57RS0023-01-2023-005203-97
№ 2-262/24 (дело №2-4326/23)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2024 года г.Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Михеевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Смирновой П.А.,
истца Тавловича В.С.,
представителя ООО «Домовый комитет» Мельниковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-4326/23 по иску Тавлович Надежды Яковлевны, Тавловича Валерия Сергеевича к обществу с ограниченной ответственностью «Домовый комитет», третье лицо – Департамент контрольной и надзорной деятельности Орловской области, о защите прав потребителей,
установил:
Истцы Тавлович Надежда Яковлевна, Тавлович Валерий Сергеевич обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Домовый комитет» о защите пав потребителей. В обоснование иска указано следующее.
Они проживают в <...>.
Управление домом осуществляет ООО «Домовый комитет».
В квитанциях на оплату услуги «Дополнительные работы, услуги, выполняемые за счёт экономии» включена оплата затрат электроэнергии на работу циркуляционных насосов подъездных узлов погодного регулирования в отопительный период: за период с 01.01.2018 года по 30.04.2018 года – стоимость 18 824 руб., за период с 01.06.2018 года по 30.09.2021 года – стоимость 98 000 руб. Однако та же плата, по мнению истцов, включена и в плау «Электроэнергия ОДН». Полагая, что фактически ответчиком производится двойное начисление оплаты за одну и ту же услугу, с учётом уточнения исковых требований, истцы просили суд взыскать с ответчика в пользу истца Тавлович Н.Я. как неосновательное обогащение (как сбережённые ответчиком денежные средства) сумму 158,61 руб. и 825,76 руб., признать незаконными действия ответчика по ненадлежащему исполнению обязанностей по управлению домом, поскольку доказательств потребления циркуляционными насосами подъездных узлов погодного регулирования электроэнергии минуя общедомовой прибор учёта ответчиком не представлено.
В судебном заседании принимал участие истец Тавлович В.С., исковые требования поддержал.
В судебном заседании принимала участие представитель ответчика Мельникова С.В., возражала относительно удовлетворения иска; заявила, что данный довод уже являлся предметом неоднократной проверки судов при рассмотрении иных исков Тавловича В.С., Тавлович Н.Я.; также заявила о пропуске ответчиком срока на обращение в суд по периоду взыскания с 01.06.2018 года по сентябрь 2020 года (дала обращения в суд 10.10.2023 года); также указала, что суммы, начисленные истцам за оплату услуги «электроэнергия ОДН» за период с 01.06.2018 года по декабрь 2019 года уже взысканы с Тавлович Н.Я. вступившими в законную силу судебными актами по делу № 2-148/21 (период взыскания с августа 2017 года по январь 2019 года) и по делу № 2-1/23 (мировой судья судебного участка № 1 Советского района г.Орла» (период взыскания с 01.02.2019 года по 30.03.2020 года).
Представитель третьего лица Сергеева Т.А., в судебное заседание не явилась, представлен письменный отзыв на иск, в котором указано, что при проверке данного довода по представленным управляющей компанией документам было установлено, что в зимний период собственникам помещений в МКД № 4 по.Андрианова г.Орла плата за электрическую энергию, потребляемую в целях использовании и содержания общего имущества собственников помещений в данном МКД, начислялась меньше не расчётную величину электрической энергии, потребляемую циркуляционными насосами системы погодного регулирования тепловой энергии; также указала, что вопрос правомерности начисления платы за дополнительные работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, необходимых для предупреждения преждевременного износа и содержания эксплуатационных показателей и работоспособности общего имущества МКД или его отдельных элементов, состав данной платы проверялся судами первой и апелляционной инстанций по делу № 33-1053/2020 (номер дела в суде первой инстанции 2-1913/2019) и был признан обоснованным (апелляционное определение по данному делу от 17.06.2020 года).
Заслушав участников процесса. исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Статьей 156 ЖК РФ предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7). Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1).
На основании пункта 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Соответственно, установление размера платы за работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества, являющегося частью платы за содержание жилого помещения (пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ) также относится к компетенции общего собрания собственников помещений в доме.
Требования к платежному документу и сведения, содержащиеся в нем, определены пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила № 354).
Согласно положениям подпункта «л» пункта 69 Правил № 354 в платежном документе допускается отражение иной, не предусмотренной данными Правилами информации, при наличии соответствующего условия в договоре о предоставлении коммунальных услуг, который заключается между управляющей компанией и потребителями коммунальных услуг (собственниками помещений многоквартирного дома).
Исходя из положений действующего жилищного законодательства, в том числе ч.2 ст. 162 ЖК РФ, правоотношения между собственниками помещений многоквартирного дома и управляющей организацией регулируются договором управления многоквартирным домом и в силу принципа свободы договора сторонам предоставлено право указывать в договоре управления многоквартирным домом перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Судом установлено, ранее вопрос о включении платы за затраты электроэнергии на работу циркуляционных насосов в плату за дополнительные работы являлся предметом исследования Советского районного суда г.Орла (дело № 2-1913/2019, решение от 27.11.2019 года) и суда апелляционной инстанции по данному делу (номер дела в суде апелляционной инстанции № 33-1053/2020) по гражданскому делу по иску Тавлович Н.Я. к обществу с ограниченной ответственностью «Домовый комитет», Мазуру В.И., Мерцаловой З.Т. о признании недействительным решения общего собрания собственников многоквартирного дома с возложением на управляющую организацию обязанности произвести перерасчет платы; интересы истца в ходе всего судебного разбирательства представлял Тавлович В.С.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено следующее.
Собственниками помещений многоквартирного №*** по <...> в период с 11 по 28 апреля 2019 года было проведено общее собрание в форме очно-заочного голосования, результаты которого зафиксированы протоколом общего собрания от 29.04.2019 года.
По результатам проведения общего собрания посредством очно-заочного голосования собственниками приняты в том числе следующие решения:
- дополнить Договор управления пунктом следующего содержания: п.3.3. «Стороны договорились о проведении дополнительных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, необходимых для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности общего имущества МКД или его отдельных элементов. Виды дополнительных работ перечислены в Приложении № 4 к настоящему договору управления МКД. В Приложении № 4 также установлена примерная стоимость работ, период выполнения работ» (вопрос № 3),
- дополнить Договор управления пунктом следующего содержания: п. 5.15 «Установить размер оплаты за работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, перечисленные в Приложении № 4 к Договору управления МКД, выполняемые за счет дополнительных средств собираемых по строке в квитанции «Доп. работы», в размере 9,44 руб. с 1 м2 жилой площади в месяц в период с 01.01.2017 по 30.09.2021» (вопрос № 4);
- дополнить Договор управления пунктом следующего содержания: п. 5.14 «В случае изменения платы по строке «отопление» изменяется и плата по строке «доп работы», чтобы соблюдалось условие: совокупный платеж т.е. платеж по строке «отопление» плюс платеж по строке «доп.работы» должен быть равен 24,42 руб. в месяц с 1 м2» (вопрос № 5).
Проанализировав указанные документы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что внесённые в договор управления многоквартирным домом указаныне изменения не меняют порядок определения размера платы собственников помещений за коммунальную услугу по отоплению, а устанавливают размер расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома с утверждением видов, порядка и сроков проведения таких работ на основании представленного управляющей организацией расчета.
При этом суд исходил из того, что Приложением № 4 к договору управления многоквартирным домом определены такие виды дополнительных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, необходимых для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности общего имущества дома или его отдельных элементов, которые не предусмотрены Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290, в связи с чем могут оказываться на договорной основе в силу решения общего собрания собственников помещений. Следовательно, включение в платёжный документ строки «дополнительные работы» не противоречит действующему законодательству, поскольку не изменяет структуру платежного документа. Суд апелляционной инстанции согласился с таким выводом суда первой инстанции, также приняв во внимание то обстоятельство, что постановлением администрации г. Орла от 15.11.2013 №5213 (в редакции от 21.06.2017) «О плате за помещение для собственников и нанимателей в многоквартирных домах», принятым во исполнение полномочий, предоставленных органам местного самоуправления ЖК РФ, также предусмотрено, что в случае наличия соответствующей необходимости, на основании предложений управляющей организации на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома принимается решение о выполнении, в том числе прочих работ и услуг. При этом, размеры платы за выполнение данных работ и оказание услуг устанавливаются индивидуально по каждому многоквартирному дому на общем собрании собственников помещений.
Как следует из Приложений № 1, 2 к Договору управления многоквартирным домом №*** по <...>, которыми установлены перечень и периодичность выполнения работ и услуг, выполняемых при техническом обслуживании многоквартирного дома в счет оплаты по договору, соответствующие Минимальному перечню № 290, в них не предусмотрены те виды работ и услуг, которые определены в Приложении № 4 к тому же договору управления многоквартирным домом «Примерный перечень работ и услуг, предоставляемых за дополнительную плату (объем, периодичность и размер оплаты определяется решением общего собрания собственников многоквартирного дома)».
Судом апелляционной инстанции был проверен и был признан несостоятельным довод истца о неправомерном включении в Приложение № 4 к договору управления многоквартирным домом и затрат электроэнергии на работу циркуляционных насосов подъездных узлов погодного регулирования в отопительный период (9000 кВт в год), поскольку в силу части 2 статьи 154, части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, к которому в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, относятся, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
При этом судом апелляционной инстанции были приняты во внимание следующие пояснения в суде представителя ООО «Домовый комитет» Мордукова А.Н.: в период работы узлов погодного регулирования (во время отопительного периода) происходит резкое увеличение затрат на электроэнергию, так как насосы работают, что увеличивает затраты собственников; собственники посчитали, что данные затраты лучше нести за счет дополнительных работ, в связи с чем управляющей организацией они рассчитываются отдельно, исходя из расчёта, который не входит в оплату электроэнергии по местам общего пользования, что подтверждается представленным суду Сводным расчетом ОДН для жителей МКД № 4 по ул.Андрианова г.Орла, из которого следует, что ведется раздельное начисление оплаты за потребленную электроэнергию в возмещение затрат на электроэнергию при работе циркуляционных насосов узлов погодного регулирования (за счет оплаты дополнительных работ) и по строке «Электроэнергия ОДН».
Кроме того, суд учитывает, что судебными актами по иным гражданским делам с тем же составом участников процесса с истцов в пользу управляющей компании была взыскана задолженность по плате за дополнительные работы и электроэнергию ОДН за период с августа 2017 года по январь 2019 года (дело № 2-148/21, апелляционное определение от 27.06.2022 года), дело № 2-1/23 (период взыскания с 01.02.2019 года по 30.03.2020 года). Кроме того, суд также признаёт обоснованным довод представителя о пропуске истцом установленного ст.196 Гражданского Кодекса РФ трёхлетнего срока на обращение в суд по требованиям за период по сентябрь 2020 года (исковое заявление по настоящему уделу поступило в суд 10.10.2023 года), поскольку истцам могло быть известно о составе указанных платежей, суммы которых указывались в ежемесячно передаваемых квитанциях на оплату, также данный факт подтверждается указанными выше судебными постановлениями, в том числе по делу № 2-1913/19, где поставленный истцами по настоящему делу вопрос являлся доводом исковых требований и предметом подробного судебного исследования.
В рамках настоящего дела новых доказательств, которые могли бы повлечь вывод суда об обоснованности позиции истцов, стороной истцов не представлено.
В связи с этим в удовлетворении исковых требований суд отказывает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования дело № 2-4326/23 по иску Тавлович Надежды Яковлевны, Тавловича Валерия Сергеевича к обществу с ограниченной ответственностью «Домовый комитет», третье лицо – Департамент контрольной и надзорной деятельности Орловской области, о защите прав потребителей – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий Т.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено 24.01.2024 года.