Судья: Еремина Н.Н. дело № 33-4579/2023
(№ 2-371/2023)
УИД: 64RS0045-01-2022-010671-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01.06.2023 г. г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Негласона А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Молодых Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Беляевой О.В., Харитоновой Л.В. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании наличия статуса детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,
по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 20.02.2023 г., которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя ответчика Крыловой В.Д., поддержавшей доводы жалобы, истцов Беляевой О.В. и Харитоновой Л.В. и представителя истцов Букаевой Н.Н., возражавших по доводам жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия
установила:
Беляева О.В. и Харитонова Л.В. обратились с исковыми требованиями к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании наличия статуса детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Требования мотивировали тем, что они относятся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, находились под опекой у своего дяди Тишина А.Н. на основании решения исполнительного комитета Кармакчинского районного Совета народных депутатов (Казахской ССР) от 24.05.1989 г. В соответствии с постановлением заседания опекунского Совета при Кармакчинском райисполкоме от 12.09.1989 г. на их содержание было назначено пособие в сумме 30 руб. на каждого с 01.09.1989 г. В дальнейшем опекун Тишин А.Н. с супругой Тишиной Т.М. переехали вместе с ними в г. Аткарск Саратовской области и проживали все вместе по адресу <адрес> там же были зарегистрированы. В г. Аткарске опекун Тишин А.Н. продолжил получать пособие, назначенное по вышеуказанному постановлению заседания опекунского Совета при Кармакчинском райисполкоме от 12.09.1989 г.
По мнению истцов, они имеют право на включение их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку проживали в 1990-1996 гг. на территории г. Аткарск Саратовской области, имели ранее установленный (на территории Казахской ССР в период существования СССР) статус сирот, находились под опекой родственников Тишина А.Н. и Тишиной М.Т.
До настоящего времени они не смогли добиться от ответчика признания в отношении них статуса детей, оставшихся без попечения родителей. Неоднократно обращались с претензией к указанному органу, однако в ответе № от 27.04.2022 г. указано, что в отделе опеки и попечительства отсутствуют личные дела истцов, а также документы, свидетельствующие о наличии у них статуса детей, оставшихся без попечения родителей. В силу того, что они имели статус детей, оставшихся без попечения родителей, они имели право на получение специализированного жилого помещения. Истцы ссылаются на отсутствии их вины в том, что в силу малолетства не знали своих прав, а опекуны не помогли им в этом. Органом опеки и попечительства также им не было оказано никакой помощи. В настоящее время истцы самостоятельно получили документы, подтверждающие наличие у них статуса детей, оставшихся без попечения родителей, из Республики Казахстан, после чего вновь обратились в министерство строительства и ЖКХ Саратовской области с просьбой поставить их на учет на получение жилого помещения, но им в этом отказано.
В 2018 г. истцы обращались в администрацию Аткарского муниципального района Саратовской области и в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовкой области с заявлением о постановке на учет и предоставлении жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области как граждане, ранее относящиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Письмом от 02.11.2018 г. № им отказано в постановке на учет на основании п. 1 ч. 7 ст. 5 Закона Саратовской области от 02.02.2012 г. № 123 «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», так как статус заявителей не соответствует требованиям ст. 3 вышеуказанного закона, т.е. на момент подачи заявления они достигли возраста 23 лет.
Однако до достижения 23 лет истцы были лишены возможности встать на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с тем, что уполномоченными должностными лицами органов опеки и попечительства не исполнены обязанности по постановке их на учет, а также не разъяснено право на получение жилого помещения за счет государства.
Считая свои права нарушенными, Беляева О.В. и Харитонова Л.В. обратились в суд, который просили признать наличие у них статуса детей, оставшихся без попечения родителей, в период проживания в г. Аткарске Саратовской области с 1990 по 1996 гг.; обязать министерство строительства и ЖКХ Саратовской области поставить их на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 20.02.2023 г. исковые требования удовлетворены частично. На министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность включить Беляеву О.В. и Харитонову Л.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Автор жалобы указывает на то, что истцами не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока для постановки на указанный учет.
В возражениях на апелляционную жалобу истцы просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили.
Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Беляева О.В. и Харитонова Л.В. имеют статус лиц, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельствам о рождении Беляевой О.В. и Харитоновой (Беляевой) Л.В. их родителями являются ФИО1 и ФИО21 (л.д. 7, 8).
Согласно решению исполнительного комитета Кармакчинского районного совета народных депутатов № от 24.05.1989 г. опекуном над несовершеннолетними Беляевыми назначен ФИО13, поскольку отец – ФИО1 умер в 1981 г., мать лишена в 1983 г. родительских прав (л.д. 11).
Согласно архивной копии решения Абайского райисполкома города Чимкента (ныне города Шымкента) Чимкентской области (ныне Туркестанской области) № от 04.11.1981 г. дети: Беляева ФИО4, <дата>, Беляева Ольга, <дата>, определены в детский дом (л.д. 10).
Постановлением заседания опекунского Совета при Кармакчинском райисполкоме от 12.04.1989 г. удовлетворено заявление Тишиной Т.М. об оформлении пособия на Беляеву Ольгу, <дата> и Беляеву ФИО4, <дата>. Заключением дано согласие на выплату денежного пособия для Беляевых Ольги и Людмилы (л.д. 12).
Согласно сведениям МОУ СОШ № 8 г. Аткарска Саратовской области, Беляева О.В., <дата> года рождения была зачислена в 8 класс в 1992 г., 18.08.1993 г. выбыла в вечернюю школу г. Аткарска. Беляева Л.В., <дата>, была зачислена в 7 класс в 1992 г., 26.06.1995 г. окончила 9 классов. Личные дела Беляевых отсутствуют (л.д. 22).
Также судом первой инстанции установлено, что в 2018 г. Беляева О.В. и Харитонова (Беляева) Л.В. обращались в администрацию Аткарского муниципального района Саратовской области и в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовкой области с заявлением о постановке их на учет и предоставлении жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области как гражданки, ранее относящиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 42-43, 44-45).
Письмами от 08.11.2018 г. № и от 12.11.2018 г. № – 2 им отказано в постановке на учет на основании п. 1 ч. 7 ст. 5 Закона Саратовской области от 02.02.2012 г. № 123 «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», так как статус заявителей не соответствует требованиям ст. 3 вышеуказанного закона, т.е. на момент подачи заявления они достигли возраста 23 лет (л.д. 23-24, 25-26, 27-28).
В 2018 г. истцы обратились в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовкой области с заявлением о постановке на учет и предоставлении жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области как гражданки, ранее относящиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Письмом от 16.10.2019 г. № и от 16.10.2019 г. № Беляевой О.В. и Харитоновой (Беляевой) Л.В. отказано в постановке на учет на основании п. 1 ч. 7 ст. 5 Закона Саратовской области от 02.02.2012 г. № «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», так как статус заявителей не соответствует требованиям ст. 3 вышеуказанного закона, т.е. на момент подачи заявления они достигли возраста 23 лет (л.д. 32-33, 34-35).
Аналогичные ответы на обращения истцов министерством и жилищно-коммунальным хозяйством Саратовской области направлялись 17.10.2019 г. №, 24.09.2020 г. № и 26.02.2021 г. № (л.д. 36-37, 38-39, 40-41).
Беляева О.В., <дата> года рождения, и Харитонова Л.В., <дата> года рождения, относятся к категории лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 08.04.1996 г. Беляева О.В. достигла совершеннолетия, 08.04.2002 г. достигла возраста 23 лет. 06.08.1997 г. Харитонова Л.В. достигла совершеннолетия, а 06.08.2003 г. достигла возраста 23 лет.
При этом, судом первой инстанции установлено, что обращения истцов в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовкой области с заявлением о постановке на учет и предоставлении жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области как граждан, ранее относящиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имели место в 2021 и 2022 гг., на которые заявителями получены отказы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в собственности истцов отсутствуют жилые помещения.
Исследовав представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в том, что Беляева О.В. и Харитонова (Беляева) Л.В. не были поставлены на учет как нуждающиеся в жилье, их вина отсутствует, напротив, истцами были предприняты все попытки заявить о том, что имеются основания для обеспечения их жилым помещением, что их право на жилище нарушено, и в этом направлении истцы действовали соразмерно своим физическим и финансовым возможностям.
Также судом первой инстанции указано, что орган опеки и попечительства был обязан на основании выявленного обстоятельства обратиться в орган исполнительной власти с заявлением о постановке Беляевой О.В. и Харитоновой Л.В. на учет с целью обеспечения их жильем, но данная обязанность органом опеки и попечительства исполнена не была, что повлекло нарушение прав истцов на жилище.
Истцами представлены доказательства того, что они воспользовалась своим правом и ими предпринимались попытки встать на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи со статусом лиц, оставшихся без попечения родителей, а также доказательства того, что Беляева О.В. и Харитонова Л.В. не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 23 лет по уважительным причинам, не зависящим от воли истцов.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцы не утратили права на получение мер социальной поддержки в виде однократного предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области, поскольку государственным учреждением, в котором содержались истцы, а затем и опекунами меры по постановке на учет Беляевой О.В. и Харитоновой Л.В. не принимались.
Учитывая тот факт, что на праве собственности истцы жилых помещений не имеют, суд пришел к выводу о возложении на министерство строительства и ЖКХ Саратовской области обязанности по включению Беляевой О.В. и Харитоновой Л.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При этом указав, что наличие у Беляевой О.В. и Харитоновой Л.В. статуса детей, оставшихся без попечения родителей, в период проживания в г. Аткарске Саратовской области с 1990 по 1996 гг. ответчиком не оспаривается.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на представленных доказательствах, сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз. 2).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3).
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 г., разъяснил, что жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовая позиция по вопросу о постановке на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении изложена в Определениях Конституционного Суда РФ от 24.06.2021 г. № 1215-О по обращению лица, которому было отказано во включении в список, сформированный в целях предоставления льгот в жилищной сфере для определенной категории граждан в связи с тем, что заявитель обратился в уполномоченный орган, достигнув возраста 23 лет, и не представил доказательств наличия объективных причин, препятствовавших своевременному обращению.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, предусматривая в ст. 8 меры социальной поддержки в жилищной сфере для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепляет также в ее п. 9, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этой статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Применительно к данному законоположению (в том числе, во взаимосвязи с оспариваемым нормативным положением) Конституционный Суд Российской Федерации указал на возможность обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет, отметив при этом сложившуюся правоприменительную практику, основанную на разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации. С учетом изложенного оспариваемая норма, обеспечивающая реализацию гарантий, предоставляемых согласно положениям Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», сама по себе не может расцениваться как нарушающая конституционные права в аспекте, указанном заявителем, который, согласно выводу судов, не имел объективных причин для пропуска срока обращения за предоставлением ему соответствующей меры социальной поддержки в жилищной сфере.
Из приведенных правовых норм, разъяснений по их применению и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что суду необходимо было устанавливать причины, по которым до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не встали на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Только в случае признания таких причин уважительными, возможно удовлетворение требований истца о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.
Достоверно установлено, что истцы Беляева О.В. и Харитонова Л.В. с момента достижения 23 лет не относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и утратили право на льготное обеспечение жилым помещением.
С учетом действующего законодательства по достижению 23 лет истцы утратили право на получение мер социальной поддержки в виде однократного предоставления благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда, при этом, каких-либо доказательств уважительности несвоевременного обращения после достижения возраста 23 лет и обращения в установленном законом порядке с заявлениями о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, истцами, по мнению судебной коллегии, не представлено.
Вопреки содержащимся в исковом заявлении доводам истцов об их неоднократном обращении в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлениями о постановке на специализированный жилищный учет в качестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчик в своих письменных пояснениях сообщает о том, что в министерстве отсутствуют сведения об обращении истцов до 2018 г. с указанными заявлениями.
Напротив, из материалов дела следует, что истцы впервые обратились в министерство с соответствующими заявлениями по достижении 23 лет, при этом до достижения указанного возраста ни истцы, ни их опекун с требованием о предоставлении жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в письменной форме в органы местного самоуправления либо в министерство не обращались. В этой связи, учитывая вышеприведенные положения законодательства, по достижении возраста 23 лет Беляева О.В. и Харитонова Л.В. уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утратили одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Доводы истцов о том, что срок для обращения с указанными заявлениями был пропущен ими по причине неразъяснения им о наличии у них такого права опекуном и органами опеки и попечительства, признаются судебной коллегией необоснованными.
Как было указано выше и следует из позиции Верховного Суда Российской Федерации, постановка на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения носит заявительный характер и возможна при условии письменного обращения такого лица в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.
Это конституционное положение и требование норм международного права содержится и в ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно положениям ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.
Законом на суд не возлагается обязанность по собиранию доказательств и по доказыванию действительных обстоятельств дела, так как возложение такой обязанности приведет к тому, что он будет вынужден действовать в интересах какой-либо из сторон.
Вопреки данным положениям процессуального законодательства, истцами суду доказательств письменного обращения истцов или их опекуна до достижения истцами возраста 23 лет с заявлениями в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении и отказа в удовлетворении таких заявлений не представлено.
Так, судебной коллегией в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, а также разъяснениями, данными в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16, поскольку в суде первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), было предложено истцам представить дополнительные доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока на обращение с заявлениями о постановке на специализированный жилищный учет в качестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истцами в суд апелляционной инстанции представлены: заявление ФИО14 от 18.05.2023 г., справка об обучении № от 16.05.2023 г., справка об обучении № от16.05.2023 г., копия свидетельства серии АБ № от 30.06.1998 г., выданное ПУ № г. Аткарска Саратовской области.
По мнению истцов, данными документами подтверждается уважительность причин пропуска ими срока на обращение с заявлениями о постановке на специализированный жилищный учет в качестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку органы опеки и попечительства Аткарского района Саратовской области не разъяснили им право на постановку на такой учет, кроме того, образование, полученное истцами в г. Аткарске Саратовской области, не позволило им своевременно принять меры к постановке на такой учет.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 23 ░░░, ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 23 ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 23 ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 23 ░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 23-░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 23 ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 327.1, 328, 329, 330 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ 20.02.2023 ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 23 ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ 20.02.2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.06.2023 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░