Дело №
62RS0№-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2024 года <адрес>
Скопинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи – Кузнецовой Г.Н.,
при секретаре – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в <адрес>
гражданское дело по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к МБДОУ «Детский сад № «Родничок» муниципального образования - городской округ <адрес>, администрации муниципального образования - городской округ <адрес> о присуждении к исполнению обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (далее Управление Роспотребнадзора по <адрес>) обратилось в суд с иском к МБДОУ «Детский сад № «Родничок» муниципального образования - городской округ <адрес>, администрации муниципального образования - городской округ <адрес> с учетом уточнения предмета административных исковых требований:
об обязании администрации муниципального образования - городской округ <адрес> в срок до 01.08.2025г. профинансировать работы по замене оконных блоков здания МБДОУ «Детский сад № «Родничок» в количестве 5 оконных блоков, из них: в санузле средней группы А (№) - в количестве 1 оконного блока, в санузле средней группы Б (№) - в количестве 1 оконного блока, в раздевалке подготовительной к школе группы (№)- в количестве 1 оконного блока, в прачечной - в количестве 2 оконных блоков;
об обязании МБДОУ «Детский сад № «Родничок» муниципального образования - городской округ <адрес> в срок до 01.09.2025г. произвести работы по замене оконных блоков здания МБДОУ «Детский сад № «Родничок» в количестве 5 оконных блоков, из них: в санузле средней группы А (№) - в количестве 1 оконного блока, в санузле средней группы Б (№) - в количестве 1 оконного блока, в раздевалке подготовительной к школе группы (№)- в количестве 1 оконного блока, в прачечной - в количестве 2 оконных блоков.
В обоснование заявленных требований истец указал, что при проведении плановой выездной проверки деятельности МБДОУ «Детский сад № «Родничок» муниципального образования - городской округ <адрес> в период с 11.03.2022г. по 17.03.2022г. были выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно п. 2.7.2, п. 2.8.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20, выразившиеся в том, что оконные блоки в санузлах средней группы А и Б, в раздевалке подготовительной группы, в прачечной находятся в ветхом состоянии, частично не функционируют и требуют замены. Оконные проемы плотно заклеены лентой скотч. В санузле средней группы А оконное стекло треснуто. Ветхое состояние оконных блоков, наличие на поверхности оконных рам трещин, расслоение древесины, отхождение штапиков, присутствующие сколы на окрашенной поверхности, следы гниения и разрушения древесины - все это затрудняет проведение влажной уборки и проветривание помещений. Также такое ветхое состояние оконных блоков способствует потере тепла в осенне-зимний период. Не проведение проветривания также влечет нарушение санитарно-эпидемиологических норм и может способствовать повышению заболеваемости детей в дошкольном образовательном учреждении. По итогам плановой выездной проверки в отношении юридического лица МБДОУ «Детский сад № «Родничок» был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ. По факту выявленных нарушений в отношении МБДОУ «Детский сад № «Родничок» было вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ст.6.4. КоАП РФ № ск от ДД.ММ.ГГГГ. Также, по результатам проведения плановой проверки в отношении МБДОУ «Детский сад № «Родничок», с целью устранения выявленных нарушений, было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому юридическому лицу МБДОУ «Детский сад № «Родничок» было предписано провести замену оконных блоков в санузлах средней группы А и Б, в раздевалке подготовительной группы, в прачечной, в целях проведения качественной влажной уборки и проветривания помещений, со сроком исполнения до 31.12.2023г. Согласно поступившему в адрес территориального отдела от ДД.ММ.ГГГГ ответу на предписание, заведующим МБДОУ «Детский сад № «Родничок» в адрес учредителя - УО и МП МО- городской округ <адрес> направлялись неоднократные письменные обращения о необходимости выделения денежных средств для финансирования замены оконных блоков в туалетных комнатах, раздевалке и прачечной ДОУ. Однако финансовые средства учредителем не были выделены, замена оконных блоков не произведена. Также заведующим МБДОУ «Детский сад № «Родничок» направлялось обращение в адрес ООО «СПФО» о предоставлении спонсорской помощи в установке оконных рам (ответ получен не был). МБДОУ «Детский сад № «Родничок» требования, указанные в п.1 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, в установленный срок не выполнены.
Истец Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, ответчик администрация МО –городской округ <адрес>, ответчик МБДОУ «Детский сад № «Родничок» о месте и времени слушанья дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. В деле от лиц, участвующих в деле, имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца Управления Роспотребнадзора по <адрес>, в отсутствие представителей ответчиков: администрации МО городской округ <адрес>, МБДОУ «Детский сад № «Родничок» в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:
Статьей 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В статьях 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
Статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» №-I от ДД.ММ.ГГГГ орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Согласно части 1 статьи 40 Закона «О защите прав потребителей» №-I от ДД.ММ.ГГГГ федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
На основании частей 2,3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
На основании пунктов 2 и 3 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пунктов 3 и 15 части 3 статьи 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны здоровья.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании).
Статьёй 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) закреплено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, среди прочего обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В пункте 1 статьи 28, пункте 1 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения указано, что в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 28 утверждены санитарные правила СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП ДД.ММ.ГГГГ-20), которые направлены на охрану здоровья детей, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми и являются обязательными для исполнения юридическими лицами при осуществлении соответствующей деятельности (пункты 1.1 и 1.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20).
На основании п.2.7.2 вышеуказанных Санитарных правил конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года (за исключением детских игровых комнат, размещаемых в торгово-развлекательных и культурно-досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения). Проветривание в присутствии детей не проводится.
Пунктом 2.8.3 вышеуказанных Санитарных правил остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения.
Согласно п.п. 1.1, 3.1, 3.10 Устава МБДОУ «Детский сад № «Родничок» муниципального образования - городской округ <адрес> вышеуказанный детский сад является муниципальным бюджетным образовательным учреждением находящимся в ведении МО городской округ <адрес>. Основной деятельностью учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за воспитанниками, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 2.1 Устава МБДОУ «Детский сад № «Родничок» учредителем (собственником) учреждения является МО городской округ <адрес>.
Согласно п. 7.1 Устава МБДОУ «Детский сад № «Родничок» имущество учреждения является собственностью учредителя и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
Согласно ст. 11 Устава муниципального образования - городской округ <адрес> к вопросам местного значения Скопинского городского округа относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
В судебном заседании установлено, что здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении МБДОУ «Детский сад № «Родничок» муниципального образования - городской округ <адрес>. Данный факт подтверждается п.7.1. Устава МБДОУ «Детский сад № «Родничок» муниципального образования - городской округ <адрес>.
В судебном заседании также установлено, что при проведении плановой выездной проверки с 11.03.2022г. по 17.03.2022г. сотрудниками ТОУ Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> деятельности МБДОУ «Детский сад № «Родничок» муниципального образования - городской округ <адрес> выявлены нарушения п. 2.7.2, п. 2.8.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20, поскольку оконные блоки в санузлах средней группы А и Б, в раздевалке подготовительной группы, в прачечной находятся в ветхом состоянии, частично не функционируют и требуют замены. Оконные проемы плотно заклеены лентой скотч. В санузле средней группы А оконное стекло треснуто. Состояние оконных блоков ветхое, на поверхности оконных рам имеются трещины, расслоение древесины, отхождение штапиков, сколы на окрашенной поверхности, следы гниения и разрушения древесины.
Данные факты подтверждаются актом выездной проверки № от 18.03.2022г., предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований № от 18.03.2022г., протоколом об административном правонарушении № от 22.03.2022г., постановлением по делу об административном правонарушении № ск от 25.03.2022г., имеющимися в делн.
В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела судом, выявленные нарушения санитарного законодательства не устранены.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств, руководствуясь вышеуказанными положениями законодательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, поскольку бездействием ответчиков нарушаются права несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья в период нахождения в дошкольном образовательном учреждении.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск и суд обязан принять это признание, если оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
По мнению суда, имеющиеся в материалах дела письменные заявления о признании ответчиками вышеуказанных исковых требований Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц и осуществлены МБДОУ «Детский сад № «Родничок» муниципального образования - городской округ <адрес>, администрацией муниципального образования –городской округ <адрес> в рамках реализации права предусмотренного ч. 2 ст. 39 ГПК РФ.
Поэтому суд, принимая признание ответчиками- МБДОУ «Детский сад № «Родничок» муниципального образования - городской округ <адрес>, администрацией муниципального образования –городской округ <адрес> иска Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> с учетом положений ст. 173 ч.3 ГПК РФ, полагает, что имеются основания для принятия судом решения об удовлетворении иска и возложении на администрацию муниципального образования –городской округ <адрес> обязанности в срок до 01.08.2025г. обязанность профинансировать работы по замене оконных блоков здания МБДОУ «Детский сад № «Родничок» в количестве 5 оконных блока из них: в санузле средней группы А (№) - в количестве 1 оконного блока, в санузле средней группы Б (№) - в количестве 1 оконного блока, в раздевалке подготовительной к школе группы (№)- в количестве 1 оконного блока, в прачечной - в количестве 2 оконных блоков;
о возложении на МБДОУ «Детский сад № «Родничок» муниципального образования - городской округ <адрес> в срок до 01.09.2025г. обязанности произвести работы по замене оконных блоков здания МБДОУ «Детский сад № «Родничок» в количестве 5 оконных блоков, из них: в санузле средней группы А (№) - в количестве 1 оконного блока, в санузле средней группы Б (№) - в количестве 1 оконного блока, в раздевалке подготовительной к школе группы (№)- в количестве 1 оконного блока, в прачечной - в количестве 2 оконных блоков.
В соответствии со ст. 198 ч.4 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании вышеизложенного,
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к МБДОУ «Детский сад № «Родничок» муниципального образования - городской округ <адрес>, администрации муниципального образования - городской округ <адрес> о присуждении к исполнению обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования -городской округ <адрес> (ОГРН 1026200780099) профинансировать работы по замене оконных блоков здания МБДОУ «Детский сад № «Родничок» в количестве 5 оконных блоков из них: в санузле средней группы А (№) - в количестве 1 оконного блока, в санузле средней группы Б (№) - в количестве 1 оконного блока, в раздевалке подготовительной к школе группы (№)- в количестве 1 оконного блока, в прачечной - в количестве 2 оконных блоков в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать МБДОУ «Детский сад № «Родничок» муниципального образования - городской округ <адрес> (ОГРН 1026200781420) произвести работы по замене оконных блоков здания МБДОУ «Детский сад № «Родничок» в количестве 5 оконных блоков из них: в санузле средней группы А (№) - в количестве 1 оконного блока, в санузле средней группы Б (№) - в количестве 1 оконного блока, в раздевалке подготовительной к школе группы (№) - в количестве 1 оконного блока, в прачечной - в количестве 2 оконных блоков в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Скопинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09.04.2024г.
Судья-