Решение по делу № 33-11461/2023 от 22.03.2023

Судья Румянцева Д.Г                УИД 50RS0<данные изъяты>-57

Дело <данные изъяты>

№ дела в суде первой инстанции 2-5578/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<данные изъяты>                                <данные изъяты>

<данные изъяты>

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бурцевой Л.Н.,

судей Данилиной Е.А. и Колчиной М.В.,

при ведении протокола помощником судьи Долдо А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело по иску Стариковой С. П. к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

заслушав доклад судьи Колчиной М.В.,

объяснения представителя истца Мальцева Д.С., представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации Курской Е.Э.,

установила:

истец Старикова С.П. обратилась в суд с иском к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации, в котором просила признать право собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты>-9, <данные изъяты> (далее по тексту – спорное жилое помещение), в порядке приватизации.

В обоснование иска указано, что истец зарегистрирована и проживает по указанному на основании договора социального найма, выданного 198 КЭЧ района. Истец ранее участия в приватизации не принимала. Спорное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации». В связи с чем истец обратилась к наймодателю - ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» с заявлением о передаче жилого помещения, которое она занимает на основании договора социального найма, в собственность в порядке приватизации. Однако ответ на заявление до настоящего времени не поступил.

Решением Ногинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с решением суда, Старикова С.П. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены решения суда, в любом случае, является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В связи с доводами сторон о непривлечении к участию в деле в качестве соответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» и наличием предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловного основания для отмены обжалуемого решения, протокольным определением от <данные изъяты> судебная коллегия Московского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца доводы иска поддержал, пояснил, что истец с 1980-х годов работала в Военторге, в связи с чем ей выдали квартиру.

Представитель ответчика Министерства обороны просила отказать в удовлетворении иска, отметив, что Старикова С.П. являлась сотрудником гражданского персонала, на учете нуждающихся не состояла, при этом квартира является служебной.

    Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили.

    При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь положениями части 1 статьи 327, части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что в квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>-9, <данные изъяты>, с <данные изъяты> зарегистрированы Старикова С.П. и Стариков И.В.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты>, Приказом М. обороны Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты> к специализированному жилищному фонду относятся служебные жилые помещения (квартиры), предназначенные для проживания военнослужащих в связи с прохождением военной службы.

<данные изъяты> между 198 КЭЧ района в лице начальника КЭЧ, действующего от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, на основании Закона РФ <данные изъяты> от <данные изъяты>, приказа М. обороны 2000 г. <данные изъяты>, Положения о 198 КЭЧ района, и Стариковой С.П. заключен договор социального найма жилого помещения <данные изъяты>, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование спорное жилое помещение для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, канализация, отопление.

Совместно с нанимателем в жилом помещении проживают члены семьи истца сын Стариков И.В.

От Старикова И.В. представлено нотариально заверенное заявление об отказе в участии в приватизации спорного жилого помещения.

На основании Приказа директора департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты> «О закреплении недвижимого имущества» жилое помещение, по адресу: <данные изъяты>-9, <данные изъяты>, находится в оперативном управлении ФГАУ «Росжилкомплекс», является служебным жилым помещением, предназначенным для проживания военнослужащих, членов семей, а также гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации на время прохождения военной службы, либо исполнения своих обязанностей гражданским персоналом.

Правообладателем спорного жилого помещения является Российская Федерация (право собственности) в лице ФГАУ «Росжилкомплекс» (право оперативного управления), что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> спорное жилое помещение ранее было закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» и состояло на балансовом учете.

Согласно ответу Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>(5), Старикова С.П. в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях отсутствует, сведений о ее постановке на учет не имеется.

Из положений статей 28-31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР следует, что основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

Согласно пункту 43 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80 предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил осуществлялось в соответствии с жилищным законодательством, то есть согласно положениям статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР «Служебные жилые помещения».

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент вселения истца в спорное жилое помещение, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР, Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

В материалы дела подобный ордер от 1984 г. представлен не был. Жилищный фонд военного городка не находился в ведении органа исполнительной власти, предоставление жилья в закрытых военных городках на условиях договора социального найма законом не предусматривалось.

Предоставление жилого помещения лицам из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в закрытом военном городке, вызванное лишь трудовыми отношениями с войсковой частью, определяло назначение такого жилого помещения по правилам статей 101, 104 Жилищного кодекса РСФСР.

Так, в силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР (статья 105 ЖК РСФСР).

В соответствии со статьей 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

Также судебная коллегия учитывает, что при заключении договора социального найма между 198 КЭЧ района и истцом не указаны основания для такого заключения как в самом договоре, так и не предоставление решение уполномоченного органа, на основании которого в силу действующего уже жилищного кодекса Российской Федерации истцу предоставляется спорное жилое помещение на условиях социального найма.

В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1).

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2).

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Ссылка в договоре социального найма на Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не дает возможности уяснить, под какую-категорию лиц подпадала истец, у которой возникло право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Равно как и ссылка на Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» не может быть признана обоснованной, поскольку указанный приказ был издан в целях реализации установленных законодательством Российской Федерации социальных прав и гарантий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Как следует из трудовой книжки на имя истца, на момент заключения договора она не состояла в каких-либо трудовых отношениях, в том числе как гражданский персонал с органами военного управления.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу статьи 4 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Сторона истца настаивает, что с 1980-х г. Старикова С.П. осуществляла трудовую деятельность в Военторге на территории КЭЧ, чем и было обусловлено ее проживание в спорном жилом помещении, в подтверждение представлена трудовая книжка.

Установлено, что по состоянию на 1984 г. (дата регистрации истца и члена его семьи) спорная квартира располагалась на территории закрытого военного городка и могла быть предоставлена Министерством обороны Российской Федерации работнику Военторга, относящемуся к гражданскому персоналу, именно как служебное жилье.

Сведений о том, что спорное жилое помещение исключено из числа служебных помещений и передано в муниципальную собственность материалы дела не содержат. Спорное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации.

Кроме того, установление статуса закрытого военного городка подтверждает закрепление за ведомственным жилым фондом военного ведомства статуса служебного, в отношении которого действует запрет на передачу в собственность граждан в силу статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», и который не может предоставляться гражданам на условиях договора социального найма.

При этом каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 100 названного Кодекса по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения - наймодатель передает другой стороне - нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Неотъемлемым условием предоставления гражданину жилого помещения на условиях служебного найма является отнесение данного помещения к специализированному жилому фонду (статья 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Специфика договора найма служебного помещения заключается в том, что договор действует только в период трудовых отношений наймодателя и нанимателя. По общему правилу в случае прекращения трудовых отношений с гражданином с ним расторгается и договор найма специализированного жилого помещения, а в случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений (статья 103 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Поскольку спорное жилое помещение на момент его предоставления находилось в закрытом военном городке, в котором в силу закона жилые помещения на условиях социального найма не предоставлялись, отсутствие указания на служебный статус квартиры не свидетельствует о фактическом заключении с истцом договора социального найма. Место расположения квартиры на момент ее предоставления (закрытый военный городок), а также основания предоставления квартиры в целях обеспечения жилым помещением гражданского персонала - работника военторга, указывают на то, что квартира предоставлена Стариковой С.П. на период работы.

При таких обстоятельствах судебная коллегия учитывает, что доказательств, что истец состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, и в отношении нее принималось решение об изменении статуса занимаемого им жилого помещения, предоставления ей этого жилого помещения как лицу, признанному в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, материалы дела не содержат.

В данном случае, заключение <данные изъяты> начальником КЭЧ со Стариковой С.П. договора социального найма на спорную квартиру не влечет за собой изменение статуса служебной квартиры, поскольку вопрос об исключении спорной квартиры из числа служебной и переводе его в статус жилого помещения социального использования уполномоченными органами не рассматривался, решение по данному вопросу не принималось, а сам по себе факт необходимости предоставления жилого помещения с учетом осуществления трудовой деятельности в Военторге (что сторонами не оспаривалось) по договору социального найма, не может служить основанием для передачи истцу занимаемого служебного жилого помещения в качестве жилого помещения по договору социального найма. Обратное при рассмотрении спора не доказано.

На основании изложенного судебная коллегия,

руководствуясь статьями 193, 199 и 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Ногинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Стариковой С. П. к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.

Председательствующий

Судьи

33-11461/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Старикова Светлана Павловна
Ответчики
ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации
Министерство Обороны РФ
ФГКУ Специальное территориальное управление имущественных отношений Министрерства обороны РФ
Другие
Мальцев Денис Сергеевич
Стариков Иван Викторович
Управление Росреестра по Московской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Колчина М.В.
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
03.04.2023Судебное заседание
03.04.2023Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
10.05.2023Судебное заседание
14.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2023Передано в экспедицию
14.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее