Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2019 года г. Видное Московская область
Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Портновой Е.Н., при секретаре Щербаковой Е.Н., с участием прокурора Черникова А.Ю., представителя административного истца Каплана Е.В., представителя административного ответчика адвоката Смирнова Р.Г., заинтересованного лица Кушнера Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Синичкиной Е.В. к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Кушнера Ю.Г. кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа, выдвинутого избирательным объединением местное отделение в Ленинском муниципальном районе Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» по одномандатному избирательному округу №»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец, зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу №, Синичкина Е.В. обратилась в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ. № «О регистрации Кушнера Ю.Г. кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа, выдвинутого избирательным объединением местное отделение в Ленинском муниципальном районе Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» по одномандатному избирательному округу №».
В обоснование иска указала на то, что на основании решения Территориальной избирательной комиссии Ленинского района № от ДД.ММ.ГГГГ. она является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу № на выборах депутатов Совета депутатов Ленинскогогородского округа, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ.
06.11.2019г. решением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района № по тому же избирательному округу зарегистрирован Кушнер Ю.Г. Считает данное решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку документы для выдвижения и регистрации Кушнером Ю.Г. представлены в ТИК Ленинского муниципального района Московской области с нарушением законодательства о выборах, а именно, по результатам проведенного исследования рукописных записей, содержащихся в подписных листах, предоставленных Кушнером Ю.Г. в Территориальную избирательную комиссию Ленинского района, экспертом-почерковедом Милениным Н.Ю. составлено заключение о проверке подписных листов № от ДД.ММ.ГГГГ которое содержит выводы эксперта, изложенные в категоричной форме, об исполнении ряда записей от имени одного лица иным лицом, а также выводы о наличии исправлений в ряде рукописных записей. Выводы эксперта-почерковеда Миленина Н.Ю., изложенные в заключении по проверке подписных листов № от ДД.ММ.ГГГГ., послужили основанием для признания рабочей группой Территориальной избирательной комиссии Ленинского района недействительными следующих подписей избирателей: лист 6 строка 1, лист 8 строка 1, лист 3 строка 2, лист 9 строка 1, лист 1 строки 1,2,3. Итого, согласно протоколу об итогах проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, предоставленных ДД.ММ.ГГГГ Кушнером Ю.Г., а также Ведомости результатов проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата Кушнера Ю.Г. из 21 подписи избирателей, представленных Кушнером Ю.Г., недействительными признано 7 подписей избирателей, недостоверными – 0. Согласно решению Территориальной избирательной комиссии Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ № для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу № необходимо 17 подписей избирателей. Таким образом, количество представленных Кушнером Ю.Г. подписей избирателей, признанных рабочей группой Территориальной избирательной комиссии Ленинского района достоверными, в соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Решением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ № является недостаточным для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу №, в связи с чем, у ТИК Ленинского района имелись установленные законом основания для отказа Кушнеру Ю.Г. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу №.
В судебном заседании представитель административного истца Каплан Е.В. административный иск поддержал, просил требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Ленинского района Московской области адвокат Смирнова Р.Г., административный иск не признал, пояснил, что оспариваемое решение не является незаконным поскольку Территориальной избирательной комиссии Ленинского района Московской области является во-первых коллегиальным органом, а во-вторых её члены не обладают специальными познаниями, одновременно согласился, что в настоящее время имеются основания для отмены вышеуказанного решения, просил принять решение на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Кушнер Ю.Г. в судебное заседание явился, не согласился с доводами административного иска, просил отказать административному истцу в удовлетворении требований, полагая решение о его регистрации принятым без нарушения законодательства. Пояснил, что для подтверждения принадлежности подписей он приводил на заседание рабочей группы 3-х из 6-ти человек с документами, в чьих подписях возникли сомнения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Статьей 32 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено право граждан Российской Федерации, обладающих пассивным избирательным правом, быть выдвинутыми кандидатами непосредственно, либо в составе списка кандидатов, в том числе в порядке самовыдвижения.
Статьей 33 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом № 67-ФЗ, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться.
В соответствии с п. 14.1 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:
а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;
е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;
ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Порядок проверки подписей избирателей при проведении муниципальных выборов в Московской области установлен Законом Московской области «О муниципальных выборах в Московской области». Согласно п. 5 ст. 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Письменные заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
На основании п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Территориальной избирательной комиссией Ленинского района к проверке подписей избирателей, представленных кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу № Кушнером Ю.Г., был привлечен начальник 2-го экспертного отдела ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области подполковник полиции Миленин Н.Ю.
По результатам проведенного исследования рукописных записей, содержащихся в подписных листах, предоставленных ФИО10 в Территориальную избирательную комиссию Ленинского района, экспертом-почерковедом Милениным Н.Ю. составлено заключение о проверке подписных листов № от ДД.ММ.ГГГГ
Указанное заключение по проверке подписных листов содержит выводы эксперта, изложенные в категоричной форме об исполнении ряда записей от имени одного лица иным лицом, а также выводы о наличии исправлений в ряде рукописных записей.
Выводы эксперта-почерковеда Миленина Н.Ю., изложенные в заключении по проверке подписных листов № от ДД.ММ.ГГГГ послужили основанием для признания рабочей группой Территориальной избирательной комиссии Ленинского района недействительными следующих подписей избирателей: лист 6 строка 1, лист 8 строка 1, лист 3 строка 2, лист 9 строка 1, лист 1 строки 1,2,3.
Итого, согласно протоколу об итогах проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, предоставленных ДД.ММ.ГГГГ Кушнером Ю.Г., а также Ведомости результатов проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата Кушнера Ю.Г. из 21 подписи избирателей, представленных Кушнером Ю.Г., недействительными признано 7 подписей избирателей, недостоверными – 0, достоверными признано 12 подписей избирателей.
Согласно Решению Территориальной избирательной комиссии Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ № для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу № необходимо 17 подписей избирателей.
Таким образом, количество представленных Кушнером Ю.Г. подписей избирателей, признанных рабочей группой Территориальной избирательной комиссии Ленинского района достоверными, в соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Решением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ № является недостаточным для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу №, в связи с чем, у ТИК Ленинского района имелись установленные законом основания для отказа Кушнеру Ю.Г. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу №.
Избирательное законодательство носит формальный характер исходя из чего, ответственность за недостатки предоставленных в избирательную комиссию документов несет лично кандидат.
Однако в нарушение приведенных выше норм ст. 37, 38 Федерального закона от 12.06.2012 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ № Кушнер Ю.Г. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу №.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, оспариваемое решение затрагивает права и законные интересы административного истца как зарегистрированного кандидата на тех же выборах и по тому же избирательному округу, что и заинтересованное лицо.
Исключение, которое было предоставлено административным ответчиком Кушнеру Ю.Г. ставит его в привилегированное положение перед другими кандидатами, нарушает гарантированный федеральным законодательством о выборах принцип равенства кандидатов перед законом, гарантированный законом принцип участия граждан в выборах на общих и равных основаниях, гарантированное Конституцией РФ равенство граждан перед законом.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск Синичкиной Е.В. – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Кушнера Ю.Г. кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа, выдвинутого избирательным объединением местное отделение в Ленинском муниципальном районе Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» по одномандатному избирательному округу №».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд Московской области в течение 5 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.Н. Портнова