№ 16-1605/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток 26 октября 2020 года
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу директора ООО «Алексее-Никольское» Лысенко В.А. на вступившие в законную силу решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 25 июня 2019 года, решение судьи Приморского краевого суда от 20 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Алексее-Никольское» Лысенко Виктора Анатольевича,
у с т а н о в и л :
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае Пономаренко Е.В. от 30 января 2019 года № 25/12-423-19-И директор ООО «Алексее-Никольское» Лысенко В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в административного штрафав размере 10 000 рублей.
Решением судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 25 июня 2019 года постановление должностного лица № 25/12-423-19-И от 30 января 2019 года оставлено без изменения, жалоба защитника директора ООО «Алексее-Никольское» Лысенко В.А. – Исакова В.В. без удовлетворения.
Решением судьи Приморского краевого суда от 20 августа 2019 года решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 25 июня 2019 года оставлено без изменения, жалоба защитника директора ООО «Алексее-Никольское» Лысенко В.А. – Исакова В.В. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО «Алексее-Никольское» Лысенко В.А. просит изменить вступившие в законную силу судебные акты в части назначенного наказания.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Статьей 57 Трудового кодекса РФ установлено, что обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Трудового кодекса РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.
Согласно статьи 91 Трудового кодекса РФ под рабочим временем понимается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Согласно статье 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений.
Статьей 317 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Из материалов дела следует, что в период с 21 ноября 2018 года по 18 декабря 2018 года на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Приморском крае № 25/12-5150-18-И от 21 ноября 2018 года главным государственным инспектором труда проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства в отношении ООО «Алексее-Никольское», в ходе которой выявлены нарушения требований статей 57, 67, 91, 316, 317 Трудового кодекса РФ, выразившиеся в том, что в трудовом договоре от 17 апреля 2018 года, заключенным с Солдатенко А.В., не установлены условия оплаты труда, в частности: не указаны наименование и размеры доплат и надбавок компенсационного характера, на экземпляре трудового договора работодателя отсутствует отметка работника о вручении ему его экземпляра трудового договора на руки и под роспись, в трудовом договоре установлен режим рабочего времени, который не соответствует режиму, установленному в табелях рабочего времени, например, в октябре протабелирован по 8 часов, в указанном договоре продолжительность рабочего дня составляет не более 4 часов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО «Алексее-Никольское» Лысенко В.А. к административной ответственности по части 4 статьи 5.27 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения директором ООО «Алексее-Никольское» Лысенко В.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 16 января 2019 года № 25/12-149-1-И; актом проверки от 18 декабря 2018 года № 25/12-5763-18-И; распоряжением руководителя Государственной инспекции труда в Приморском крае № 25/12-5150-18-И от 21 ноября 2018 года и иными материалами, которые в своей совокупности достоверно подтверждают наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, в действиях директора ООО «Алексее-Никольское» Лысенко В.А.
Действия директора ООО «Алексее-Никольское» Лысенко В.А. правильно квалифицированы по части 4 статьи 5.27 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что имеются основания для изменения назначенного директору ООО «Алексее-Никольское» Лысенко В.А. наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, является несостоятельным в силу следующего.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно статье 1 Трудового кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда, в частности права на трудоустройство, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не усматривается, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в части такого обстоятельства как отсутствие угрозы причинения вреда интересам работников общества.
Тот факт, что ООО «Алексее-Никольское» относится к субъектам малого предпринимательства, а также то, что директор общества Лысенко В.А. привлекается к административной ответственности впервые, не является безусловным и достаточным основанием для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Довод жалобы, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки был нарушен один из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), предусмотренный пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являлся предметом рассмотрения судьи районного суда и судьи краевого суда. Он получил надлежащую оценку в решении Уссурийского районного суда Приморского края от 25 июня 2019 года и в решении Приморского краевого суда от 20 августа 2019 года, с которой следует согласиться.
Иные доводы жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Наказание директору ООО «Алексее-Никольское» Лысенко В.А. назначено в пределах санкции части 4 статьи 5.27 КоАП РФ в соответствии с положениями статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ. Постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 25 ░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 5.27 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░