Дело № 2-582/2023
УИД 61RS0041-01-2023-000539-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2023 года п.Матвеев Курган Ростовской области
Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области РФ в составе:
председательствующего судьи Судникович Л.А.,
при секретаре судебного заседания Толоманенко Н.А.,
с участием старшего помощника прокурора Матвеево-Курганского района Ростенко М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Матвеево-Курганского района Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Екатериновского сельского поселения Матвеево-Курганского района Ростовской области о понуждении обратиться в межведомственную комиссию в целях признания жилого дома пригодным (непригодным) для проживания граждан,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Матвеево-Курганского района Ростовской области обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию Екатериноского сельского поселения Матвеево-Курганского района Ростовской области, обратиться в соответствии с п. 42 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в межведомственную комиссию администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области для оценки и обследования жилого дома, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В иске указал, что прокуратурой района в ходе проверки установлено, что в собственности МО «Екатериновское сельское поселение» Матвеево-Курганского района Ростовской области имеется жилой дом, общей площадью 82,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Территория домовладения не имеет ограждений, доступ посторонних лиц на неё не исключен. Собственником муниципального имущества надлежащее техническое состояние жилого дома, а также его безопасность в целях исключения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан не обеспечена. В связи с непринятием мер по техническому обслуживанию, не проведением текущих ремонтов, жилой дом находится в полуразрушенном состоянии: повреждена крыша и перекрытия, отсутствуют полностью либо частично внутренняя отделка, окна, двери, электо-, газо- и водоснабжение, Деформированы и имеют следу разломов стены и фундамент. На уровне местного самоуправления решение вопроса о признании жилых помещений непрогодными для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, если жилой фонд является муниципальным, либо принадлежат гражданам на праве собственности. Действующим законодательством иного порядка обследования жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для проживания не предусмотрено. Однако администраций Матвеево-Курганского сельского поселения требования закона не соблюдаются. По результатам рассмотрения представления прокурора Матвеево-Курганского района от 15.12.2022 меры, направленные на решение в установленном порядке вопроса о признании жилого дома пригодным (непрогодным) для проживания, до настоящего времени не приняты. Ненадлежащее техническое состояние дома создает угрозу его обрушения, наличие вредных факторов среды обитания человека не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В судебном заседании старшего помощник прокурора Ростенко М.В. поддержала исковые требования и просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Екатериновского сельского поселения, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу положений ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 г., оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
На основании п. 42 указанного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В соответствии с п. п. 7 и 44 Положения межведомственной комиссии предоставлено право привлекать к работе комиссии квалифицированных экспертов проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса или истребовать заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.
В соответствии с п. 44 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
В силу положений п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Судом установлено, что в собственности муниципального образования «Екатериновское сельское поселение» Матвеево-Курганского района Ростовской области имеется жилой дом, общей площадью 82,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Собственником муниципального имущества надлежащее техническое состояние жилого дома, а также его безопасность в целях исключения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан не обеспечена, жилой дом находится в полуразрушенном состоянии: несущие наружные стены жилого дома из кирпича имеют трещины в простенках, окна деревянные прогнили и имеют деформацию, земельный участок неухоженный, зарос сорной растительностью, кустарниками.
До настоящего времени администрацией Екатериновского сельского поселения меры, направленные на решение в установленном порядке вопроса о признании жилого дома пригодным (непрогодным) для проживания, не приняты. Ненадлежащее техническое состояние дома создает угрозу его обрушения, наличие вредных факторов среды обитания человека не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что непринятие мер по обращению ответчика в межведомственную комиссию администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области для оценки и обследования жилого дома по адресу: <адрес>, в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Матвеево-Курганского района Ростовской области (ИНН 280401920499) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Екатериновского сельского поселения Матвеево-Курганского района Ростовской области (ИНН 6119008625) о понуждении обратиться в межведомственную комиссию в целях признания жилого дома пригодным (непригодным) для проживания граждан – удовлетворить.
Обязать администрацию Екатериновского сельского поселения Матвеево-Курганского района Ростовской области (ИНН 6119008625) обратиться в соответствии с п. 42 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 в межведомственную комиссию администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области для оценки и обследования жилого дома, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца через Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области.
Мотивированная часть решения изготовлена 16 мая 2023 года.
Судья Л.А.Судникович