Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Дудинка 27 марта 2018 года
Дудинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи А.А.Калмыкова,
с участием истца Чистяковой Л.В.,
представителя ответчика – ГУ УПФР в ТДН районе Красноярского края по доверенности Крулькиной В.А.,
при секретаре Мостовой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-158 по иску Чистяковой Людмилы Викторовны к государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж для назначения пенсии, понуждении к назначению пенсии с момента обращения,
У С Т А Н О В И Л :
Чистякова Л.В. обратилась в суд с иском к УПФР в ТДН районе, указывая, что она обращалась к ответчику по вопросу назначения ей страховой пенсии по старости в соответствии с пп2 п.1 ст.32 Закона РФ № 400 от 28.12.2013 года. Решением ответчика от 12.12.2017 года в назначении ей пенсии было отказано, так как ее стаж работы в районах Крайнего Севера составлял 11 лет 1 месяц 14 дней при требуемом 12 лет, страховой стаж составляет 17 лет 10 месяцев 09 дней при требуемом 20 лет. С принятым решением не согласна, поскольку в стаж не были включены периоды ее работы продавцом у ИП Рубиной Г.Ф., несмотря на то, что ею по требованию сотрудников Пенсионного Фонда были предоставлены сохранившиеся копии заключавшихся с ней трудовых договоров, а также квитанции об оплате налогов. Просит суд (с учетом уточнения исковых требований в судебном заседании) признать решение ответчика об отказе в назначении ей пенсии незаконным, включить период ее работы продавцом с 01.01.1997 года по 31.12.2000 год в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, обязать ответчика назначить ей пенсию по старости с даты ее обращения, то есть с 14.09.2017 года.
В судебном заседании истица Чистякова Л.В. заявленные исковые требования полностью поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчик – ГУ УПФР в ТДН районе в своем письменном отзыве иск не признал, указывая, что истица обратилась за назначением досрочной страховой пенсии по старости согласно п.2 ч.1 ст.32 Закона РФ «О страховых пенсиях» 14.09.2017 года. По результатам рассмотрения представленных документов было принято решение об отказе в назначении пенсии, ввиду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа и стажа работы в РКС. К зачету не были приняты периоды трудовой деятельности у ИП Рубиной Г.Ф. по трудовым договорам от 24.11.1997, 08.09.1998, 11.01.1999, 10.01.2000 гг. В соответствии с положениями законодательства, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, периоды его работы у индивидуального предпринимателя могут быть подтверждены, в том числе трудовыми договорами, оформленными в соответствии с трудовым законодательством. Представленные истицей трудовые договоры не позволяют судить о дате начала работ, их окончании, месте выполняемой работы и специальности. В них также указано, что выплата заработной платы Чистяковой Л.В. производится по фактически отработанному времени, период работы также отсутствует. Также, в представленных истицей договорах оговорено, что Чистякова Л.В. может работать во время отсутствия Рубиной Г.Ф. в случае болезни продавца, данные периоды также определить не представляется возможным. Сама предприниматель Рубина Г.Ф. не исполнила своей обязанности зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, использующего наемный труд в ПФ РФ, и впоследствии предоставлять отчетность и производить уплату страховых взносов за своих работников. Поэтому просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований полностью отказать.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Крулькина В.А. доводы возражений полностью поддержала по изложенным в них основаниям.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона РФ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, основания возникновения и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии, устанавливаются данным федеральным Законом.
Согласно ст.8 Закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Пунктом 2 ч.1 ст.32 Закона установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
При этом, согласно ст.11 Закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ гражданами, застрахованными в соответствии с Законом РФ № 167-ФЗ от 15.12.2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.14 Закона, при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных суду материалов дела, истица Чистякова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 14.09.2017 года обратилась в ГУ УПФР в ТДН районе с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст.32 Закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. По результатам рассмотрения заявления истицы и предоставленных ею документов, ответчиком было принято оспариваемое решение от 12.12.2017 года об отказе в досрочной страховой пенсии по старости, ввиду недостаточности требуемых страхового стажа и стажа работы в РКС.
При этом, в зачет необходимого стажа не был включен период с 14.10.1996 года (увольнение из центра развития ребенка – д/с Белоснежка) по 29.12.2009 года (дата регистрации истицы в качестве застрахованного лица).
Трудовая книжка истицы записей об осуществлении трудовой деятельности с 14.10.1996 года, не содержит.
В обоснование необходимости включения в страховой стаж периодов работы у предпринимателя Рубиной Г.Ф., истицей представлены копии документов, озаглавленных как «Трудовой договор» от 24.11.1997 года, 08.09.1998 года, 04.01.1999 года, 10.01.2000 года.
В соответствии с текстом «трудового договора» от 24.11.1997 года, указано, что во время отсутствия ИП Рубиной Г.Ф., в случае болезни продавца, «может работать Чистякова Л.В., с выплатой зарплаты по фактически отработанному времени 30 числа каждого месяца».
Согласно текста «трудовых договоров», датированных 08.09.1998 года, 04.01.1999 года, 10.01.2000 года, ИП Рубина Г.Ф. уполномочивает Чистякову Л.В. осуществлять от ее имени торговую деятельность во время ее отсутствия с правом ведения кассовых операций, а также расписываться за нее и совершать все действия, связанные с выполнением данного поручения. Также, в договорах указано, что выплата зарплаты будет осуществляться по фактически отработанному времени 1 раз в год.
В соответствии с ч.4 ст.14 Закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Указанные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ № 1015 от 02.10.2014 года.
Согласно пп 11, 12 Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В случае если трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Действующим на момент спорных правоотношений законодательством был установлен запрет на ведение индивидуальными предпринимателями трудовых книжек в отношении работников, такая обязанность была установлена только Законом РФ № 90-ФЗ от 30.06.2006 года.
В период осуществления истицей деятельности, указанной в представленных истицей «трудовых договорах», действовал КЗОТ РСФСР.
Согласно ст.5 КЗОТ РСФСР, регулирование трудовых правоотношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществлялось трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из КЗОТ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права; иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: указов Президента РФ; постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 15 КЗОТ, трудовой договор (контракт) есть соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Постановлением Министерства труда РФ № 135 от 14.07.1993 года были утверждены Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме и примерной формы трудового договора (контракта), с указанием существенных условий такого договора, подлежащих включению в его текст.
Представленные истицей документы не позволяют суду придти к выводу о том, что данные договоры регулировали трудовые правоотношения между ней и ИП Рубиной Г.Ф. Так, данные договоры не содержат существенных условий, характеризующих наличие трудовых правоотношений: место и время выполнения работы, должность, профессия, специальность либо конкретная трудовая функция, права и обязанности работника и работодателя, режим и условия труда, время отдыха, подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка и т.д.
Фактически, данные договоры представляют собой доверенности на осуществление предпринимательской деятельности Чистяковой Л.В. на период отсутствия Рубиной Г.Ф.
По информации, представленной УПФР в ТДН районе 31.08.2017 года Рубина Г.Ф. в качестве индивидуального предпринимателя, использующего труд наемных работников, в УПФР зарегистрирована не была.
Допрошенная в зале суда свидетель Рубина Г.Ф. пояснила, что является родной сестрой истицы Чистяковой Л.В., которая с 1996 года работала у нее в магазине продавцом. Трудовые договоры с истицей она заключала в произвольной форме, регистрировала их в налоговой инспекции. Другие документы, связанные с работой истицы, не сохранились за давностью лет. Также, истицей производилась уплата подоходного налога.
Свидетель Чистяков В.Г., являющийся супругом Рубинной Г.Ф. дал суду аналогичные показания в части того, что его супруга работала в магазине у своей сестры.
В соответствии со ст.57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные истицей доказательства, суд отмечает, что они не позволяют с достоверностью установить ни факта работы истицы по трудовому договору в должности продавца у ИП Рубиной Г.Ф., ни периодов такой работы. Допрошенные по инициативе истицы свидетели являются заинтересованными лицами, поскольку являются ее родственниками, кроме того, показания указанных лиц также не содержат сведений об осуществлении истицей трудовой деятельности и периодах такой деятельности.
Ссылки истицы на допустимость показаний указанных свидетелей на основании ч.3 ст.14 Закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года также признаются судом несостоятельными, поскольку данная норма применима при утрате документов, связанных с работой, в результате стихийных бедствий. В рассматриваемом деле документы, связанные с осуществлением торговой деятельности истицей не утрачены и суду представлены, и данные документы не указывают на наличие трудовых правоотношений.
В соответствии с п.13 Правил, периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора гражданско-правового характера, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случае если срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.
Суду представлены копии квитанций, подтверждающих осуществление Рубиной Г.Ф. платежей в Пенсионный фонд 30.12.1998 года, 06.04.2000 года. Вместе с тем, данные квитанции не подтверждают, что платежи вносились в отношении истицы Чистяковой Л.В., кроме того, Рубина Г.Ф. на тот момент не была зарегистрирована в качестве лица, использующего труд наемных работников. Представленные истицей копии квитанций об уплате ею подоходного налога также сами по себе не свидетельствуют о том, что ею осуществлялась трудовая деятельность у ИП Рубиной Г.Ф. в периоды, указанные в ее исковом заявлении.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных истицей требований и считает необходимым в удовлетворении ее иска полностью отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ 12.12.2017 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.01.1997 ░░░░ ░░ 31.12.2000 ░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 14.09.2017 ░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 02 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░