Дело №2а-195/2020
УИД 61RS0049-01-2020-000223-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2020 года село Песчанокопское
Песчанокопский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Золотухиной О.В.,
при секретаре Бойко А.Н.,
при участии представителя прокуратуры Песчанокопского района Ростовской области Фроловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-195/20 по административному исковому заявлению прокурора Песчанокопского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Жуковского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области о признании незаконным бездействия, обязании организовать и провести диспансеризацию муниципальных служащих,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Песчанокопского района обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Жуковского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области о признании незаконным бездействия, обязании организовать и провести диспансеризацию муниципальных служащих, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Жуковского сельского поселения Песчанокопского района по организации в период с 2019 года по апрель 2020 года диспансеризации муниципальных служащих администрации сельского поселения; обязать администрацию Жуковского сельского поселения Песчанокопского района до 31.12.2020 организовать и провести диспансеризацию муниципальных служащих администрации Жуковского сельского поселения.
В обоснование административных исковых требований указывает следующее: прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере здравоохранения. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан т в Российской Федерации» в целях охраны здоровья и сохранения способности к труду, предупреждения и своевременного выявления профессиональных заболеваний в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, работники, занятые на отдельных видах работ, проходят обязательные медицинские осмотры. Работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения. Порядок прохождения диспансеризации определен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 №984н «Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболевания, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения». Согласно пункту 4 Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится ежегодно. Установлено, что администрацией Жуковского сельского поселения Песчанокопского района диспансеризация муниципальных служащих администрации в период с 2019 года по 4 месяца 2020 года не проводилась, графики прохождения диспансеризации администрацией района не утверждались. Согласно информации главы администрации Жуковского сельского поселения от 23.04.2020 диспансеризация муниципальных служащих не проведена в виду отсутствия бюджетных средств. Прокурор ссылаясь на Федеральный закон №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 30.05.2005 №609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» считает, что организация диспансеризации муниципальных служащих является обязанностью администрации Жуковского сельского поселения Песчанокопского района, несоблюдение администрацией сельского поселения требований законодательства о муниципальной службе нарушает права граждан, проходящих муниципальную службу.
В судебном заседании представитель прокуратуры Песчанокопского района Ростовской области Фролова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просит обязать Администрацию Жуковского сельского поселения устранить допущенные нарушения.
Представитель ответчика Администрации Жуковского сельского поселения в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, признании исковых требований в полном объеме.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности ( ст.39 КАС РФ).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (без действий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (без действий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В соответствии с п.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
В соответствии с п.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 02 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ) предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.
Согласно п.10 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 02 марта 2007 №25 муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Несоблюдение установленных законом ограничений и запретов, связанных с прохождением муниципальной службы, в соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ является основанием для расторжения договора о прохождении службы.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 части 1 статьи 23 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ муниципальному служащему гарантировано медицинское обслуживание. Прохождение диспансеризации является частью данной медицинской гарантии и не может нарушать права и законные интересы муниципальных служащих.
В соответствии с ч.4 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 984н утвержден Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика" (абзац первый). В случае отсутствия в медицинском учреждении, осуществляющем диспансеризацию гражданских служащих или муниципальных служащих, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимых для проведения диспансеризации в полном объеме, указанным медицинским учреждением заключаются договоры с медицинскими организациями, имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности, о привлечении медицинских работников этих организаций (абзац второй).
Пунктом 4 Порядка установлено, что диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме: осмотр врачами-специалистами: терапевтом, акушером-гинекологом, неврологом, урологом (для мужского населения), хирургом, офтальмологом, отоларингологом, эндокринологом, психиатром, психиатром-наркологом (подпункт 1); проведение лабораторных и функциональных исследований: клинический анализ крови, клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина крови, исследование уровня сахара крови, исследование уровня билирубина, исследование уровня общего белка сыворотки крови, исследование уровня амилазы сыворотки крови, исследование креатинина сыворотки крови, исследование мочевой кислоты сыворотки крови, исследование уровня холестерина липопротеидов низкой плотности сыворотки крови, исследование уровня триглицеридов сыворотки крови, онкомаркер специфический СА-125 (женщинам после 40 лет), онкомаркер специфический PSA (мужчинам после 40 лет), цитологическое исследование мазка из цервикального канала, электрокардиография, флюорография (1 раз в год), маммография (женщинам после 40 лет, 1 раз в 2 года) (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 5 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что гражданские служащие и муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком (абзац первый). В случае невозможности прохождения диспансеризации в установленные сроки по уважительным причинам сроки ее прохождения согласуются с представителем нанимателя (работодателем) (абзац второй).
В соответствии с п.7,8 Порядка для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение. Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка гражданских служащих или муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации.
В соответствии с п.17 Порядка медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма N 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением N 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения. Заключение приобщается к личному делу гражданского служащего или муниципального служащего в соответствии с Положением о персональных данных государственного гражданского служащего и ведении его личного дела, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела".
Финансирование муниципальной службы в силу статьи 34 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения в суд явились результаты проведенной прокуратурой Песчанокопского района Ростовской области проверки исполнения законодательства в сфере здравоохранения.
В ходе проверки установлено, что администрацией Жуковского сельского поселения Песчанокопского района диспансеризация муниципальных служащих администрации за период с 2019 года по апреля 2020 года не проводилась.
По информации, представленной Главой Жуковского сельского поселения от 27.04.2020, в 2019 года – истекшем периоде 2020 года муниципальные служащие диспансеризацию не проходили, ввиду отсутствия финансовых средств.
Несоблюдение администрацией Жуковского сельского поселения требований законодательства о муниципальной службе нарушает права граждан, проходящих муниципальную службу.
Выявленное проведенной прокурорской проверкой нарушение требований действующего законодательства администрацией Жуковского сельского поселения, а именно - не проведение диспансеризации муниципальных служащих администрации Жуковского сельского поселения, а также не проведение мероприятий по ее организации в период с 2019 года по апреля 2020 года является нарушением законодательства Российской Федерации, а, следовательно, подлежит устранению административным ответчиком.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд принимает во внимание, что не проведение мероприятий по организации диспансеризации муниципальных служащих администрации Жуковского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку несвоевременная диагностика и выявление заболеваний может негативно сказаться на эффективности и качестве работы муниципальных служащих.
Требования, установленные федеральным законодательством, для лиц, поступающих и проходящих муниципальную службу, направлены, в том числе, на предотвращение нарушений прав, свобод и законных интересов гражданина, организаций, с которыми общается муниципальный служащий при исполнении своих должностных обязанностей.
Продолжение работы муниципальным служащим, имеющим заболевание, препятствует дальнейшему прохождению службы, поскольку это, прежде всего, создает угрозу возможного причинения вреда законным интересам граждан.
В этой связи суд признает незаконным бездействие Жуковского сельского поселения, выразившееся в не организации диспансеризации муниципальных служащих в период с 2019 года по апреля 2020 года.
Удовлетворяя административный иск прокурора, суд учитывает также, что в ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика исковые требования признал. Суд принимает признание иска представителем административного ответчика, так как признание административного иска выражено в письменном заявлении, подписанном представителем административного ответчика и адресованном суду, признание иска не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.
Согласно ч.2 ст.178, ч. 3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Определяя срок для исполнения административным ответчиком обязанности по устранению нарушений в сфере здравоохранения, суд учитывает объем допущенных нарушений, позицию сторон, в связи с чем, считает необходимым установить срок для исполнения административным ответчиком возложенной на него обязанности до 31.12.2020, срок для сообщения об устранении допущенных нарушений - один месяца со дня исполнения решения суда.
Учитывая обстоятельства дела, характер оспариваемых бездействий, степень значимости допущенных нарушений, оснований для признания необходимым опубликования решения суда по данному административному делу суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.10, 13 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 22,39, 218-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 31.12.2020.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.