Решение по делу № 2-1548/2018 от 25.05.2018

РЕШЕНИЕ № 2 –1548/2018

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 12 июля 2018 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

Председательствующего судьи Емельяновой Н.В.,

При секретаре Клемешовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронина Владимира Михайловича к управлению градостроительства и архитектуры Тамбовской области, администрации г. Тамбова о признании права на получение государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

25.05.2018г. Воронин В.М. обратился суд с иском к управлению градостроительства и архитектуры Тамбовской области, администрации г. Тамбова о признании права на получение государственного жилищного сертификата. В обоснование заявленных требований указал, что на основании постановления администрации г. Тамбова с 14.07.2014г. №5779 признан нуждающимся в жилых помещениях и включен в число участников государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Постановлением администрации г. Тамбова от 16.05.2018г. №2586 из числа участников указанной программы был исключен в связи с тем, что на момент его постановки на учет не прошел пятилетний срок, установленный законом для граждан, намеренно ухудшивших свои жилищные условия.

Полагает, что исключение его из участников программы является необоснованным, в связи с чем просит признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, восстановив в правах на участие в программе и получение сертификата.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям и в объеме, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что 26.09.2013г. в отношении него администрацией г. Тамбова было принято постановление №8092, в соответствии с которым он с составом семьи четыре человека (он, жена, две дочери) был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса РФ по списку очереди «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненные к ним лица.

Постановлением администрации г. Тамбова №9986 от 22.11.2013г. он с указанного учета был снят в связи с тем, что не прошел пятилетний срок, установленный ст. 53 Жилищного кодекса РФ для граждан, намеренно ухудшивших свои жилищные условия.

Не согласившись с указанным постановление он обратился в иском в Ленинский районный суд г. Тамбова.

В качестве оснований для подтверждения своего права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях указал, что он с составом семьи 4 человека: он, жена и две дочери проживают в двухкомнатной квартире *** общей площадью 50,4 кв.м. в ***. действительно его жене с 2006 года на праве собственности в связи с вступлением в наследство после смерти родителей принадлежал жилой дом *** общей площадью 41,3 кв.м. по ***. Однако указанный жилой дом являлся нежилым, находился в плохом состоянии. В нем отсутствовали фундамент, не подведены коммуникации. Указанным домом они не пользовались. В августе 2013г. указанный дом жена безвозмездно подарила своей сестре в связи с тем, что у его семьи средств для восстановления и эксплуатации данного дома не имелось. Данный договор дарения никак не был связан с его желанием состоять на учете нуждающихся и быть обеспеченным жильем, поскольку данное строение как жилое помещение никогда членами его семьи не использовалось.

В обоснование своих требований им в суд было представлено заключение ОАО Тамбовкоммунпроект, согласно которому на момент проведения обследования в декабре 2013г. дом имел 67% износа, фактически находился в нежилом состоянии. Данное обстоятельство также было подтверждено и актом обследования от мая 2014г. и выданным на его основе заключением от 15.05.2014г. о признании жилого помещения непригодным для проживания.

Все указанные обстоятельства послужили основанием к тому, что повторно рассмотрев его документы постановлением администрации г. Тамбова от 14.07.2014г. №5779 он был снова принят на учет нуждающихся в жилых помещениях и включен в число участников программы на получение государственного жилищного сертификата.

Принятие данного постановление послужило основанием к его отказу от иска, о чем 23.07.2014г. Ленинским районным судом г. Тамбова было вынесено определение.

В 2018 году он был включен список участников, изъявивших желание получить сертификат в 2018году в связи с чем, его учетное дело поступило для рассмотрения в межведомственную комиссию. По результатам рассмотрение управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области признало его постановку на учет нуждающихся незаконной, его учетное дело было возвращено, сертификат выдан не был.

Постановлением администрации г. Тамбова от 16.05.2018г. №2589 он был исключен из списка участников мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Полагает, что действия ответчиков, связанные как с исключением его из числа участников программы, так и с отказом в выдаче государственного жилищного сертификата являются незаконными. Никаких данных относительно того, что он совершил действия, связанные с намеренным ухудшением своих жилищных условий не имеется. С момента постановки его на учет нуждающихся в 2014 году до настоящего времени его жилищные условия не изменились. Полагает, что должен быть восстановлен в списке участников программы и включен в сводный список на получение государственного жилищного сертификата в 2019 году, поскольку уже в настоящее время имеет право на его получение.

Представитель ответчика администрации г. Тамбова по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что постановлением администрации г. Тамбова от 14.07.2014г. №5779 истец был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях и включен в число участников программы на получение государственного жилищного сертификата. При принятии данного постановления администрации г. Тамбова было известно о наличии у его супруги до августа 2013г.в собственности жилого *** в ***, однако при разрешении данного вопроса администрация учитывала представленные истцом документы относительно непригодности данного домовладения.

В 2018 году Воронин В.М. был включен в число граждан, участников подпрограммы, изъявивших желание получить сертификат в 2018году,, в связи с чем его учетное дело наряду с учетными делами остальных претендентов были направлены государственного заказчику подпрограммы- управлению градостроительства и архитектуры Тамбовской области. По результатам рассмотрения учетного дела Воронина В.М. государственный заказчик письменно уведомил администрацию г. Тамбова о нарушении законодательства при вынесении постановления 14.07.2014г. №5779 и указал на необходимость исключения его из числа участников программы.

Постановлением администрации г. Тамбова от 16.05.2018г. №2589 он был исключен из списка участников мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Несмотря на это, до настоящего времени Воронин В.М. с составом семьи 4 человека с учета нуждающихся в жилых помещениях не снят.

В случает установления судом оснований для признания Воронина В.М. участником государственной программы, он будет включен в список участников только на 2020 год, поскольку списки участников на 2019 год уже сформированы и направлены государственному заказчику. Уточнение этих списков возможно, в случае указания на это в решении суда.

Представитель ответчика управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области по доверенности в судебном заседании исковые требования Воронина не признала и пояснила, что по результатам проверки учетных дел граждан, участников мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», управлением как государственным заказчиком было установлено, что при принятии администрацией г. Тамбова постановления от 14.07.2014г. №5779 были нарушены нормы ст. 53 ЖК РФ, поскольку в августе 2013 года жена истца произвела отчуждение жилого дома общей площадью 41,3 кв.м., что свидетельствовало о намеренном ухудшении жилищных условий. В связи с этим администрации г. Тамбова было рекомендовано исключить семью Воронина В.М. из числа участников программы. Полагает, что признание *** в *** и области непригодным для проживания не свидетельствует о нуждаемости Воронина В.М. в жилых помещениях, поскольку документы о непригодности дома были изготовлены новым собственником уже после заключения договора дарения, о том, что дом был непригодным для проживания до заключения договора дарения сведений не имеется.

Для получения государственного жилищного сертификата гражданин должен быть включен в сводный список участников мероприятий на 2019 год, который формируется управлением в срок до 01.09.2018г.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти, местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. № N 1244-I "Осоциальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения имеют право на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанных мероприятий установлен государственный жилищный сертификат.

Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15мая 1991г. N1244-1 "Осоциальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пп. «е», п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"- далее-Правила)

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Воронин В.М. относится к числу лиц получивших и (или) перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом.

26.09.2013г. в отношении него администрацией г. Тамбова было принято постановление №8092, в соответствии с которым он с составом семьи четыре человека (он, жена, две дочери) был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку очереди «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненные к ним лица.

Постановлением администрации и г. Тамбова №9986 от 22.11.2013г. он с указанного учета был снят в связи с тем, что не прошел пятилетний срок, установленный ст. 53 Жилищного кодекса РФ для граждан, намеренно ухудшивших свои жилищные условия.

Постановлением администрации г. Тамбова от 14.07.2014г. №5779 Воронин В.М. был снова принят на учет нуждающихся в жилых помещениях и включен в число участников программы на получение государственного жилищного сертификата.

Постановлением администрации г. Тамбова от 16.05.2018г. №2589 он был исключен из списка участников мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Оценивая действия администрации г. Тамбова, связанные с исключением Воронина В.М. из числа участников программы суд учитывает, что порядок формирования списков граждан - участников основного мероприятия и подготовка выпуска сертификатов регулируется разделом 2 Правил.

В подпункте «г» пункта 19 Правил предусмотрен исчерпывающей перечень документов, предоставляемых гражданами, к категории которых относится истец для участия в мероприятии. Одним из таких документов является выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях).

Основанием для отказа в признании гражданина участником основного мероприятия является:несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта5 настоящих Правил;непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте19 настоящих Правил;недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета (п. 22 Правил).

Как следует из материалов дела, пояснений представителя администрации г. Тамбова в судебном заседании, до настоящего времени в отношении Воронина В.М. администрацией не принято каких-либо нормативных актов об исключении его и членов его семьи из числа нуждающихся в жилых помещениях. Постановление администрации г. Тамбова 14.07.2014г. №5779 является действующим никем не отменено, не изменено, не оспаривается. В связи с чем в настоящее время имеются все документы, которые предусмотрены в Правилах для включения Воронина В.М. в число участников программы.

Доказательства того, что в материалы учетного дела истца были представлены недостоверные сведения, материалы гражданского дела также не содержат, поскольку, на момент принятия администрацией г. Тамбова постановления от 14.07.2014г. №5779 все обстоятельства, связанные с владением и отчуждением его супругой жилого помещения- *** в ***а органу местного самоуправления были известны, что не отрицается и представителем администрации г. Тамбова в судебном заседании.

Изложенные обстоятельства о жилищных условиях Воронина В.М. и членов его семьи, не повлияли на решение уполномоченного органа о постановке Воронина В.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях, не являются и в настоящее время по мнению представителя администрации г. Тамбова и основанием для снятия его с такого учета.

С указанной позицией администрации г. Тамбова соглашается и суд в силу следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях изложены в ст. 51 ЖК РФ, нормы которой в совокупности с требованиями Решения Тамбовской городской Думы от 30 марта 2005 г. N 675 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городе Тамбове" предусматривают, что нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории г. Тамбова могут быть признаны граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 14 кв.м.

Воронин В.М. и члены его семьи проживают и являются собственниками двухкомнатной квартиры *** общей площадью 50,4 кв.м. в ***.

Действительно до августа 2013 года жене истца- ФИО1 на праве собственности принадлежало жилое помещение-жилой *** в *** и области, общей площадью 41,3 кв.м., который по договору дарения от 07.08.2018г. был ею подарен ФИО6

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Оценивая действия ФИО1 по дарению домовладения на предмет намеренного ухудшения жилищных условий, суд учитывает, что понятие жилого помещения, раскрытое в ст. 15 ЖК РФ, определяет, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)

Данная норма закона согласуется с требованиями п.3 ст. 51 ЖК РФ, согласно которой проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.

Как следует из заключения ОАО «Тамбовкоммунпроект» от 30.12.2013г. при обследовании указанного *** в *** и области установлено, что физический износ строительных конструкций составляет 67%, моральный износ 16,5%. Жилой дом представляет собой жилое помещение, имеющее деформации фундаментов, стен, балок перекрытия, при незначительной степени биологического повреждения деревянных несущих конструкций, что свидетельствует об исчерпании их несущей способности и опасности обрушения. Прочностные характеристики конструкций фундаментов, стен отдельных элементов перекрытия снижены до недопустимого уровня.

Непригодность данного дома для проживания подтверждена и актом обследования помещения и заключением о непригодности жилого помещения для постоянного проживания от 15.05.2014г.

Все изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что действия ФИО1 по отчуждению *** в *** и области не были направлены на намеренное ухудшение жилищных условий.

Доводы представителя ответчика управления градостроительства и архитектуры о том, что все указанные выше заключения и акты были получены новым собственником, спустя время после заключения договора дарения, не могут повлиять на выводы суда, поскольку, как следует из заключения ОАО «Тамбовкоммунпроект» состояние строительных конструкций дома было обусловлено устройством фундаментов с нарушением строительных норм и правил, сроком эксплуатации здания 47 лет, при нормативе-30, нарушением режима эксплуатации, несоблюдением сроков производства ремонта. Таким образом, все недостатки жилого помещения имели накопительный характер, не связаны с действиями нового собственника по приведению дома в состояние непригодное для проживания.

Кроме того, действительно 11.02.2014г. Воронин В.М. обращался в суд с иском к администрации г. Тамбова о признании недействительным решения от 26.09.2013г. №8092 о снятии его с учета граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании данного заявления было возбуждено производство по гражданскому делу ***. В ходе рассмотрения дела судом, администрацией г. Тамбова было принято постановление от 14.07.2014г. №5779, которым Воронин В.М. был поставлен на учет нуждающихся, что послужило основанием для прекращения производства по делу в связи с отказом истца от иска, о чем вынесено определение от 23.07.2014г.

Таким образом, обоснованность постановки Воронина В.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях уже была предметом исследования суда, действия администрации г. Тамбова по принятию постановления от 14.07.2014г. №5779 свидетельствуют о согласии уполномоченного органа с заявлением истца о его нуждаемости.

Данные обстоятельства подтверждают доводы истца о том, что на момент обращения в администрацию г. Тамбова с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, *** в *** и области уже не отвечал требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в связи с чем не должен был учитываться при определении его нуждаемости.

Таким образом, в материалах учетного дела Воронина В.М. имеется полный перечень документов, предусмотренных п. 19 Правил для включения его в число участников мероприятий на получение государственного жилищного сертификата.

При таких обстоятельствах, в отсутствие оснований, предусмотренных п. 22 Правил, действия администрации г. Тамбова по исключению Воронина В.М. из числа участников программы не могут быть признаны судом обоснованными.

Учитывая изложенное, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на администрацию г. Тамбова обязанности по включению его в список участников мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Как следует из пояснений сторон в судебном заседании, с учетом даты его признания нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании постановления администрации г. Тамбова от 14.07.2014г. №5779, уже в 2018 году истец должен был быть включен в сводный список граждан, получателей сертификата.

В соответствии с п. 26 Правил на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1сентября года, предшествующего планируемому, орган исполнительной власти субъекта формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах"е" и "ж" пункта5 настоящих Правил, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году (далее - сводный список), утверждает его и в течение 10рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю основного мероприятия (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников основного мероприятия, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане- участники основного мероприятия были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане- участники основного мероприятия, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Включение граждан - участников основного мероприятия в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной всоответствии с абзацем первым настоящего пункта.

Учитывая изложенное, а также пояснения представителя управления градостроительства и архитектуры области о том, что при формировании сводного списка на 2019 год комиссия повторно будет оценивать права Воронина В.М. на получение сертификата, в отсутствие иных оснований, кроме исследованных судом, препятствующих ему быть участником мероприятий по обеспечению жильем, суд соглашается с необходимостью возложения на управление обязанности по включению истца в сводный список на 2019 год.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Воронина В.М. удовлетворить.

Обязать администрацию г. Тамбова включить Воронина Владимира Михайловича составом семьи 4 человека (он, жена –ФИО1, дочь- ФИО2, дочь ФИО3) в список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Обязать управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области включить Воронина Владимира Михайловича в сводный список граждан участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2019 год.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Н.В.Емельянова

Решение в окончательной форме принято 16.07.2018г.

Судья: Н.В.Емельянова

2-1548/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Воронин Владимир Михайлович
Ответчики
Администрация г.Тамбова
Управление Градостроительства и архитектуры Тамбовской области
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбов
Дело на сайте суда
sud24.tmb.sudrf.ru
14.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2020Передача материалов судье
14.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.04.2020Предварительное судебное заседание
14.04.2020Судебное заседание
14.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее