Дело №2-1042/2021
76RS0008-01-2021-001567-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2021 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Цуцуи А.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жиделевой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Переславского межрайонного прокурора к Администрации городского округа города Переславля-Залесского, МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» об обязании произвести расчистку территории городского округа город Переславль-Залесский от аварийных, разрушенных и полуразрушенных многоквартирных домов, расположенных по адресам: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, ул. Кардовского д. 23; Комсомольская площадь, д. 12; ул. Комсомольская, д. 59; ул. Комсомольская д. 59а; ул. Комсомольская, д. 59б,
УСТАНОВИЛ:
Переславский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации городского округа города Переславля-Залесского, МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» об обязании произвести расчистку территории городского округа город Переславль-Залесский от аварийных, разрушенных и полуразрушенных многоквартирных домов, расположенных по адресам: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, ул. Кардовского д. 23; Комсомольская площадь, д. 12; ул. Комсомольская, д. 59; ул. Комсомольская д. 59а; ул. Комсомольская, д. 59б.
Требования мотивирует тем, что Переславской межрайонной прокуратурой на основании поручения прокуратуры области проведена проверка, по результатам которой установлены нарушение закона в деятельности администрации городского округа город Переславль-Залесский. В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства принят Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях реализации которого Постановлением Правительства Ярославской области от 22.04.2013 № 432-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 годы, в соответствии с которой планируемая дата переселения граждан из многоквартирных домов № 23 по ул. Кардовского, № 59 по ул. Комсомольская г. Переславля-Залесского, признанных аварийными и подлежащими сносу, - IV квартал 2014 года. Программой утвержден срок сноса данных домов - IV квартал 2018 года.
В соответствии с данной Программой планируемая дата переселения граждан из многоквартирных домов № 12 на Комсомольской площади г. Переславля-Залесского, признанных аварийными и подлежащими сносу, - 2014 года, срок сноса данного дома - IV квартал 2017 года. Согласно информации администрации городского округа город Переславль-Залесский от 08.06.2021 № их.03.01-3343/21 жители из многоквартирных домов № 23 по ул. Кардовского, № 12 Комсомольской площади, № № 59, 59а и 596 по ул. Комсомольская городского округа город Переславль-Залесский, признанных аварийными и подлежащими сносу, переселены в благоустроенные жилые помещения.
До настоящего времени расселенные аварийные многоквартирные дома № 23 по ул. Кардовского, № 12 на Комсомольской площади, № 59, № 59а и № 596 по ул. Комсомольская городского округа город Переславль-Залесский не разобраны и не вывезены, прилегающая территория захламлена строительным мусором. Аварийные дома по вышеуказанным адресам являются объектами опасности, нахождение на территории которых, в частности лиц без определенного места жительства, а также несовершеннолетних детей, может привести к наступлению негативных последствий, в том числе причинению вреда здоровью данным лицам. 25.01.2021 межрайонной прокуратурой в адрес первого заместителя главы администраций городского округа город Переславль-Залесский вносилось представление по указанному факту, однако до настоящего времени допущенные нарушения закона не устранены.
Представитель процессуального истца помощник Переславского межрайонного прокурора Порфирьева Л.В. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в части требований о расчистке территории по адресам: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, Комсомольская площадь, д. 12; ул. Комсомольская, д. 59; ул. Комсомольская д. 59а; ул. Комсомольская, д. 59б. В части требований по адресу Кардовского д. 23 требований не поддерживает, т.к. данную территорию расчистили. Доказательств сноса оставшихся домов не представлена, обязанность имеется, в течение длительного времени обязанность не исполнена.
Представитель ответчика Администрации городского округа города Переславля-Залесского по доверенности Овсянникова В.И. в судебное заседание явилась, пояснила, что действий по сносу казанных домов не проводилось в связи с недостаточностью денежных средств, просит установить срок 9 месяцев для исполнения. Дома расселены.
Представитель ответчика МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» в судебном заседании не участвовал, считается извещенным о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора УМС Администрации городского округа города Переславля-Залесского, МУП «Сервис», МУП «Теплосервис» в судебном заседании не участвовали, извещались надлежаще.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Ярославской области от 22.04.2013 № 432-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 годы, в соответствии с которой планируемая дата переселения граждан из многоквартирных домов № 23 по ул. Кардовского, № 59 по ул. Комсомольская г. Переславля-Залесского, признанных аварийными и подлежащими сносу, - IV квартал 2014 года. Программой утвержден срок сноса данных домов - IV квартал 2018 года.
В соответствии с данной Программой планируемая дата переселения граждан из многоквартирных домов №12 на Комсомольской площади г. Переславля-Залесского, признанных аварийными и подлежащими сносу - 2014 год, срок сноса данного дома - IV квартал 2017 года.
Согласно информации Администрации городского округа город Переславль-Залесский от 08.06.2021 № их.03.01-3343/21 жители из многоквартирных домов № 23 по ул. Кардовского, № 12 Комсомольской площади, № № 59, 59а и 596 по ул. Комсомольская городского округа город Переславль-Залесский, признанных аварийными и подлежащими сносу, переселены в благоустроенные жилые помещения (л.д. 31-40).
Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, и никем не оспаривается, что расчистка территории по адресу: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, ул. Кардовского д. 23, произведена.
Также судом установлено, что расселенные аварийные многоквартирные дома № 12 на Комсомольской площади, № 59, № 59а и № 596 по ул. Комсомольская городского округа город Переславль-Залесский не разобраны и не вывезены, прилегающая территория захламлена строительным мусором.
25.01.2021 межрайонной прокуратурой в адрес первого заместителя главы Администрации городского округа город Переславль-Залесский внесено представление, указано, что аварийные дома по вышеуказанным адресам являются объектами опасности, нахождение на территории которых, в частности лиц без определенного места жительства, а также несовершеннолетних детей, может привести к наступлению негативных последствий, в том числе причинению вреда здоровью данным лицам (л.д. 14-17).
В силу требований ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу требований ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление муниципального жилищного контроля; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу требований ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии Населения» каждый имеет право на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 3 «Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлена обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления и ответственность данных органов за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующей территории.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.06.2017 № 83 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические Требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно- гигиеническое значение», в соответствии с п. 4.4 которого не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, на не установленных для этих целей участках территории населенных пунктов и прилегающих к населенным пунктам.
Частью 10 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, В свечникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ЗОЛ2.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Обязанность по ограждению зданий, вышедших из эксплуатации и подлежащих сносу (утилизации) с установкой знаков безопасности и надписями обусловлена п. 4.3 СП 325.1325800.2017 «Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации».
Разделами 11 и 12 СП 325.1325800.2017 предусмотрены обязательные мероприятия по утилизации и вывозу отходов сноса здания.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ вышеуказанные обязанности собственника в расселенных аварийных домах возложены на органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Непринятие мер по ликвидации расселенного аварийного жилого фонда недопустимо, поскольку обрушение зданий может причинить вред жизни, здоровью неопределенного круга лиц.
Наличие свободного доступа в аварийный жилой фонд не исключает возможность совершения правонарушений в его помещениях, в том числе лицами, вынашивающими террористические намерения, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.
Статья 12 ГК РФ предусматривает присуждение к исполнению обязанности в натуре в качестве способа защиты гражданских прав.
Между тем, суд учитывает, что для исполнения указанных требований действительно необходимо соблюдения установленной процедуры заключения муниципального контракта, выделения бюджетных средств и исполнения подрядчиком указанных работ, в связи с чем срок устранения указанных нарушений необходимо установить продолжительностью девять месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа город Переславль-Залесский и муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» в течение девяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу произвести расчистку территории городского округа город Переславль-Залесский от аварийных, разрушенных и полуразрушенных многоквартирных домов, расположенных по адресам: Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, Комсомольская площадь, д. 12; ул. Комсомольская, д. 59; ул. Комсомольская д. 59а; ул. Комсомольская, д. 59б.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: А.М. Цуцуи
Мотивированное решение изготовлено 13.12.2021 г.