Решение по делу № 2а-3637/2020 от 17.03.2020

УИД 11RS0001-01-2020-003686-29

Дело № 2а-3637/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,

при секретаре Алексеевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкар

25 июня 2020 года гражданское дело по административному исковому заявлению Колегова Романа Владимировича к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 2 Кожевиной Ольге Валериевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми об оспаривании постановления от 28.01.2020 о взыскании исполнительского сбора,

установил:

Колегов Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 2 Кожевиной Ольге Валериевне, просил признать постановление судебного пристава-исполнителя от 28.01.2020 о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 99363/19/11025-ИП.

В обоснование иска административного искового заявления указано, что приведенное выше постановление судебного пристава-исполнителя вынесено с нарушением закона, поскольку административному истцу не был установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Отдел судебных приставов по г. Сыктывкару №2 УФССП России по Республике Коми.

Представитель административного истца_Калинин Р.В. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивает в полном объеме. Так же пояснил, что после отмены постановления об окончании испонительного производства и исправлении описки в сумме задолжденности Колегову Р.В. не был предоставлен срок для добровольного исполнения требований.

Представитель административных ответчиков ОСП по г.Сыктывкар №2 УФССП по РК, УФССП России по РК с административными требованиями не согласилась, по доводам изложенным в письменном отзыве.

Ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сыктывкару № 2 Кожевин О.В. в судебное заседание не явилась.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.

Исполнительский сбор согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от «Об исполнительном производстве» является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона от «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исходя из содержания ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

По смыслу указанных норм исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением должником законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Как установлено судом, вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26.04.2019, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 04.07.2019 постановлено: «Взыскать с Колегова Романа Владимировича в пользу 000 Сыктывкарский молочный завод в порядке регресса денежные средства в размере 373 080 руб. и возврат госпошлины в размере - 6930,80 руб.».

Во исполнение указанного выше решения Сыктывкарским городским судом Республики Коми выдан исполнительный лист ФС № 029774550.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Сыктывкару №1 УФССП по Республике Коми от 13.08.2019 в отношении должника Колегова Р.В. возбуждено исполнительное производство № 99363/19/11025-ИП, предметом исполнения по которому являлось «взыскание имущественного характера в размере 6 930,8 руб.».

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии указанного постановления.

Как установлено судом, определенная в постановлении от 13.08.2019 о возбуждении исполнительного производства сумма была оплачена должником, что подтверждается приобщенным к материалам исполнительного производства платежным поручением № 585883 от 08.11.2019.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.10.2019 исполнительное производство № 99363/19/11025-ИП окончено фактическим исполнением.

Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по г. Сыктывкару №2 УФССП по Республике Коми от 06.11.2019 вынесенное в рамках указанного выше исполнительного производства постановление от 28.10.2019 об окончании исполнительного производства отменено, исполнительное производство возобновлено.

В постановление о возбуждении исполнительного производства № 99363/19/11025-ИП внесены исправления в части подлежащей взысканию суммы. Данное постановление от 06.11.2019 вручено Колегову Р.В. лично 07.11.2019.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке, постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.01.2020 с Колегова Р.В. взыскан исполнительский сбор в размере 26 115,60 руб. Впоследствии, постановлением от 23.06.2020 размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с Колегова Р.В., определен в размере 25 111,64 руб.

Исполнительное производство № 99363/19/11025-ИП окончено фактическим исполнением 15.02.2020.

Суд, с учетом обстоятельств дела в их совокупности, не находит оснований для взыскания с административного истца исполнительского сбора в силу следующего.

Требования, изложенные в первоначальной редакции постановления от 13.08.2019 о возбуждении исполнительного производства, должником были исполнены в добровольном порядке, что и послужило основанием для вынесения постановления об окончании исполнительного производства.

Установив, что задолженность Колегова Р.В. по исполнительному листу значительно превышает размер оплаченной им задолженности, административным ответчиком внесены изменения в постановление от 13.08.2019, а исполнительное производство возобновлено.

В то же время, как установлено судом, новый срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель должнику не определил, что является существенным нарушением права должника на добровольное исполнение требований исполнительного документа.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" дал разъяснение, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.

В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (п. 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора (утв. ФССП России 07.06.2014).

С учетом изложенного, поскольку должнику не был установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, в связи с чем невозможно установить нарушение данных сроков, оснований для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора в рассматриваемом случае у судебного пристава-исполнителя не имелось, а постановление от 28.01.2020 о взыскании исполнительского сбора подлежит отмене как вынесенное с нарушением требований закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

административное исковое заявление Колегова Романа Владимировича к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 2 Кожевиной Ольге Валериевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми об оспаривании постановления от 28.01.2020 о взыскании исполнительского сбора – удовлетворить.

Постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Сыктывкару №2 УФССП по Республике Коми Кожевиной Ольги Валерьевны от 28.01.2020 о взыскании исполнительского сбора признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий Р.В. Куриленко

Мотивированно решение составлено 03 августа 2020 года

Копия верна: судья -

2а-3637/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Колегов Роман Владимирович
Ответчики
СПИ ОСП по г. Сыктывкару №2 УФССП по РК Кожевина Ольга Валериевна
Другие
Калинин Руслан Викторович
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Куриленко Роман Владимирович
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
18.03.2020Регистрация административного искового заявления
18.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.05.2020Судебное заседание
07.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее