Дело №2-633/2023
УИД 48RS0005-01-2023-000398-74
Решение
Именем Российской Федерации
25 апреля 2023 г. г. Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Риффель В.В.,
при секретаре Евстафьевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Круто-Хуторской сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении к определенным действиям,
установил:
Прокурор Липецкого района Липецкой области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения Круто-Хуторской сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении к определенным действиям. В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о погребении и похоронном деле в деятельности администрации сельского поселения Круто-Хуторской сельсовет. Решением Совета депутатов сельского поселения Круто-Хуторской сельсовет Липецкого муниципального района №61 от 22.09.2021 был утвержден порядок содержания общественных кладбищ, расположенных на территории сельского поселения. В силу статьи 3 Порядка у главного входа на территорию кладбища устанавливается стенд со схематическим планом кладбища. На схематическом плане обозначаются основные зоны (кварталы), секторы кладбища, здания и сооружения, дорожки, исторические и мемориальные могилы, места общего пользования, водопроводные краны. В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона Липецкой области от 02.10.2014 №322-ОЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области» за сельскими поселениями области закреплены полномочия по содержанию мест захоронений. Аналогичные полномочия закреплены и в уставе сельского поселения. Проверкой установлено, что на территории сельского поселения Круто-Хуторской сельсовет Липецкого муниципального района расположены два кладбища по адресу: с. Крутые Хутора, ул. Школьная и с. Студеные Хутора, ул. Суворова. Между тем, у главных входов на территорию указанных кладбищ, стенды со схематическим планом кладбищ с обозначением на них основных зон (кварталов), секторов кладбищ, зданий и сооружений, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общего пользования, водопроводных кранов, не установлены. Неисполнение администрацией вверенных полномочий в названной части влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение информации о схематическом плане общественных кладбищ. Просит обязать администрацию сельского поселения Круто-Хуторской сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу установить у главных входов кладбищ по адресу: с. Крутые Хутора, ул. Школьная и с. Студеные Хутора, ул. Суворова стенды со схематическим планом кладбищ с обозначением на них основных зон (кварталов), секторов кладбищ, зданий и сооружений, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общего пользования, водопроводных кранов.
В судебном заседании помощник прокурора Кровопускова Ю.А. исковые требования поддержала, ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Круто-Хуторской сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще и своевременно.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Статьей 17 данного закона определено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Установлено, что решением Совета депутатов сельского поселения Круто-Хуторской сельсовет Липецкого муниципального района №61 от 22.09.2021 был утвержден порядок содержания общественных кладбищ, расположенных на территории сельского поселения Круто-Хуторской сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области.
В силу статьи 3 Порядка у главного входа на территорию кладбища устанавливается стенд со схематическим планом кладбища. На схематическом плане обозначаются основные зоны (кварталы), секторы кладбища, здания и сооружения, дорожки, исторические и мемориальные могилы, места общего пользования, водопроводные краны.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа полномочий городского поселения, к которым относятся, в том числе, содержание мест захоронения.
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона Липецкой области от 02.10.2014 №322-ОЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области» за сельскими поселениями области закреплены полномочия по содержанию мест захоронений.
Аналогичные полномочия закреплены и в уставе сельского поселения.
В судебном заседании, установлено, материалами дела подтверждено, и не оспаривалось сторонами, что на территории сельского поселения Круто-Хуторской сельсовет Липецкого муниципального района расположены два кладбища по адресу: с. Крутые Хутора, ул. Школьная и с. Студеные Хутора, ул. Суворова.
Между тем, у главных входов на территорию указанных кладбищ, стенды со схематическим планом кладбищ с обозначением на них основных зон (кварталов), секторов кладбищ, зданий и сооружений, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общего пользования, водопроводных кранов, не установлены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у администрации сельского поселения обязанности по содержанию мест захоронения, а бездействие ответчика по решению вопросов местного значения является незаконным и не способствует в полной мере реализации прав хозяйствующих субъектов.
Неисполнение администрацией вверенных полномочий в названной части влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение информации о схематическом плане общественных кладбищ.
Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства, ответчиком не представлено, тогда как в силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
С учетом изложенного, суд полагает, что требования прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Круто-Хуторской сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении к совершению действий по оборудованию кладбищ в соответствии с требованиями федерального законодательства, являются законными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая реальную возможность ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, принимая во внимание положения действующего законодательства Российской Федерации о порядке финансирования муниципальных бюджетных учреждений, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию сельского поселения Круто-Хуторской сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить у главных входов кладбищ по адресу: с. Крутые Хутора, ул. Школьная и с. Студеные Хутора, ул. Суворова стенды со схематическим планом кладбищ с обозначением на них основных зон (кварталов), секторов кладбищ, зданий и сооружений, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общего пользования, водопроводных кранов.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд Липецкой области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В. Риффель
Мотивированное решение изготовлено: 03.05.2023.