Дело № 2-1933/2023
УИД 21 RS0023-01-2023-001732-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2023 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи Шопиной Е. В., при секретаре судебного заседания Димитриеве А. В., с участием истца Васильева В. В., его представителя Ларионова З. А., представителя ответчика Павловой Л. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева ФИО8 к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании задолженности по выплате пенсии
установил:
Васильев В. В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике (далее - МВД по ЧР) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании задолженности по выплате пенсии. Исковые требования мотивированы следующим.
С дата истец является получателем пенсии по выслуге лет, его пенсионное дело находится в Отделе пенсионного обслуживания ЦФО МВД по ЧР.
Ранее по приговору Ядринского районного суда Чувашской Республики от дата с дата по дата истец отбывал наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности» УФСИН России по Республике Коми (далее – ФКУ ИК 42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми).
В период отбывания наказания истец имел право на получение пенсии с районным коэффициентом 1,2 в соответствии с п. 9 приложения к Постановлению Правительства РФ от дата ----- «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях».
По прибытии в ФКУ ИК 42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми администрация ему сказала, что его пенсионное дело переведет по месту отбывания наказания без его заявления. Истец полагал, что его дело перевели в пенсионный отдел МВД Республики Коми. После условно-досрочного освобождения истец понял, что администрация ФКУ ИК 42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми не исполнила надлежащим образом свои обязанности, и пенсионное дело не было направлено по месту отбывания наказания.
В дата истец обратился в МВД по ЧР с заявлением о перерасчете пенсии за период отбывания наказания, в дата обратился в ФЭД МВД РФ, однако в перерасчете пенсии ему было отказано.
Отказ в перерасчете истец считает незаконным, полагает, что ненадлежащее исполнение администрацией ФКУ ИК 42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми не может служить основанием для ограничения реализации его прав, предусмотренных законодательством.
Обосновывая свои требования нормами Постановления Правительства РФ от дата -----, ч. 1 ст. 48 Федерального закона от дата ----- «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной
гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в действовавшей в период возникновения спорных правоотношений редакции, истец просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии за период с дата по дата с учетом повышающего коэффициента 1,2 и взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по выплате пенсии в размере 66 377 руб. 79 коп.
В ходе производства по делу истец и его представитель Ларионов З. А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Павлова Л. А. исковые требования не признала по основаниям, приведенным в письменном отзыве на исковое заявление, указав, что применение регионального коэффициента к пенсии было возможно по заявлению истца в период его пребывания в местности с особыми климатическими условиями. Чувашская Республика к таким местностям не относится. В период отбывания истцом наказания в Республике Коми сведений об отбывании наказания и запросов о направлении его пенсионного дела в Республику Коми не поступало, в связи с чем у МВД по ЧР не имелось оснований для направления пенсионного дела истца в МВД по Республике Коми. В связи с изложенным вина МВД по ЧР в неполучении истцом пенсии с применением регионального коэффициента отсутствует. Также указала на неправильность расчета истца, применившего региональный коэффициент и к сумме доплаты к пенсии.
Третьи лица ФКУ ИК 42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, МВД по Республике Коми, Государственная инспекция труда в Чувашской Республике явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела следует, что с дата Васильев В.В. является получателем пенсии за выслугу лет и находится на пенсионном обеспечении по линии МВД России в пенсионном подразделении МВД по Чувашской Республике (заключение о назначении пенсии за выслугу лет от дата -----).
Приговором Ядринского районного суда Чувашской Республики от дата истец был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ----- УК РФ, ему назначено наказание в виде ------ лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок ------
Как следует из справки об освобождении от дата, истец отбывал наказание в ФКУ ИК 42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми в период с дата по дата, постановлением Княжпогостского районного суда Республики Коми от дата освобожден условно-досрочно на неотбытый срок ------
В соответствии с пунктом 9 приложения к Постановлению Правительства РФ от дата ----- «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» размер районного коэффициента по месту отбывания наказания составляет 1,2.
Выплата Васильеву В.В. пенсии за период с дата по дата производилась ежемесячно, по месту его регистрации в Чувашской Республике, без учета районного коэффициента.
дата Васильев В.В. обратился в отдел пенсионного обслуживания МВД по Чувашской Республике с заявлением о перерасчете пенсии за период с дата по дата, период исполнения наказания в ФКУ «ИК-42 с особыми условиями хозяйственной деятельности» УФСИН России по Республике Коми, с применением районного коэффициента, установленного в данной местности в 1,2, и доплате пенсии.Ответчик письмом от дата отказал истцу в перерасчете пенсии и указал, что такая выплата была возможна только в период отбывания истцом наказания в Республике Коми путем принятия его на пенсионное обеспечение МВД по Республике Коми.
Истец, не согласившись с отказом в перерасчете пенсии, обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Пенсионное обеспечение лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, регулируется Законом Российской Федерации от дата ----- «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Федеральный закон -----).
Статьей 48 названного закона предусмотрено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Данная мера социальной поддержки установлена законодателем в качестве государственной гарантии компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат граждан в связи с их работой и проживанием в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
В соответствии с положениями ст. 56 Федерального закона ----- выплата пенсии производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации (часть 1), а при переезде пенсионера - выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета (часть 7).
Выплата и доставка пенсий пенсионерам, осужденным к лишению свободы, осуществляются с соблюдением условий, установленных статьями 98 и 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации выплата пенсий осужденным осуществляется по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. Доставка пенсии путем зачисления на лицевой счет осужденного, открытый администрацией учреждения, соответствует установленному законом порядку. Иных вариантов выплаты и доставки пенсий лицам, осужденным к лишению свободы, действующим законодательством не предусмотрено.
Для организации выплаты пенсий осужденным, получавшим пенсию до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, информацию о нахождении пенсионера в исправительном учреждении.
Согласно Порядку оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, согласованному Минтрудом России, Минобороны России и МВД России письмом МВД РФ от дата N 18/13-204 «О Порядке оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях», для организации выплаты пенсий осужденным, получавшим пенсию до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, соответствующий список и справку на каждого осужденного о его нахождении (пребывании) в исправительном учреждении.
В соответствии с пунктом 40 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от дата -----, в случае осуждения пенсионера МВД России к лишению свободы пенсионный орган направляет его пенсионное дело в пенсионный орган, на территории которого находится учреждение, исполняющего наказание.
После освобождения пенсионера из мест лишения свободы пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета.
Из содержания указанных норм следует, что пенсия с учетом районного коэффициента должна была выплачиваться пенсионным органов по месту отбывания истцом наказания.
При этом обязанность сообщить об отбывании истцом наказания в МВД по ЧР была возложена на ФКУ «ИК-42 с особыми условиями хозяйственной деятельности» УФСИН России по Республике Коми. Имел такую возможность и сам истец.
Однако из материалов дела следует, что отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по Чувашской Республике не был уведомлен об осуждении Васильева В.В. к лишению свободы и месте его фактического отбывания наказания на территории Республики Коми. Данная информация от самого Васильева В.В. и ФКУ «ИК-42 с особыми условиями хозяйственной деятельности» УФСИН России по Республике Коми в пенсионное подразделение МВД по Чувашской Республике также не поступала, поэтому оснований для направления пенсионного дела истца по месту отбывания им наказания МВД по ЧР не имело.
Оснований для выплаты истцу пенсии в спорный период с районным коэффициентом пенсионный орган МВД по ЧР не имел, поскольку районный коэффициент в Чувашской Республике не предусмотрен. По этой же причине обязанность перерасчета пенсии у МВД по ЧР с применением районного коэффициента отсутствует, не имеется оснований и для взыскания неначисленной пенсии.
Поэтому суд отказывает истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.
При этом истец не лишен права обратиться в суд с иском к лицам, виновным в нарушении его пенсионных прав в период отбывания наказания.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Васильева ФИО9 к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании задолженности по выплате пенсии отказать в полном объеме.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд города Чебоксары.
Председательствующий судья Е. В. Шопина
Мотивированное решение суда изготовлено 05 декабря 2023 года.