Дело № 2-144/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Завьялово 5 июля 2017г.
Завьяловский районный суд Алтайского края в составе судьи Белоусова М.Н.,
при секретаре Абт Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МО МВД России «Завьяловский», Министерству финансов РФ, Министерству внутренних дел РФ о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей,
Установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к МО МВД России «Завьяловский», Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей. Требования истца обоснованны тем, что с 16 сентября 2004 года по 7 октября 2004 года он содержался в ИВС Баевского ОВД, в камерах № и №. В период его содержания, ИВС не соответствовал требованиям закона. Санитарная площадь камеры на одного человека не соответствовала норме. В камерах отсутствовали канализация, унитазы с зоной приватности, в связи с чем естественные надобности приходилось справлять в металлический бак в присутствии других лиц, отсутствовали водопровод, раковины, краны с водой, стол для приема пищи, лавки, вешалки для вещей, кнопки вызова дежурного, питьевые бачки, вентиляция, пол покрыт бетоном, стены под «шубой». Отсутствовал душ, не предоставлялась возможность помывки. Не производилась смена постельного белья, гигиенические принадлежности не выдавались. Ненадлежащие условия содержания под стражей в ИВС причинили истцу вред здоровью, так как истец на момент содержания в ИВС являлся больным <данные изъяты>, лекарственные препараты не предоставлялись. Таким образом, истец считает, что в связи с указанными нарушениями его содержания в ИВС ему причинен моральный вред. Истец просит взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда в сумме 250 000 рублей.
Истец ФИО1 в судебном заседании отсутствовал, поскольку отбывает наказание в местах лишения свободы, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежаще и своевременно.
Представитель ответчика МО МВД России «Завьяловский» Бабарыкина Е.П. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что действительно в указанный период в ИВС Баевского ОВД в камерах отсутствовали канализация, санузлы с зоной приватности, водопровод. В камерах проводилась санитарная обработка, уборка камер лицами в них содержащимися. Постельное белье выдавалось, в наличии имелись матрацы, постельные принадлежности, выдавались гигиенические принадлежности, камеры были оборудованы столами, полками, вешалками, бачками для отходов и для питьевой воды, лампами освещения, радиоточкой, вентиляцией, питание было трехразовое, предоставлялась возможность помывки, прогулки. В ИВС имелась медицинская аптечка, при необходимости предоставлялись лекарственные препараты. Считает, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ, в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте рассмотрении дела. В своем отзыве на исковое заявление представитель Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, как орган, выступающий от имени Министерства финансов РФ, считает, что Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком, надлежащим ответчиком является Министерство внутренних дел РФ, также просил в иске отказать, рассмотреть дело без участия представителя.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел РФ, которое судом извещено о времени и месте рассмотрения дела, возражений по иску не представлено.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика ФИО2, занимавший должность начальника ИВС Баевского ОВД, в судебное заседание не явился, будучи уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, предоставлены письменные пояснения по иску.
Выслушав пояснения представителя ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, регулируется Федеральным законом РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон № 103-ФЗ).
Согласно ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
В соответствии со ст. 23 названого Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров
В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно пунктам 9, 10, 11, 12 ст. 17 данного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка.
В период указанный истцом, как период его содержания в ИВС Баевского ОВД с 16 сентября 2004г. по 7 октября 2004г. действовали Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел утвержденные Приказом МВД РФ от 26 января 1996г. № 41.
Согласно раздела 3 Правил, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования:
- спальным местом (при наличии соответствующих условий);
- постельными принадлежностями, постельным бельем;
- столовой посудой на время приема пищи.
Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания в ИВС.
Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них подозреваемых и обвиняемых выдаются:
- мыло (туалетное и хозяйственное), стиральный порошок;
- бумага для гигиенических целей;
- настольные игры (шашки, шахматы, домино);
- газеты;
- предметы для уборки камеры;
- швейные иглы, ножницы и другие используемые в быту колюще - режущие предметы выдаются подозреваемым и обвиняемым под контролем администрации ИВС.
Камеры ИВС оборудуются:
- столом;
- санитарным узлом;
- краном с водопроводной водой;
- вешалкой для верхней одежды;
- полкой для туалетных принадлежностей;
- бачком для питьевой воды;
- радиодинамиком;
- урной для мусора.
Ежедневно по потребности в камеры выдается кипяченая вода для питья.
Не реже одного раза в неделю подозреваемому и обвиняемому предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
Бритвенные принадлежности выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе в установленное время не реже двух раз в неделю.
Для написания предложений, заявлений и жалоб подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно приказа ГУ МВД России по Алтайскому краю от 9 ноября 2010г. № 525 ликвидирован ИВС ОВД по Баевскому району, эксплуатация ИВС прекращена с 22 ноября 2010г.
В соответствии с приказом ГУ МВД России по Алтайскому краю от 14 июля 2011 г. № 314 «О реорганизации Отдела внутренних дел по Завьяловскому району, Отдела внутренних дел по Баевскому району» указанные отделы реорганизованы с 01 сентября 2011 г. путём присоединения к Отделу внутренних дел по Завьяловскому району Отдела внутренних дел по Баевскому району, Отдел внутренних дел Завьяловского района переименован в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Завьяловский».
Судом установлено, что ФИО1 содержался в ИВС Баевского ОВД в период времени: с 27 сентября 2004г. по 7 октября 2004г. включительно. Это подтверждается справкой ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю о том, что ФИО1 прибыл в СИЗО-1 18 сентября 2004г. из ИВС г. Барнаула, 26 сентября 2004г. убыл в н/с Баево, прибыл из с. Баево в СИ-1 8 октября 2004г.
Таким образом, судом установлено, что всего ФИО1 содержался в ИВС Баевского ОВД в указанный им период - 11 суток.
Доказательств нахождения ФИО1 в ИВС ОВД Баевского района более продолжительное время не представлено. Копия приговора Баевского районного суда от 1 октября 2004г. и справка ИЦ ГУ МВД России по Алтайскому краю лишь подтверждают нахождение истца под стражей, однако не подтверждают в каком ИВС содержался ФИО1 в указанный им период.
В судебном заседании установлено, что в период содержания ФИО1 в ИВС ОВД Баевского района в камерах ИВС в камерах были установлены бачки для оправки естественных надобностей, однако не были соблюдения необходимые для этого зоны приватности, в камерах отсутствовали краны с водопроводной водой Это следует как из искового заявления ФИО1, так и из возражений МО МВД России «Завьяловский», пояснений представителя ответчика, а так же технического паспорта здания ИВС по состоянию на 2002г., где в камерах водопровод, санузлы с зоной приватности отсутствуют.
В соответствии с пунктом 12 Минимальных стандартных Правил обращения с заключенными (Приняты в г. Женеве 30.08.1955) санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
Несмотря на то, что до ноября 2005 года (когда указание на соблюдение необходимых требований приватности санитарных узлов введено Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950) отсутствие ограждения санузлов в камерах ИВС формально и не нарушало требования к оснащению камер, данное обстоятельство само по себе не соответствовало требованиям о защите достоинства личности в связи с чем, содержание истца в таких условиях, не обеспечивающих приватность санузла, нарушало личные неимущественные права и причиняло нравственные страдания истцу.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда в связи с содержанием истца в ИВС Баевского ОВД в указанный выше установленный судом период в ненадлежащих условиях содержания, а именно в связи с отсутствием в камерах ИВС зоны приватности санузла (биотуалета).
Вместе с тем, довод истца об отсутствии в камерах ИВС кранов с водопроводной водой, нашедший свое подтверждение в судебном заседании, не может свидетельствовать о безусловном причинении истцу физических и нравственных страданий, поскольку как следует из искового заявления ФИО1 питьевая вода предоставлялась в бутылках. Кроме того факт обеспечения питьевой водой лиц, содержащихся в ИВС подтверждается возражением ответчика МО МВД России «Завьяловский» и письменным объяснением третьего лица ФИО2. Доказательства, подтверждающие несение истцом нравственных и физических страданий по причине отсутствия кранов с водопроводной водой в камерах, суду не предоставлено.
Остальные доводы истца, изложенные в его исковом заявлении о нарушениях предусмотренных законодательством условий содержания его в ИВС какими-либо доказательствами не подтверждены, ответчиками данные обстоятельства не признаны.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, опровергающих доводы ответчика МО МВД России «Завьяловский» о соответствии условий содержания истца в ИВС требованиям законодательства истцом не предоставлено.
Согласно ответу МО МВД России «Завьяловский» истребованные судом по ходатайству истца документы уничтожены в связи с истечением сроков хранения.
Доводы истца об отсутствии в камерах кнопки вызова дежурного не могут быть приняты судом, поскольку наличие в камерах ИВС таких кнопок не было предусмотрено Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные Приказом МВД РФ от 26 января 1996г. № 41, действовавшими в период содержания истца в ИВС.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда в связи с содержанием истца в ИВС Баевского района в ненадлежащих условиях содержания, а именно: в отсутствие приватности санузла.
Данные обстоятельства являются достаточными для того, чтобы причинить страдания и переживания лицу, содержащемуся под стражей, в степени превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы. При этом вина государства заключается в необеспечении надлежащих условий содержания, что является основанием для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинён вред.
Согласно разъяснениям в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Учитывая установленное судом нарушение условий содержания истца в ИВС (отсутствие приватности санузла), принимая во внимание срок нахождения истца в подобных условиях (11 суток), степень нравственных страданий истца, длительный период прошедший с момента содержания истца в ИВС в указанный период (13 лет), а также требования разумности и справедливости суд полагает достаточной компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере не усматривается.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 ГК РФ).
По смыслу статей 125 и 1071 ГК РФ, пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступают главные распорядители соответствующих бюджетных средств.
На основании подпункта 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699) МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что МВД РФ было привлечено судом к участию в деле в качестве соответчика, а неправильное определение истцом ответчика либо государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не может повлечь за собой отказ в иске только по этому основанию, суд приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда с Российской Федерации в лице МВД РФ за счет казны Российской Федерации.
Министерство финансов РФ и МО МВД России «Завьяловский» в данном случае будут являться ненадлежащими ответчиками по делу.
В остальной части иск ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда, а также требования к Министерству финансов Российской Федерации и к МО МВД России «Завьяловский» удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196 – 199 ГПК РФ,
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 1 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.