской области от <дата> №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающих граждан составляет не менее 30 кв.м. общей площади. Постановлением Администрации города Костромы от <дата> в редакции постановления от <дата> с <дата> установлен размер платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Для благоустроенных помещений в домах постройки с 1991 года размер платы в месяц за 1 кв.м. составлял 9,30 рублей. Кроме того, редакцией указанного постановления установлен размер платы за содержание жилого помещения. Размер платы за содержание отдельной квартиры со всеми видами благоустройства максимально составлял 20,99 рублей за 1 кв.м. общей площади жилого помещения с <дата> и не изменялся постановлением администрации города Костромы от <дата> , то есть действовал в 2019 году. Постановлением Администрации города Костромы от <дата> внесены изменения в размер платы за наем и за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Плата за наем для благоустроенных жилых помещений в домах с 1991 года постройки составляет 10,13 рублей за 1 кв.м в месяц, а размер платы за содержание отдельной квартиры со всеми видами благоустройства максимально составляет 20,99 рублей за 1 кв.м общей площади жилого помещения. Таким образом, если бы истцу была предоставлена муниципальная квартира по договору найма специализированного жилого помещения, то размер платы за ее наем в 2019 году для составил бы 279 рублей в месяц (9,30 рублей х 30 кв.м.), в 2020 году 303,90 рублей в месяц (10,13 рублей х 30 кв.м); плата за содержание жилья составила бы в 2019-2020 годах 629,70 рублей в месяц (20,99 рублей х 30 кв.м). Общий размер оплаты в месяц составил бы в 2019 году 908,70 рублей (279,00 + 629,70), а за 11 месяцев (с <дата> по <дата>) - 9995,70 рублей (908,70 рублей х 11 мес.). Общий размер оплаты в месяц в 2020 году составил бы 933,60 рублей (303,90 + 629,70) и за 2 месяца (февраль, март 2020 года.) 1867,20 рублей (933,60 руб. х 2 мес.). Таким образом, в период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> расходы по оплате муниципального жилого помещения могли бы составить 11862,90 рублей. Фактически истцом затрачено 130000 рублей. Превышение фактических затрат, которые истец вынуждена произвести для найма жилого помещения, над затратами по найму муниципального жилого помещения составляет 118137,10 рублей (130 000 рублей - 11 862,90 рублей). Данную сумму истец считает убытками. Просила взыскать с Администрации г. Костромы убытки в сумме 118137,10 рублей.

В ходе рассмотрения дела стороной истца представлены уточненные исковые требования из которых следует, что Калининой А.А. понесены убытки за наем жилого помещения в следующем размере: плата за наем специализированного жилого помещения 2019 год 9,30 рублей х 33 кв.м. = 306,90 рублей в месяц; 2020 год 10,13 рублей х 33 кв.м. = 334,29 рублей в месяц. Плата за содержание и ремонт общего имущества МКД: 2019, 2020 годы 20,99 рублей х 33 кв.м. = 692,67 рубля. Размер платы в 2019 году (306,90 + 692,67)х11 мес. = 10995,27 рублей. Размер оплаты в 2020 году (334,29 + 692,67) х 2 мес. = 2053,92 рубля. Всего 10995,27+2053,92=13049,19 рублей. Оплачено 130000 рублей. Убытки 130000-13049,19 = 116950,81 рублей. На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика убытки в размере 116950,81 рублей.

К участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области, в качестве третьих лиц Департамент финансов Костромской области, Департамент по труду и социальной защите Костромской области, Администрация Костромской области, Управление финансов Администрации города Костромы.

В судебном заседании истец Калинина А.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не участвует.

Представитель истца Пониткова И.Б. исковые требования поддержала в уточненном виде. В дополнениях к иску указала, что исковые требования о компенсировании расходов на аренду жилого помещения основаны не на положениях законодательства о дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а на нормах о гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательства, подтвержденного решением суда. По причине длительного неисполнения судебного решения истец, являющийся взыскателем, несет убытки. Соответственно, в качестве меры гражданско-правовой ответственности за неисполнение судебного решения может выступать мера, предусмотренная ст. 15 ГК РФ - взыскание убытков, в соответствии с которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В данном случае по причине неисполнения решения Свердловского районного суда города Костромы от 21.01.2016 нарушено право Калининой А.А. на предоставление жилого помещения на условиях найма специализированного жилого помещения. Ответственным за нарушение этого права является ответчик - Администрация г.Костромы, которая обладает полномочиями по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, а также по принятию решений о предоставлении жилых помещений указанным категориям граждан. Ранее, решением Костромского областного суда от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, и апелляционным определением Костромского областного суда от <дата> исполнение Администрацией г. Костромы судебного решения о предоставлении жилого помещения Калининой А.А. было признано неэффективным и недостаточным. Из ответов, полученных Калининой А.А. из Администрации г.Костромы от <дата> и от <дата> следует, что причиной неисполнения судебного решения является недостаточность бюджетных средств. Обстоятельства, связанные с межбюджетным регулированием и полнотой бюджетного финансирования переданных ответчику государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа не могут рассматриваться как уважительная причина неисполнения судебного решения. Каких-либо иных обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют исполнению решения ответчиком, не указано. Не согласна с утверждением, что Калинина А.А. не нуждается в аренде жилого помещения. У Калининой А.А. и членов ее семьи отсутствует возможность для безвозмездного пользования каким-либо жилым помещением. Решением Свердловского районного суда г.Костромы от <дата> установлено, что Крушельницкая А.А. (Калинина А.А.) не является нанимателем или членом семьи нанимателя по договорам социального найма. Проживание в жилом помещении, собственником которого она является, признано невозможным. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, доказательств обратного ответчиком не представлено. Ответчиком не представлено доказательств, что в настоящее время у Калининой А.А. или у членов ее семьи появилось иное жилое помещение в собственности или предоставленное по договору социального найма. Калинина А.А. не имеет права на вселение и безвозмездное пользование квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, находящейся в собственности К, - матери ее супруга. В данной квартире общей площадью 62,8 кв.м., кроме К,, проживают ее родители Д. и Д. Отсутствуют основания для предоставления Калининой А.А. и членам ее семьи жилого помещения в социально-адаптационном центре ГКУ КО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». Согласно п.2.3 Устава данного Учреждения, социальные услуги предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников соответствующих организаций до достижения ими 23 летнего возраста. Калинина А.А. достигла 23-летнего возраста <дата> и в 2019-2020 году не могла претендовать на получение жилого помещения в социально-адаптационном центре. Также ответчиком не представлено доказательств того, что в данном центре имелось свободное жилье, которое могло бы быть предоставлено Калининой А.А. и членам ее семьи. Безосновательны утверждения ответчика о мнимости договоров найма жилого помещения, заключенных Калининой А.А. и К., о их противоречии закону и публичным интересам. Договоры найма жилого помещения содержат все существенные условия и позволяют индивидуализировать их предмет - квартиры, находящиеся по конкретному адресу. Договоры исполнены обеими сторонами, не оспорены ими, поэтому не могут рассматриваться как незаключенные. Обстоятельства, касающиеся соглашения долевых собственников квартиры, расположенной по адресу: <адрес> порядке пользования квартирой, предоставления ее в наём не могут служить основанием для оспаривания договора третьим лицом Администрацией г. Костромы, поскольку у ответчика отсутствует охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. По мнению ответчика о мнимости сделок по найму жилого помещения свидетельствует аффилированность собственников с истцом и недоказанность отсутствия у Калининой А.А. и членов ее семьи родственных отношений с наймодателями. В существующей правовой системе невозможно представить доказательства отсутствия родственных отношений, поскольку документально фиксируется их наличие, а не отсутствие (регистрация рождений, браков). Если ответчик утверждает о родственных связях истца с наймодателями как о признаке мнимости сделок, то он и должен представить доказательства этого. Кроме того, действующее законодательство не запрещает родственникам заключать возмездные договоры. Истцом предоставлены расписки наймодателей в получении денежных средств. Наймодатель А, - собственник квартиры, расположенной по адресу: <адрес> уплатила подоходный налог с дохода от сдачи в наем квартиры за 2019 год. Наем квартиры, расположенной по адресу: <адрес> осуществлялся через риэлтерское агентство «Акварель», за услуги которого К. уплатил 5000 рублей. Это обстоятельство также свидетельствует о реальности совершенной сделки по найму жилья. Квартира, расположенная по адресу: <адрес> имеет площадь 34,7 кв.м, квартира по адресу: <адрес> - общую площадь 55,6 кв.м. Однако, Калинина А.А. проживала и проживает в данных квартирах не одна, а с супругом и малолетней дочерью, поэтому на ее долю приходилась общая площадь квартир 11,56 кв.м и 18,53 кв.м соответственно. Эта площадь значительно меньше той, которая полагалась бы ей при предоставлении специализированного жилого помещения. Калинина А.А. и К. в отношении доходов обладают правом совместной собственности. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Таким образом, оплата найма жилого помещения производилась из общих доходов супругов Калининых, на которые Калинина А.А. имеет право совместной собственности. Размер арендной платы однокомнатной квартиры в г. Костроме в 10000 рублей в месяц подтверждается информацией с сайта о сдаче внаем жилья.

Представитель ответчика Администрации г. Костромы Ипкаева Е.Г. исковые требования не признала, в представленном отзыве указала, что решением Свердловского районного суда города Костромы от 21.01.2016 по гражданскому делу №2-4774/2015 на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы возложена обязанность предоставить Крушельницкой А.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте города Костромы, по нормам предоставления площади жилого помещения. Основанием для возложения указанной обязанности на орган местного самоуправления послужило принятие Закона Костромской области от 29.12.2014 №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями». Ни Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Законом Костромской области от 19.12.2005 №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», ни Законом Костромской области №620-5-ЗКО не предусмотрены иные формы (способы) решения жилищной проблемы граждан указанной категории (дети-сироты), например, предоставления жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма, выплаты компенсации за аренду (найм) жилого помещения. Согласно постановлению администрации Костромской области от 26.12.2013 №569-а «Об утверждении государственной программы Костромской области «Социальная поддержка граждан Костромской области» с целью временного приюта выпускников учреждений для детей-сирот на период ожидания предоставления им жилой площади в регионе функционирует социальная гостиница. При Государственном казенном учреждении Костромской области «Центр помощи детям, оставшимся без оставшимся без попечения родителей» создано отделение временного приюта и содержания выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Костромской области. Таким образом, полномочия по оказанию помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, в период до предоставления им жилого помещения на основании договора найма специализированного жилого помещения относится исключительно к полномочиям субъекта РФ (Костромской области). Из приложенных к исковому заявлению документов не следует нуждаемость Калининой А.А. в несении расходов на найм (аренду) жилого помещения, поскольку исполнение решения Свердловского районного суда г. Костромы от 21.01.2016 по гражданскому делу №2-4774/2015 не поставлено в зависимость от наличия у истца прав собственности (либо пользования) на иные объекты недвижимости. Доказательств отсутствия у Калининой А.А. прав собственности (пользования) на иные объекты недвижимости не представлено. Из искового заявления следует, что Калинина А.А. проживает совместно с членами своей семьи К. (супругом) и К. (дочерью). Согласно справке МКУ города Костромы «Центр регистрации граждан» К. (супруг истца) и К. (дочь истицы) зарегистрированы по адресу: <адрес>. Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, указанное выше жилое помещение принадлежит на праве собственности К, (мать - К.), общая площадь жилого помещения составляет 62,8 кв. м. Со стороны истца не представлено доказательств невозможности проживания в данном жилом помещении. Договор найма жилого помещения по адресу: <адрес>, заключен К., согласно выписке из ЕГРН от <дата>, общая площадь жилого помещения составляет 55,6 кв.м. При этом, Законом Костромской области №620-5-ЗКО Администрации города Костромы переданы полномочия по обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилого фонда, только детей-сирот, площадь которых должна составлять 33 кв.м., тогда как К. не отнесен к данной категории граждан. В приложенных к исковому заявлению документах отсутствуют доказательства, подтверждающие законное владение (распоряжение) наймодателями жилыми помещениями: по адресу: <адрес>, К. Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, К. принадлежит только 1/2 доля в праве общей долевой собственности. Вторым собственником указанного жилого помещения является Л., которой принадлежит 1/2 доля жилого помещения. Доказательств, подтверждающих согласие Л. на заключение договора найма данного жилого помещения, не представлено. В представленной в материалы дела расписки от <дата> отсутствуют сведения о периоде платежа за жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>. В справке АО «Тинькофф Банк» от <дата> отсутствуют сведения о владельце карты получателя . Все платежи по договору найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, совершены в наличной форме, что в совокупности с приведенными выше доводами, свидетельствует о мнимости сделки. Из приложенных документов не следует, что Калинина А.А. была зарегистрирована (временно зарегистрирована) по указанным в договорах найма адресам. Денежные средства, получаемые физическим лицом - наймодателем в виде платы за пользование жилым помещением, являются доходом указанного лица и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Со стороны истца не представлено доказательств, подтверждающих реальность исполнения указанных договоров найма (уплаты наймодателями установленных законом налогов). Калининой А.А. также не представлено доказательств отсутствие у нее и членов ее семьи родственных отношений с лицами, указанными в качестве наймодателей.

Представитель ответчика Белкина О.С. в дополнениях к отзыву на исковое заявление указала, что необходимыми условиями наступления ответственности за нарушение обязательства в виде возмещения убытков являются факт противоправного поведения должника (нарушение им обязательства), возникновение негативных последствий у кредитора (понесенные убытки, размер таких убытков) и наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением должника и убытками кредитора. Полагала, что вина Администрации города Костромы в возникновении у истца расходов на аренду жилых помещений отсутствует, доводы о бездействии Администрации города Костромы по исполнению судебного решения не обоснованы, несение истцом расходов на аренду жилых помещений какими-либо действиями либо отсутствием таковых со стороны Администрации города Костромы не обусловлены. Постановлением судебного пристава - исполнителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области возбуждено исполнительное производство за -ИП. Указанное постановление поступило в Администрацию города Костромы <дата>. По состоянию на указанную дату в списке исполнительных производств, обязывающих Администрацию города Костромы обеспечить специализированными жилыми помещениями детей-сирот, Крушельницкая А.А. значилась за . Решение Свердловского районного суда города Костромы от <дата> по гражданскому делу , которым на Администрацию города Костромы возложена обязанность предоставить Крушельницкой А.А. благоустроенное жилое помещение, может быть исполнено после поступления в бюджет города Костромы субвенций из областного бюджета. Таким образом, возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из областного бюджета денежных средств в необходимом размере. <дата> Администрацией города Костромы в адрес Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области и Департамента финансов Костромской области было направлено обращение об обеспечении соответствующего финансирования в целях исполнения Администрацией города Костромы отдельных государственных полномочий по обеспечению Крушельницкой А.А., относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением во исполнения решения Свердловского районного суда города Костромы от <дата>. Так как к моменту истечения пятидневного срока для добровольного исполнения судебного акта необходимые и достаточные для приобретения соответствующего жилого помещения субвенции из областного бюджета в бюджет города Костромы не поступили, реальная возможность приобретения жилого помещения с соблюдением установленных законом процедур закупок отсутствовала. Реализация полномочий по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан с учетом положений статьи 19 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется Администрацией города Костромы в пределах выделенных органами государственной власти Костромской области финансовых средств в виде субвенций. Исходя из объемов выделенных на эти цели субвенций из областного бюджета бюджету городского округа город Кострома, в период с 2016 по 2019 годы было приобретено 26 жилых помещений, в том числе: в 2016 году - 3 жилых помещения, в 2017 году - 18 жилых помещений, в 2019 году -5 жилых помещений. В соответствии с Законом Костромской области от 23.12.2019 № 632-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в 2020 году бюджету городского округа город Кострома предусмотрены бюджетные ассигнования на приобретение в текущем году 23 жилых помещений. Администрацией города Костромы в январе 2020 года приобретено одно жилое помещение, которое предоставлено лицу из числа детей-сирот по договору найма жилого помещения для детей-сирот. Таким образом, за период с апреля 2016 года по истекший период 2020 года приобретено (построено) и предоставлено детям-сиротам 27 жилых помещений. По состоянию на 29 июня 2020 года в списке исполнительных производств Калинина А.А. (Крушельницкая) значится за . При этом предоставление ей жилого помещения, отвечающего требованиям закона, ранее предоставления жилых помещений иным взыскателям по аналогичным исполнительным производствам нарушало бы права данных взыскателей на справедливое судебное разбирательство, составной частью которого является стадия исполнения решения суда (статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). В соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комитетом по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы 14.04.2020 размещены в единой информационной системе в сфере закупок извещения о проведении электронных аукционов на приобретение 22 жилых помещений для детей-сирот. Указанные электронные аукционы признаны несостоявшимися в соответствии с ч. 16 ст. 66 Федерального закона, так как по окончании сроков подачи заявок на участие в электронных аукционах не было подано ни одной заявки. 09.06.2020 в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение по определению победителей на право заключения муниципального контракта по строительству трех восьмиквартирных домов для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Указанный электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с ч. 16 ст. 66 Федерального закона, так как по окончании сроков подачи заявок на участие в электронных аукционах не было подано ни одной заявки. <дата> в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на предмет определения победителя на право заключения муниципального контракта по строительству трех восьмиквартирных домов для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Согласно итоговому протоколу от <дата>, определен победитель запроса предложений, в настоящее время реализуется процедура заключения контракта. Построенные жилые помещения будут предоставлены гражданам, состоящим в списке за №, в том числе Калининой А.А. Администрацией города Костромы приняты все необходимые меры, вывод о бездействии Администрации не обоснован. Причинная связь между заявленными истцом расходами на коммерческий наем жилого помещения и действиями (бездействием) Администрации города Костромы по исполнению решения суда не доказана. Сама по себе несвоевременность исполнения решения суда не свидетельствует о наличии незаконного бездействия Администрации города Костромы. Доказательств, свидетельствующих о том, что расходы истца, связанные с наймом жилого помещения у третьих лиц, являлись вынужденными, обусловленными именно бездействием ответчика, лишившего истца единственной возможности для проживания, не представлены. Сам по себе наем жилых помещений осуществлялся по усмотрению истца и способом восстановления его права, нарушенного ответчиком, не являлся. Необходимость в найме жилого помещения обусловлена не бездействием администрации, а отсутствием у истца жилого помещения, в силу чего при наличии особого статуса истец признан нуждающимся в получении мер социальной поддержки.

Ответчик Департамент строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил.

Представитель третьего лица Департамента финансов Костромской области - Сиротина Е.Н. исковые требования не признала. Согласно отзыву третьего лица, доводы истца основаны на том, что решение районного суда Администрацией города Костромы не исполняется, у истца возникли убытки в виде дополнительных расходов по оплате за наём жилого помещения, так как иного жилого помещения она не имеет на праве собственности или в пользовании. Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии со ст. 3 Закона Костромской области №620-5-ЗКО, включают в себя, в том числе: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области субвенций из областного бюджета. Приложением № 13 к Закону Костромской области от 18.12.2015 № 44-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2016 год», Приложением № 18 к Закону Костромской области от 20.12.2016 № 176-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», приложением № 19 к Закону Костромской области от 15.12.2017 № 325-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», приложением № 19 к Закону Костромской области от 24.12.2018 № 495-б-ЗКО «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», приложением № 19 к Закону Костромской области от 23.12.2019 № 632-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрены субвенции, передаваемые бюджетам муниципальных районов и городских округов в 2016-2020 годах на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в том числе городскому округу город Кострома (выписки прилагаются). Таким образом, Костромская область исполнила принятые на себя обязательства по финансовому обеспечению переданных государственных полномочий в полном объеме. Поскольку спорные правоотношения вытекают из отношений, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, что входит в полномочия департамента строительства, ТЭК и ЖКХ как главного распорядителя средств областного бюджета, то органом, представляющим интересы Костромской области по данному делу, является департамент строительства, ТЭК и ЖКХ. Учитывая, что решением районного суда обязанность предоставить истцу на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Костромы, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы возложена на муниципальное образование городской округ г. Кострома, надлежащим ответчиком по данному делу является муниципальное образование городской округ г. Кострома. По информации Администрации города Костромы (письма от <дата> , от <дата> ) Калинина А.А. значится в списках исполнительных производств, обязывающих Администрации города Костромы обеспечить специализированным жилым помещением детей-сирот, по состоянию на <дата> за . В 2020 году планируется обеспечить жилыми помещениями граждан, состоящих в списке за №, в том числе и Калинину А.А. Приложением к Закону Костромской области от 23.12.2019 № 632б-ЗКО «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в 2020 году городскому округу город Кострома предусмотрены субвенции в размере 26 754,113 тыс. рублей. Комитетом по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, выступающим от имени муниципального образования городской округ город Кострома, с ООО «СтройСтандарт» заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по корректировке проектной документации и строительству многоквартирного жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Учитывая изложенное и принимая во внимание, что вопрос о внеочередности либо об очередности предоставления жилого помещения решением районного суда не разрешался, Администрацией города Костромы в рамках установленных полномочий приняты меры для исполнения решения суда с учетом списков исполнительных производств, обязывающих Администрацию города Костромы обеспечить специализированным жилым помещением детей-сирот. Необходимость истца в найме жилого помещения вызвана не действиями (бездействием) ответчиков, а непригодностью жилого помещения, расположенного по адресу: Чернышевского ул., <адрес>, в котором истец зарегистрирована, в связи с чем она была признана нуждающейся в мерах социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Доказательств, что расходы истца, связанные с наймом жилы помещений у третьих лиц, являлись вынужденными, обусловленными именно бездействием ответчиков, лишившего истца единственной возможности для проживания, не представлены. Плата, за счет которой истцу были предоставлены жилые помещения, по смыслу ст. 15 ГК РФ, к ее убыткам отнесена быть не может, так как наем жилого помещения осуществлялся усмотрением истца и способом восстановления его права, нарушенного ответчиком, не являлся. Согласно пункту 3.2 договора найма жилого помещения от <дата> (квартира находится по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 34,7 кв.м.) плата за пользование квартирой составляет 10000 рублей в месяц. Вместе с нанимателем в квартире совместно проживают К. (муж), К. (дочь). По договору найма жилого помещения от <дата> (квартира находится по адресу: <адрес>, площадью 55,6 кв.м.), заключенного К., ежемесячная арендная плата составляет 10000 рублей в месяц. Вместе с нанимателем в квартире совместно проживают Калинина А.А. (жена), К. (дочь). Истец и ее супруг К. по своему усмотрению приняли решение о коммерческом найме жилого помещения, оговорив с наймодателем размер стоимости аренды жилья в размере 10000 рублей ежемесячно. Истец не может рассчитывать на возмещение явно несоразмерных расходов, то есть на компенсацию расходов, связанных с наймом жилого помещения для проживания членов семьи Калининой А.А., поскольку по решению районного суда Администрация города Костромы обязана обеспечить жильем только истца. Договор найма жилого помещения от <дата>, заключенный между К. и К., является недействительным, так как заключен в нарушение норм действующего законодательства. Согласно выписке ФГИС ЕГРН, представленной истцом, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 55.6 кв.м., находится в долевой собственности К. и Л. Поскольку собственник жилого помещения Л. согласия на заключение договора коммерческого найма не давала, указанный договор противоречит требованиям ст. 247 ГК РФ, в связи с чем является недействительным по основаниям ст. 168 ГК РФ и, соответственно, не отвечает требования допустимости доказательств ст. 60 ГПК РФ.

Представитель третьего лица Администрации Костромской области Терентьева Э.А. исковые требования не признала. В отзыве на исковое заявление полагала, что истцом Калининой А.А. не доказан факт причинения вреда ответчиком, не представлены доказательства неправомерности решений, действий (бездействия) государственного органа, доказательства вины причинителя вреда, не установлена причинная связь между неправомерными решениями, действиями (бездействием) государственного органа и наступившими последствиями в виде убытков, связанных с наймом жилого помещения. Возмещение расходов на коммерческий наем жилых помещений в качестве мер социальной поддержки для истца законом не предусмотрено. Финансирование программы по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями осуществляется в пределах выделенных государственному органу на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.

Третье лицо Управление финансов Администрации Костромской области в судебное заседание своего представителя не направило. В отзыве представитель третьего лица Петрова М.П. полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Указала, что бюджет города Костромы на протяжении многих лет является дефицитным и дотационным. Исполнение бюджета города Костромы: за 2019 года по доходам в сумме 6936847,1 тыс. рублей, по расходам в сумме 7162898,8 тысяч рублей, с превышением расходов над доходами (дефицит) в сумме 226051, 7 тысяч рублей; по состоянию на <дата> по доходам в сумме 3159694,8 тысяч рублей, по расходам в сумме 3475820,6 тысяч рублей, с превышением расходов над доходами (дефицит) в сумме 316125, 8 тысяч рублей. В условиях крайне напряженного исполнения бюджета города Костромы, при отсутствии дополнительных доходных источников в первоочередном порядке средства направляются на обеспечение публичных нормативных обязательств, обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений, обеспечение питания в детских учреждениях, организацию летнего отдыха для детей, оплату коммунальных услуг и обслуживание муниципального долга. Эта норма закреплена пунктом 13 решения Думы города Костромы от 19.12.2019 № 204 «О бюджете города Костромы на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». В соответствии с решением Думы города Костромы от 21.12.2018 № 214 «О бюджете города Костромы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в 2019 году на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из областного бюджета выделено 18,064 млн. рублей. В соответствии с решением Думы города Костромы от 19.12.2019 № 204 «О бюджете города Костромы на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в 2020 году на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из областного бюджета выделено 38,013 млн. рублей. В соответствии с вышеуказанными Решениями Думы от 21.12.2018 №214 и от 19.12.2019 №204 расходы произвести по Комитету по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы по разделу 1000 «Социальная политика», подразделу 1004 «Охрана семьи и детства», целевой статье 0230072240 «Осуществление органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», группе вида расходов 400 «Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности».

Третье лицо Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, материалы гражданского дела №2-275/2016, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).

Согласно ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно п. 1 ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно разъяснениям, содержащихся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).

Согласно п. 13 указанного постановления, при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 02.07.2020 №32-П, по смыслу пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 ГК РФ обязательства по возмещению вреда обусловлены, в первую очередь, причинной связью между противоправным деянием и наступившим вредом. Иное означало бы безосновательное и, следовательно, несправедливое привлечение к ответственности в нарушение конституционных прав человека и гражданина.

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Согласно пп. «ж» и «к» ст. 72 Конституции РФ, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. ст. 148, 155.3 СК РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1. Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу пп. 14.2. п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решением Думы г. Костромы от 23.06.2005 № 54 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Костроме» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Костромы в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Статьей 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05.10.2007 № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 19 данного Федерального закона, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 3 Закона Костромской области от 23.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, включают в себя: 1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.

Частью 2 ст. 6 данного Закона предусмотрено предоставление из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов (городского округа) Костромской области на осуществление переданных государственных полномочий, исходя из расчетной социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина 33 кв.м.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абз. 1).

В соответствии с ст. 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007 № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, на основании заявлений и документов, определенных администрацией Костромской области (ч. 2).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 8).

Согласно Положению о департаменте строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, утвержденному постановлением губернатора Костромской области от 10.10.2018 №214, Департамент строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики, управлению, координации, нормативному правовому регулированию и контролю в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области.

Согласно п. 62 указанного Положения, Департамент ТЭК и ЖКХ Костромской области осуществляет контроль исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области переданных государственных полномочий в части формирования муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 Порядка предоставления и учета средств субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области на осуществление отдельных государственных полномочий Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного постановлением Администрации Костромской области от 14.04.2015 №142-а, главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций, является департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области.

Судом установлено, что приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от <дата> Крушельницкая А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением.

Нерехтский межрайонный прокурор <дата> обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с иском в интересах Крушельницкой А.А. к Администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 21.01.2016 по гражданскому делу №2-275/2016 исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора удовлетворены. Муниципальное образование городской округ г. Кострома обязано предоставить Крушельницкой А.А. <дата> г.р. на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Костромы Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда г. Костромы.

Апелляционным определением Костромского областного суда от 04.04.2016 решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21.01.2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Администрации г. Костромы без удовлетворения.

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21.01.2016 вступило в законную силу <дата>, обращено к принудительному исполнению путем выдачи взыскателю исполнительного листа ФС .

Из материалов дела следует, что на основании указанного исполнительного листа МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области <дата> возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника Администрации г. Костромы. До настоящего времени исполнительное производство не окончено.

В связи с длительным неисполнением решения суда Крушельницкая А.А. обратилась в Костромской областной суд с административным иском к Администрации г. Костромы о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Решением Костромского областного суда от <дата> по делу административное исковое заявление Крушельницкой А.А. удовлетворено. С муниципального образования городской округ г. Кострома в лице Управления финансов администрации городского округа г. Кострома за счет средств бюджета г. Кострома взыскана в пользу Крушельницкой А.А. компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100000 рублей и возмещение судебных расходов по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

Апелляционным определением Костромского областного суда от <дата> решение Костромского областного суда от <дата> оставлено без изменения, апелляционные жалобы представителя Администрации г. Костромы по доверенности К,. и заместителя главы Администрации - начальника Управления финансов администрации г. Костромы С, без удовлетворения.

Крушельницкой А.А. <дата> заключен брак с К., что подтверждается копией свидетельства о заключении брака от <дата> I-ГО . Крушельницкой А.А. присвоена фамилия Калинина.

Калинина А.А. и К. от брака имеют ребенка - К. <дата> г.р., что подтверждается копией свидетельства о рождении от <дата> №I-ГО .

Между А, (наймодатель) и Калининой А.А. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения от <дата>.

Согласно п.п. 1.1, 1.2 договора, по настоящему договору наймодатель передает нанимателю во временное пользование (в найм) принадлежащую ему на праве собственности квартиру, во временное возмездное пользование для проживания. Указанная квартира находится по адресу: <адрес>.

Согласно п. 1.3 договора, настоящий договор считается заключенным с <дата> в момент его подписания сторонами и прекращает свое действие <дата>, срок действия договора 11 месяцев.

Согласно п. 1.5 договора, вместе с нанимателем в квартире, указанной в п. 1.2 договора, будут совместно проживать и иметь равные с нанимателем права по пользованию жилым помещением следующие граждане: К. (муж), К. (дочь).

Согласно п.п. 3.2, 3.3 договора, плата за пользование квартирой вносится 1 числа и составляет 10000 рублей в месяц. Оплату за коммунальные услуги (газ, водоснабжение, содержание, электроэнергия, отопление и иные услуги) осуществляет наниматель.

Согласно п. 5.1 договора, договор заключен сроком до <дата>. Договор вступает в силу с момента его заключения.

Согласно расписке к договору найма жилого помещения от <дата>, А, получила от Калининой А.А. в счет оплаты за наем жилого помещения по адресу: <адрес>, денежные средства за период с февраля по декабрь 2019 года в размере 110000 рублей.

Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, квартира по адресу: <адрес> находится в собственности А,, является 1-комнатной, имеет площадь 34,7 кв.м.

Между Н, (исполнитель) и К. (заказчик) заключен договор оказания риэлторских услуг (по найму помещения) от <дата>.

Согласно условиям договора, исполнитель обязуется по заданию клиента осуществить комплекс риэлторских услуг по подбору жилого помещения, удовлетворяющего требованиям и содействовать подписанию договора найма помещения, а именно двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Между К. (наймодатель) и К. (наниматель) заключен договора найма жилого помещения от <дата>.

Согласно условиям договора, наймодатель предоставляет нанимателю для проживания жилое помещение по адресу: <адрес> (п. 1.1).

Наниматель берет на себя ответственность за проживающих совместно с ним в вышеуказанной недвижимости лиц, а именно: Калинину А.А. (жену), К. (дочь) (п. 2.4).

Ежемесячная арендная плата за вышеуказанную квартиру составляет 10000 рублей плюс коммунальные услуги и вноситься не позднее 15 числа каждого месяца (п. 3.1).

Предоплата за данную квартиру составляет 12000 рублей (п. 3.3).

Настоящий договор вступает в силу с <дата> и действует до <дата> включительно (п. 4.1).

Согласно акту приема-передачи жилья к указанному договору, наймодатель передала нанимателю квартиру по адресу: <адрес>, расположенную на 7 этаже 9 этажного дома, имеющую 2 комнаты, общую площадь 55,6 кв.м., жилую площадь 32 кв.м.

Согласно расписке от <дата>, К. получила от К. денежные средства в размере 10000 рублей в качестве оплаты за наем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, квартира по адресу: <адрес> находится в общей долевой собственности К. и Л., имеет площадь 55,6 кв.м.

Согласно информации ОГБУ «Костромаоблкадастр-Областное БТИ», квартира по адресу: <адрес> состоит из двух жилых комнат, кухни, лоджии, ванной, туалета, двух коридоров, имеет общую площадь 55,6 кв.м., жилую площадь 28,3 кв.м.

В указанном жилом помещении имеют регистрацию по месту жительства: Л., К., что подтверждается справкой МКУ г. Костромы «ЦРГ» от <дата>.

Как следует из адресно-справочной информации УВМ УМВД России от <дата>, сведений МКУ г. Костромы «ЦРГ», Калинина А.А. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес> <дата>.

К. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес> <дата>.

К. имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> <дата> по <дата>.

Согласно выписке из ЕГРН от <дата> и материалам приватизационного дела, представленным Управлением имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, квартира по адресу: <адрес>, находится в собственности К, на основании договора приватизации от <дата>, заключенного с Администрацией г. Костромы, расположена на 1 этаже, имеет 3 комнаты, общую площадь 66,40 кв.м., жилую площадь 41,20 кв.м., состоит из двух коридоров, кухни, туалета, ванной, кладовой, трех жилых комнат, лоджии.

К, является матерью К., что подтверждается копией свидетельства о рождении от <дата> I-ГО .

В указанном жилом помещении имеют регистрацию по месту жительства следующие лица: К, (владелец), Д. (мать), Д. (отец), К. (сын), по месту пребывания К. (внучка), что подтверждается справкой МКУ г. Костромы «ЦРГ» от <дата>.

Как следует из пояснений Калининой А.А., данных в рамках рассмотрения гражданского дела , истец на момент вынесения решения Свердловского районного суда <адрес> от <дата> проживала с прабабушкой Х. в квартире по адресу: <адрес>, которая принадлежит последней на праве общей долевой собственности.

После вынесения решения Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> и вступления его в законную силу истец не обращалась в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении жилого помещения в социальной гостинице, жилья маневренного фонда для проживания до исполнения решения суда.

По информации Департамента финансов Костромской области, в период с 2016 года по настоящее время муниципальному образованию городскому округу г. Кострома ежегодно передаются субвенции на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, а именно: согласно приложению № 13 к Закону Костромской области от 18.12.2015 №44-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2016 год» в сумме 2926100 рублей; приложению № 18 к Закону Костромской области от 20.12.2016 № 176-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в сумме 17667100 рублей; приложению № 19 к Закону Костромской области от 15.12.2017 № 325-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в сумме 21600200 рублей; приложению № 19 к Закону Костромской области от 24.12.2018 года № 495-б-ЗКО «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в сумме 12484154 рубля; приложению № 19 к Закону Костромской области от 23.12.2019 года № 632-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в сумме 26754113 рублей.

Из представленных в материалы дела документов, пояснений представителя Администрации г. Костромы следует, что Администрацией города Костромы <дата> в адрес Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области и Департамента финансов Костромской области направлялись обращения об обеспечении соответствующего финансирования в целях исполнения Администрацией города Костромы отдельных государственных полномочий по обеспечению Крушельницкой А.А., относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением во исполнение решения Свердловского районного суда города Костромы от 21.01.2016 года.

К моменту истечения пятидневного срока для добровольного исполнения судебного акта, необходимые и достаточные для приобретения соответствующего жилого помещения субвенции из областного бюджета в бюджет города Костромы не поступили.

Исходя из объемов выделенных на приобретение жилья субвенций, Администрацией г. Костромы за период с апреля 2016 года по истекший период 2020 года приобретено (построено) и предоставлено лицам рассматриваемой категории 27 жилых помещений. По состоянию на <дата> в списке исполнительных производств Калинина А.А. значится за .

Комитетом по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, выступающим от имени муниципального образования городской округ город Кострома, с ООО «СтройСтандарт» заключен муниципальный контракт от <дата> на выполнение работ по корректировке проектной документации и строительству многоквартирного жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

Согласно техническому заданию к контракту от <дата> основанием для выполнения работ является Закон Костромской области от 23.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

Согласно основным технико-экономическим показателям объекта, жилой дом, на земельном участке по адресу: <адрес>, состоит из трех корпусов, каждый из которых состоит из двух этажей и включает 8 квартир, общей площадью квартир каждого корпуса 267 кв.м., жилой площадью 128,96 кв.м.

Проанализировав представленные по делу доказательства в их совокупности суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

При этом суд учитывает, что действующим законодательством меры социальной поддержки для лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде компенсации найма жилья до обеспечения жилым помещением в установленном порядке не предусмотрены.

Противоправное бездействие ответчиков, а также причинно-следственная связь между таким бездействием и заявленными к взысканию убытками по делу не установлены.

Принимая во внимание, что финансирование полномочий по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их категории жилыми помещениями осуществляется в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств в рамках принятия бюджета области, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании муниципальных контрактов на приобретение либо строительство жилых помещений специализированного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд не усматривает со стороны ответчиков по настоящему делу бездействия по исполнению судебного решения.

Причины, связанные с неисполнением решения суда, являются объективными и не связанными с волеизъявлением распорядителя выделенных средств областного бюджета или должника по исполнительному производству Администрации г. Костромы.

Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения муниципальным органом комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат.

Департамент ТЭК и ЖКХ Костромской области, исходя из Закона Костромской области от 23.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» и решения суда о возложении на Администрацию г. Костромы обязательства по обеспечению истца жилым помещением, надлежащим ответчиком по делу не является.

Само по себе включение в бюджет области ежегодных расходов на обеспечение жилыми помещениями рассматриваемой категории лиц в объеме, не позволяющем обеспечить всех лиц, обладающих соответствующим правом, жилыми помещениями единовременно, не свидетельствует о том, что расходы истца и её супруга на наем жилого помещения возникли ввиду бездействия Департамента.

Указание в решение Костромского областного суда от <дата> на неполноту принятых мер Администрацией г. Костромы, направленных на исполнение решения суда об обеспечении истца жилым помещением, в связи с чем в пользу истца взыскана компенсация за неисполнение судебного акта в разумный срок, имело место за иной период, который не заявлен по настоящему делу, и также не доказывает, что расходы истца являются вынужденными и обусловлены бездействием Администрации г. Костромы.

Напротив, из материалов дела следует, что до вступления в брак истцом об отсутствии жилья, необходимости обеспечения временным жилым помещением до исполнения решения суда в уполномоченные органы не заявлялось, а после создания семьи истцом заключен договор найма жилого помещения, в дальнейшем супругом истца заключен договор найма иного жилого помещения, что свидетельствует о необходимости найма жилья в связи с созданием семьи.

При этом квартиры, в отношении которых заключены договоры, имеют площадь, превышающую социальную норму обеспечения жилым помещением на 1 человека, после рождения ребенка супругом истца заключен договор найма в отношении 2-комнатной квартиры.

Поскольку причинно-следственная связь между бездействием Администрации г. Костромы и заявленными к взысканию расходами истца не доказана, оснований к возложению на данного ответчика материальной ответственности не имеется.

Оценивая доводы истца о длительном неисполнении решения Свердловского районного суда г. Костромы от 21.01.2016, суд учитывает, что истец не лишена права обратиться с иском о присуждении компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок за период, прошедший после вынесения решения Костромского областного суда от <дата>.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Калининой А.А. к Администрации г. Костромы и Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области о взыскании убытков оставить без удовлетворения.

           Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                     О.Д. Тележкина

2-2371/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Калинина Алена Алексеевна
Ответчики
Администрация г. Костромы
Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области
Другие
Департамент по труду и социальной защите Костромской области
Администрация Костромской области
Управление финансов Администрации города Костромы
Департамент финансов Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Тележкина Ольга Дмитриевна 160
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
16.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2020Передача материалов судье
20.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Судебное заседание
02.07.2020Судебное заседание
10.07.2020Судебное заседание
29.07.2020Судебное заседание
31.08.2020Судебное заседание
07.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее