Дело № 2-2829/2023
УИД – 41RS0001-01-2022-009625-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2023 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Калининой О.В.,
при секретаре Пасканной Ю.Ю.,
с участием прокурора Верещака М.В.,
представителя истца и третьего лица Цынкевич Д.А.,
ответчика Мхитарян В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Мхитаряну Владимиру Миасниковичу об изъятии жилого помещения в муниципальную собственность путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение, признании утратившим право пользования жилым помещением и выселении из жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа предъявило иск об изъятии путем выкупа у Мхитаряна В.М. в муниципальную собственность жилого помещения площадью 30,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с выплатой выкупной цены 2 787 000 рублей путем перечисления денежных средств на расчетный счет Мхитаряна В.М. в течение 30 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда; прекращении права собственности Мхитаряна В.М. на жилое помещение после перечисления возмещения за изымаемое жилое помещение, признании права собственности Петропавловск-Камчатского городского округа на указанное жилое помещение, признании Мхитаряна В.М. утратившим право пользования жилым помещением и выселении из занимаемого жилого помещения с освобождением квартиры от принадлежащих ему вещей в течение 30 дней со дня перечисления возмещения за изымаемое жилое помещение.
В обоснование заявленных требований истец указал, что многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции на основании распоряжения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № В адрес ответчика Мхитаряна В.М., собственника <адрес> по указанному адресу, направлено требование о реконструкции дома. Однако собственник жилого помещения мер к реконструкции дома не принял. Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4270 кв.м, находящегося в общей долевой собственности собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> года и жилых помещений в указанном многоквартирном доме. На основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между истцом и ООО «Камчатский центр независимой оценки» произведена оценка <адрес>. Согласно отчета об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость <адрес> составила 2 787 000 рублей. В связи с тем, что с ответчиком не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения, истец вынужден обратиться в суд с указанным исковым заявлением.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 04 октября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю.
Указанным определением к участию в деле в порядке ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для дачи заключения привлечен прокурор г. Петропавловска-Камчатского.
10 ноября 2022 года определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Петропавловск-Камчатского городского округа.
В судебном заседании представитель истца Управления коммунального хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и третьего лица администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Цынкевич Д.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, пояснила, что другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену, с заявлением о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого ответчик не обращался.
Ответчик Мхитарян В.М. с исковым заявлением не согласился, просил в его удовлетворении оказать, ссылаясь на то, что возмещения в размере 2787000 рублей, указанного истцом в иске, ему не хватит для приобретения другого жилья, денежных средств у него не имеется, не работает, ему установлена инвалидность, с ДД.ММ.ГГГГ находится на стационарном лечении, в связи с чем для него наиболее приемлемым вариантом обеспечения жилым помещением является предоставление иного жилого помещения.
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю участия в судебном заседании не принимало, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Выслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно частям 6, 8 статьи 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Порядок определения выкупной цены жилого помещения определен частью 7 статьи 32 ЖК РФ, в соответствии с которой при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 данной статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 8.1. ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии с частью 9 статьи 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
Таким образом, жилищные права собственника (собственников) жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются, по общему правилу, в предусмотренном статьей 32 ЖК РФ порядке, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, именно включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 ЖК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мхитарян В.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 30,2 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 100-104).
Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> на основании заключения межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признан аварийным и подлежащим реконструкции. Пунктом 3 распоряжения на Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность отселить нанимателей жилых помещений многоквартирного <адрес> года в маневренный фонд Петропавловск-Камчатского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ собственнику жилого помещения многоквартирного дома Мхитарян В.М. направлено требование о принятии мер к проведению реконструкции многоквартирного <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В указанном требовании Мхитаряну В.М. было сообщено, что в случае не осуществления реконструкции дома в установленный срок, земельный участок, на котором расположен жилой дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию жилое помещение в доме по <адрес>.
Поскольку ответчиком Мхитарян В.М. требование о реконструкции аварийного дома исполнено не было, администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа земельного участка с кадастровым номером № и жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>».
Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ № об оценке рыночная стоимость <адрес> года, площадью 30,2 кв.м. – составила 2 787 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Мхитарян В.М. направлен проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение. Указанный проект соглашения Мхитарян В.М. не получен, конверт возвращен отправителю ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что юридически значимыми обстоятельствами при разрешении возникшего между сторонами спора являются вопросы о существовании и утверждении соответствующей региональной адресной программы, начале ее реализации, включении либо не включении многоквартирного <адрес>, в зависимости от даты его признания аварийным и подлежащим реконструкции, в такую программу.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ № № утверждена государственная программа Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края».
Ответственным исполнителем программы назначено Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края.
Одной из подпрограмм данной программы является Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (Подпрограмма А).
Согласно паспорта Подпрограммы А целью является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных жилых домов, признанных таковыми до ДД.ММ.ГГГГ, в благоустроенные жилые помещения.
В соответствии с перечнем многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Поскольку многоквартирный дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в указанную региональную адресную Подпрограмму А, следовательно, ответчик Мхитарян В.М. имеет право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Исходя из изложенного, суд отклоняет доводы представителя истца о том, что другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
В судебном заседании ответчик Мхитарян В.М. пояснил, что он выбрал способ реализации своих жилищных прав, путем предоставления ему другого жилого помещения, с условиями соглашения он не согласен, поскольку за указанную истцом сумму возмещения приобрести другое жилое помещение не возможно.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом, в нарушение статьи 56 ГПК РФ, не представлено суду доказательств того, что ответчик Мхитарян В.М., имея право выбора на предоставление ему другого жилого помещения либо его выкуп, дал согласие на предоставление ему выкупа за изымаемое жилое помещение, либо дал отказ от предоставления ему другого жилого помещения. Напротив, в судебном заседании ответчик Мхитарян В.М. ясно выразил свое мнение, что он выбрал способ реализации своих жилищных прав, путем предоставления ему другого жилого помещения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что в случае не предоставления Мхитаряну В.М. взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> другого жилого помещения, будут нарушены гарантированные законом права Мхитаряна В.М. на жилье, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Мхитаряну Владимиру Миасниковичу об изъятии в муниципальную собственность путем выкупа жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, прекращении права собственности Мхитаряна Владимира Миасниковича на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после перечисления денежных средств, признании права собственности на указанное жилое помещение за Петропавловск-Камчатским городским округом, признании Мхитаряна Владимира Миасниковича утратившим право пользования указанным жилым помещением и выселении из жилого помещения, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 12 апреля 2023 года.
Председательствующий подпись О.В. Калинина
Подлинник решения находится в деле Петропавловск-Камчатского
городского суда № 2-2829/2023 (УИД 41RS0001-01-2022-009625-21)
Копия верна:
Судья Петропавловск-Камчатского
городского суда Камчатского края О.В. Калинина