11RS0001-01-2021-008062-12 Дело № 2а-4959/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Колосовой Н.Е.,
при секретаре Чалановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 30 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Ладанова Игоря Вячеславовича к Министерству финансов Российской Федерации, Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республики Коми, УК УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в период транспортировки,
у с т а н о в и л:
Ладанов И.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, УФСИН России по Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда в сумме 300 000 руб. В обоснование заявленных требований указал, что этапирование с 08.05.2020 по 09.05.2020 из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми спецтранспортом не соответствовало статьям 3 и 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку количество спецконтингента (7 человек) превышало количество полок для лежания (6 полок), в связи с чем, истец был лишен возможности спать в ночное время, не выдавались спальные принадлежности, площадь камеры спецвагона, в которой на время следования в пути был размещен истец, на каждого осужденного с учетом их количества составляла менее 2 кв.м, в нарушение санитарно-эпидемиологических требований в период распространения новой короновирусной инфекцией, не соблюдена безопасная дистанция – 1,5 м, не выданы защитные маски и перчатки, в камере отсутствовал стол для приема пищи, было пыльно и грязно, вентиляция не работала, проветривание не осуществлялось, в туалет не выводили.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, УК УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, в качестве третьих лиц - ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.
Суд перешел к рассмотрению дела по правилам производства, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
В ходе судебного разбирательства административный истец Ладанов И.В., участвующий посредством видеоконференц-связи, требования поддержал. В настоящем судебном заседании участия не принял, дал согласие на рассмотрение дела без его участия.
Представители административных ответчиков, надлежаще извещённые о месте и времени судебного заседания суда, не явились.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению административного дела.
Выслушав показания свидетелей, исследовав письменные материалы административного дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Установлено, что административный истец в период с 08.05.2020 по 09.05.2020 конвоировался караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми, между учреждениями СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми и ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, до станции ... по железнодорожному маршруту ..., в специальном вагоне модели «...».
Ладанов И.В. был размещен в большой камере № 2 (размеры: ширина – 150 см, длина – 205 см, высота – 293 см), оборудованной 6 полками, рассчитанными в том числе на 4 места для лежания и 8 мест для сидения. Нижние полки могут быть использованы как спальные места.
Время отправления из города ... – 18 час. 20 мин., время отправления из г. ... – после 22 часов, прибытие в г. ... – в ночное время.
Из представленной в материалы дела схемы размещения спецконтингента следует, что загрузка камеры № 2 составляла: ..., ... – по 6 человек; ... 5 человек.
Истец в исковом заявлении указал, что для сна имелось 6 мест.
Для перевозки осужденных из лиц, содержащихся под стражей,
по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона.
Согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.2018 № 26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ от 24.05.2006 199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» норму размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов определены 10 человек в большие камеры и до 4 человек в малые.
Конструкция специального вагона, в котором конвоировался административный истец внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12.
Системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал административный истец, а именно вентиляция, освещение и водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов и записями: проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов.
Большая камера специального вагона (размеры: ширина – 150 см, длина – 205 см, высота – 293 см), оборудована 6 полками, рассчитанными, в том числе на 4 места для лежания и 8 мест для сидения.
Нормами действующих нормативных правовых актов и конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест, а также выдача им постельного белья и матрацев в специальных вагонах, не предусмотрено оборудование скамеек мягким покрытием, поручнями для рук, ограничительными поручнями вдоль спальных мест, накладными лестницами и столов для приема пищи в камерах конвоируемых лиц.
Специальный вагон оборудован системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры.
Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.
Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно пункта 229 Инструкции по первому требованию, в порядке очередности.
Факт отказа вывода в туалет административного истца не установлен. При этом инструкцией не предусмотрено фиксация вывода в туалет.
Перед отправкой специального вагона в рейс, начальником караула проверяется заправка воды, работоспособность системы вентиляции, освещения, что подтверждается пометками в путевых ведомостях о принятии специального вагона.
При этом, перед каждой отправкой проводится полная проверка работоспособности систем спецвагона, его материально-техническое и медицинское обеспечение, о чем имеются отметки в путевых ведомостях.
Истец с жалобами на условия его содержания во время конвоирования не обращался.
Конституцией Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституции Российской Федерации (статья 17).
Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21).
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1). Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3). При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ) подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного кодекса
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации; порядок осуществления прав осужденных устанавливается поименованным кодексом, а также иными нормативными правовыми актами; при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (части 2 статьи 10, частей 10 и 11 статьи 12 упомянутого кодекса).
В соответствии с ч. 1 и ч. 6 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные к лишению свободы, направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с данным Кодексом.
Статьей 12 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Такими федеральными органами, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, являются Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, которые своим приказом от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп утвердили Инструкцию.
Инструкция определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях (пункт 1).
Частью 3 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.
Проанализировав доводы административного истца и представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что условия содержания при конвоировании соответствовали установленным требованиям. Те неудобства, которые, по мнению административного истца, причинили ему страдания в связи с его перевозкой и содержанием не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы.
Согласно представленным административными ответчиками в материалы дела доказательствам, отвечающих признакам относимости и допустимости, в заявленный период условия конвоирования соответствовали требованиям Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.20 18 № 26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ от 24.05.2006 199дсп/369дсп.
Довод истца об отсутствии отдельного спального места в ночное время, поскольку количество спецконтингента (7 человек) превышало количество полок для лежания (6 полок), также не нашел своего подтверждения, из представленных документов следует, что по маршруту следования после 22 часов, от ст. ... до ст. ..., в камере размещалось 6 человек, от. ст. ... – 5 человек. В то время как, камера оборудована 6 полками, рассчитанными в том числе на 4 места для лежания и 8 мест для сидения, и нижние полки могут быть использованы как спальные места. По пояснениям самого истца в ходе рассмотрения дела, в камере имелась еще одна дополнительная полка (отвесная), длина которой составляла примерно 1м и не была пригодна для сна, то есть могла быть использована в качестве дополнительного места для сиденья.
Довод административного истца о нарушении его конституционного права на охрану здоровья, выразившемся в не предоставлении средств индивидуальной защиты – маски и перчаток при этапировании не нашел своего подтверждения, так как опровергается показаниями свидетелей.
Так свидетель ... Н.А., младший инспектор первой категории дежурной службы показал, что в его должностные обязанности входит сбор этапа, вывод из камер, распределение в камеры сборного отделения, обеспечение средствами индивидуальной защиты: масками и перчатками. Капитан внутренней службы ... А.М. помогал ему в сборе этапа. ... Н.А. также пояснил, что согласно суточному приказу, 8 мая 2020 г. он осуществил вывод этапа и подготовку к отправке. Все необходимые средства индивидуальной защиты были осужденным выданы, в том числе и Ладанову И.В., который расписался в акте выдачи индивидуальный средств защиты. Конвой не вывозил осужденных без этих средств. Оригинал акта не сохранился, так как его заполнение не предусмотрено законодательством.
Свидетель ... А.М., дежурный помощник начальника следственного изолятора, показал, что в мае 2020 года конвой не принимал осужденных к перевозке без средств индивидуальной защиты. Выдачей средств индивидуальной защиты занимался ... Н.А., который отобрал подписи осужденных.
Оснований не доверять показаниям свидетелей ... Н.А., ... А.М. не имеется, так как личной заинтересованности в исходе дела не установлено, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Таким образом, показания свидетеля ... Д.С., который пояснил, что в мае 2020 года этапировался совместно с истцом из СИЗО-1 в ИК-19, средства защиты не выдавались, опровергаются показаниями свидетелей ... Н.А., ... А.М.
Кроме того, из справки фельдшера филиала МЧ № 14 ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России следует, что в медицинской карте осужденного Ладанова И.В. данных о заболеваниях ОРВИ, новой коронавирусной инфекцией в течение 14 дней с 09.05.2020 нет.
Таким образом, нарушение прав и законных интересов Ладанова И.В. действиями ФКУ СИЗО-1 УФСИН России не установлено, следовательно, оснований для взыскания компенсации не имеется.
В удовлетворении требований к Министерству финансов Российской Федерации, УФСИН России по Республики Коми, УК УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республики Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227.1 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении административного иска Ладанова Игоря Вячеславовича Министерству финансов Российской Федерации, УФСИН России по Республики Коми, УК УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республики Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России о взыскании компенсации.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30.06.2022.
Судья Н.Е. Колосова