Дело № 2-84\2013 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Далматово Курганской области **.**.****
Далматовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Соколовой Е.В.,
при секретаре Ворваниной О.Б.,
с участием помощника прокурора Далматовского района Тимошенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Далматовского района в интересах Полухиной Клавдии Александровны к Администрации Далматовского района, Управлению имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района и Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности по финансированию,
установил:
**.**.**** прокурор Далматовского района обратился в Далматовский районный суд с иском в интересах Полухиной К.А. к Администрации Далматовского района, Управлению имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района о возложении обязанности по предоставлению Полухиной К.А., **.**.**** года рождения отдельного (изолированного) жилого помещения, расположенного в черте г.Далматово Курганской области, соответствующего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м.
Исковым заявлением от **.**.**** прокурор изменил предмет исковых требований к этим же ответчикам и просил обязать Администрацию Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района предоставить Полухиной К.А. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте г. Далматово Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м.
**.**.**** прокурор Далматовского района по данному гражданскому делу предъявил исковые требования об обязании Правительства Курганской области профинансировать предоставление Администрацией Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений Полухиной К.А., **.**.**** года рождения и обязании Администрации Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района предоставить Полухиной К.А. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте г. Далматово Курганской области, площадью не менее 15 кв.м.
В исковом заявлении прокурор указал, что прокуратурой Далматовского района проведена проверка соблюдения жилищных прав по обращению Полухиной К.А., являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что она имеет право на предоставление жилья в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», но до настоящего времени его не получила. Постановлением Главы г. Далматово № 148 от 24.04.2012 г. Полухина К.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В **.**.**** Полухина К.А. окончила 8 классов МКОУ «****», в период с **.**.**** по **.**.**** обучалась на вечернем отделении МКОУ «****». В настоящее время Полухина К.А. нигде не обучается, жилое помещение в период с **.**.**** по настоящее время не предоставлено. В силу требований п. 8 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии указанных лиц на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 года № 288 органам местного самоуправления переданы государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, в том числе по однократному предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений. На основании ст. 37 Устава МО Далматовского района Курганской области исполнительно-распорядительным органом по решению вопросов местного значения, в том числе переданных органам местного самоуправления законами, является Администрация Далматовского района. Согласно Положения об Управлении имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района, утв. Решением Далматовской районной Думы от 27.05.2011 г. № 129, Управление имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района является отраслевым (функциональным) органом Администрации Далматовского района в сфере управления, владения, пользования имуществом муниципального образования Далматовский район.
В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Тимошенко О.В. требования и доводы последнего искового заявления поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что Полухина К.А., **.**.**** г.р., достигла совершеннолетия, в **.**.**** закончила 8 классов МКОУ ****», в период с **.**.**** по **.**.**** обучалась на вечернем отделении МКОУ «****». Истец относится к числу лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, так как мать ее лишена родительских прав, а отец умер. Жилое помещение за Полухиной К.А. закреплено не было, **.**.**** истец поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении в Администрации г.Далматово, но жилое помещение до настоящего времени не получила, поэтому подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с нормами действующего с **.**.**** законодательством. Поэтому просила обязать Администрацию Далматовского района в лице ее отраслевого (функционального) органа – Управления имущественных и земельных отношений предоставить Полухиной К.А. благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте г. Далматово Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м.; поскольку это относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, а финансирование на указанные цели в 2013 году МО Далматовский район не произведено, то в целях исполнимости решения суда – обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией Далматовского района жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений Полухиной К.А., так как передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления возможна только с одновременной передачей денежных средств на эти цели.
Истец Полухина К.А. требования искового заявления поддержала и дала суду аналогичные пояснения. Так же указала, что в настоящее время она зарегистрирована по адресу Адрес Обезличен, у знакомых ФИО23. Но с ними она не проживает, снимает жилье, работает. Закрепленный за ней жилой дом в Адрес Обезличен, признан непригодным для проживания, в связи с чем жилье ей необходимо.
Представитель ответчиков Администрации Далматовского района и Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района Первухин А.С. исковые требования не признал, пояснил, что субъективное право истца на предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений и ее статус как лица, оставшегося в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, не оспаривается; жилое помещение за Полухиной К.А. не закреплялось, и ранее ей не было предоставлено. В силу федерального законодательства и законодательства Курганской области предоставление жилых помещений указанной категории лиц относится к расходным обязательствам субъекта и передано органам местного самоуправления, в том числе МО Далматовский район. Муниципальным законодательством органом, уполномоченным приобретать указанные жилые помещения на основании контрактов и предоставлять их по договорам найма специализированных жилых помещений, является Управление имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района. В 2013 году финансирование на эти цели субъектом еще не проводилось, ранее выделенные денежные средства все израсходованы в соответствии с целевым назначением, свободных жилых помещений для данной категории граждан не имеется. Считает, что требование о возложении обязанности на Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения Полухиной К.А. является не исполнимым, так как не указано в какой сумме необходимо произвести такое финансирование, кроме того, не понятно, кто в этом случае будет являться взыскателем по исполнительному документу.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, представил отзыв в котором, дело просит рассмотреть в свое отсутствие, полагает, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком и просит отказать в удовлетворении предъявленных требований. Указывает, что истцом не представлено документов, свидетельствующих о его включении в список детей сирот, лиц из числа детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Федеральным законодательством с 1 января 2013 года определено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот из специализированного жилого фонда. Кроме того, исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям – сиротам и лицам из числа детей–сирот. Законодательством Курганской области урегулирован заявительный порядок включения в список детей-сирот, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской обл. Государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилого фонда переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области; необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетного процесса – бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Считает, что указанные правоотношения находятся вне предмета данного спора и не могут влиять на право истца по предоставлению жилого помещения. Заявляя требование о финансировании, истец фактически выступает в интересах муниципального образования в то время, как иск заявлен в защиту прав физического лица. Кроме того, в нарушение ст. 242.1 БК РФ в исковом заявлении не указана сумма финансирования, в случае удовлетворения указанного требования в том, виде, в каком оно заявлено, такое судебное постановление в соответствии со ст. 242.1 БК РФ будет неисполнимо.
Представитель третьего лица - УДОКМС Администрации Далматовского района (органа опеки и попечительства) Зуйков И.Н. исковые требования поддержал, суду показал, что Полухина К.А. относится к числу лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, жилое помещение за ней не закреплялось. С **.**.**** она состояла на учете в Администрации г.Далматово, как нуждающаяся в жилом помещении, обеспечена жильем не была. Полухина К.А. окончила в **.**.**** учебное заведение, поэтому субъективное право на обеспечение жилым помещением у нее возникло. В 2013 году в связи с изменением законодательства все учетные дела указанной категории граждан Администрацией города переданы в орган опеки и попечительства, Полухина К.А. включена в список лиц, которым жилое помещение будет предоставлено в 2013 году из фонда специализированных жилых помещений, поэтому жилое помещение истцу должно быть предоставлено, возможность его содержать у неё имеется.
Представитель третьего лица – Администрации города Далматово Ильиных А.В. иск считает обоснованным, дал суду аналогичные объяснения, в 2013 году в связи с изменением законодательства все учетные дела указанной категории граждан Администрацией города переданы в орган опеки и попечительства. При принятии Полухиной К.А. на учет, представленные ей документы были проверены, по месту регистрации она не является членом семьи собственника жилого помещения, жилья не имеет. Закрепленный за ней дом в Адрес Обезличен был признан непригодным для проживания. На основании представленных документов истец была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Для обеспечения Полухиной К.А. необходимо, чтобы денежные средства поступили из областного бюджета.
Третье лицо на стороне ответчика – Главное Управление образования Курганской области в отзыве на исковое заявление просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя; при рассмотрении иска просит учитывать нормы ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 года № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплат денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье», ст. 3 и 8 Закона Курганской области от 05 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», также считает, что правоотношения между субъектами бюджетных отношений урегулированы нормами Бюджетного кодекса РФ, физические лица в перечне участников бюджетных отношений не указаны.
Третье лицо Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя указанного лица, указав, что Департамент необоснованно привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, поскольку в соответствии с Законом Курганской области от 05.12.2012 г. №67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов», главным администратором доходов областного бюджета по предоставлению субсидий бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот является Главное управление образования Курганской области. Предоставление финансирования, а так же контроль за реализацией на территории Курганской области мер, направленных на обеспечение детей-сирот жилых помещениями, осуществляется Главным управлением образования Курганской области на основании Постановления Правительства Курганской области от 24.12.2007 г. №633 «Об утверждении порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных полномочий Курганской области по опеке и попечительству». Считает, что данное гражданское дело не затрагивает законные права и интересы Департамента и не влечет возникновение каких-либо его прав и обязанностей.
Заслушав доводы сторон, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить в полном объеме, суд считает, что прокурором Далматовского района заявлены законные и обоснованные требования в интересах истца Полухиной К.А. к ответчикам – Администрации Далматовского района и Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района о предоставлении жилого помещения, и Правительству Курганской области – об обязании профинансировать предоставление указанного жилого помещения истцу, подлежащие удовлетворению.
К указанным выводам суд пришел на основании нижеследующего:
Согласно копии свидетельства о рождении I – БС №* от **.**.****, родителями Полухиной Клавдии Александровны, **.**.**** года рождения, являются ФИО3 и ФИО4.
Из копии свидетельства о смерти I – БС №* от **.**.**** следует, что ФИО3 умер **.**.****.
Решением Далматовского районного суда от **.**.**** ФИО4 была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО10, Полухиной К.А., ФИО11, решение вступило в законную силу **.**.****
Согласно справке Далматовского районного суда от **.**.**** гражданское дело по иску ФИО4 о восстановлении в родительских правах в отношении Полухиной К.А., **.**.**** г.р., за период **.**.**** г. не рассматривалось.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, которым в соответствии с настоящим ФЗ предоставлено право на дополнительные гарантии по социальной защите и социальной поддержке.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Полухина К.А., **.**.**** г.р., относится к числу лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, указанный правовой статус истца ответчиками не оспаривается.
В соответствии с распоряжением Администрации Далматовского района от **.**.**** №*-р несовершеннолетней Полухиной К.А. назначен попечитель ФИО12 За несовершеннолетней Полухиной К.А. закреплен дом по адресу: Адрес Обезличен ( похозяйственная книга за **.**.**** г. №*, лицевой счет №*).
Согласно справки администрации Ключевского сельского совета Далматовского района Курганской области от **.**.****, Полухина К.А. зарегистрирована в Адрес Обезличен, дом принадлежал матери ФИО4, без оформления документов, в настоящее время дома нет-разобран.
В соответствии заключением и актом обследования межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации Далматовского района от **.**.**** №*, №* от **.**.**** жилой дом, расположенный по адресу: Адрес Обезличен, закрепленный за Полухиной К.А., признан непригодным для проживания.
Согласно копии паспорта гражданина РФ, Полухина К.А. зарегистрирована по адресу: Адрес Обезличен, с **.**.**** и по настоящее время.
В соответствии со справкой от **.**.****, выданной Администрацией города Далматово, Полухина К.А., **.**.****., зарегистрирована по адресу Адрес Обезличен, с **.**.**** Собственники квартиры: ФИО13, ФИО14, ФИО14, ФИО15- на 1/4 доли каждый. Состав семьи: ФИО15 (не родственник), общая площадь квартиры 54,5 кв.м.
Постановлением Администрации города Далматово № 148 от 24.04.2012 года «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Полухина К.А. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, учетный номер 86.
Из копии справки МКОУ «****» от **.**.**** №* установлено, что Полухина К.А., **.**.**** г.р., обучалась в указанной школе в 8 классе на вечернем отделении в периоды: с **.**.**** по **.**.**** (Приказ №* от **.**.****), с **.**.**** по **.**.**** (Приказ №* от **.**.****).
Из копии справки МКОУ «**** 3» от **.**.**** №* следует, что Полухина К.А., **.**.**** г.р., обучалась в указанной школе с 1 класса (**.**.****) до 8 класса. Из 8 класса **.**.**** выбыла в **** для продолжения учебы. Поступила в 8 класс **.**.**** из ****3 (вечернее отделение). Выбыла **.**.****, закончив 8 классов, в связи с переменой места жительства.
Право Полухиной К.А. на обеспечение жилой площадью гарантируется ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года, согласно п. 1 которой, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного жилого помещения в 2013 году (на **.**.****) Полухина К.А. в данном списке значится под номером 19 и включена в него на основании постановления Администрации Далматовского района от 08.02.2013 г. № 106.
Поэтому доводы в этой части ответчика – Правительства Курганской области суд считает не состоятельными.
П. 3 ст. 8 указанного Федерального закона предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно п. 8 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 указанного ФЗ).
Статья 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29февраля2012года №15-ФЗ, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривающей принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в подпункте 14.2 устанавливает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В настоящее время Полухина К.А. жилых помещений в собственности на территории Курганской области не имеет, в приватизации жилых помещений не участвовала, что подтверждено соответствующим уведомлением Далматовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области №* от **.**.****, а также справкой Далматовского филиала ГП Курганской области «Кургантехинвентаризация» от **.**.**** №*.
На основании изложенных доказательств, следует сделать вывод, что истец по достижении 18-летнего возраста, окончив учебное заведение, является нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей и не имеющее жилого помещения в собственности или по договору социального найма, поэтому имеются все правовые основания для одноразового обеспечения Полухиной К.А. жилым помещением в соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. и ст. 109.1 ЖК РФ.
Правомерность постановки на учет истца, как нуждающейся в жилом помещении, согласно представленных документов, сомнений у суда не вызывает. Оснований для снятия истца с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется (ст. 56 ЖК РФ).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 ст. 8, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). В соответствии с Решением Далматовской городской Думы от 29 декабря 2005 г. установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой будет определяться размер общей площади жилого помещения, предоставленного по договору социального найма в жилом фонде МО г. Далматово в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Поскольку субъективное право истца на одноразовое получение жилого помещения как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, возникло по прежней редакции ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», когда оно являлось внеочередным, иск судом должен быть разрешен по существу вне зависимости от того, получили ли жилые помещение другие лица, имеющие аналогичное право, вставшие на учет ранее истца, поскольку в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2013 году Полухина К.А. включена.
В соответствии с п. 1 резолютивной части Определения Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года № 250-О-П было установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Согласно ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 года № 288 (в ред. Законов Курганской области от 28.12.2007 г. № 332, от 31.03.2008 г. № 349, от 01.09.2008 г. № 384, от 01.12.2008 г. № 422, от 26.11.2009 г. № 508, от 28.06.2010 г. № 35, от 08.06.2011 г. № 32, от 29.06.2011 г. № 36, от 28.12.2011 г. № 104, от 04.04.2012 г. № 15, от 04.04.2012 г. № 17, от 26.12.2012 г. № 83, от 26.12.2012 г. № 90, от 01.04.2013 г. № 26) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», органы местного самоуправления Курганской области наделяются полномочием по однократному предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Курганской области, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также принятие решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения (п. 44 в ред. Закона Курганской области от 26.12.2012 г. № 83).
В соответствии с Приложением № 1 к данному закону, указанное в п. 1 п.п. 44 ст. 3 закона полномочие передано МО Далматовский район.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 4 указанного Закона Курганской области, органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по опеке и попечительству имеют право на финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству.
В п.п. 1 п. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 05.10.2007 года № 288 предусмотрено, что органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий по опеке и попечительству.
В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного закона, финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления Курганской области, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области.
П. 2 ст. 8 указанного Закона Курганской области предусматривает, что объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области для осуществления полномочий по опеке и попечительству, определяется в соответствии с методикой согласно приложениям 2 - 11 к настоящему Закону. Поэтому доводы представителя ответчиков – Администрации Далматовского района и Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района о неисполнимости судебного решения в связи с не указанием в исковом заявлении суммы финансирования из бюджета Курганской области является не состоятельным, поскольку методика определения объема субвенций определена законодательно.
Постановлением Администрации Далматовского района № 700 от 09.09.2010 года «Об уполномоченном органе» Управление имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района определено как уполномоченный орган, осуществляющий отдельные государственные полномочия Курганской области по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Финансовому управлению Администрации Далматовского района поручено осуществлять соответствующее финансирование Управления имущественных и земельных отношений.
Согласно ст. 19 Устава муниципального образования Далматовского района, структуру органов местного самоуправления Далматовского района образуют: Далматовская районная Дума, глава Далматовского района и Администрация Далматовского района, которая в соответствии со ст. 37 Устава является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области. Структуру Администрации Далматовского района составляют глава Далматовского района – глава администрации Далматовского района, первый заместитель и заместитель главы Администрации Далматовского района, структурные подразделения администрации Далматовского района, отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации Далматовского района.
Согласно Решения Далматовской районной Думы № 125 от 29.04.2011 года (с последующими изменениями) в состав структуры Администрации Далматовского входит Управление имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района.
Согласно Положения об управлении имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района, утвержденного Решением Далматовской районной Думы № 294 от 28.03.2013 года, Управление является отраслевым (функциональным) органом Администрации Далматовского района и юридическим лицом, созданным в целях решения вопросов муниципального образования Далматовского района и для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Далматовского района федеральными законами и законами Курганской области, в сфере имущественных и земельных отношений. Основной целью его деятельности Управления является осуществление полномочий МО Далматовского района по управлению и распоряжению муниципальным имуществом Далматовского района, земельными участками муниципальной собственности Далматовского района и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Далматовского района. Управление заключает, расторгает, вносит изменения в договоры найма жилых помещений специализированного жилого фонда и социального найма жилых помещений, купли-продажи муниципального имущества (п. 1.7 ст.3 Положения).
Согласно ведомственной структуры расходов районного бюджета на 2013 год (приложение № 9 к Решению районной Думы от 30.11.2012 г. № 257 «О районном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов») в разделе Управление имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района предусмотрены субвенции на обеспечение ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, в том числе обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, за счет средств областного бюджета в сумме 1258 тыс. руб., однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений – 4078 тыс. руб.
Из сообщения Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района № 24 от 15.01.2013 года, следует, что свободные жилые помещения, предназначенные для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности муниципального образования Далматовского района отсутствуют.
Согласно справок руководителя финансового управления администрации Далматовского района №7 от 15.01.2013 г., № 45 от 18.03.2013 года, от 16.05.2013 г. №108 субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в сумме 10525 тыс. руб., выделенные в 2012 году, израсходованы полностью. В 2013 году в областном бюджете предусмотрено субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в сумме 5 336 тыс. руб. По состоянию на 01.01.2013 г., 18.03.2013 г., 16.05.2013 г. денежных средств, предусмотренных на вышеуказанные цели, на счете нет.
Право истца на одноразовое обеспечение жилым помещением нарушается, жилое помещение органом местного самоуправления после окончания учебного заведения истцу не было предоставлено, поэтому в силу ст. 3, 45 ГПК РФ прокурор правомерно обратился суд в интересах Полухиной К.А. за защитой ее нарушенного права. Право прокурора обращаться в суд за защитой прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено и ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с вышеуказанными нормами федерального, областного и муниципального законодательства Полухина К.А. должна быть одноразово обеспечена жилым помещением органами местного самоуправления муниципального образования Далматовский район за счет выделенных из областного бюджета на эти цели субвенций.
Следует признать надлежащим ответчиком по делу Администрацию Далматовского района в лице ее отраслевого (функционального) органа местного самоуправления - Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района, которое следует обязать предоставить истцу благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте города Далматово Курганской области, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.
Пункт 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 г. № 2-П устанавливает, что Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства, признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
В развитие этих положений Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 130, часть 1); право граждан на участие в местном самоуправлении путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления относится к основным правам и свободам, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 2; статья 17, часть 1; статья 32, часть 2; статья 130, часть 2); местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Также абц. 4 п. 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации предусматривает, что данные требования должны учитываться и при реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться, как это вытекает из статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
При рассмотрении данного гражданского дела установлено, что полномочия по обеспечению детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа жилыми помещениями переданы муниципальному образованию Далматовский район, но в 2013 году финансирование расходов на эти цели Далматовскому району не осуществлялось, ранее выделенные из областного бюджета денежные средства израсходованы по целевому назначению; свободных жилых помещений, приобретенных на эти средства, в Далматовском районе не имеется.
Исходя из вышеизложенного, суд считает законными и обоснованными исковые требования прокурора Далматовского района о возложении обязанности на Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений Полухиной К.А., **.**.**** года рождения. При этом суд не применяет нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, а применяет вышеуказанные нормы федерального законодательства, законодательства Курганской области и правовые позиции по этим вопросам, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации, подлежащие обязательному применению, поскольку при реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации должна осуществляться обязательная передача необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, а в 2013 году такие средства МО Далматовский район до момента вынесения решения суда не были перечислены.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Далматовского района в интересах Полухиной Клавдии Александровны к Администрации Далматовского района, Управлению имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района и Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности по финансированию удовлетворить.
Обязать Администрацию Далматовского района в лице отраслевого (функционального) органа местного самоуправления- Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района предоставить Полухиной Клавдии Александровне, **.**.**** года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте города Далматово Далматовского района Курганской области, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Полухиной Клавдии Александровне, **.**.**** года рождения, Администрацией Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться с мотивированным решением суда в Далматовском районном суде **.**.**** с 16.00 ч.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 1 месяца, начиная с **.**.****, путем принесения апелляционной жалобы через Далматовский районный суд.
Судья Е.В.Соколова
**.**.**** судебной коллегией по гражданским делам Курганского областного суда решение Далматовского районного суда Курганской области от **.**.**** оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области – без удовлетворения.