УИД 55RS0007-01-2022-006223-53
Дело № 2-4606/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2022 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Величевой Ю.Н., при секретаре судебного заседания Горобец В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дмитриева Е.В. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Дмитриева Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда России по Омской области (далее ГУ ОПФР по Омской области) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, решением от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии отказано. По подсчетам пенсионного органа специальный стаж составил 19 лет 5 месяцев, не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем в детском комбинате № ГП «Овчинно-меховая фабрика», периоды работы в КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения в учебных отпусках ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С решением ответчика не согласилась, в связи с чем просила признать решение ГУ ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № неправомерным, обязать ответчика произвести расчет стажа педагогической деятельности с учетом включения указанных периодов, определить продолжительность стажа на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ и на момент вынесения решения суда, взыскать расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
В ходе рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено решение № о пересмотре решения об отказе в назначении пенсии, в стаж педагогической деятельности включены периоды работы и нахождения в учебных отпусках в КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат №». Специальный стаж истца по подсчетам пенсионного органа составил 20 лет.
С учетом указанного Дмитриева Е.В. уточнила исковые требования, просила обязать ответчика произвести расчет стажа педагогической деятельности с учетом включения в стаж периодов работы воспитателем в детском комбинате № ГП «Овчинно-меховая фабрика» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Остальные требования поддержала в полном объеме. В обоснование указала, что несмотря на то, что учреждение детский комбинат не поименовано Списками, данное учреждение относится к дошкольным учреждениям. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ № произведено объединение детских яслей и детских садов в дошкольные учреждения, которым было дано название детские комбинаты, которые выполняли те же функции, что и детские сады. С учетом включения данных периодов специальный стаж на дату обращения с заявлением ДД.ММ.ГГГГ составил 24 года 11 месяцев 19 дней.
В судебном заседании Дмитриева Е.В., ее представитель по устному ходатайству Сивирин Л.М. заявленные требования поддержали. Пояснили, что определение продолжительности стажа на дату подачи заявления и на дату вынесения решения необходимо для правильного подсчета специального стажа в дальнейшем и определения даты, с которой подлежит назначению пенсия.
Представитель ответчика ГУ ОПФР по Омской области Зубков И.В., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что название учреждения – «детский комбинат» не поименовано Списками, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, следовательно, данный период не может быть включен в специальный стаж истца.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, материалы пенсионного/отказного дела Дмитриева Е.В., суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 7 к Федеральному закону).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 указанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (согласно переходных положений на 2022 год – ИПК не менее 23,4) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как следует из материалов пенсионного / отказного дела, Дмитриева Е.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ ОПФР по Омской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ №400.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в установлении пенсии по причине отсутствия у застрахованного лица требуемого специального стажа. По подсчетам пенсионного органа педагогический стаж Дмитриева Е.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 19 лет 5 месяцев, ИПК составил 64,361.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено решение № об обнаружении ошибки при установлении (выплате) пенсии, согласно которому при рассмотрении заявления о назначении досрочной страховой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ не учтены в специальный стаж ученические отпуска с сохранением заработной платы, в с вязи с чем продолжительность специального стажа составила 19 лет 5 месяцев. Согласно поступившей уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ и корректировке ИЛС продолжительность специального стажа составила 20 лет (л.д. 152).
Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем в детском комбинате № ГП «Овчинно-меховая фабрика» не включен в специальный педагогический стаж, поскольку название учреждения – «детский комбинат» не поименовано Списками, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
С указанным выводом органа пенсионного обеспечения не представляется возможным согласиться в силу следующего.
Факт работы истца воспитателем в детском комбинате № ГП «Овчинно-меховая фабрика» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не оспаривается ответчиком, подтверждается записью в трудовой книжке, архивными справками о стаже за 1988-1993 годы, архивными справками по заработной плате, отработанному времени, архивной копией личной карточки формы Т-2, архивными копиями штатных расписаний.
Как указано в ч.2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п. 3).
В целях реализации положений статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством РФ принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности:
- для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»);
- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления.
Поскольку период работы истца в детском комбинате № ГП «Овчинно-меховая фабрика» протекал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то к спорным правоотношениям подлежат применению указанные нормативные акты в соответствующие временные периоды работы.
В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, указана должность «воспитатель» и наименование учреждения «детские сады и объединенные ясли-сады».
В пункте 2 примечаний к названному Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций (детские сады, сады - ясли, детские ясли).
В Списке профессий и должностей, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, указан должность «воспитатель» и наименование учреждений «детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады - ясли, детские ясли).
Наименование учреждения «детские комбинаты» действительно не поименовано в указанных нормативных актах, однако в них в качестве учреждений, работа в которых подлежит включению в стаж педагогической деятельности для назначения досрочной страховой пенсии по старости, включены детские дошкольные учреждения всех типов – детские сады, ясли-сады, детские ясли.
В период работы истца в детском комбинате действовал Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» Государственного комитета по статистике, Государственного планового комитета СССР, Государственного комитета СССР по стандартам, утвержденный 01.01.1976, с последующими изменениями, утвержденными Госстандартом СССР и РФ в 1977-1995 годах, содержащий перечень учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной трудовой (страховой) пенсии.
Согласно разделу 92400 3 Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства», утвержденного 01.01.1976 и утратившего силу с 01.01.2003, к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Детский комбинат не является самостоятельным видом дошкольного учреждения. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21.05.1959 № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», действовавшего до 03.02.2020, было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название - детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.
Объединение детских яслей и детских садов в детские дошкольные учреждения происходило на основании «Инструкции о порядке объединения яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения», утв. Министром просвещения РСФСР 22.08.1959 и Министром здравоохранения РСФСР 25.08.1959. В г. Омске объединение детских яслей и детских садов в детские комбинаты происходило на основании решения Омского городского исполнительного комитета от 14.05.1962 № 12/8 «Об объединении детских садов и яслей в единые дошкольные учреждения».
В связи с тем, что Устава детского комбината не имелось, детские комбинаты использовали единый Устав детского сада, утвержденный Народным комиссариатом Просвещения РСФСР от 15.12.1944. Их главной уставной деятельностью являлось воспитание и обучение детей дошкольного возраста. Все дошкольные учреждения РСФСР работали по единой Программе воспитания в детском саду, утвержденной Министерством просвещения РСФСР 18.07.1968.
Таким образом, исходя из анализа приведенных положений следует, что детские комбинаты - это дошкольные учреждения, которые выполняли функции детских садов. При объединении детских садов с детскими яслями, находящимися на балансе различных ведомств и промышленных предприятий, давали название детскому учреждению - детский комбинат.
Как следует из представленных штатных расписаний работников детского комбината №, в штате учреждения находились воспитатели, помощники воспитателей и прочие административные рабочие. Среди воспитателей указана Минина (Дмитриева) Е.В. (л.д. 72 - 85).
Согласно архивной справке БУ ОО «Исторический архив Омской области» в архивном фонде ОАО «Омская овчинно-меховая фабрика» содержаться сведения о приеме на работу Мининой Е.В. в детский комбината № воспитателем по распределению ГОРОНО г. Омска с ДД.ММ.ГГГГ, в личной карточке содержится запись об увольнении по собственному желанию приказ №/к от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что в спорный период истец фактически выполняла работу, непосредственно связанную с воспитанием детей, то есть выполняла педагогическую деятельность, детский комбинат, в котором работала истец в спорный период, являлся официальным дошкольным образовательным учреждением, выполняющим функции детского сада, то период работы Дмитриева Е.В. в детском комбинате № ГП «Омская Овчинно-меховая фабрика» подлежит включению в стаж педагогической деятельности.
То обстоятельство, что учреждение, в котором работала истец, содержит в своем наименовании указание не на детский сад, а на детский комбинат, не может влиять на ее право в назначении досрочной пенсии, поскольку ее должность была связана с педагогической деятельностью, истец занималась воспитанием и обучением малолетних детей, планировала и организовывала их жизнедеятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 14 названного закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из архивных справок, из общего периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в детском комбинате № ГП «Овчинно-меховая фабрика» Дмитриева Е.В. в отдельные периоды не осуществляла свою трудовую деятельность.
Так, приказом №/к от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен отпуск без сохранения заработной платы в связи с похоронами родственника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом №/к от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен отпуск без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в пед.институт сроком на 15 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ (дата окончания отпуска не указана). Приказом №/к от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен отпуск без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в институт и на установочную сессию на один месяц с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что в приказе №/к дата окончания отпуска не указана, однако имеются сведения о продолжительности отпуска 15 дней, что календарно совпадает с предоставленным отпуском приказом №/к с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то суд исходит из того, что общий период предоставленных отпусков без сохранения заработной платы составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом №/к истцу предоставлен отпуск без сохранения заработной платы сроком на 10 календарных дней для участия в лабораторно-экзаменационной сессии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальные периоды согласно архивным данным истцу предоставлялись отпуска, в том числе для участия в лабораторно-экзаменационных сессиях, с сохранением заработной платы.
Факт неполучения заработной платы за указанные выше отпуска помимо сведений о наличии соответствующих приказов (л.д. 88) подтверждается архивными сведениями из ведомостей по начислению заработной платы работникам детского комбината (л.д. 89) и архивными сведениями по количеству отработанного времени (л.д. 90).
Так, в апреле 1990 г. истец отработала меньшее количество рабочих дней (19 дней, что совпадает с периодом предоставления отпуска без сохранения в связи с похоронами). В июне 1990 г. истец отработала 1 рабочий день, в июле 1990 г. истец частично не работала (количество дней сессии не указано), что также совпадает с предоставлением отпуска без сохранения заработной платы для сдачи экзаменов и сессии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом в июле истцом получены денежные средства за очередной отпуск за текущий месяц и последующие периоды (отпуск предоставлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказом №/к от ДД.ММ.ГГГГ). В феврале 1991 г. истец также отработала меньшее количество дней – 14 дней, что совпадает с предоставлением отпуска без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и получением заработной платы за февраль 1991 г. в меньшем размере (пропорционально отработанному времени).
Учитывая, что в перечисленные выше периоды Дмитриева Е.В. профессиональную трудовую деятельность не осуществляла, заработную плату не получала, то данные периоды не подлежат включению в специальный педагогический стаж.
Также согласно архивным сведениям из ведомостей по начислению заработной платы следует, что истец не получала заработную плату в июле 1992 г., июле 1993 г. и сентябре 1993 г. Однако в июле 1992 г. истец находилась в оплачиваемом отпуске (приказ №/к от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), отпускные получены в июне 1992 г. В июле 1993 г. отсутствуют сведения об отработанном времени, однако в августе 1993 г. истцом получены денежные средства за отпуск. ДД.ММ.ГГГГ истец уволена. В указанной связи перечисленные периоды подлежат включению в специальный стаж наряду с иными периодами, в которых истец осуществляла свою профессиональную деятельность.
Таким образом, на ответчика возлагается обязанность включить в специальный стаж Дмитриева Е.В., дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400 ФЗ, следующие периоды работы в должности воспитателя в детском комбинате № Государственного предприятия «Омская овчинно-меховая фабрика»:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 8 месяцев 7 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исключается отпуск без сохранения з/п), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 месяц 23 дня (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исключается отпуск без сохранения з/п), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 6 месяцев 13 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исключается отпуск без сохранения з/п), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 года 6 месяцев 25 дней.
С учетом включения в специальный педагогический стаж указанных периодов работы общий специальный стаж Дмитриева Е.В. по состоянию на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ составил 24 года 11 месяцев 8 дней (20 лет +1 год 8 месяцев 7 дней + 1 месяц 23 дня + 6 месяцев 13 дней + 2 года 6 месяцев 25 дней).
Учитывая, что на дату обращения истцом не выработан специальный стаж требуемой продолжительности (не менее 25 лет), то решение ГУ ОПФР по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительностью специального стажа является законным и обоснованным.
Оснований для удовлетворения требований об установлении продолжительности специального стажа на момент вынесения решения суда не имеется, поскольку назначение пенсии носит заявительный характер, а с учетом положений приложения 7 к ФЗ «О страховых пенсиях» при возникновении права на страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в 2022 году пенсия может быть назначена не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Статьей 88 ГПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
С учетом приведенной нормы права с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату госпошлины в суме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дмитриева Е.В. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области включить в специальный стаж работы Дмитриева Е.В., дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы в должности воспитателя в детском комбинате № Государственного предприятия «Омская овчинно-меховая фабрика» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области в пользу Дмитриева Е.В. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.Н. Величева
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2022 года.