дело № 2-5701/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2017 года г. Пушкино МО
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.
при секретаре Акиндиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колосова Евгения Наримановича, Романова Евгения Андреевича, Романовой Виктории Андреевны к администрации городского округа Красноармейск Московской области о признании права на выкуп земельного участка, обязании предоставить в собственность за плату земельный участок,
установил:
Истцы Колосов Е.Н., Романов Е.А., Романова В.А. обратились в суд с исковыми требованиями к администрации городского округа Красноармейск Московской области о признании права на выкуп земельного участка, обязании предоставить в собственность за плату земельный участок.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются совладельцами нежилого здания торгово-офисного центра с к.н. 50:65:0040341:47, назначение нежилое, площадью 869,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Истцы также являются арендаторами земельного участка площадью 1 400 кв.м. с к.н. 50:65:0040341:19 разрешенное использование – для размещения торгово-офисного центра, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>. Администрация г.о. Красноармейск согласовала передачу прав по договору аренды, о чем имеется Постановление Главы г.о. Красноармейск от 19.08.2016г. № 734. Договор аренды заключен с 26.08.2015г. по 26.08.2018г.. Арендодателем является Муниципальное образование городской округ Красноармейск Московской области. Предварительно проведено межевание указанного земельного участка. Участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 50:65:0040341:19. Истцами было получено разрешение на строительство № RU50318000-10/11 от 08.12.2011г., выданное администрацией г.о. Красноармейска МО; утвержден постановлением Главы г. Красноармейск Московской области от 02.03.2011г. № 96 градостроительный план земельного участка № RU50318000-00027 от 17.12.2010г.. 31.01.2017г. истцы обратились в администрацию г.о. Красноармейска МО с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с к.н. 50:65:0040341:19 площадью 1 400 кв.м.. В начале февраля 2017г. выдан отказ в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка. В данном отказе указано, что администрация г.о. Красноармейск приняла решение об отказе в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка, направляет информацию Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области о расположении земельного участка с к.н. 50:65:0040341:19 в зоне, предназначенной для нужд транспорта, так как при визуальном сравнении Схемы территориального планирования транспортного облуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8, этот земельный участок частично расположен в зоне, предназначенной для реконструкции автомобильной дороги «Пушкино-Красноармейск» (М-8 «Холмогоры-Красноармейск) по параметрам I технической категории, ширина планируемого размещения 100м. (по 50 м. от оси автомобильной дороги). Точное расположение и конфигурация планируемого Объекта будут определены в процессе разработки планировки территории и проекта межевания территории указанного объекта, учитывая минимизацию сноса строений, изъятия земельных участков и сохранение зеленых насаждений. До утверждения документов по планировке территории нецелесообразно предоставление земельного участка с к.н. 50:65:0040341:19 на праве собственности, ввиду возможного изъятия для государственных нужд Московской области. Однако согласно кадастровому паспорту арендуемого земельного участка, выкопировке из Публичной кадастровой карты, а также схемы функционального зонирования и выдержки из Генерального плана г.о. Красноармейск не следует, что земельный участок с к.н. 50:65:0040341:19 площадью 1 400 кв.м. расположен в зоне строительства автодороги. Доказательств того, что спорный земельный участок, предоставленный истцам в установленном порядке, изъят из оборота и в отношении него установлен особый правовой режим, не имеется. Просят признать право Колосова Е.Н., Романова Е.А., Романовой В.А. на выкуп земельного участка площадью 1 400 кв.м. с к.н. 50:65:0040341:19, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения торгово-офисного центра, категория земель – земли населенных пунктов, в собственность за плату, обязать администрацию г.о. Красноармейск предоставить Колосову Е.Н., Романову Е.А., Романовой В.А. в собственность за плату земельный участок площадью 1 400 кв.м. с к.н. 50:65:0040341:19, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством на момент обращения заявителя в администрацию (л.д. 3-5).
В судебном заседании представитель истцов на основании доверенностей Илюхина С.Н. (л.д. 6-8) исковые требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г.о. Красноармейск Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия ( л.д.56).
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представил.
Суд, выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что постановлением Главы города Красноармейск Московской области № 96 от 02.03.2011г. утвержден градостроительный план земельного участка с к.н. 50:65:0040341:19, площадью 1 400 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение торгово-офисного центра, местоположение: <адрес> (л.д. 46).
Постановлением Главы г.о. Красноармейск Московской области № 539 от 26.08.2015г. расторгнут с ИП Романовым А.А. договор аренды № 1 от 26.01.2009 земельного участка с к.н. 50:65:0040341:19, площадью 1 400 кв.м., местоположение: Московская область, г. Красноармейск, ул. Гоголя, д. 27, категория земель – «земли населенных пунктов», разрешенное использование – «для размещения торгово-офисного центра»; повторно предоставлен в аренду ИП Романову А.А. земельный участок с к.н. 50:65:0040341:19, площадью 1 400 кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения торгово-офисного центра», сроком на 3 года (л.д. 44-45).
26.08.2015г. между Муниципальным образованием городской округ Красноармейск Московской области (Арендодатель) и ИП Романовым А.А. (Арендатор) заключен договор № 6 аренды земельного участка (л.д. 31-36), в соответствии с которым Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду из земель населенных пунктов за плату во временное владением и пользование земельный участок с к.н. 50:65:0040341:19, площадью 1 400 кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель – «земли населенных пунктов», разрешенное использование – «для размещения торгово-офисного центра».
Срок аренды участка устанавливается: с 26.08.2015г. по 26.08.2018г. (п. 2.1 договора).
Данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в установленном законом порядке.
Статьей 22 Земельного Кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) предусмотрена возможность передачи арендатором земельного участка своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьему лицу. При этом, заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
Постановлением Главы г.о. Красноармейск Московской области № 734 от 19.08.2016г. согласована передача прав и обязанностей по договору аренды от 26.08.2015 № 6 в отношении земельного участка с к.н. 50:65:0040341:19, площадью 1 400 кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель – «земли населенных пунктов», «разрешенное использование – для размещения торгово-офисного центра», от Романова А.А. к Колосову Е.Н., Романову Е.А. и Романовой В.А. (л.д. 30).
25.05.2016г. между ИП Романов А.А. (Арендатор) и Колосовым Е.Н., Романовым Е.А., Романовой В.А. (Новые арендатора) заключен договор уступки прав по договору аренды земельного участка № 6 от 26.08.2015г. (л.д. 27-29), в соответствии с которым Арендатор безвозмездно передает, а Новым арендаторам принимают все права и обязанности Арендатора по Договору аренды земельного участка № 6 от 26.08.2015г., заключенного между Арендатором и Муниципальным образованием городской округ Красноармейск Московской области в отношении земельного участка общей площадью 1 400 кв.м., с к.н. 50:65:0040341:19, разрешенное использование – для размещения торгово-офисного центра, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> на срок по 26.08.2018 года.
Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в установленном законом порядке.
Из кадастрового паспорта на земельный участок следует, что земельный участок площадью 1 400 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 17.06.2008г., ему присвоен кадастровый номер 50:65:0040341:19, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение торгово-офисного центра (л.д. 37-42).
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 20.10.2016г. за Колосовым Е.Н., Романовым Е.А., Романовой В.А. признано право общей долевой собственности на здание торгово-офисного центра площадью 869,6 кв.м., лит. Б, Б1, Б2, Б3 расположенное на земельном участке по адресу: <адрес>, в следующих долях: Романов Е.А. – 30/100 долей, Романова В.А. – 30/100 долей, Колосов Е.Н. – 40/100 долей (л.д. 128-129), решение суда вступило в законную силу 22.11.2016г..
Указанное нежилое здание стоит на кадастровом учете, ему присвоен кадастровый номер 50:65:0040341:47 (л.д. 9-14)
Истцы обратились в администрацию г.о. Красноармейск Московской области с заявлением о предоставлении им на праве собственности указанного земельного участка, получен ответ от 31.01.2017г., из которого следует, что истцам направляется информация Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области о расположении земельного участка с к.н. 50:65:0040341:19 в зоне предназначенной для нужд транспорта. При визуальном сравнении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8, указанный земельный участок частично расположен в зоне, предназначенной для реконструкции автомобильной дороги «Пушкино – Красноармейск» (М-8 «Холмогоры – Красноармейск») по параметрам I технической категории, ширина зоны планируемого размещения 100м (по 50 м от оси автомобильной дороги). Точное расположение и конфигурация планируемого Объекта будут определены в процессе разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории указанного объекта, учитывая минимизацию сноса строений, изъятия земельных участков и сохранение зеленых насаждений. До утверждения документов по планировке территории нецелесообразно предоставление земельного участка с к.н. 50:65:0040341:19 на праве собственности ввиду возможного изъятия для государственных нужд Московской области (л.д. 50).
В силу ст. ст. 40, 41 ЗК РФ арендатор земельного участка вправе возводить на нем здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 39.20 ч.1 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Системное толкование вышеуказанных норм права позволяет прийти к выводу о том, что собственник здания, сооружения вправе испрашивать в собственность соответствующий земельный участок с целью эксплуатации названного объекта, в соответствии с принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, установленным подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса.
Обстоятельства расположения указанного здания на предоставленном в аренду земельном участке подтверждаются сведениями, имеющимися в ЕГРН и не отрицается ответчиком.
В силу вышеуказанных норм права, а также ст. 35 ЗК РФ, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для её использования, а также использования всего земельного участка с учетом его целевого назначения.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Статья 39.20 ЗК РФ не устанавливает предельные размеры предоставляемого земельного участка для использования и эксплуатации нежилого здания, находящегося на данном земельном участке. Как следует из материалов дела, границы фактического землепользования указанного земельного участка площадью 1 400 кв.м. определены ранее договором аренды.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок находится у истцов на правах аренды и на нем расположен объект недвижимого имущества – нежилое здание (торгово-офисный центр), которое построено в соответствие с целевым назначением этого земельного участка, то данный земельный участок в силу вышеуказанных норм права должен быть передан истцам в собственность за плату.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Перечень земельных участков ограниченных в обороте содержится в п. 5 ст. 27 ЗК РФ.
В силу подпункта 7 пункта 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Согласно ст. ст. 56, 56.1 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами и ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда, устанавливаются бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, подлежат государственное регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Системное толкование указанных норм позволяет сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка устанавливается вышеизложенными актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда и подлежит государственной регистрации.
В данном случае, как усматривается из материалов дела, в отношении арендуемого истцами земельного участка, какие-либо ограничения оборотоспособности не существуют, в том числе и на основании решений органа местного самоуправления либо Правительства Московской области. Сведений о том, что данный земельный участок частично входит в состав земель, предназначенных для нужд организации автомобильного транспорта, ответчиком в соответствие со ст. 56 ГПК РФ не представлено, также как и сведений о том, что данный земельный участок может быть ограничен в оборотоспособности.
Все вышеизложенные в ответе администрации г.о. Красноармейск доводы имеют только предположительный и вероятностный характер, в том числе о возможной реконструкции автодороги, основанный только на визуальном осмотре Схемы территориального планирования, ничем объективно не подтверждены.
Таким образом, как следует из представленных доказательств и доводов сторон, спорный земельный участок не относится к земельным участкам, ограниченным в оборотоспособности, и может быть за выкуп предоставлен собственникам, расположенного на нем здания.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключениями случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Из пунктов 5-7 ст. 39.17 Земельного Кодекса Российской Федерации следует, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статьей 39.1 ч.1 п.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Таким образом, вышеуказанными нормами права для органов местного самоуправления предусмотрена обязанность рассмотрения заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность и обязанность предоставления и заключения с таким собственниками договоров купли-продажи.
В соответствие со ст. 39.2 ч.2 п.6 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, администрацией г.о. Красноармейск МО подготовлен проект постановления и договора купли-продажи этого земельного участка по цене 574 683 рубля 90 копеек ( л.д. 64-69), что не противоречит требованиям ст. 39.4 ч. 2 п.3 Земельного Кодекса Российской Федерации, п.3.1 ст. 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" и пункта 2 статьи 1 Постановления Правительства МО от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках".
В связи с изложенным, исковые требования Колосова Е.Н., Романова Е.А., Романовой В.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Колосова Евгения Наримановича, Романова Евгения Андреевича, Романовой Виктории Андреевны к администрации городского округа Красноармейск Московской области о признании права на выкуп земельного участка, обязании предоставить в собственность за плату земельный участок, удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Красноармейск Московской области предоставить Колосову Евгению Наримановичу, Романову Евгению Андреевичу, Романовой Виктории Андреевне в собственность за плату земельный участок площадью 1 400 кв.м., с кадастровым номером 50:65:0040341:19, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – размещение торгово-офисного центра, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме –15 декабря 2017 года.
Судья: