дело № 2-231/2022
№ 33-3190/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 17 мая 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Наумовой Е.А.,
судей Наливкиной Е.А., Полшковой Н.В.,
при секретаре Лихтиной А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственной жилищной инспекции по Оренбургской области к Митрофанову ФИО9, Митрофановой ФИО10 об обязании предоставить доступ в квартиру для проведения проверки соблюдения требований, установленных жилищным законодательством,
по апелляционной жалобе Митрофанова ФИО11
на решение Центрального районного суда города Оренбурга от 28 января 2022 года
Заслушав доклад судьи Наумовой Е.А., судебная коллегия
установила:
государственная жилищная инспекция Оренбургской области обратилась в суд с названным выше исковым заявлением, указав в обоснование требований, что в государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области поступило обращение товарищества собственников недвижимости (жилья) «Семья» по факту самовольной перепланировки (переустройства) жилых помещений, в том числе квартиры № № в многоквартирном доме (адрес). Собственниками квартиры № № являются Митрофанов В.Г., Митрофанова И.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН от (дата). Доступ собственниками жилого помещения по указанному адресу к общему имуществу внутридомовой системе отопления, в том числе расположенному в квартире № №, представителям товарищества не предоставлен. Приказами и.о. заместителя начальника инспекции от (дата) г. № № от (дата) г. №№, от (дата) г. №№ поручено провести мероприятия по контролю за использованием и сохранностью жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) ГЖИ по Оренбургской области в адрес ответчиков неоднократно направляло уведомления с требованием об обеспечении свободного доступа в квартиру для проведения визуального обследования жилого помещения. Однако почтовые отправления возвращены в адрес инспекции по истечении срока хранения, в связи с чем, мероприятия по контролю, запланированные инспекцией считаются несостоявшимися, что подтверждается актами от (дата)
Истец просил суд обязать Митрофанова В.Г., Митрофанову И.В. предоставить должностным лицам государственной жилищной инспекции по Оренбургской области доступ в квартиру (адрес), лично присутствовать либо обеспечить присутствие представителя (с надлежаще оформленной доверенностью) для проведения проверки соблюдения требований, установленных жилищным законодательством.
Определением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 1 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ТСН (Ж) «Семья».
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 28 января 2022 г. исковые требования ГЖИ по Оренбургской области удовлетворены.
Суд обязал Митрофанова ФИО12, Митрофанову ФИО13 предоставить должностным лицам государственной жилищной инспекции по Оренбургской области доступ в квартиру (адрес), лично присутствовать либо обеспечить присутствие представителя (с надлежаще оформленной доверенностью) для проведения проверки соблюдения требований, установленных жилищным законодательством.
В апелляционной жалобе Митрофанов В.Г. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В суд апелляционной инстанции не явились ответчики, представитель третьего лица, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Об отложении дела участвующие в деле лица не просили, уважительной причины неявки суду не представили. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Митрофанов В.Г. и Митрофанова И.В. являются собственниками квартиры по адресу: (адрес) (л.д. 17).
Многоквартирный дом, в котором расположена квартира ответчиков, находится в управлении ТСН (Ж) «Семья».
ТСН (Ж) «Семья» обратилась в ГЖИ по Оренбургской области указав, что по имеющейся у неё информации, в квартире, принадлежащей ответчикам, произведена перепланировка, демонтаж бетонных стен и балконных блоков, приведших к увеличению жилой площади помещений, переносов систем отопления на неутепленные лоджии, использования систем циркуляции горячего водоснабжения в качестве обогревательного оборудования жилых и нежилых помещений. Использование данных непроектных решений ведет к увеличению нагрузки на крышную котельную дома, увеличению объемов потребления природного газа, затрачиваемого для отопления всех помещений и подогрева горячего водоснабжения. В итоге все перерасходы оплачиваются другими собственниками многоквартирного дома, чем нарушаются их права. В связи с чем, управляющей организации и необходим доступ в жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования.
Приказами и.о. заместителя начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области было поручено провести мероприятия по контролю за использованием и сохранностью жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) в отношении Митрофанова В.Г., Митрофановой И.В. (л. д. 18, 21).
Согласно сведениям, предоставленным отделом адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области, Митрофанов В.Г. зарегистрирован адресу: г(адрес), Митрофанова И.В. по адресу: (адрес)л. д. 16).
На основании приказов ГЖИ по Оренбургской области в адрес Митрофановых были направлены уведомления № № от (дата) г. и № №, № № от (дата) с целью их извещения о проведении визуального обследования жилого помещения по месту их регистрации почтовой корреспонденцией, что подтверждается представленными списками заказных почтовых отправлений и согласно отчетам об отслеживании отправлений были возвращены в адрес государственной жилищной инспекции по Оренбургской области по истечении срока хранения (л.д. 19, 22, 23, 34).
Согласно Актам проверки органа государственного контроля соблюдения гражданином обязательных требований: № № от (дата)., № № от (дата) г., № № от (дата) г. мероприятия по контролю не состоялись, собственники в квартире отсутствовали, доступ в квартиру не обеспечили (л. д. 20, 33, 44).
В силу ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 26, ч. 3 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом, осуществляющим согласование на основании принятого им решения; собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В соответствии с положениями ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (ч. 1). Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4).
В силу части 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491.
В соответствии с пунктом 41 Правил № 491, собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил № 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу ч. 1 ст. 20 ЖК РФ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе, по использованию и сохранности жилищного фонда, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Общие требованиями к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. № 1670.
Пункт 2 таких Общих требований предусматривает, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и настоящим документом.
В соответствии с положением о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденным Указом Губернатора Оренбургской области от 15 октября 2010 г. № 25-ук, органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим региональный жилищный контроль (надзор) на территории Оренбургской области, является государственная жилищная инспекция по Оренбургской области.
Удовлетворяя исковые требования контрольно-надзорного органа, суд, ссылаясь на положения статей 17, 20, 30 ЖК РФ, а также положение о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, исходил из того, что направленные в адрес Митрофановых уведомления о необходимости обеспечить доступ в принадлежащую им на праве собственности квартиру для выполнения осмотра общедомового имущества остались без внимания собственников, доступ в жилое помещение полномочным лицам ими обеспечен не был, в связи с чем, у истца возникло право требовать обеспечение такого доступа в судебном порядке.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они соответствует обстоятельствам дела, обоснованы нормами права, регулирующими спорные правоотношения, и доказательствами, исследованными в судебном заседании, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Поскольку в силу статей 17, 30 ЖК РФ на ответчиках, как на собственниках квартиры в многоквартирном доме, лежит обязанность поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, обеспечивать его сохранность, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования помещением, а также правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, постольку действия ответчиков, знающих о необходимости контрольно-надзорному органу получить доступ в их квартиру, не предоставивших возможность такого доступа, нельзя считать основанными не нормах закона, принципе добросовестности.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что и до дня рассмотрения дела судом доступ в жилое помещение ответчиками не обеспечен, осмотр квартиры не проведен, что нарушает права других жителей многоквартирного дома, в котором расположена квартира ответчиков, удовлетворил исковые требования ГЖИ Оренбургской области.
В апелляционной жалобе Митрофанов В.Г. указывает, что он и его супруга ни одно из направленных предписаний не получали, соответственно не были уведомлены надлежащим образом о необходимости обеспечить доступ и им не было известно о поступлении писем в почтовое отделение.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчик заблаговременно извещался истцом о проведении проверки по адресу своей регистрации, однако письма были возвращены почтовым органом по причине истечения срока его хранения.
С учетом изложенного правильными являются выводы суда о том, что ГЖИ Оренбургской области были приняты все предусмотренные законом меры для надлежащее извещения ответчика о необходимости предоставления доступа в квартиру.
Также совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждено, что ответчикам доподлинно было известно о необходимости осмотра их квартиры, что продиктовано интересами всех жильцов многоквартирного дома. Многократные попытки ГЖИ Оренбургской области, а также ранее ТСН (Ж) «Семья» (по этому поводу имеется вступившее в законную силу решение суда по аналогичному иску, где истцом выступало ТСН (Ж) «Семья») получить доступ в квартиру ответчиков, свидетельствуют о выполнении истцом возложенных на него законом обязанностей и невыполнении таких обязанностей ответчиками.
Кроме того, указывая на незнание о проведении осмотра квартиры, ответчик имел возможность предоставить доступ в квартиру в период рассмотрения дела судом первой инстанции до вынесения судом решения, однако, добровольно ответчики доступ в квартиру не предоставили.
Довод апелляционной жалобы о том, что Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 предусмотрен особый порядок допуска, сроки и форма уведомления о необходимости предоставления допуска, не является основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку истец по делу ГЖИ по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется приведенными выше нормативными актами. Правила № 354 деятельность государственной жилищной инспекции не регулируют.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных сторонами требований и возражений.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 28 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Митрофанова ФИО14 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи