Дело №2-659/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Олейниковой Е.Н.
при помощнике судьи Колобовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше 01 сентября 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Поповой Нины Ивановны к Администрации Камаганского сельсовета о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Попова Н.И. обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации Камаганского сельсовета о признании права собственности на жилой дом, находящегося по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указывает, что 10.02.2003 умерла ее мать ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.р. После ее смерти открылось наследство, состоящее из жилого дома и земельного участка по указанному адресу. Она является единственным наследником после ее смерти. Нотариусом Куртамышского нотариального округа было заведено наследственное дело и ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону только на земельный участок, общей площадью 1900кв.м., с кадастровым номером №, на котором расположен спорный жилой дом. В выдаче свидетельства о праве на наследство – жилого дома нотариусом было отказано в виду отсутствия на него правоустанавливающих документов. Однако ФИО5 являлась собственником указанных объектов недвижимости с 1961 года, переданные ей в собственность совхозом «Камаганский». С момента смерти матери, Попова по настоящее время пользуется жилым домом на правах собственника. Никто с претензиями за период пользования домом с земельным участком, ей не предъявлял. Иным путем, кроме судебного, установить право собственности на указанный объект недвижимости, не представляется возможным.
Представитель истца Птицина Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования уточнила, просила признать за Поповой Н.И. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, после смерти матери ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.р., умершей 10.02.2003, поддержав доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Камаганского сельсовета Куртамышского района в судебное заседание не явился, согласно заявлению просит дело рассмотреть в его отсутствие, возражений по иску не имеет.
Третье лицо нотариус Куртамышской нотариальной конторы в судебное заседание не явился, согласно заявлению просит дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд, выслушав представителя истца, допросив свидетелей, исследовав представленные доказательства, находит исковые требования Поповой Н.И. подлежащими удовлетворению.
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании п. 1 ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.11.1994 "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Федеральный закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" был принят 21 июля 1997 г.
Согласно Гражданскому кодексу РСФСР (1964 год) договор должен быть зарегистрирован в соответствующем исполнительном комитете Совета депутатов трудящихся.
Согласно статье 135 этого же кодекса право собственности у приобретателя имущества по договору возникало с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Какого-либо закона, устанавливающего иной момент возникновения права собственности в период, относящийся к совершению сделки и передаче жилого дома ФИО5, не существовало. Ни нормами, ни иными положениями названного выше кодекса, равно как и иными законами, действовавшими на момент возникновения спорных правоотношений, переход права собственности на жилой дом не был обусловлен фактом регистрации договора или регистрации права собственности в исполнительном комитете Совета депутатов трудящихся.
В соответствии с Инструкцией "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР", утвержденной Приказом Минкоммунхоза РСФСР 21.02.1968 N 83, строения, расположенные в сельской местности, административно подчиненной поселковым или городским Советам депутатов трудящихся, не подлежали обязательной регистрации в реестрах бюро технической инвентаризации исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся, то есть в порядке, установленном данной Инструкцией (параграф 3 Инструкции).
Из Закона РСФСР от 19.07.1968 "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР" следует, что документом первичного учета в сельских Советах народных депутатов являлась похозяйственная книга, в которой содержалась информация о проживающих на территории сельского Совета гражданах и сведения о находящимся в их личном пользовании и собственности недвижимом и движимом имуществе.
Из Указаний по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденных Постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990 N 69 следует, что похозяйственные книги являлись документами первичного учета хозяйств и содержали в разделах III и IV "А" информацию о жилом доме, являющемся личной собственностью хозяйства, предоставленных хозяйству для ведения личного подсобного хозяйства землях.
Кроме того, в соответствии с Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными Госкомстатом СССР 25.05.1960, Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными ЦСУ СССР 13.04.1979 N 112/5, данные книг похозяйственного учета использовались для отчета о жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности. Документы о принадлежности гражданину жилого дома, расположенного за пределами городской черты, выдавались в соответствии с записями из похозяйственной книги, что свидетельствует о том, что запись в похозяйственной книге признавалась подтверждающей право собственности.
В силу положений п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" записи в похозяйственных книгах, форма и порядок ведения которых регламентировались ранее действовавшими нормативными правовыми актами, должны признаваться действительными. Аналогичное правило о признании ранее возникших прав закреплено в п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В частности, согласно статье 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, на праве постоянного (бессрочного) пользования является следующий документ: выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
На основании Постановления Совета Министров СССР от 10.02.1985 N 136 государственный учет жилищного фонда независимо от его принадлежности, в том числе и в сельской местности, стал осуществляться по единой для Союза ССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации. При этом указанным Постановлением срок завершения работ по технической инвентаризации для РСФСР в сельской местности был установлен до 1990 года.
Согласно Инструкции "О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации", утвержденной приказом Центрального статистического управления СССР от 15.07.1985 N 380, правовая регистрация жилищного фонда производилась с целью установления права собственности на жилые дома и учета его по разновидностям как в городских, так и в сельских поселениях. Функции по регистрации домов с обслуживающими их строениями и сооружениями были возложены на бюро технической инвентаризации исполкомов местных Советов народных депутатов.
В силу п. 2.3 названной Инструкции основанием для регистрации жилых домов в сельской местности, а также в случае включения в городскую (поселковую) черту сельских населенных пунктов или преобразования их в город (поселок) являлись подворные списки, выписки из них, справки исполкомов районных или сельских Советов народных депутатов, подтверждающие право собственности на строения.
Похозяйственные книги, как учетный документ личных подсобных хозяйств, продолжают существовать в сельской местности до настоящего времени, что предусмотрено ст. 8 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" от 07.07.2003 N 112-ФЗ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно записям похозяйственной книги и техническому паспорту на жилой дом, жилой дом был построен в 1960 году (л.д 20,22).
ФИО5 и ее муж ФИО7 являлись собственниками указанного объекта недвижимости с 1961 года, переданного им в собственность совхозом «Камаганский», что подтверждается записями из похозяйственной книги Администрации Камаганского сельсовета. После смерти мужа ФИО5 являлась единственным собственником спорного жилого дома (л.д.22-37).
ФИО5 10.02.2003 умерла (свидетельство о смерти л.д 10).
Истец Попова Н.И., являясь единственным наследником после смерти 10.02.2003 матери ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.р., приняла наследство, состоящее из жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, которым распоряжается по настоящее время.
Нотариусом Куртамышского нотариального округа было заведено наследственное дело №507/2003 и истцу было выдано свидетельство о праве на наследство по закону № от 27.05.2019 на земельный участок, общей площадью 1900кв.м., с кадастровым номером №, на котором расположен спорный жилой дом по вышеуказанному адресу (л.д.15).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на объект недвижимости –земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> за истцом зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок (л.д 16).
В выдаче свидетельства о праве на наследство – спорного жилого дома нотариусом было отказано в виду отсутствия на него правоустанавливающих документов.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о регистрации права на спорную квартиру отсутствуют.
Согласно справке Администрации Камаганского сельсовета Курганской области № 492 от 20.08.2020, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.р., умершая 10.02.2003 с ноября 1961 г. по ноябрь 1995 проживала по адресу: <адрес>. На момент смерти проживала с дочерью Поповой Н.И., ДД.ММ.ГГГГ.р., по адресу: <адрес>. С момента смерти матери, спорный жилой дом с земельным участком находится в распоряжении Поповой Н.И. (л.д.38).
Распоряжением Администрации Камаганского сельсовета Куртамышского района Курганской области от 202.06.2020 № 16-р, объекту недвижимости – жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером № в <адрес>, присвоен адрес: <адрес> (л.д.14).
По справке ГУП Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» от 30.07.2020 № С/45-09/37 и техническому паспорту от 16.07.2020 установлено, что объект недвижимости по адресу: <адрес>, является жилым домом. Сведений о принадлежности объекта нет, Спорный объект прошел кадастровый учет, определена кадастровая стоимость, указаны его технические характеристики (л.д.11,17-21).
Свидетели ФИО8, ФИО9, знающие умершую ФИО5 и истца Попову Н.И., как односельчане, в судебном заседании подтвердили факты и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Указали, что Попова Н.И. как единственный наследник после смерти матери приняла наследство, состоящее из жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, которым пользуется по настоящее время как собственник. Претензий к ней за это время никто не предъявлял.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец Попова Н.И., как единственный наследник после смерти матери ФИО5, по настоящее время пользуется спорным жилым домом на правах собственника. Никто с претензиями за период пользования домом с земельным участком, ей не предъявлял. Иным путем, кроме судебного, установить ее право собственности на указанный объект недвижимости, не представляется возможным.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права.
Из-за отсутствия надлежащих документов на спорный жилой дом, истец не может осуществить государственную регистрацию своего права, вследствие чего не может осуществлять свое право собственника на жилой дом в полном объеме и вправе в соответствии со ст.ст.11 и 12 ГК РФ требовать судебной защиты своего права путем его признания.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, может быть удовлетворен в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 указанного закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 59).
Признание права является одним из способов защиты права. Лицо, считающее себя собственником спорного имущества, должно доказать законность оснований возникновения права собственности на это имущество, при этом отсутствие регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество само по себе не свидетельствует о недействительности сделки по его приобретению.
Из установленных судом обстоятельств следует, что указанный выше жилой дом принадлежал ФИО5 на праве собственности, был передан истцу, который, поскольку не установлено иное, владел и пользовался им, неся бремя его содержания с 1961 года по 2003 год.
Сделка никем не оспорена, о применении последствий недействительности ничтожной сделки никто не заявлял, равно как и не установлено правопритязаний каких-либо третьих лиц на это имущество.
Данное жилое помещение к выморочному либо бесхозяйному имуществу не относится. Прав муниципального образования на этот жилой дом не установлено.
Учитывая, что спорный жилой дом возведен в 1960 году в сельской местности и учет таких домов в силу вышеизложенных норм права, действовавших на момент возведения дома, производился сельскими администрациями, справка о принадлежности строения на праве собственности, выданная сельской администрацией на основе сведений похозяйственной книги, является допустимым доказательством в подтверждение наличия права собственности на спорный объект недвижимости. Сделка о передачи жилого дома произошла до регистрации в Куртамышском районе Курганской области права собственности на недвижимость в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поэтому сведения из похозяйственной книги судом принимаются как доказательство собственности на спорный жилой дом.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к убеждению о возникновении за истцом права собственности в порядке наследования на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно подп. 19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Поповой Нины Ивановны к Администрации Камаганского сельсовета Куртамышского района Курганской области о признании права собственности на жилой дом удовлетворить.
Признать за Поповой Ниной Ивановной, ДД.ММ.ГГГГ.р., право собственности на жилой дом, общей площадью 52,8кв.м., жилой площадью 26кв.м., расположенный на земельном участке, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения с подачей жалобы через Куртамышский районный суд Курганской области.
Судья Е.Н. Олейникова.