Решение по делу № 33-7778/2023 от 20.06.2023

Судья Чикулаева И.Б.

Дело № 33-7778/2023

Номер дела в суде первой инстанции № 2-1622/2023

УИД: 59RS0004-01-2023-000552-69

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Ивановой Е.В. и Новоселовой Д.В. при секретаре Чернышевой К.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 25 июля 2023 года дело по апелляционной жалобе НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» на решение Ленинского районного суда г. Перми от 28 марта 2023 года.

Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Очерского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», в котором просит возложить обязанность провести в многоквартирном доме, расположенном по адресу: **** д. 42, капитальный ремонт фасада, в срок до 31.08.2023.

В обоснование заявленных требований указано, что в рамках проведенной проверки исполнения обязанности по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Очерского городского округа, установлено, что Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и/или работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта (далее по тексту – Программа). Также приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20.12.2018 утвержден Региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Перми на 2018-2020 годы. На 2020 год запланировано проведение работ в 17 многоквартирных домах, расположенных на территории Очерского городского округа. В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: **** д. 42 предусматривалось проведение работ по капитальному ремонту фасада в 2018-2020 годы. По состоянию на 31.01.2023 капитальный ремонт фасада не выполнен, что нарушает жилищные права граждан.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 28 марта 2023 года постановлено о возложении на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязанность провести в многоквартирном доме по адресу: **** д. 42, капитальный ремонт фасада.

В апелляционной жалобе НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» просит об отмене постановленного судом решения, принять по делу новое решение, в исковых требованиях прокурору Очерского района Пермского края отказать. Указывает, что согласно действующим нормам законодательства, Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта. Многоквартирный жилой дом ****42 включен в программу. Таким образом, требования истца в данной части подлежат отклонению в связи с тем, что данная обязанность регионального оператора уже установлена в силу закона. Кроме того, считают, что круг лиц определен и известен, так как указанными лицами, то есть заинтересованными лицами являются собственники помещений (квартир) в вышеназванном многоквартирном жилом доме. Поэтому требование истца о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор полагала решение суда не подлежащим отмене.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, заслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В силу ст.45 ГПК РФпрокурорвправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

Пунктом 5 части 1 статьи 167 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Согласно ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.

В соответствии с ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта ), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта ) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (пп. 2 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ).

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (п. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (п. 1 ст. 182 Жилищный кодекс РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ, Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, согласно которой величина износа многоквартирного дома по адресу: **** д. 42 – 36% по состоянию на 2014 год, определены следующие плановые периоды проведения капитального ремонта в доме: 2018-2020 годы – выполнение работ по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, 2021-2023 - ремонт фасада (л.д. 14-17).

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20.12.2018 № СЭД-46-09-25-119 (ред. от 17.02.2023), утвержден Региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, на 2018-2020 годы», в который включен многоквартирный дом, по адресу: **** д. 42.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20.09.2022 № 24-04-01-04-244 внесены изменения в Региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, на 2018-2020 годы, в том числе в части проведения работ по капитальному ремонту фасада в отношении многоквартирного дома по адресу: **** д. 42 (л.д. 18-20).

30.11.2022 в адрес прокурора Очерского района обратилось ООО «ТРИОЛ» с просьбой провести проверку по факту неисполнения региональной программы капитального ремонта на 2014-2044 года, в том числе в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: **** д. 42 (л.д. 13).

Прокурором Очерского района 31.01.2023 принято решение о проведении проверки НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (л.д. 11).

09.12.2022 и 12.12.2022 Фондом в адрес прокурора Очерского района направлены ответы, согласно которых конкурсные процедуры по отбору подрядных организаций на разработку проектно-сметной документации и на проведение работ по капитальному ремонту не проводились ввиду недостатка денежных средств для проведения запланированных работ. С подрядной организацией ООО «АудитЭнергоПроект» договоры ** от 14.06.2019, ** от 23.07.2020, в том числе в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: **** д. 26. С апреля 2020 года введены ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) на территории Пермского края, которые повлияли на деятельность регионального оператора и подрядных организаций (л.д. 21-27).

31.01.2022 помощником прокурора Очерского района Бартовым И.Н. проведена проверка исполнения НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Очерского городского округа, установлено, что работы по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: **** д. 42, не проведены (л.д. 12).

Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями ст.ст. 168, 178, 180, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации,ст.ст. 21, 24 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», положений Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы (утв.Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п ) исходил из того, что по состоянию на дату вынесения решения, установленные региональной программой сроки и виды работ по капитальному ремонту в отношении многоквартирного дома по адресу: по адресу: **** д. 42, не проведены, в связи с чем имеются основания для возложения на ответчика обязанности по организации проведения такого ремонта.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

Суд первой инстанции, установив факт несвоевременного осуществления работ по капитальному ремонту, равно как и факт невыполнения до настоящего времени обязательных требований по исполнению Программы, обоснованно возложил обязанность на ответчика организовать и провести капитальный ремонт указанного жилого дома, предоставив срок для исполнения обязанности, с учетом сложности и объема работ, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Указание в жалобе на то, что Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта, обязанности регионального оператора закреплены в статье 24 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории Пермского края», поскольку вышеуказанные обязанности регионального оператора уже установлены в силу закона, требования истца о возложении на ответчика обязанностей не подлежали удовлетворению, отмену решения суда также не влечет по следующим основаниям. Возложение на Фонд указанных полномочий не освобождает ответчика от обязанности выполнять капитальный ремонт в конкретном доме в конкретные установленные Программой сроки, что в данном случае ответчиком сделано не было. Предусмотренные региональной программой сроки для капитального ремонта дома, как установил суд первой инстанции, истекли, поэтому возложение на ответчика в судебном порядке обязанности проведения капремонта является обоснованным.

Доводы заявителя жалобы о том, что требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, так как соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации, на правильность выводов суда по существу спорных правоотношений не влияют, а потому отмену решения суда не влекут. Поскольку ответчиком не выполнены возложенные на него обязанности в срок, установленный законодательством, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора.

На основании абзаца 8 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, по выполнению в установленные сроки необходимых действий по восстановлению прав граждан – жителей вышеуказанного многоквартирного дома и граждан, посещающих указанный многоквартирный дом.

С учетом изложенного, прокурором избран предусмотренный законом способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Непринятие данных мер нарушает права граждан на проживание в жилом помещении, соответствующем нормативным требованиям, на благоприятные безопасные условия жизни.

Доводы жалобы относительно срока исполнения возложенных на ответчика обязанностей отмену или изменение оспариваемого решения не влекут, поскольку ответчик не лишен возможности в случае объективно подтвержденной недостаточности установленных сроков обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Доводы жалобы относительно того, что круг лиц, в чьих интересах обратился в суд прокурор, определен, не соответствуют действительности, поскольку бездействие ответчика по непринятию установленных законодательством мер по капитальному ремонту создает угрозу безопасности лиц, не только проживающих в доме, но и иного неопределенного круга лиц, имеющих доступ в данный многоквартирный дом (гостей, иных лиц и т.д.).

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 28 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Чикулаева И.Б.

Дело № 33-7778/2023

Номер дела в суде первой инстанции № 2-1622/2023

УИД: 59RS0004-01-2023-000552-69

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Ивановой Е.В. и Новоселовой Д.В. при секретаре Чернышевой К.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 25 июля 2023 года дело по апелляционной жалобе НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» на решение Ленинского районного суда г. Перми от 28 марта 2023 года.

Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Очерского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», в котором просит возложить обязанность провести в многоквартирном доме, расположенном по адресу: **** д. 42, капитальный ремонт фасада, в срок до 31.08.2023.

В обоснование заявленных требований указано, что в рамках проведенной проверки исполнения обязанности по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Очерского городского округа, установлено, что Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и/или работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта (далее по тексту – Программа). Также приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20.12.2018 утвержден Региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Перми на 2018-2020 годы. На 2020 год запланировано проведение работ в 17 многоквартирных домах, расположенных на территории Очерского городского округа. В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: **** д. 42 предусматривалось проведение работ по капитальному ремонту фасада в 2018-2020 годы. По состоянию на 31.01.2023 капитальный ремонт фасада не выполнен, что нарушает жилищные права граждан.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 28 марта 2023 года постановлено о возложении на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязанность провести в многоквартирном доме по адресу: **** д. 42, капитальный ремонт фасада.

В апелляционной жалобе НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» просит об отмене постановленного судом решения, принять по делу новое решение, в исковых требованиях прокурору Очерского района Пермского края отказать. Указывает, что согласно действующим нормам законодательства, Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта. Многоквартирный жилой дом ****42 включен в программу. Таким образом, требования истца в данной части подлежат отклонению в связи с тем, что данная обязанность регионального оператора уже установлена в силу закона. Кроме того, считают, что круг лиц определен и известен, так как указанными лицами, то есть заинтересованными лицами являются собственники помещений (квартир) в вышеназванном многоквартирном жилом доме. Поэтому требование истца о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор полагала решение суда не подлежащим отмене.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, заслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В силу ст.45 ГПК РФпрокурорвправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

Пунктом 5 части 1 статьи 167 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Согласно ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.

В соответствии с ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта ), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта ) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (пп. 2 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ).

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (п. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (п. 1 ст. 182 Жилищный кодекс РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ, Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, согласно которой величина износа многоквартирного дома по адресу: **** д. 42 – 36% по состоянию на 2014 год, определены следующие плановые периоды проведения капитального ремонта в доме: 2018-2020 годы – выполнение работ по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, 2021-2023 - ремонт фасада (л.д. 14-17).

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20.12.2018 № СЭД-46-09-25-119 (ред. от 17.02.2023), утвержден Региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, на 2018-2020 годы», в который включен многоквартирный дом, по адресу: **** д. 42.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20.09.2022 № 24-04-01-04-244 внесены изменения в Региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, на 2018-2020 годы, в том числе в части проведения работ по капитальному ремонту фасада в отношении многоквартирного дома по адресу: **** д. 42 (л.д. 18-20).

30.11.2022 в адрес прокурора Очерского района обратилось ООО «ТРИОЛ» с просьбой провести проверку по факту неисполнения региональной программы капитального ремонта на 2014-2044 года, в том числе в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: **** д. 42 (л.д. 13).

Прокурором Очерского района 31.01.2023 принято решение о проведении проверки НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (л.д. 11).

09.12.2022 и 12.12.2022 Фондом в адрес прокурора Очерского района направлены ответы, согласно которых конкурсные процедуры по отбору подрядных организаций на разработку проектно-сметной документации и на проведение работ по капитальному ремонту не проводились ввиду недостатка денежных средств для проведения запланированных работ. С подрядной организацией ООО «АудитЭнергоПроект» договоры ** от 14.06.2019, ** от 23.07.2020, в том числе в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: **** д. 26. С апреля 2020 года введены ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) на территории Пермского края, которые повлияли на деятельность регионального оператора и подрядных организаций (л.д. 21-27).

31.01.2022 помощником прокурора Очерского района Бартовым И.Н. проведена проверка исполнения НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Очерского городского округа, установлено, что работы по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: **** д. 42, не проведены (л.д. 12).

Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями ст.ст. 168, 178, 180, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации,ст.ст. 21, 24 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», положений Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы (утв.Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п ) исходил из того, что по состоянию на дату вынесения решения, установленные региональной программой сроки и виды работ по капитальному ремонту в отношении многоквартирного дома по адресу: по адресу: **** д. 42, не проведены, в связи с чем имеются основания для возложения на ответчика обязанности по организации проведения такого ремонта.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

Суд первой инстанции, установив факт несвоевременного осуществления работ по капитальному ремонту, равно как и факт невыполнения до настоящего времени обязательных требований по исполнению Программы, обоснованно возложил обязанность на ответчика организовать и провести капитальный ремонт указанного жилого дома, предоставив срок для исполнения обязанности, с учетом сложности и объема работ, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Указание в жалобе на то, что Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта, обязанности регионального оператора закреплены в статье 24 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории Пермского края», поскольку вышеуказанные обязанности регионального оператора уже установлены в силу закона, требования истца о возложении на ответчика обязанностей не подлежали удовлетворению, отмену решения суда также не влечет по следующим основаниям. Возложение на Фонд указанных полномочий не освобождает ответчика от обязанности выполнять капитальный ремонт в конкретном доме в конкретные установленные Программой сроки, что в данном случае ответчиком сделано не было. Предусмотренные региональной программой сроки для капитального ремонта дома, как установил суд первой инстанции, истекли, поэтому возложение на ответчика в судебном порядке обязанности проведения капремонта является обоснованным.

Доводы заявителя жалобы о том, что требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, так как соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации, на правильность выводов суда по существу спорных правоотношений не влияют, а потому отмену решения суда не влекут. Поскольку ответчиком не выполнены возложенные на него обязанности в срок, установленный законодательством, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора.

На основании абзаца 8 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, по выполнению в установленные сроки необходимых действий по восстановлению прав граждан – жителей вышеуказанного многоквартирного дома и граждан, посещающих указанный многоквартирный дом.

С учетом изложенного, прокурором избран предусмотренный законом способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Непринятие данных мер нарушает права граждан на проживание в жилом помещении, соответствующем нормативным требованиям, на благоприятные безопасные условия жизни.

Доводы жалобы относительно срока исполнения возложенных на ответчика обязанностей отмену или изменение оспариваемого решения не влекут, поскольку ответчик не лишен возможности в случае объективно подтвержденной недостаточности установленных сроков обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Доводы жалобы относительно того, что круг лиц, в чьих интересах обратился в суд прокурор, определен, не соответствуют действительности, поскольку бездействие ответчика по непринятию установленных законодательством мер по капитальному ремонту создает угрозу безопасности лиц, не только проживающих в доме, но и иного неопределенного круга лиц, имеющих доступ в данный многоквартирный дом (гостей, иных лиц и т.д.).

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 28 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-7778/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Очерского района
Ответчики
Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае»
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Пьянков Дмитрий Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
20.06.2023Передача дела судье
25.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2023Передано в экспедицию
25.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее