Дело № 2а-1142/2021
74RS0029-01-2021-001686-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2021 года Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Васильевой Т.Г.,
при секретаре: Благодатной С.В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области к Некоммерческой организации «Магнитогорский благотворительный фонд «Гражданская инициатива» о ликвидации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области обратилось в суд с административным иском к Некоммерческой организации «Магнитогорский благотворительный фонд «Гражданская инициатива» и просило ликвидировать указанную организацию и исключить данные о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование требований указано, что в ходе проведения плановой документарной проверки организации на предмет установления соответствия деятельности организации, были выявлены нарушения законодательства РФ, на основании чего в адрес организации было выставлено предупреждение, установлен срок для устранения нарушений – 23.09.2019 г.. В установленный срок нарушения были устранены частично, в связи с чем, в адрес организации Управлением дважды выносились предупреждения от 25.09.2019 г. и 23.12.2019 г.. До настоящего времени организацией не устранены нарушения действующего законодательства РФ, в связи с чем, организация должна быть ликвидирована, данные о ней должны быть исключены из ЕГРЮЛ.
Дело рассмотрено без участия представителя административного истца, просившего рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Министерства юстиции РФ по Челябинской области.
Дело рассмотрено без участия представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, представившего отзыв относительно заявленных требований, в котором представитель административного ответчика просит суд учесть, что при регистрации в 2005 году фонда в ИФНС в тексте устава была допущена ошибка, в том, что Попечительский совет является высшим органом управления, что противоречит действующему законодательству, структура управления и действующий устав не могут быть приведены в соответствие действующему законодательству РФ в связи с нефункционирующим попечительским советом фонда. В настоящее время основная цель деятельности фонда не может быть достигнута в рамках действующей организационно-правовой формы и структуры управления фонда.
Изучив доводы административного истца, изложенные в иске, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу, что требования подлежат удовлетворению.
Конституция Российской Федерации гарантирует, что каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (статья 30, часть 1).
Право на объединение и свобода деятельности общественных объединений относятся к коллективным правам.
Государство во исполнение положений статей 18, 71 (пункты "в", "о") и 76 Конституции Российской Федерации обязано определить в федеральном законе правовое положение общественных объединений, в том числе установить условия их признания в качестве юридических лиц, порядок их учреждения, государственной регистрации и прекращения деятельности, содержание правоспособности, исходя из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации возможные ограничения, затрагивающие названные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (пункт 1).
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (пункт 2).
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (пункт 3).
В силу абз. 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно разъяснениям пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями, в том числе не являющимися юридическими лицами (далее - объединение граждан), Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, включая Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности объединения граждан, его ликвидации либо запрета деятельности по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), статьи 7 и 9 Закона о противодействии экстремистской деятельности, часть 2 статьи 24 Закона о противодействии терроризму, пункт 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", статья 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", статья 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статья 4, пункт 3 статьи 41 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
Основания для ликвидации юридического лица установлены в статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого Государственного Реестра юридических лиц Некоммерческой организации «Магнитогорский благотворительный фонд «Гражданская инициатива» зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц 19.04.2005 года Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области за основным государственным регистрационным номером 2167400084344.
В результате проверки Некоммерческой организации «Магнитогорский благотворительный фонд «Гражданская инициатива», на предмет установления соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным ее учредительными документами, соблюдения ею действующего законодательства РФ, установлено, что место нахождения организации, указанное в ЕГРЮЛ не соответствует ее фактическому месту нахождения, об изменении указанных сведений уполномоченный орган не был проинформирован, соответствующие документы предоставлены не были, в нарушение требований п. 7 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, кроме того, организацией не представлены в Управление отчеты о деятельности по установленным формам за 2018, 2019 год, не представлены отчеты за 2016-2018 г.г. о деятельности организации, содержащие сведения о финансо-хозяйственной деятельности, персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией, составе и содержании благотворительных программ, содержании и результатах деятельности, в соответствии со ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», не представлены документы, подтверждающие проведение ежегодного обязательного аудита, в соответствии со ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности», не представлены протоколы заседаний Попечительского совета, а также документы, подтверждающие его полномочия. Устав организации от 06.04.2005 года не соответствует требованиям действующего законодательства. Кроме того, не исполнена обязанность по ежегодному размещению в информационно-коммуникационной сети «Интернет» или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности и сообщение о продолжении деятельности за 2018-2019 годы, что также нарушает требования п. 3.2 ст. 32 выше указанного закона.
В связи с непредставлением организацией в Управление в нарушение требований статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ в установленный срок документов, в его адрес вынесено предупреждение N 74/02-4854 от 08.07.2019 года, обязывающее устранить нарушения действующего законодательства в срок до 23.09.2019 года, в связи с его неисполнением, 25.09.2019 года и 23.12.2019 года в адрес организации вынесены повторные предупреждения № 74/02-6544 и 74/02-8609.
Таким образом, предупреждения исполнены не были, в установленном порядке не обжаловались, информация об устранении выявленных нарушений законодательства в Управление не направлялась, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства административным ответчиком.
Таким образом, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходит из положений подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ, где юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" положение пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по конституционно-правовому смыслу данного положения, предполагается, что предусмотренная им санкция - ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Согласно указанному Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
В силу разъяснений пункта 30 Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Анализ исследованных судом доказательств свидетельствует о нарушении действующего законодательства административным ответчиком, данных о том, что ответчиком предпринимались все зависящие от него меры для устранения выявленных нарушений и исполнения требований закона в установленный срок, суду не представлено, равно как не представлено и сведений, подтверждающих невозможность по объективным причинам, не зависящим от административного ответчика, представить истребуемые сведения, а равно устранить допущенные нарушения закона.
Ликвидация ответчика является соразмерной мерой ответственности допущенным нарушениям.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области о ликвидации и исключении Некоммерческой организации «Магнитогорский благотворительный фонд «Гражданская инициатива» из единого государственного реестра юридических лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области к Некоммерческой организации «Магнитогорский благотворительный фонд «Гражданская инициатива» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.
Ликвидировать Некоммерческую организацию «Магнитогорский благотворительный фонд «Гражданская инициатива» и исключить Некоммерческую организацию «Магнитогорский благотворительный фонд «Гражданская инициатива» из Единого государственного реестра юридических лиц, зарегистрированную 19.04.2005 года Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области за основным государственным регистрационным номером 2167400084344.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий:
Мотивированное решение суда составлено 02.06.2021 года.
Судья: