Дело № 2а-1142/2021
74RS0029-01-2021-001686-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2021 года Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Васильевой Т.Г.,
при секретаре: Благодатной С.В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области к Некоммерческой организации «Магнитогорский благотворительный фонд «Гражданская инициатива» о ликвидации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области обратилось в суд с административным иском к Некоммерческой организации «Магнитогорский благотворительный фонд «Гражданская инициатива» и просило ликвидировать указанную организацию и исключить данные о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование требований указано, что в ходе проведения плановой документарной проверки организации на предмет установления соответствия деятельности организации, были выявлены нарушения законодательства РФ, на основании чего в адрес организации было выставлено предупреждение, установлен срок для устранения нарушений – 23.09.2019 г.. В установленный срок нарушения были устранены частично, в связи с чем, в адрес организации Управлением дважды выносились предупреждения от 25.09.2019 г. и 23.12.2019 г.. До настоящего времени организацией не устранены нарушения действующего законодательства РФ, в связи с чем, организация должна быть ликвидирована, данные о ней должны быть исключены из ЕГРЮЛ.
Дело рассмотрено без участия представителя административного истца, просившего рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Министерства юстиции РФ по Челябинской области.
Дело рассмотрено без участия представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, представившего отзыв относительно заявленных требований, в котором представитель административного ответчика просит суд учесть, что при регистрации в 2005 году фонда в ИФНС в тексте устава была допущена ошибка, в том, что Попечительский совет является высшим органом управления, что противоречит действующему законодательству, структура управления и действующий устав не могут быть приведены в соответствие действующему законодательству РФ в связи с нефункционирующим попечительским советом фонда. В настоящее время основная цель деятельности фонда не может быть достигнута в рамках действующей организационно-правовой формы и структуры управления фонда.
Изучив доводы административного истца, изложенные в иске, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу, что требования подлежат удовлетворению.
Конституция Российской Федерации гарантирует, что каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (статья 30, часть 1).
Право на объединение и свобода деятельности общественных объединений относятся к коллективным правам.
Государство во исполнение положений статей 18, 71 (пункты "в", "о") и 76 Конституции Российской Федерации обязано определить в федеральном законе правовое положение общественных объединений, в том числе установить условия их признания в качестве юридических лиц, порядок их учреждения, государственной регистрации и прекращения деятельности, содержание правоспособности, исходя из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации возможные ограничения, затрагивающие названные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (пункт 1).
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (пункт 2).
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (пункт 3).
В силу абз. 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно разъяснениям пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями, в том числе не являющимися юридическими лицами (далее - объединение граждан), Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, включая Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности объединения граждан, его ликвидации либо запрета деятельности по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), статьи 7 и 9 Закона о противодействии экстремистской деятельности, часть 2 статьи 24 Закона о противодействии терроризму, пункт 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", статья 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", статья 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статья 4, пункт 3 статьи 41 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
Основания для ликвидации юридического лица установлены в статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого Государственного Реестра юридических лиц Некоммерческой организации «Магнитогорский благотворительный фонд «Гражданская инициатива» зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц 19.04.2005 года Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области за основным государственным регистрационным номером 2167400084344.
В результате проверки Некоммерческой организации «Магнитогорский благотворительный фонд «Гражданская инициатива», на предмет установления соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным ее учредительными документами, соблюдения ею действующего законодательства РФ, установлено, что место нахождения организации, указанное в ЕГРЮЛ не соответствует ее фактическому месту нахождения, об изменении указанных сведений уполномоченный орган не был проинформирован, соответствующие документы предоставлены не были, в нарушение требований п. 7 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, кроме того, организацией не представлены в Управление отчеты о деятельности по установленным формам за 2018, 2019 год, не представлены отчеты за 2016-2018 г.г. о деятельности организации, содержащие сведения о финансо-хозяйственной деятельности, персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией, составе и содержании благотворительных программ, содержании и результатах деятельности, в соответствии со ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», не представлены документы, подтверждающие проведение ежегодного обязательного аудита, в соответствии со ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности», не представлены протоколы заседаний Попечительского совета, а также документы, подтверждающие его полномочия. Устав организации от 06.04.2005 года не соответствует требованиям действующего законодательства. Кроме того, не исполнена обязанность по ежегодному размещению в информационно-коммуникационной сети «Интернет» или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности и сообщение о продолжении деятельности за 2018-2019 годы, что также нарушает требования п. 3.2 ст. 32 выше указанного закона.
В связи с непредставлением организацией в Управление в нарушение требований статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ в установленный срок документов, в его адрес вынесено предупреждение N 74/02-4854 от 08.07.2019 года, обязывающее устранить нарушения действующего законодательства в срок до 23.09.2019 года, в связи с его неисполнением, 25.09.2019 года и 23.12.2019 года в адрес организации вынесены повторные предупреждения № 74/02-6544 и 74/02-8609.
Таким образом, предупреждения исполнены не были, в установленном порядке не обжаловались, информация об устранении выявленных нарушений законодательства в Управление не направлялась, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства административным ответчиком.
Таким образом, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходит из положений подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ, где юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" положение пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по конституционно-правовому смыслу данного положения, предполагается, что предусмотренная им санкция - ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Согласно указанному Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
В силу разъяснений пункта 30 Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Анализ исследованных судом доказательств свидетельствует о нарушении действующего законодательства административным ответчиком, данных о том, что ответчиком предпринимались все зависящие от него меры для устранения выявленных нарушений и исполнения требований закона в установленный срок, суду не представлено, равно как не представлено и сведений, подтверждающих невозможность по объективным причинам, не зависящим от административного ответчика, представить истребуемые сведения, а равно устранить допущенные нарушения закона.
Ликвидация ответчика является соразмерной мерой ответственности допущенным нарушениям.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области о ликвидации и исключении Некоммерческой организации «Магнитогорский благотворительный фонд «Гражданская инициатива» из единого государственного реестра юридических лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ 19.04.2005 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2167400084344.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 02.06.2021 ░░░░.
░░░░░: