Решение по делу № 2а-3934/2022 от 17.05.2022

Дело № 2а-3934/2022

УИД: 22RS0068-01-2022-003715-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2022 года          г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

судьи:                     Мальцевой О.А.

при секретаре:     Мамедовой Д.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 в размере 7 787 руб.

В обоснование требований указано, что ФИО1 является собственником недвижимого имущества, а именно квартиры по адресу: ...., ...., кадастровый . Сумма налога на имущество за 2019 год исходя из инвентаризационной стоимости имущества составила 7 787 руб.

Налоговое уведомление, требование об уплате налогов и сборов направлены налогоплательщику в установленном порядке, вместе с тем, оплата задолженности в установленный срок не произведена. В связи с неуплатой налогоплательщиком налогов в установленный срок образовалась недоимка за 2019 год. Судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению административного ответчика.

Представитель Межрайонной ИФНС России по .... в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Плательщиками налога на имущество физических лиц в силу ст. 400 Налогового кодека Российской Федерации признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В соответствии с ч. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы (исходя из кадастровой стоимости) может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. На территории Алтайского края порядок исчисления налоговой базы из кадастровой стоимости не установлен. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Согласно решению Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 N 375 (ред. от 01.12.2017) "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края", налоговая ставка налога на имущество физических лиц зависит от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения и установлена в отношении квартиры свыше 800000 рублей до 1500000 рублей включительно в размере 0,88 %.

Коэффициент-дефлятор на 2019 год установлен Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2018 № 595 в размере 1,518.

Из материалов дела следует, что ФИО1 в 2019 году на праве собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: ...., ...., кадастровый , право собственности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Согласно сведениям АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», инвентаризационная стоимость квартиры по адресу: ...., ...., на ДД.ММ.ГГГГ, переданная в налоговые органы составила 1 165 902,66 руб. Таким образом, налоговая база для расчета налога на имущество физических лиц на 2019 год составляет 1 769 840 руб., исходя из следующего расчета: 1 165 902,66 (инвентаризационная стоимость имущества, переданная в налоговые органы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) *1,518.

Таким образом, налог на имущество, подлежащий уплате ответчиком за 2019 год в отношении квартиры по адресу: ...., ...., составляет: 1 769 840 (налоговая база) *1 (доля в праве собственности) * 0,88 % (налоговая ставка) *12 (количество месяцев владения)/12 = 7 787 руб.

Расчет налога на имущество физических лиц произведен в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура реализации имущества.

При этом дело о банкротстве в отношении ФИО1 было возбуждено определением Арбитражного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ. Дата возникновения у административного ответчика обязанности по уплате налога на имущество (ДД.ММ.ГГГГ) относится к периоду после возбуждения производства по делу о банкротстве, следовательно, требования МИФНС России по .... правомерно предъявлены к административному ответчику в рамках настоящего спора и не подлежат разрешению в деле о банкротстве.

Проверяя соблюдение налоговым органом предусмотренного налоговым законодательством порядка взыскания задолженности по налоговым платежам, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии с положениями ст.ст. 69,70 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктами 1, 2, 10 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 пункта 3 статьи НК РФ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ст.48 НК РФ).

Из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пеней и штрафа, предусмотренных п. 2, п. 3 ст. 48 НК РФ следует, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).

Из материалов дела следует, что в соответствии с положениями ч.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление об уплате налога за 2019 год от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом налога на имущество физических лиц направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом, что подтверждается списком заказных писем , сведениями АИС Налог-3ПРОМ о присвоении почтового идентификатора данному отправлению.

На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ в связи с неисполнением обязанности по уплате налогов ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлено требование об уплате недоимки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлен срок для ее оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, срок, установленный ст. 48 НК РФ, для обращения налогового органа в суд с заявлением о выдаче судебного приказа истекал 16.09.2021.

Однако с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание указанной недоимки МИФНС России № 15 по Алтайскому краю обратилась только 07.10.2021, что следует из материалов дела а-2806/2021 и подтверждается ответом административного истца.

Таким образом, налоговым органом пропущен срок, установленный ст. 48 НК РФ.

В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Административным истцом в качестве основания для восстановления процессуального срока для обращения в суд с настоящими требованиями указано на загруженность налогового органа.

Вместе с тем, конкретные причины, препятствовавшие обращению в суд с заявлением о взыскании задолженности в установленные сроки, которые могли быть учтены судом в качестве уважительных, истцом не указаны.

Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, возлагается на административного истца.

В ходе рассмотрения дела налоговым органом таких доказательств не представлено, как и не указаны уважительные причины. Невозможность в течение установленного законом срока предъявить требования ко всем должникам, нагрузка на отдел судом в качестве уважительной причины не учитывается, поскольку таковое связано с неудовлетворительной организацией работы налоговой службы, что не может повлечь восстановление срока. Требования об уплате недоимки было направлено налогоплательщику в установленный срок, следовательно, налоговый орган имел возможность отслеживать исполнение обязанности налогоплательщиком и обратиться в суд в установленные сроки. Учитывая изложенное, пропущенный срок восстановлению не подлежит.

С учетом установленных обстоятельств, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №16 по Алтайскому краю оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.

Судья      О.А. Мальцева

Мотивированное решение изготовлено 26.07.2022.

2а-3934/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС №16 по АК
Ответчики
Завадский Валерий Владимирович
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Мальцева Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
17.05.2022Регистрация административного искового заявления
17.05.2022Передача материалов судье
19.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
26.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2022Дело оформлено
12.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее