Решение по делу № 2-38/2024 (2-999/2023;) от 01.11.2023

УИД 71RS0019-01-2023-001070-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2024 г.                           г. Белев Тульской области

Суворовский межрайонный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Тетеричева Г.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Афониной Н.Н.,

с участием представителя истцов Щербаковой Л.Б. и Беликовой Т.В. адвоката Пыткиной Ю.В.,

представителя ответчика Паленовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-38/2024 (2-999/2013) по исковому заявлению Беликовой Т.В. и Щербаковой Л.Б. к администрации муниципального образования Белевский район о предоставлении в общую долевую собственность благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания,

установил:

Беликова Т.В. и Щербакова Л.Б. обратились в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования (далее – МО) Белевский район о предоставлении в общую долевую собственность благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, ссылаясь на следующее.

С 15 июля 1996 г. их семья занимает квартиру по адресу: <адрес>. Квартира была предоставлена ФИО3 постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на семью 4 человека: наниматель ФИО3, члены семьи нанимателя: супруга Щербакова Л.Б., дочь Щербакова (в настоящее время Беликова) Т.В., мать супруги ФИО8

Законность вселения семьи в указанную квартиру подтверждается ордером № 30, выданным администрацией Белевского района 15 июля 1996 г. После вселения все члены семьи были зарегистрированы в квартире по месту жительства.

Квартира находится в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

Постановлением главы администрации МО Белевский район от 26.09.2001 № 532 (в ред. постановления администрации МО Белевский район от 11.11.2008 № 683) утвержден акт межведомственной комиссии от 21 сентября 2001 г., которым жилой дом по адресу: г. Белев, ул. К.Маркса, д. 102, был признан непригодными для проживания.

Постановлением главы администрации МО Белевский район 30.05.2003 № 371 все граждане, проживающие в непригодном для проживания (ветхом) жилом фонде поставлены в очередь на улучшение жилищных условий.

На момент вселения в жилое помещение действовал Жилищный кодекс РСФСР.

Приводя нормы ст. ст. 8, 28, п. 2 ст. 29 и ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР считают, что эти, действовавшие в период с 15 июля 1996 г. по 30 мая 2003 г. нормы жилищного законодательства в части выполнения требований о признании жилого дома непригодным для проживания, принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, были реализована исполнительным органом власти путем принятия перечисленных постановления главы администрации МО Белевский район от 26.09.2001 № 532 и постановления главы администрации МО Белевский район 30.05.2003 № 371 о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, проживающих в непригодном для проживания (ветхом) жилом фонде.

Постановления до настоящего времени не отменены, установленные ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР основания для снятия их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствовали, такое решение органом исполнительной власти не принималось.

Следовательно, в соответствии с нормами ст. ст. 33, 91, а также ст. 92 Жилищного кодекса РФ, по состоянию на 30 мая 2003 г. у них возникло право, а у ответчика соответствующая обязанность, по предоставлению им другого благоустроенного жилого помещения взамен непригодного на условиях договора найма.

Вопреки ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которой установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, квартира была передана им, истцам, в общую долевую собственность в порядке приватизации по договору передачи № 1701 от 15 марта 2004 г.

Передача им в собственность в порядке приватизации непригодного жилого помещения не может умалять их прав на предоставление им другого благоустроенного жилого помещения взамен непригодного.

Ссылаясь на нормы ч. 1 ст. 6 введенного в действие с 01 марта 2005 г. Жилищного кодекса РФ, а также ст. 5 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" отмечает, что в действовавшем в период до 01 марта 2005 г. законодательстве отсутствовали положения, предписывающие при реализации прав граждан учитывать дату приобретения жилого помещения (до либо после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), факт отнесения либо не отнесения граждан числу малоимущих граждан, факт принятия либо непринятия органом власти решения о сносе жилого дома, об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, факт наличия либо отсутствия в собственности граждан иных жилых помещения, факт включения либо не включения жилого дома в региональную программу переселения.

Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени, право на получение истцами жилого помещения взамен непригодного должно реализовываться по правилам ст. 49.3 Жилищного кодекса РСФСР путем предоставления с согласия истцов равноценного жилого помещения на праве собственности или иной компенсации, при этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, без учета требований, установленных ст. ст. 51, 52 и 32 Жилищного кодекса РФ, поскольку действуя добросовестно в условиях правовой определенности истцы, как собственники жилого помещения, вправе были рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент возникновения спорных правоотношений законодательства.

Они обращались в администрацию МО Белевский район с заявлением о предоставлении им на семью из двух человек благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, но им в этом было отказано без указания конкретных причин отказа. Считают, что ответчик нарушает их права, в то время как некоторые жильцы из ряда квартир в их доме получили благоустроенное жилье взамен непригодного.

Просят возложить на администрацию МО Белевский район обязанность предоставить им в общую долевую собственность в равных долях по 1/2 доле каждой, отдельное, благоустроенное применительно к условиям г. Белева Тульской области, находящееся в черте г. Белева Тульской области, отвечающее установленным требованиям жилое помещение общей площадью не менее 54,4 кв.м.

В судебное заседание истцы Беликова Т.В. и Щербакова Л.Б., извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились. Об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в их отсутствие, не просили.

Суд на основании ст. ст. 48 и 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов с участием их представителя.

Представитель истцов адвокат Пыткина Ю.В. исковое заявление поддержала. Повторив приведенные в исковом заявлении доводы, считала, что право истцов на получение жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания должно быть реализовано в соответствии с нормами Жилищного кодекса РСФСР путем предоставления им благоустроенного жилого помещения на праве собственности. В связи с этим считала, что доводы представителя ответчика о наличии у Щербаковой Л.Б. 1/2 доли в праве на другое жилое помещение, а также о наличие в собственности супруга Беликовой Т.В. жилого помещения, не являющегося их совместной собственностью, не имеют значения для разрешения спора. При этом настаивала на том, что истцы Беликова Т.В. и Щербакова Л.Б. в соответствии с постановлением главы администрации МО Белевский район 30.05.2003 № 371, как проживающие в непригодном для проживания жилом фонде, стоят в очереди на улучшение жилищных условий. Также полагала, что в соответствии с решением Собрания представителей МО Белевский район от 13.07.2005 № 29/136 жилой дом № 102 по ул. К.Маркса г. Белева включен в программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда.

Представитель ответчика администрации МО Белевский район Паленова Т.Н. в удовлетворении исковых требований просила отказать. Не оспаривая, что многоквартирный дом по адресу: г. Белев, ул. К.Маркса, д. 102, признан непригодным для проживания, пояснила, до настоящего времени вопрос о его реконструкции либо сносе не решен. Данный дом не может быть снесен, поскольку в соответствии с приказом Министерства культуры России от 26.12.2014 № 2449 является предметом охраны исторического поселения федерального значения г. Белев Тульской области. Пояснила, что решением Собрания представителей МО Белевский район от 13.07.2005 № 29/136 определялись лишь площадки для строительства жилья в рамках программы переселения граждан из непригодного для проживания жилого фонда, однако, до настоящего времени реализовано строительство лишь двух домов, больше строительство не осуществляется. Дом № 102 по ул. К.Маркса не был включен и в настоящее время не включен в целевые программы переселения граждан. Полагала, что постановление главы администрации МО Белевский район 30.05.2003 № 371 о постановке всех граждан, проживающих в ветхом жилом фонде в очередь на улучшении жилищных условий, не свидетельствует, что истцы стоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. В установленном порядке они на очередь не ставились, малоимущими не признавались. В связи с этим предусмотренных ст. 57 Жилищного кодекса РФ оснований для предоставления истцам жилого помещения не имеется. Поскольку истцы являются собственниками квартиры, их жилищные права могут быть реализованы в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Решения об изъятии земельного участка, на котором расположено жилое помещение истцов, не принималось, соглашения между истцами и администрацией о предоставлении им другого жилого помещения не заключалось. Ссылаясь на изложенное и разъяснения подп. "и" п. 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 в иске просила отказать.

Заслушав стороны и исследовав и оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд руководствуется следующим.

Частями 1 и 3 ст. 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Судом установлено, что на основании постановления администрации Белевского района Тульской области от 15.07.1996 № 440 Щербакову В.В. с семьей из 4 человек выдан ордер № 30 серии Р на право занятия квартиры № 23 в доме № 102 по адресу ул. К.Маркса. В состав семьи входят жена Щербакова Л.Б., дочь Щербакова Т.В. (л.д. 19-20)

В данном жилом помещении истцы зарегистрированы по месту жительства: Щербакова Л.Б. с 17 июля 1996 г., Беликова (до брака Щербакова) Т.В. с 10 февраля 2004 г. (л.д. 60-64)

Постановлением главы администрации Белевского района Тульской области от 26.09.2001 № 532 (с учетом внесенных в него постановлением администрации МО Белевский район от 11.11.2008 № 683 изменений) утвержден акт межведомственной комиссии от 21 сентября 2001 г. по определению фактического состояния непригодного для проживания жилого фонда, которым признаны дома муниципального образования Белевский район Тульской области непригодными для проживания согласно прилагаемому списку. Из приложения к указанному акту следует, что в него под порядковым номером 176 включен дом по адресу ул. К.Маркса, д. 102. (л.д. 53, 55, 94-96)

То обстоятельство, что жилой дом по адресу: Тульская область, г. Белев, ул. К.Маркса, д. 102 признан ветхим, а затем непригодным для проживания, в соответствии с действовавшим в 2001 г. Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 № 529, ответчиком не оспаривается.

Главой администрации МО "Белевский район" Тульской области 30.05.2023 г. принято постановление № 371 "О постановке на очередь улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилом фонде". (л.д. 54)

На основании договора передачи от 15 марта 2004 г. квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. передана в долевую собственность Щербаковой Л.Б. и Щербаковой Т.В. по 1/2 доле каждой. (21, 22, 23)

Возникшее право долевой собственности истцов на данное жилое помещение кадастровый зарегистрировано в установленном порядке. (л.д. 22, 23, 28, 29-32)

Щербакова Т.В. 07 ноября 2015 г. вступила в брак и ей присвоена фамилия Беликова. (л.д. 16)

Согласно выписке из ЕГРН на жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый , принадлежащее истцам жилое помещение расположено в данном здании. (л.д. 34-52)

Ответчиком представлены выписки из ЕГРН, согласно которым истцу Щербаковой Л.Б. принадлежит 1/2 доля в праве на индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> (л.д. 100), а супругу истца Беликовой Т.В. – ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес>. (л.д. 16, 99)

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 8 Жилищного кодекса РСФСР (в ред. от 17.04.2001 г., действовавшего на момент признания жилого дома непригодным для постоянного проживания) предусматривалось, что периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Не пригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производились в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Пунктом 1.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 № 529, предусматривалось, что рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания должно возлагаться на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов.

Согласно п. 3.5 данного Положения, решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносилось исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Утвержденные исполкомами акты служили основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции, не пригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по их заявлением, которые рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

Согласно ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

В соответствии со ст. 91 Жилищного кодекса РСФСР, граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если:

- дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

- дом (жилое помещение) грозит обвалом;

- дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой.

Таких обстоятельств у истцов не имелось.

Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РСФСР если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу в связи с отводом земельного участка для государственных или общественных нужд либо дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой, выселяемым из него гражданам другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельный участок либо предназначается подлежащий переоборудованию дом (жилое помещение). В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из этого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым принадлежит дом, либо исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.

Истцами не представлено доказательств того, что они в установленном ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР порядке подавали заявление о принятии их на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, постановке в установленном порядке на такой учет, включения их в соответствии со ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР в списки на получение жилых помещений, в том числе в отдельные списки на право первоочередного и внеочередного предоставления жилых помещений.

В связи с этим постановление глава администрации МО "Белевский район" Тульской области 30.05.2023 № 371 "О постановке на очередь улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилом фонде" само по себе не подтверждает, что истцы были в установленном порядке поставлены на такой учет и состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

При таких обстоятельствах у истцов по состоянию на 30 мая 2003 г. не возникло право на предоставление им другого благоустроенного жилого помещения взамен непригодного на условиях договора найма.

Истцы просят обязать ответчика предоставить им жилое помещение в собственность.

Согласно ст. 49.3 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей до 1 марта 2005 г., если дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежал сносу по основаниям, предусмотренным законодательством, выселяемым из него собственникам квартир с их согласия предоставлялось равноценное жилое помещение на праве собственности, либо иная компенсация местным Советом народных депутатов, предприятием, учреждением, организацией, осуществляющими снос дома.

Из содержания указанной нормы следует, что если в доме, подлежащем сносу, имелись квартиры, собственниками которых граждане стали в результате их приватизации, то по их выбору им предоставлялось либо равноценное жилое помещение, либо иная компенсация.

Статьями 59 и 60 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" дано понятие исторического поселения, предмета охраны исторического поселения а также особенности градостроительной, хозяйственной и иная деятельность в историческом поселении

Приказом Минкультуры России от 04.04.2023 № 839 "Об утверждении перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации" г. Белев Тульской области включен в перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации

Приказом Министерства культуры России от 26.12.2014 № 2449 утвержден предмет охраны исторического поселения федерального значения город Белев Тульской области (приложение № 2), в котором в перечне исторических ценных градоформирующих объектов под порядковым номером 58 значиться объект " Усадьба городская, 2-я пол. XIX в.: главный дом, 1879 г., флигель, 1879 г." местонахождение (адрес) объекта г. Белев, ул. Карла Маркса, 100, 102: ул. Карла Маркса, 102, литер А, ул. Карла Маркса, 100, литер А.

Таким образом, доводы ответчика о невозможности принятия им решения о сносе жилого дома, в котором расположено принадлежащее истцам жилое помещение являются обоснованными.

Судом установлено, что дом, в котором расположено принадлежащее истцам жилое помещение, подлежащим сносу не признавался, органом местного самоуправления решения о сносе дома, не принималось, решение о его реконструкции либо переоборудовании не принималось.

При таких обстоятельствах обязанности по предоставлению истцам жилого помещения в порядке ст. 49.3 Жилищного кодекса РСФСР у ответчика не возникло.

В связи с изложенным, вопреки доводам искового заявления, обязанности по предоставлению истцам жилого помещения в соответствии с нормами Жилищного кодекса РСФСР у ответчика не возникло.

Согласно ст. 5 Жилищного кодекса РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Постановлением администрации Тульской области от 28.03.2008 № 150 в целях реализации долгосрочной целевой программы "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009 - 2012 годы" утверждено Положение о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, которым установлен порядок, определены единые условия предоставления благоустроенных жилых помещений гражданам, переселяемым в рамках Программы из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.

Согласно п. 2 указанного Положения основанием для переселения граждан из жилого дома в рамках Программы является правовой акт органа местного самоуправления Тульской области о признании его по состоянию на 01.01.2002 г. непригодным для постоянного проживания в установленном порядке.

В соответствии с п. 5 данного Положения право на предоставление жилого помещения в рамках Программы имеют следующие категории граждан:

а) наниматели жилых помещений по договорам социального найма, члены их семей, состоящие на 01.01.2002 на регистрационном учете по месту жительства и проживающие в жилых помещениях, расположенных в жилом доме, подлежащем отселению в рамках Программы, не имеющие другого благоустроенного жилья на праве собственности или по договору социального найма, а также иные лица, вселенные ими после 01.01.2002 в качестве членов своей семьи, не имеющие другого благоустроенного жилья на праве собственности или по договору социального найма (указанная категория лиц отселяется совместно с нанимателем жилого помещения);

б) сохранившие в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации право пользования жилым помещением, занимаемым ими по договору социального найма, расположенным в доме, подлежащем отселению в рамках Программы.

Пунктом 12 Программы установлено, что обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений при принятии решения органом местного самоуправления Тульской области о сносе дома по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, осуществляется в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации путем выкупа указанных жилых помещений. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено другое жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Гражданам, приватизировавшим жилые помещения, являющиеся для них единственным местом проживания, при принятии органом местного самоуправления Тульской области решения о сносе дома по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, которые в соответствии с действующим законодательством передали принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в муниципальную собственность, жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренном для категорий граждан, указанных в пункте 5 настоящего Положения.

В обоснование доводов о включении жилого дома, в котором расположено принадлежащее истцам жилое помещение, в целевую программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, их представитель ссылается на решение Собрания представителей МО Белевский район от 13.07.2005 № 29/136 которым утверждено размещение площадок под строительство жилых домов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда и перечень жилых домов, планируемых для выселения, согласно приложениям №№ 1-8. (л.д. 155)

Данное решение Собрания представителей МО Белевский район не свидетельствует о включении дома по адресу: Тульская область, г. Белев, ул. К.Маркса, д. 102, в котором расположено принадлежащее истцам жилое помешенные, в целевую программу переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Как следует из буквального содержания решения и приложения к нему (л.д. 155, 156-159), им утверждены 8 площадок для строительства жилых домов для переселения граждан из ветхого жилищного фонда, в том числе площадка № 4 по адресу ул. Пролетарская-Чехова для строительства жилого дома, в который планируется переселение граждан, в том числе из дома по ул. К.Маркса, д. 102.

Долгосрочной целевой программой "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2016 годы", утвержденной постановлением администрации Тульской области от 24.09.2008 № 588 (утратило силу в связи с изданием постановления правительства Тульской области от 07.03.2014 № 120,) было запланировано строительство одного жилого дома по ул. Рабочей в г. Белеве.

В рамках реализации данной программы постановлением администрации МО Белевский район от 28.09.2012 № 899 с изменениями, внесенными постановлением администрации МО Белевский район от 12.02.2014 № 169, утверждена муниципальная целевая программа "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по муниципальному образованию Белевский район Тульской области на 2012-2013 годы", которой не предусмотрено переселение граждан, проживающих в доме по адресу ул. К.Маркса, д. 102. (л.д. 143-145, 146-147)

То обстоятельство, что постановлением главы администрация МО "Белевский район" Тульской области от 05.05.2005 г. № 196 "О распределении жилой площади 108-квартирного жилого дома № 31А по ул. Пролетарской в г. Белеве из дома по ул. К.Маркса, д. 102 переселена многодетная семья и предоставлены квартиры со снятием с очереди улучшения жилищных условий трем семьям из двух квартир в доме № 102 по ул. К.Маркса (л.д. 105-114) не свидетельствует о том, что указанный жилой дом был включен в программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

По сообщению администрации МО Белевский район многоквартирный дом по адресу: г. Белев, ул. К.Маркса, д. 102, не признан аварийным. Муниципальная программа по расселению указанного многоквартирного дома не принималась. (л.д. 98)

При таких обстоятельствах по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Частью 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

Согласно разъяснениям подп. "и" п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Аналогичная правовая позиция, согласно которой если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения, изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.

Как следует из указанного Обзора, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп, при этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Как установлено судом, жилой дом, в котором расположено принадлежащее истцам на праве собственности жилое помещение, в такую региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен.

На обращения Беликовой Т.В. и Щербаковой Л.Б. о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания администрация МО Белевской район письмами от 221 октября 2020 г. сообщила, что вопрос о переселении граждан, зарегистрированных в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, и признанных непригодными для проживания рассматривается в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ, администрация МО Белевский район не принимала решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом № 102 для муниципальных нужд. (л.д. 58, 59)

Такие же сведения о том, что администрацией МО Белевской район решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом по адресу: Тульская область, г. Белев, ул. К.Маркса, д. 102, не принималось, представлено ответчиком при рассмотрении дела. (л.д. 97)

Доказательств обратного истцами не представлено.

Как установлено в судебном заседании, соглашения между сторонами по вопросу предоставления истцам жилого помещения в соответствии с п. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ не достигнуто.

Поскольку решение о сносе признанного непригодным для проживания жилого дома, в котором расположено принадлежащее истцам жилое помещение в установленном Жилищным кодексом РСФСР порядке не принималось, жилой дом в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признавался, в адресную целевую программу переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания не был включен и не включен в адресную целевую программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, соглашения между истцами и ответчиком о предоставлении истцам жилого помещения в соответствии с п. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ не имеется, у истцов не возникло право на предоставление им в долевую собственность благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания.

В соответствии с установленными обстоятельствами дела и приведенными выше нормами законодательства правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Беликовой Т.В. и Щербаковой Л.Б. к администрации муниципального образования Белевский район о предоставлении в долевую собственность благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Суворовский межрайонный суд.

Председательствующий                        Г.И.Тетеричев

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 31 января 2024 г.

2-38/2024 (2-999/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Беликова Татьяна Владимировна
Щербакова Людмила Богдановна
Ответчики
администрация МО Белевский район
Другие
Пыткина Юлия Валериевна
Суд
Суворовский районный суд Тульской области
Судья
Тетеричев Геннадий Иванович
Дело на сайте суда
suvorovsky.tula.sudrf.ru
01.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2023Передача материалов судье
03.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2023Судебное заседание
23.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее