Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                

24 сентября 2014 г. Томский районный суд Томской области в составе

председательствующего – судьи Томского районного суда         Камыниной С.В.

при секретаре                                    Макаровой К.В.

с участием

представителя истца     помощника прокурора Томского района        Лабазановой А.М.,    

представителя Департамента лесного хозяйства Томской области    Кругловой Т.П.,

представителя ответчиков                            Валиулиной Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело №2-805/2014 по иску прокурора Томского района Томской области в интересах Российской Федерации к Шарову Н.Н., Евсюковой В.Б., Степановой Е.Е., Степанову Н.Е., Драничниковой Н.А., Маурер Т.К. и Барабановой Е.И. о признании ответчиков не приобретшими право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами и признании права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами за Российской Федерации,

                     у с т а н о в и л:

Прокурор Томского района Томской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Шарову Н.Н. и Евсюковой В.Б. о признании ответчиков не приобретшими право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами и признании права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами за Российской Федерации. В обоснование исковых требований указал, что в соответствии со ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статьей 101 ЗК РФ предусмотрено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Согласно ст.27 ЗК РФ земли лесного фонда ограничены в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Право распоряжаться имуществом принадлежит его собственнику (ст.209 ГК РФ). Согласно ч.2 ст.9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация. В соответствии с ответом Департамента лесного хозяйства Томской области земельные участки с кадастровыми номерами входят в состав земель лесного фонда, имеют местоположение: (адрес). Межхозяйственный лесхоз «Томский» включен в состав земель лесного фонда Корниловского лесничества в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от (дата) «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от (дата) «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ». Помимо этого принадлежность указанных земельных участков к землям лесного фонда установлена на основании материалов лесоустройства межхозяйственного лесхоза «Томский». В соответствии со ст.67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство осуществляется только на землях лесного фонда либо на землях, на которых расположены леса. К объектам лесоустройства относят лесничества, лесные участки, лесопарки (их части). Свидетельством о государственной регистрации права подтверждается право собственности Российской Федерации на лесной участок с условным номером , расположенный в Корниловское лесничестве. В силу ч.3 ст.214, ч.1 с.125 ГК РФ, п.1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства от (дата) , полномочия собственника от имени Российской Федерации реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органа. Администрация Томского района не вправе распоряжаться земельными участками, отнесенными к землям лесного фонда. Как следует из постановления Администрации Томского района от (дата) от (дата) в собственность членов АОЗТ «...» переданы только сельскохозяйственные угодья, пашни и пастбища общей площадью (данные изъяты) В пользовании АОЗТ «...» находились участки, занятые лесами и кустарниковой растительностью общей площадью (данные изъяты), которые в собственность граждан не предоставлялись. При выделении земельных долей в (дата) собственниками – бывшими членами АОЗТ «...» – проведено межевание с нарушениями, по результатом которого в состав выделенных долей незаконно были включены земли лесного фонда, которые в общую долевую собственность граждан не предоставлялись. После межевания данные участки были поставлены на кадастровый учет. Спорные земельные участки по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним принадлежат на праве общей долевой собственности Шарову Н.Н. и Евсюковой В.Б., были приобретены ими по договорам дарения, заключенным с Драничниковым А.Н. и Драничниковой Н.А., которым принадлежали на основании постановления Главы Администрации Томского района от (дата) «О выдаче Свидетельств членам АОЗТ «...», постановления Главы Администрации Томского района от (дата). Из результатов наложения материалов лесоустройства на картографическую основу кадастра следует, что данные земельные участки лесного фонда и спорные участки совпадают. Таким образом, в нарушение закона проведено незаконное межевание земельных участков и совершены сделки по распоряжению земельными участками, фактически находящимися в федеральной собственности. Так как бывшие собственники не имели права на распоряжение земельными участками ввиду отсутствия права собственности, договоры дарения, заключенные ими с Шаровым Н.Н. и Евсюковой В.Б., не могут иметь правового значения. В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, ничтожна. Согласно ст.167 ГК РФ недействительная (ничтожная) сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительность, и недействительна с момента ее совершения. По недействительной сделке каждая из сторон обязана возвратить другой все, полученное по сделке, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами подлежат возврату первоначальному собственники – Российской Федерации. На основании изложенного просят признать Шарова Н.Н. и Евсюкову В.Б. не приобретшими права собственности на спорные земельные участки и признать право собственности на данные земельные участки за Российской Федерацией.

Помощник прокурора Томского района Томской области Лабазанова А.М. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, Департамента Лесного хозяйства Томской области Круглова Т.П., действующая по доверенности от (дата) сроком действия по (дата), исковые требования поддержала, пояснила, что спорные участки считает лесными землями исходя из приказа Рослесхоза и материалов лесоустройства (дата). Корниловское лесничество как территориальная единица управления лесным фондом создано приказом Рослесхоза в (дата), а до этого существовало как территория, но не единица управления лесным фондом. На каком основании руководствовались материалами лесоустройства (дата), не ответила. Пояснила, что ей неизвестно, определены ли и поставлены ли на кадастровый учет границы Корниловского лесничества. Полагает, что спор возник из-за различий в системе учета лесных объектов и объектов недвижимого имущества. Просит иск удовлетворить.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, Федеральное агентов лесного хозяйства (далее то тесту решения Рослесхоз) было извещено о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило. Представитель Рослесхоза Магдеев Р.Н. в письменном отзыве поддержал исковые требования, указав, что в соответствии с п.32 ст.81 Лесного кодекса Российской Федерации установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений. Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений согласно п.1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) . Согласно п.5.3.48(1), п.5.4.12, п.5.5 Положения Рослесхоз принимает правовые акты – нормативы площади участковых лесничеств и лесных кварталов, осуществляет обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков, а также закрепляет на местности местоположения их границ, осуществляет проектирование эксплуатационных лесов, резервных лесов, защитных лесов, особо защитных участков леса и закрепление на местности местоположения их границ, определение количества лесничеств и лесопарков и установление их границы. В соответствии с п.5.5 Положения Рослесхоз издал приказ от (дата) «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от (дата) «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ». В соответствии со ст.3 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации сохраняется приоритет за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по представлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится на основании Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст.ст.6, 7 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст.67,69 и 92 данного Кодекса. Компетентные органы государственной власти ведут государственный учет лесных участков в виде государственного лесного реестра. Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр основаны на материалах лесоустройства, которое проводится на землях лесного фонда. Местоположение границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Согласно п.1 ч.6 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится без установления их на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов. В силу ст.8 ЗК РФ отнесение земель к категориям, перевод из одной категории в другую земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется только Правительством Российской Федерации. Перевод земель из категории земли лесного фонда не осуществлялся, так как из состава земель лесного фонда на изымался. Установление границ лесничеств не является процедурой перевода земельного участка в земли иной категории. На основании изложенного, просит удовлетворить исковые требования.

Привлеченные на основании ч.3 ст.40 ГПК РФ к участию в деле в качестве ответчиков Степанова Е.Е., Степанов Н.Е., Драничникова Н.А., Маурер Т.К. и Барабанова Е.И. в судебное заседания не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, что подтверждается расписками в получении судебных повесток, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

Ответчик Шаров Н.Н. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что подтверждается распиской о получении судебной повестки, в заявлении от (дата) просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик Евсюкова В.П. была извещена в порядке ст.113 ГПК РФ о времени и месте судебного заседания по известному суду месту жительства, повестку не получила, поскольку в ходе рассмотрения дела свое местонахождение изменила, адрес нового места пребывания (места жительства) ни суду, ни своему представителю согласно ее пояснениям не сообщила.

Представитель ответчиков Шарова Н.Н. и Евсюковой В.Б. Валиулина Р.А., действующая по доверенности от (дата) сроком действия три года, исковые требования не признала. В обоснование своей позиции в письменных возражениях и устных пояснениях указала, что в соответствии с п.1 ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В данном случае такими правовыми основаниями были Земельный кодекс РСФСР, постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» и Указ Президента Российской Федерации от 27.10.1993 №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», в соответствии с которыми бывшим работникам акционерного общества «...» и соц.сферы села были выданы правоподтверждающие документы о праве собственности на земельные доли, и Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с которым участниками общей долевой собственности в (дата) был произведен выдел спорных земельных участков в счет земельных долей из бывших земель АО «...», которые прошли государственный кадастровый учет и на которые было зарегистрировано право собственности. Все выделенные земельные участки в 2011 году прошли межевание с согласованием границ без всяких возражений со стороны Управления Росимущества в Томской области и Департамента лесного хозяйства Томской области. Государственная регистрация перехода права собственности на спорные земельные участки на ответчиков Шарова Н.Н. и Евсюкову В.Б. была произведена на основании гражданско-правовых договоров в соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ. Доказательств внесения спорных участков в Государственный лесной реестр истцом не предоставлено. Сведений о включении спорных земельных участков в границы и площадь прошедшего межевание и государственный кадастровый учет в (дата) лесного участка земель лесного фонда Корниловского лесничества с кадастровым номером истцом также не предоставлено. Приказ Рослесхоза от (дата) «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ» с последующим его дополнениями, предусматривающий установление границ лесничеств согласно приложению, не содержит описания местоположения границ данных лесничеств. Никакой информации с описанием местоположения земель лесного фонда Корниловского лесничества ни в самом приказе, ни его приложении также не имеется. Материалы лесоустройства межхозяйственного лесхоза «Томский» восьмидесятых годов, позволяющие определить местоположения лесных земель, истцом не предоставлены. Истец не доказал, что земельные участки, принадлежащие ответчикам, - это лесные участки земель лесного фонда. Довод истца о том, что лесоустройство осуществлялось только на землях лесного фонда не соответствует лесному законодательству. Ссылка истца в обоснование своих требований на свидетельство о регистрации права Российской Федерации от (дата) не состоятельна, так как при регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок земель лесного фонда он не был пространственно определен, сведения о нем были внесены в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенном земельном участке в порядке переноса сведений из государственного лесного реестра по заявлению собственника – Территориального управления Росимущества Томской области. При этом право собственности Российской Федерации на лесной участок лесного фонда Корниловского лесничества было зарегистрировано до государственного учета этого участка лесного фонда. Все ранее учтенные земельные участки, сведения о которых внесены в ГКН, имеют ориентировочные границы и декларированную площадь. Довод истца об отсутствии у Администрации Томского (адрес) права распоряжаться спорными земельными участками полагает противоречащим законодательству, действовавшему в период разграничения земель, поскольку все земли РСФСР того периода являлись общенародной собственностью, статус государственного имущества приобретался путем разграничения собственности. Порядок разграничения земель устанавливался путем возложения на органы местного самоуправления организации работы по реорганизации колхозов и совхозов, которую возглавляла районная комиссия по перераспределению земель, выделяя при этом земли, остающиеся в государственной собственности (земли лесного фонда, фонда перераспределения, форда запаса, земли, переданные в введения сельских советов) и передаваемые в частную собственность, и определяя земельные участки по категориям земель. Заключение истца со ссылкой на постановления администрации Томского района от (дата) и от (дата) о количестве земли, переданной в собственность работников АО «...», сделано без учета ранее принятых постановлений от (дата) , которым было передано 4.9 тыс.га сельхозугодий в коллективно-долевую собственность, и от к тому же истцом упущена площадь сенокосов. Указанные истцом (данные изъяты) лесных площадей ни в коллективно-долевую собственность, ни в пользование АО «...» не передавались; данные земли, использовавшиеся совхозом «Корниловский» через межхозяйственный лесхоз «Томский», были переданы в лесной фонд и на сегодня составляют 5 лесных участков, входящих в состав земель лесного фонда Корниловского лесничества. К плану земель АО «...», предоставленному истцу Комитетом по земельным ресурсам Управления по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского (адрес), имеются вопросы: кто, когда, на основании каких полномочий что-то выделял графически, тем более, что сама Администрация Томского (адрес) при этом указала, что предоставить картографический материал в отношении АОЗТ «...» с обозначением участков, подлежащих передаче гражданам в долевую собственность, не представляется возможным в связи с отсутствием информации. Проигнорированы истцом межевание и государственный кадастровый учет (дата) земельного участка с кадастровым номером площадью (данные изъяты), согласно кадастровому паспорту которого площадь и местоположение границ лесного участка земель лесного фонда Корниловского лесничества соответствует материалам межевания. По данным государственного кадастрового учета местоположение 15-ти спорных участков и лесных участков земель лесного фонда Корниловского лесничества абсолютно различно, наложения границ земельных участков не имеется. Утверждение о проведении ГКУ лесного участка земель лесного фонда Корниловского лесничества не в полном объеме из-за невключения при межевании лесного участка Корниловского лесничества земель межхозяйственного лесхоза «Томский» не соответствует действительности, так как документов о пространственном определении и закреплении за ним земель не предоставлено истцом. Кроме того, истцом не предоставлено доказательств закрепления отдельных групп деревьев и древесно-кустарниковой растительности, произраставшей на спорных участках, в качестве лесов межхозлесхоза, о закреплении их за Корниловским сельским лесхозом, о передаче данных земель в лесной фонд. Описания границ Корниловского сельского лесхоза не предоставлено. Совмещение сведений, следующих из распечатки карты Google, плана лесонасаждений и сведений ГКН, на которые истец ссылается как на доказательства своей позиции, не регламентировано законодательством. Полагает, что сведения из данных источников в принципе несопоставимы, наложение лесного участка на долевые земли может быть подтверждено только одним способом, установленным законодательством, - по координатам. Свидетели пояснили, что спорные земельные участки расположены на землям сельхозназначения, оставлены проектом перераспределения земель за АОЗТ, а не за Корниловским сельским лесхозом, объяснили, что среди пашни имелись низкие места, которые не пахались, заболачивались и зарастали древесной растительность. Согласно Лесному кодексу РСФСР 1970 года, в период действия которого возникли оспариваемые правоотношения, в лесной фонд не входят деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельхозназначения. Полагает, что истцом не представлено достаточных достоверных доказательств своих требований, просит в иске отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, Драничников А.Н. в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания, что подтверждается распиской о получении судебной повестки, о причинах неявки не сообщил, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлял.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направило.

Выслушав лиц, участвующий в деле, допросив свидетелей А.В.А., Л.Г.М., И.А.В., изучив материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2). Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).

Согласно ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений и земли лесного фонда.

В соответствии со ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, а также иные земли, в том числе занятые лесными насаждениями.

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (ст.83 ЗК РФ). Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с ч.1 ст.101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Как следует из ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 Кодекса).

Согласно ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости» (ст.92 Кодекса).

Исходя из ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В судебном заседании установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: (адрес), принадлежат на праве общей долевой собственности Шарову Н.Н. и Евсюковой В.Б., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (дата) и от (дата).

Согласно предоставленных в материалы настоящего гражданского дела Управлением Росреестра по Томской (адрес) копий регистрационных дел данные земельные участки были образованы путем выдела земельной доли из земель сельхозназначения разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, расположенных в границах бывшего АОЗТ «...», на основании решения собственников земельных долей:

- Степановой Е.Е. от (дата) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , которые перешли в собственность Шарова Н.Н. и Евсюковой В.Б. на основании договора дарения от (дата);

- Драничникова А.Н. от (дата) в отношении земельного участка с кадастровым номером , который по договору дарения от (дата) перешел в собственность Драничниковой Н.А. и в дальнейшем по договору дарения от (дата) перешел в собственность Евсюковой В.Б. и Шарова Н.Н.;

- Степанова Н.Е. от (дата) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , которые перешли в собственность Шарова Н.Н. и Евсюковой В.Б. на основании договора дарения от (дата)

- Маурер Т.К. от (дата) в отношении земельного участка с кадастровым номером , от (дата) в отношении земельного участка с кадастровым номером , которые перешли в собственность Шарова Н.Н. и Евсюковой В.Б. на основании договоров дарения от (дата) и (дата) соответственно;

- Барабановой Е.И. от (дата) в отношении земельного участка с кадастровым номером , который перешел в собственность Шарова Н.Н. и Евсюковой В.Б. на основании договора дарения от (дата).

Лица, принявшие решение о выделе земельных долей с образованием спорных земельных участков являлись собственниками данных долей в земельном участке в границах АОЗТ «...», переданном в общую долевую собственность, согласно постановлению Главы Администрации Томского района от (дата) , постановлению Главы Администрации Томского района от (дата) и свидетельствам на право собственности на земли. Выдел земельных долей производился в соответствии с протоколом общего собрания участников долевой собственности на земельный участок, расположенный в границах бывшего АОЗТ «...», от (дата).

Свидетель Л.Г.М. (Глава Администрации Корниловского сельского поселения) пояснил, что являлся работником совхоза «Корниловский» и АОЗТ «Корниловское», был председателем общего собрания участников долевой собственности на земельный участок, расположенный в границах бывшего АОЗТ «Корниловское», от 06.04.2008. На собрании решался вопрос о выделе земельных долей на землях, переданных в долевую собственность работников при реорганизации совхоза. На карте данные земли были отмечены желтым цветом. Государственный лесной фонд был обозначен на карте белым цветом. Спорные участки были обозначены не белым цветом. По карте в данном месте желтым цветом указано поле с вкраплениями синего цвета. Ему неизвестно, относятся ли спорные земельные участки к землям лесного фонда. На участках частично произрастают кустарник, береза и осина. Данные околки являлись заросшими участками поля, болотистой местностью, которые не распахивались. В настоящий момент по генеральному плану это земли населенного пункта, предназначенные для индивидуальной застройки.

Свидетель И.А.В. (бывший председатель Земельного комитета, принимавший участие в реорганизации совхоза «Корниловский») пояснил, что земли, находящиеся в пользовании совхоза «Корниловский», относились к землям сельскохозяйственного назначения. В данных землях имелись вкрапления земель государственного лесного фонда, находившиеся в ведении Межхозлеса (это не Томский межлесхоз), которые на картах обозначались белым цветом. Земли, находящиеся в пользовании совхоза, передавались при его реорганизации в коллективно-долевую собственность граждан и в пользование АОЗТ; было рекомендовано передать совхозно-колхозные леса на обслуживание Межхозлесу, но без передачи земли. В Томском районе залесные территории поставили на кадастровый учет и зарегистрировали в муниципальную собственность с категорией сельскохозяйственное назначение. Пояснил, что может указать спорные земли, они на карте перераспределения обозначены желтым цветом, переданы в коллективно-долевую собственность.

Согласно имеющимся в материалах регистрационных дел кадастровым паспортам спорные земельные участки на момент регистрации права собственности ответчиков ((дата).) прошли процедуру межевания, относились к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.

Согласно кадастровым выпискам от (дата) на момент рассмотрения настоящего гражданского дела все спорные земельные участки стоят на государственном кадастровом учете, прошли процедуру межевания; земельные участки с кадастровыми номерами относятся к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома, жилые дома блокированной застройки; земельные участки с кадастровыми номерами относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.

Изменение категории и вида разрешенного использования земельных участков произошло на основании постановления Администрации Корниловского сельского поселения от (дата) «Об изменении категории и вида разрешенного использования земельных участков расположенных в границах села Корнилово», при принятии которого согласно мотивировочной части постановления Администрация Корниловского сельского поселения руководствовалась Решением Совета Корниловского сельского поселения от (дата) «Об утверждении генерального плана муниципального образования Корниловского сельского поселения» и Решения Совета муниципального образования «Корниловское сельское поселение» от (дата) «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Корниловское сельское поселение». Из п.1 Постановления от (дата) и приложения к постановлению следует, что спорные земельные участки (за исключением земельных участков с кадастровыми номерами и ) расположены в границах населенного пункта (адрес). Изменение категории и вида разрешенного использования земельных участков не оспорено.

Истцом заявлено о принадлежности спорных земельных участков к землям лесного фонда с местоположением: (адрес), в связи с чем сделки по приобретению спорных участков в собственность граждан считает недействительными (ничтожными) на основании ст.168 ГК РФ.

В судебном заседании установлено, что на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью (данные изъяты), расположенный по адресу: (адрес), условный номер (дата) было зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Основанием регистрации явились ч.1 ст.8 и ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации, выписка из реестра государственной федеральной собственности, расположенной на территории Томской области, от (дата) , Приказ Рослесхоза от (дата). Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права серии .

Согласно преамбуле приказ Федерального агентства лесного хозяйства от (дата) «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ» вынесен в соответствии со статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 5.13.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) , и в целях формирования на землях лесного фонда в Томской области территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Данным приказом определено, что на территории Томской области создается 21 лесничество, установлены границы лесничеств согласно Приложению, Управлению использования лесов, инвентаризации и лесоустройства поручено обеспечить подготовку проектов приказов об установлении границ лесничеств на основании данных проектирования.

Приказом Рослесхоза от (дата) «О внесении изменений в Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от (дата) «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ» в п.19 Приложения было внесено изменение, согласно которому было создано Корниловское лесничество, состоящее из Корниловского участкового лесничества, местоположение участков лесного фонда, включаемых в границы созданного лесничества, по материалам лесоустройства определено Корниловским сельским лесхозом и Корниловским лесничеством.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от (дата) «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от (дата) «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ» в п.19 Приложения внесено изменение, согласно которому в графе «Местоположение участков лесного фонда, включаемых в границы создаваемых лесничеств, в соответствии с документами лесоустройства. Наименование лесхоза» вместо Корниловский сельский лесхоз указано Межхозяйственный лесхоз «Томский» (территория Корниловского сельского лесхоза).

Департамент лесного хозяйства Томской области в своем ответе от (дата) на обращение Территориального управления Росимущества в Томской области указал, что земельные участки с кадастровыми номерами входят состав земель лесного фонда, имеют местоположение: (адрес) включен в состав земель лесного фонда Корниловского лесхоза в соответствии с приказом Рослесхоза от (дата) .

Согласно приказу Рослесхоза от (дата) с последующими дополнениями территория Межхозяйственного лесхоза «Томский» (территория Корниловского сельского лесхоза) была включена в состав Корниловского лесничества только в (дата). Доказательств того, что данная территория на (дата) находилась в составе территории иной территориальной единицы управления лесным хозяйством, не предоставлено. Доказательств территориальной (пространственной) определенности границ лесного участка с условным номером не предоставлено. Следовательно, свидетельство о государственной регистрации права серии не может подтверждать, что спорные земельные участки входят в состав лесного участка площадью (данные изъяты), на который было зарегистрировано право собственности Российской Федерации (дата).

Таким образом, свидетельство серии о регистрации права Российской Федерации на участок лесного фонда площадью (данные изъяты), расположенный по адресу: (адрес), не подтверждает государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.

Кроме того, Корниловское лесничество является единицей управления определенной территорией, ни площадь, ни границы которой посредством определения координат характерных точек таких границ (п.7 ст.38 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») приказом Рослесхоза от (дата) не определены.

В материалы дела предоставлена кадастровая выписка от (дата) о земельном участке с кадастровым номером , площадью (данные изъяты), расположенным по адресу: (адрес), Корниловское лесничество, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: лесной участок, который прошел процедуру межевания.

В то же время, поскольку спорные земельные участки и земельный участок с кадастровым номером прошли межевание, их координаты определены в действующей на настоящий момент системе координат, сведения об их границах внесены в государственный кадастр недвижимости, данных о наложении этих участков друг на друга либо о пересечении их границ кадастр недвижимости в государственном кадастре недвижимости не имеется, следовательно, спорные земельные участки, принадлежащие Шарову Н.Н. и Евсюковой В.Б., не входят в состав лесного участка с кадастровым номером .

Доказательств проведения проектирования в соответствии с порядком, установленным ст.69 Лесного кодекса Российской Федерации, лесного участка, в состав которого входили бы спорные земельные участки, а также внесения спорных земельных участков в государственный лесной реестр, в том числе в составе другого лесного участка, не предоставлено.

В подтверждении вхождения спорных участков в состав земель лесного фонда истец ссылается на материалы лесоустройства 1087-1988 года.

В материалы дела предоставлены копии отдельных листов тома 1 Проекта организации и развития лесного хозяйства Межхозяйственного лесхоза «Томский» Томского областного производственного объединения «Томскмежхозлес» на 1988-1997г.г., исполненного в 1988 году Белорусским лесоустроительным предприятием.

Согласно таблице 1 в параграфе 1 главы 1 Проекта в состав Межхозяйственного лесхоза «Томский» в 1988 году входило Корниловское лесничество, площадь которого значительно отличается от площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), так и площади земельного участка с условным номером , расположенным по адресу: (адрес). Доказательств того, что Межхозяйственного лесхоза «Томский» и Корниловсое лесничество, указанные в Проекте, и Корниловское лесничество и Межхозяйственного лесхоза «Томский», указанные в приказе Федерального агентства лесного хозяйства от (дата) в редакции от (дата) являются одними и теми же предприятиями (организациями) либо между ними имеется правопреемство, не предоставлено.

Какие конкретно земельные участки относились к лесным участкам и их границы из предоставленных копий отдельных листов Проекта организации и развития лесного хозяйства Межхозяйственного лесхоза «Томский» определить невозможно.

Свидетель А.В.А. (заместитель начальника отдела лесного хозяйства и государственного лесного реестра Департамента лесного хозяйства Томской (адрес)) показал, что территория Корниловского сельского лесхоза до (дата) не была включена в состав лесного фонда, была включена в состав лесного фонда приказом Рослесхоза в (дата), в котором не было указано, какими материалами лесоустройства необходимо руководствоваться. Сведения о местоположении территории Корниловского лесхоза из кадастра недвижимости предоставлены не были, в связи с их отсутствием. Границы его определялись по материалам лесоустройства 1987 года. Межевание Корниловского сельского лесхоза не проводилось. Пояснил, что документация лесоустройства 1987 года сохранена не полностью, имеется только ее часть: план лесонасаждений, таксационное описание и проект организации лесного хозяйства.

Доказательств наличия на спорных участках лесохозяйственных или лесоустроительных знаков не предоставлено.

Из предоставленных истцу Департаментом лесного хозяйства Томской области фрагментов Плана лесонасаждений Корниловского лесничества, Корниловское участковое лесничество, межхозяйственный лесхоз «Томский» (территория Корниловского сельского лесхоза), Корниловское лесничество, квартал 78, невозможно определить, когда, кем и в установленном ли действовавшим законодательством порядке был разработан и был ли утвержден данный План.

План лесонасаждений Корниловского лесничества, Корниловское участковое лесничество, межхозяйственный лесхоз «Томский» 1987 года, ксерокопии фрагментов которого приобщены в судебном заседании к материалам дела, имеет надписи и печати, содержание которых (наименование должностей, органа местного самоуправления, фамилии) свидетельствует о том, что они внесены не в 1987г., а значительно позднее, что ставит под сомнение достоверность данного документа как изготовленного в ходе лесоустройства.

К тому же сам по себе факт составления плана лесонасаждений не является доказательством того, что указанные на нем земельные участки относятся к землям лесного фонда, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ (в редакции от 04.12.2006) лесоустройство проводилось не только на землях лесного фонда. Кроме того, ст. 118 Лесного кодекса РСФСР (в ред. от 08.08.1978), ст. 131 Лесного кодекса РФ (в ред. от 29.01.1997) проведение лесоустройства на землях, не входящих в лесной фонд, не исключалось.

Таким образом, данные доказательства не являются достаточными достоверными доказательствами отнесения спорных земельных участков к лесному фонду.

Доказательств лесоустройства созданного приказом Рослесхоза от (дата) Корниловского лесничества либо указанного в приказе Рослесхоза от (дата) Межхозяйственного лесхоза «Томский» (территория Корниловского сельского лесхоза) не предоставлено.

В судебном заседании истцом предоставлена копия плана лесонасаждений с нанесенными границами спорных земельных участков (исх.от (дата)), исполненная заместителем начальника отдела лесного хозяйства и государственного лесного реестра Департамента лесного хозяйства Томской (адрес) А.В.А., допрошенного в судебном заседании свидетелем. А.В.А. пояснил, что данный план является схемой соотношения местоположения спорных земельных участков и материалов лесоустройства путем наложения космоснимка из поисковой системы Google, файла кадастровой палаты публичной кадастровой карты и изображения лесного участка из материалов лесоустройства. При этом на схеме было отображено только 13 из спорных земельных участков, отображены с искажениями (смещены относительно материалов лесоустройства с выходом контуров участков за пределы контуров лесных кварталов), которые произошли при привязке плана лесонасаждения к координатам участков. Выезд на место при этом не производился.

Учитывая используемые при составлении плана-схемы (исполнитель А.В.А.) источники информации, результат, пояснения исполнителя о ее создании и достоверности отображения, суд не считает данный документ достоверным доказательством вхождения спорных земельных участков в состав земель лесного фонда.

Предоставленные в материалы дела планы земель АО «...» и проект землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Корниловский», исходя из отсутствия на одних из них условных обозначений и содержание условных обозначений на других, а также указанных на данных картах времени их создания: 1998 г. и 1985 г., не позволяют однозначно идентифицировать конкретные участки как лесные и тем более, как относящиеся к землям лесного фонда.

На основании изложенного, суд полагает, что достаточных достоверных доказательств отношения спорных земельных участков к землям лесного фонда не предоставлено.

Кроме того, истец, мотивируя свои требования ничтожностью сделок по приобретению земельных участков, не обосновал выбранный им способ защиты, поскольку последствием недействительности сделки (способом защиты прав) в соответствии с ч.2 ст.167 ГПК РФ является реституция, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возмещение стоимости имущества в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

На основании изложенного, суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                 р е ш и л :

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –

░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

2-805/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Томского района
Ответчики
Степанова Е.Е.
Шаров Н.Н.
Степанов Н.Е.
Драчникова Н.А.
Евсюкова В.Б.
Барабанова Е.И.
Маурер Т.К.
Другие
Федеральное агенство лесного хозяйства
Департамент лесного хозяйства ТО
Драчников А.Н.
ТУ ФА по управлению гос.имуществом по ТО
Суд
Томский районный суд Томской области
Дело на сайте суда
tomsky.tms.sudrf.ru
08.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2014Передача материалов судье
12.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2014Подготовка дела (собеседование)
06.06.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.06.2014Предварительное судебное заседание
23.06.2014Предварительное судебное заседание
04.07.2014Предварительное судебное заседание
21.07.2014Подготовка дела (собеседование)
21.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2014Судебное заседание
08.08.2014Подготовка дела (собеседование)
08.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2014Судебное заседание
16.09.2014Судебное заседание
23.09.2014Судебное заседание
24.09.2014Судебное заседание
29.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее