Решение по делу № 2-547/2023 (2-7420/2022;) от 02.11.2022

Дело № 2-547/2023

УИД 39RS0002-01-2022-007544-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2023 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда

в составе:

председательствующего судьи Оксенчук Ж.Н.,

при секретаре Кимаск Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора города Балтийска Калининградской области в защиту интересов несовершеннолетнего Д. к Министерству финансов Калининградской области, Министерству сельского хозяйства Калининградской области о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора г. Балтийска Калининградской области обратился в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетнего Д., указав в обоснование иска, что прокуратурой города Балтийска проведена проверка в сфере защиты прав несовершеннолетних, в связи с увеличением количества пострадавших детей от укусов собак на территории Балтийского городского округа», а также в связи с обращением представителя несовершеннолетнего Д., относящегося к категории детей - сирот, которого < Дата > в районе городского стадиона г. Балтийска укусила собака. В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что не позднее 19 часов 30 минут < Дата > около городского пляжа, расположенного по адресу: < адрес > бесхозяйная собака черного окраса укусила Д., < Дата > года рождения, в область левой стопы. В результате действий безнадзорной собаки Д. причинены телесные повреждения, физическая боль, а также нравственные страдания. С < Дата > и по настоящее время Д. наблюдается у врача < ИЗЪЯТО >, что свидетельствует о причинении вреда здоровью в результате действия безнадзорной собаки.

Постоянный рост количества обращений граждан за медицинской помощью на территории МО «Балтийский городской округ» в связи с действиями (безнадзорных) неизвестных собак, свидетельствует о ненадлежащей организации мер Правительством Калининградской области по обеспечению прав граждан на безопасные условия проживания на территории МО «Балтийский городской округ».

В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 03.12.2018 № 251-рп «О создании государственного учреждения Калининградской области «Центр для безнадзорных животных» создано соответствующее учреждение. Вместе с тем, изложенное не освобождает Правительство Калининградской области от гражданско-правовой ответственности, поскольку в соответствии с действующим законодательство обязанность по организации отлова безнадзорных животных, а также по финансированию соответствующих мероприятий возложена именно на Правительство Калининградской области.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил взыскать с Министерства финансов Калининградской области компенсацию морального вреда в пользу законного представителя Д. - Дмитриевой Л.В. в размере 50 000 руб. за счет казны Калининградской области.

Определением суда от < Дата > третье лицо Министерство сельского хозяйства Калининградской области переведено в соответчики.

В судебном заседании помощник прокурора Утенкова Е.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Д. и его законный представитель Дмитриева Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддерживали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель соответчика Министерства сельского хозяйства Калининградской области Яковенко Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать.

Представитель третьего лица ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» по доверенности Кубыштова А.Н. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители третьих лиц Администрации МО «Балтийский городской округ», ГБУВ КО «Областная станция по борьбе с болезнями животных», а так же привлеченные к участию в деле качестве третьих лиц Казак И.П., Казак Е.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что непозднее 19 часов 30 минут < Дата > около городского пляжа, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Балтийск, вблизи < адрес >, бесхозяйная собака черного окраса укусила Д. в область левой стопы. В результате действий безнадзорной собаки Д. причинены телесные повреждения, физическая боль, а также нравственные страдания.

Согласно сведениям КБУЗ КО «< ИЗЪЯТО >» Д. с < Дата > наблюдается у врача < ИЗЪЯТО >

Обращаясь в суд с исковым заявлением, и.о. прокурора г. Балтийска в обоснование требований указал на ненадлежащую организацию мер Правительством Калининградской области по обеспечению прав граждан на безопасные условия проживания на территории МО «Балтийский городской округ» в связи с фиксацией факта роста количества обращений граждан, связанных с нападением безнадзорных собак.

Рассматривая данный судебных спор, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Гражданского кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно пункту 2 статьи 2 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с пунктом 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.

Положениями статьи 1 Федерального закона N 498-ФЗ от 27 декабря 2018 г. "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что указанный Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным Федеральным законом (подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В соответствии со статьей 7 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них: установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Указанным Федеральным законом деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом; животное без владельца определено как животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (статья 3).

Согласно ст. 17 Закона деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии.

Как следует из пунктов 9.5, 9.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 54 от 6 мая 2010 г., регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона Калининградской области от 17.03.2019 № 274 «О разграничении полномочий органов государственной власти калининградской области в области обращения с животными», к полномочиям Правительства Калининградской области отнесено определение исполнительного органа государственной власти Калининградской области, уполномоченного осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Калининградской области от 02.03.2020 № 95 «О мерах по реализации подпунктов 2, 4, 5 пункта 2 статьи 2 Закона Калининградской области от 27 марта 2019 года № 274 «О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в области обращения с животными» и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Калининградской области», уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца на территории Калининградской области, определено Министерство сельского хозяйства Калининградской области.

В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 03.12.2018 № 251-рп «О создании государственного учреждения Калининградской области «Центр для безнадзорных животных», создано соответствующее учреждение.

Центром, в рамках государственного задания на выполнение работ (услуг), утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Калининградской области от 30.12.2021 № 777, осуществляется выполнение государственной услуги (услуг) и работы (работ) по проведению мероприятий по отлову, транспортировке, учету, содержанию, вакцинации, стерилизации /кастрации) умерщвлению (эвтаназии) безнадзорных животных и утилизации трупов безнадзорных животных.

Доводы истца о ненадлежащей организации мер Правительством Калининградской области, Министерством сельского хозяйства Калининградской области, а именно обязанности по организации отлова безнадзорных животных, финансированию соответствующих мероприятий, суд считает ошибочными.

Согласно материалам дела, за период с < Дата > по < Дата > в адрес Министерства от администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» поступили три письма от < Дата >, < Дата > и < Дата > о предоставлении мониторинга по животным без владельцев, находящихся на территории округа. Данная информация была передана Центру. За период с < Дата > по < Дата > в Центр поступило 37 заявок на отлов животных без владельцев на территории г. Балтийска. Заявки на отлов животных без владельцев, подпадающих под описание животного, причинившего вред несовершеннолетнему Д. < Дата > года рождения, в Центр не поступало. Заявка на отлов животного без владельца, причинившего вред Д., зарегистрирована Центром на основании поступившего искового заявления прокуратуры < адрес > < Дата > . Оснований для проведения мероприятий по отлову животных без владельцев по < адрес > у Центра не имелось.

Таким образом, довод прокуратуры о ненадлежащей организации Правительством Калининградской области мер по обеспечению прав ""граждан на безопасные условия проживания на территории МО «Балтийский городской округ» является необоснованным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Калининградской области от 27 марта 2019 года № 274 «О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в области обращения с животными» физические лица и юридические лица обязаны сообщать о нахождении животных без владельцев, на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, в уполномоченный орган и обеспечивать доступ на указанные территории или объекты представителям организации, осуществляющей отлов животных без владельцев.

Принимая во внимание наличие у животного, причинившему вред Д., неснимаемой метки (бирки желтого цвета) с собакой ранее проведены все предусмотренные законодательством мероприятия (отлов, кастрация, вакцинация, мечение (методом биркования), возврат в прежнюю среду обитания. Данное животное находилось на территории < адрес > на законном основании.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Вина в причинении вреда несовершеннолетнему ребенку, лежит на гражданах, создающих для этого благоприятные условия, которые взяли на себя обязанности владельца, кормят и обеспечивают возможность проживания около жилого дома.

Суд полагает, что в данном случае, ответственность за причинение вреда несовершеннолетнему Д. лежит на жителях дома < адрес > - Казак И.П., Казак Е.И., которые являются хозяевами данной собаки. Владение животным подтверждается материалами видеосъемки, проведенной ловцами Центра.

При таких обстоятельствах, Министерство не является лицом, на которое может быть возложена обязанность денежной компенсации морального вреда,

Статья 12 ГК РФ относит компенсацию морального вреда к способам защиты гражданских прав.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (п. 1).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2).

Согласно со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме; размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд полагает, что бесспорных и надлежащих доказательств, отвечающих принципу относимости и допустимости, подтверждающих наличие вины ответчиков – Правительства Калининградской области и Министерства сельского хозяйства Калининградской области, не представлено.

Довод истца о том, что при первичном отлове собаки Центром не были проведены все соответствующие мероприятия, что в дальнейшем привело к покусу, также не нашли своего подтверждения.

Указание на увеличение числа обращений граждан в связи с действиями безнадзорных собак в медицинские учреждения и органы внутренних дел в 2022 году в сравнении с 2021 годом несостоятельны. Из представленной истцом информации, полученной от ГБУЗ КО «< ИЗЪЯТО >» следует, что по состоянию на < Дата > в учреждение обратилось 9 человек, в АППГ 15, что противоречит доводам истца. Согласно данным < ИЗЪЯТО > по состоянию на < Дата > в 2022 поступило 6 обращений граждан о нападении безнадзорных собак на несовершеннолетних, в АППГ 5 обращений, т.е. значительного прироста не имеется.

Таким образом, довод истца о негативной тенденции увеличения пациентов, которые обратились за медицинской помощью вследствие нападения (укусов) бродячих животных, не подтвержден документально.

Учитывая вышеизложенное, применительно к спорным правоотношениям, суд приходит к выводу о том, что совокупность условий для возложения ответственности на ответчиков по компенсации морального вреда Д. не установлена. Не доказано истцом, что именно ответчики являются лицами, действиями которых был причинен моральный вред, причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчиков и заявленными истцом повреждениями несовершеннолетнему не подтверждена, представленные истцом доказательства не подтверждают вину ответчиков.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора < адрес > Калининградской области в защиту интересов несовершеннолетнего Д. к Министерству финансов Калининградской области, Министерству сельского хозяйства Калининградской области о компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02 июня 2023 года.

Судья

Дело № 2-547/2023

УИД 39RS0002-01-2022-007544-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2023 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда

в составе:

председательствующего судьи Оксенчук Ж.Н.,

при секретаре Кимаск Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора города Балтийска Калининградской области в защиту интересов несовершеннолетнего Д. к Министерству финансов Калининградской области, Министерству сельского хозяйства Калининградской области о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора г. Балтийска Калининградской области обратился в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетнего Д., указав в обоснование иска, что прокуратурой города Балтийска проведена проверка в сфере защиты прав несовершеннолетних, в связи с увеличением количества пострадавших детей от укусов собак на территории Балтийского городского округа», а также в связи с обращением представителя несовершеннолетнего Д., относящегося к категории детей - сирот, которого < Дата > в районе городского стадиона г. Балтийска укусила собака. В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что не позднее 19 часов 30 минут < Дата > около городского пляжа, расположенного по адресу: < адрес > бесхозяйная собака черного окраса укусила Д., < Дата > года рождения, в область левой стопы. В результате действий безнадзорной собаки Д. причинены телесные повреждения, физическая боль, а также нравственные страдания. С < Дата > и по настоящее время Д. наблюдается у врача < ИЗЪЯТО >, что свидетельствует о причинении вреда здоровью в результате действия безнадзорной собаки.

Постоянный рост количества обращений граждан за медицинской помощью на территории МО «Балтийский городской округ» в связи с действиями (безнадзорных) неизвестных собак, свидетельствует о ненадлежащей организации мер Правительством Калининградской области по обеспечению прав граждан на безопасные условия проживания на территории МО «Балтийский городской округ».

В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 03.12.2018 № 251-рп «О создании государственного учреждения Калининградской области «Центр для безнадзорных животных» создано соответствующее учреждение. Вместе с тем, изложенное не освобождает Правительство Калининградской области от гражданско-правовой ответственности, поскольку в соответствии с действующим законодательство обязанность по организации отлова безнадзорных животных, а также по финансированию соответствующих мероприятий возложена именно на Правительство Калининградской области.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил взыскать с Министерства финансов Калининградской области компенсацию морального вреда в пользу законного представителя Д. - Дмитриевой Л.В. в размере 50 000 руб. за счет казны Калининградской области.

Определением суда от < Дата > третье лицо Министерство сельского хозяйства Калининградской области переведено в соответчики.

В судебном заседании помощник прокурора Утенкова Е.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Д. и его законный представитель Дмитриева Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддерживали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель соответчика Министерства сельского хозяйства Калининградской области Яковенко Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать.

Представитель третьего лица ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» по доверенности Кубыштова А.Н. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители третьих лиц Администрации МО «Балтийский городской округ», ГБУВ КО «Областная станция по борьбе с болезнями животных», а так же привлеченные к участию в деле качестве третьих лиц Казак И.П., Казак Е.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что непозднее 19 часов 30 минут < Дата > около городского пляжа, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Балтийск, вблизи < адрес >, бесхозяйная собака черного окраса укусила Д. в область левой стопы. В результате действий безнадзорной собаки Д. причинены телесные повреждения, физическая боль, а также нравственные страдания.

Согласно сведениям КБУЗ КО «< ИЗЪЯТО >» Д. с < Дата > наблюдается у врача < ИЗЪЯТО >

Обращаясь в суд с исковым заявлением, и.о. прокурора г. Балтийска в обоснование требований указал на ненадлежащую организацию мер Правительством Калининградской области по обеспечению прав граждан на безопасные условия проживания на территории МО «Балтийский городской округ» в связи с фиксацией факта роста количества обращений граждан, связанных с нападением безнадзорных собак.

Рассматривая данный судебных спор, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Гражданского кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно пункту 2 статьи 2 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с пунктом 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.

Положениями статьи 1 Федерального закона N 498-ФЗ от 27 декабря 2018 г. "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что указанный Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным Федеральным законом (подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В соответствии со статьей 7 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них: установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Указанным Федеральным законом деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом; животное без владельца определено как животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (статья 3).

Согласно ст. 17 Закона деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии.

Как следует из пунктов 9.5, 9.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 54 от 6 мая 2010 г., регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона Калининградской области от 17.03.2019 № 274 «О разграничении полномочий органов государственной власти калининградской области в области обращения с животными», к полномочиям Правительства Калининградской области отнесено определение исполнительного органа государственной власти Калининградской области, уполномоченного осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Калининградской области от 02.03.2020 № 95 «О мерах по реализации подпунктов 2, 4, 5 пункта 2 статьи 2 Закона Калининградской области от 27 марта 2019 года № 274 «О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в области обращения с животными» и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Калининградской области», уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца на территории Калининградской области, определено Министерство сельского хозяйства Калининградской области.

В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 03.12.2018 № 251-рп «О создании государственного учреждения Калининградской области «Центр для безнадзорных животных», создано соответствующее учреждение.

Центром, в рамках государственного задания на выполнение работ (услуг), утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Калининградской области от 30.12.2021 № 777, осуществляется выполнение государственной услуги (услуг) и работы (работ) по проведению мероприятий по отлову, транспортировке, учету, содержанию, вакцинации, стерилизации /кастрации) умерщвлению (эвтаназии) безнадзорных животных и утилизации трупов безнадзорных животных.

Доводы истца о ненадлежащей организации мер Правительством Калининградской области, Министерством сельского хозяйства Калининградской области, а именно обязанности по организации отлова безнадзорных животных, финансированию соответствующих мероприятий, суд считает ошибочными.

Согласно материалам дела, за период с < Дата > по < Дата > в адрес Министерства от администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» поступили три письма от < Дата >, < Дата > и < Дата > о предоставлении мониторинга по животным без владельцев, находящихся на территории округа. Данная информация была передана Центру. За период с < Дата > по < Дата > в Центр поступило 37 заявок на отлов животных без владельцев на территории г. Балтийска. Заявки на отлов животных без владельцев, подпадающих под описание животного, причинившего вред несовершеннолетнему Д. < Дата > года рождения, в Центр не поступало. Заявка на отлов животного без владельца, причинившего вред Д., зарегистрирована Центром на основании поступившего искового заявления прокуратуры < адрес > < Дата > . Оснований для проведения мероприятий по отлову животных без владельцев по < адрес > у Центра не имелось.

Таким образом, довод прокуратуры о ненадлежащей организации Правительством Калининградской области мер по обеспечению прав ""граждан на безопасные условия проживания на территории МО «Балтийский городской округ» является необоснованным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Калининградской области от 27 марта 2019 года № 274 «О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в области обращения с животными» физические лица и юридические лица обязаны сообщать о нахождении животных без владельцев, на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, в уполномоченный орган и обеспечивать доступ на указанные территории или объекты представителям организации, осуществляющей отлов животных без владельцев.

Принимая во внимание наличие у животного, причинившему вред Д., неснимаемой метки (бирки желтого цвета) с собакой ранее проведены все предусмотренные законодательством мероприятия (отлов, кастрация, вакцинация, мечение (методом биркования), возврат в прежнюю среду обитания. Данное животное находилось на территории < адрес > на законном основании.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Вина в причинении вреда несовершеннолетнему ребенку, лежит на гражданах, создающих для этого благоприятные условия, которые взяли на себя обязанности владельца, кормят и обеспечивают возможность проживания около жилого дома.

Суд полагает, что в данном случае, ответственность за причинение вреда несовершеннолетнему Д. лежит на жителях дома < адрес > - Казак И.П., Казак Е.И., которые являются хозяевами данной собаки. Владение животным подтверждается материалами видеосъемки, проведенной ловцами Центра.

При таких обстоятельствах, Министерство не является лицом, на которое может быть возложена обязанность денежной компенсации морального вреда,

Статья 12 ГК РФ относит компенсацию морального вреда к способам защиты гражданских прав.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (п. 1).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2).

Согласно со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме; размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд полагает, что бесспорных и надлежащих доказательств, отвечающих принципу относимости и допустимости, подтверждающих наличие вины ответчиков – Правительства Калининградской области и Министерства сельского хозяйства Калининградской области, не представлено.

Довод истца о том, что при первичном отлове собаки Центром не были проведены все соответствующие мероприятия, что в дальнейшем привело к покусу, также не нашли своего подтверждения.

Указание на увеличение числа обращений граждан в связи с действиями безнадзорных собак в медицинские учреждения и органы внутренних дел в 2022 году в сравнении с 2021 годом несостоятельны. Из представленной истцом информации, полученной от ГБУЗ КО «< ИЗЪЯТО >» следует, что по состоянию на < Дата > в учреждение обратилось 9 человек, в АППГ 15, что противоречит доводам истца. Согласно данным < ИЗЪЯТО > по состоянию на < Дата > в 2022 поступило 6 обращений граждан о нападении безнадзорных собак на несовершеннолетних, в АППГ 5 обращений, т.е. значительного прироста не имеется.

Таким образом, довод истца о негативной тенденции увеличения пациентов, которые обратились за медицинской помощью вследствие нападения (укусов) бродячих животных, не подтвержден документально.

Учитывая вышеизложенное, применительно к спорным правоотношениям, суд приходит к выводу о том, что совокупность условий для возложения ответственности на ответчиков по компенсации морального вреда Д. не установлена. Не доказано истцом, что именно ответчики являются лицами, действиями которых был причинен моральный вред, причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчиков и заявленными истцом повреждениями несовершеннолетнему не подтверждена, представленные истцом доказательства не подтверждают вину ответчиков.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора < адрес > Калининградской области в защиту интересов несовершеннолетнего Д. к Министерству финансов Калининградской области, Министерству сельского хозяйства Калининградской области о компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02 июня 2023 года.

Судья

2-547/2023 (2-7420/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Балтийска
Информация скрыта
Дмитриева Любовь Васильевна
Ответчики
Казак Евгении Ивановне
Министерство финансов Калининградской области
Казак Ивану Петровичу
Другие
Администрация МО «Балтийский городской округ» Калининградской области»
ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных»
ГБУВ КО «Областная станция по борьбе с болезнями животных»
Министерство сельского хозяйства Калининадской области
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Оксенчук Жанна Николаевна
Дело на сайте суда
centralny.kln.sudrf.ru
02.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2022Передача материалов судье
10.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.12.2022Предварительное судебное заседание
12.01.2023Судебное заседание
14.02.2023Судебное заседание
29.03.2023Судебное заседание
13.04.2023Судебное заседание
02.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее