Дело № 2-519/16
Мотивированное решение изготовлено 21.06.2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2016 года п. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Швецовой И.С.
при секретаре Хусаиновой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исанбетова Рамиля Халиловича к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Исанбетов Р.Х. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что проживает по адресу: <адрес>9
Данное жилое помещение было предоставлено истцу на основании ордера № от 19.05.1999 года, выданного Барабашской КЭЧ.
14.05.2015 года на основании Распоряжения Правительства РФ №-р от 14.05.2015 года с военного городка Барабаш снят статус военного.
09.04.2016 года истец обратилась с заявлением в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ о передаче вышеуказанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Однако до настоящего времени ответа не получено.
Истец просит суд признать за ним право собственности на <адрес> лома № по <адрес> в <адрес> в порядке приватизации.
В судебное заседание истец, его представитель не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представителем истца до начала судебного заседания представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Представитель ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В отзыве на иск представитель указал, что с исковыми требованиями не согласен, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны РФ указал, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу в период прохождения военной службы по контракту, на основании ордера на служебное жилое помещение. Данное жилое помещение находилось в военном городке, в связи с чем имеет статус служебного жилого помещения, в муниципальную собственность не передавалось, то есть до настоящего времени сохраняет статус служебного жилого помещения, которое не подлежит передаче в собственность в порядке приватизации.
Решений о предоставлении истцу спорного жилого помещения на условиях социального найма не принималось. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
В соответствии со ст. 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу ст. 4 Закона о приватизации не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное ^приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
В соответствии с п. 8 указанного Постановления, исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
На основании пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные жилые дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специализированные дома для одиноких - престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включения жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Следовательно, при принятии решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.
Таких доказательств в судебное заседание не представлено.
Согласно ст. 47 ЖК РФСФСР, действовавшего до 2005 года, право пользования спорным жилым помещением, ордер, выданный на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов, является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения 9ст. 53 ЖК РФ).
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров ССС от 06.05.1983 года № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Как установлено в судебном заседании, истец зарегистрирован и проживает по адресу: Приморский край Хасанский район п. Барабаш ул. Гвардейская 4 кв. 59
Данное жилое помещение было предоставлено истцу Барабашской КЭЧ на основании ордера № 505 от 19.05.1999 года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду, находится в оперативном управлении ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Ордер не имеет отметок о том, что квартира является служебной, в связи с чем жилое помещение предоставлено было истцу на условиях договора социального найма.
При таких обстоятельствах, не имеется оснований полагать, что Исанбетов Р.Х. занимает служебное жилое помещение.
Довод о том, что спорная квартира является собственностью Министерства обороны РФ, нельзя принять во внимание, поскольку указанное обстоятельство не может препятствовать реализации предусмотренного федеральным законом права на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14.05.2015 года № 878-р с военного городка Барабаш Хасанского района Приморского края статус «закрытого» снят.
Жилые помещения в домах военных городков относятся к ведомственному жилищному фонду Министерства Обороны РФ, который согласно п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона РФ «ОБ основах федеральной жилищной политики» состоит в государственной собственности РФ и находится в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или в оперативном управлении государственных учреждений, относящийся к федеральной государственной собственности.
Имущество, закрепленное за учреждениями в составе Министерства обороны, образуют имущество Вооруженных Сил.
Отсутствие же заключенного в письменной форме с соблюдением положений статьей 60, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договора социального найма, не может препятствовать осуществлению Исанбетовым Р.Х. прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма государственного жилищного фонда, в том числе права на приватизацию, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченным органом этого документа.
Кроме того, исходя из положений Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения, заключение договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.
Исходя из того, что спорная квартира относится к государственной собственности и с момента снятия статуса закрытого военного городка к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Поскольку в данном случае в судебном заседании установлено, что истец пользуется жилым помещением на основании договора социального найма, ранее участие в приватизации не принимала, имеются законные основания для передачи спорного жилого помещения в собственность истца, учитывая, что истец ранее участие в приватизации жилья не принимал.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что исковые требования истца, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Исанбетова Рамиля Халиловича к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать за Исанбетовым Рамилем Халиловичем право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: Приморский край Хасанский район п. Барабаш ул. Гвардейская 4 кв. 59.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Судья