Дело № 2-30/2023 УИД 22RS0054-01-2023-000002-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Староалейское 14 декабря 2023 года
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Костырченко Т.А.
при секретаре судебного заседания Карпенко Ю.С.,
с участием и.о. прокурора Третьяковского района Инютина Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Третьяковского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Третьяковского района Алтайского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
установил:
Прокурор Третьяковского района Алтайского края обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд, с учетом уточнения, к Администрации Третьяковского района Алтайского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку. В обоснование иска указал, что прокуратурой района в соответствии с поручением прокуратуры края проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства при осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст.1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п.2 ст.21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст.22).
Согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в. соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (ч. 1). Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2).
Согласно ч.2 ст.24.7 Федерального закона №89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила № 1156), в соответствии с п.4 которых обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу п.13 Правил №1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Согласно п. 16 Правил №1156, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке не предназначенном для этих целей, региональный оператор обязан уведомить собственника земельного участка, о необходимости ликвидировать места несанкционированной свалки и направить проект договора на ликвидацию несанкционированных свалок.
По результатам конкурсного отбора между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «ВторГеоРесурс» заключено соглашение от 06.12.2018 № 867/18-РО об организации деятельности по обращению с ТКО в Рубцовской зоне Алтайского края (далее - Соглашение), согласно которому обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО. В Рубцовскую зону Алтайского края входит и Третьяковский район Алтайского края.
С 01.01.2019 ООО «ВторГеоРесурс» приступило к исполнению обязанностей регионального оператора по обращению с ТКО в Рубцовской зоне. Для этого, на основании п. 4 указанных Правил, обществом 01.01.2019 заключен договор с МУП «Благоустройство» на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Алтайского края в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, определенной границами Рубцовской зоны Алтайского края. По условиям данного договора региональный оператор поручает, а предприятие (оператор) принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, IV-V классов опасности на территории Алтайского края с пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, определенной границами Рубцовской зоны Алтайского края, а региональный оператор обязуется оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора (п. 1.1).
С 01.05.2019 указанный договор, заключенный между региональным оператором и МУП «Благоустройство», расторгнут, с этого же дня вступил в силу договор, заключенный между региональным оператором и ООО «Эко-Лайн» (оператор), от 16.04.2019 № 6-РЗ (Юг) на оказание услуг по транспортированию ТКО (далее — договор № 6-РЗ), согласно которому региональный оператор поручает, а оператор принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, а также отходов потребления на производстве, подобных коммунальным IV-V классов опасности, на территории, указанной в Приложении № 1 к настоящему договору (в пределах зоны деятельности регионального оператора, определенной границами Рубцовской зоны Алтайского края, в том числе на территории Третьяковского района Алтайского края), а региональный оператор обязуется оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора (п. 1.1).
Согласно п. 5.2.4 договора № 6-РЗ оператор (ООО «Эко-Лайн») имеет право оказывать услуги самостоятельно или с привлечением третьих лиц, но только с соблюдением условий п. 5.1.23 данного договора.
Так, 01.05.2019 между ООО «Эко-Лайн» и МУП «Благоустройство» заключен договор на оказание услуг по транспортированию ТКО, согласно которому оператор - ООО «Эко-Лайн» поручает, а субоператор - МУП «Благоустройство» принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, а также отходов потребления на производстве, подобных коммунальным IV-V классов опасности, на территории, указанной в приложении № 1 к настоящему договору, а оператор обязуется оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора (п. 1.1).
В соответствии с соглашением, заключенным между ООО «Эко-Лайн» и МУП «Благоустройство» 06.02.2020, о расторжении договора на оказание услуг по транспортированию ТКО № б/н от 01.05.2019, указанный договор прекратил свое действие с 21.02.2020. С 22.02.2020 ООО «Эко-Лайн» самостоятельно осуществляет сбор и вывоз ТКО на территории Третьяковского района в рамках договора № 6-РЗ, заключенного с региональным оператором.
В соответствии с п.3 Правил № 1156, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Федеральный закон № 89-ФЗ в ст.1 закрепляет основные понятия, используемые для целей данного Федерального закона. Согласно названной статье под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, а захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Закон раскрывает также понятие накопление отходов - это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Федеральным законом от 25.12.2018 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» до 01.01.2023 разрешено использование для размещения твердых коммунальных отходов объектов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
При этом их эксплуатация допускается при наличии заключения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о возможности их использования и решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень).
Порядок формирования и изменения Перечня, а также Порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов утверждены приказом Минприроды России от 19.10.2021 №765 (вступил в силу с 22.04.2022; ранее действовал аналогичный приказ от 14.05.2019 № 303).
На основании частей 8 и 9 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» данные о месте нахождения включенных в перечень объектов вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Полигоны, включенные в Перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности. При этом они подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 01.01.2023, а также обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством не допускается использование хозяйствующими субъектами не имеющих предусмотренной законодательством Российской Федерации документации объектов размещения отходов без получения заключения Минприроды России и решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении таких объектов в Перечень.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
На территории Третьяковского района объектов захоронения ТКО, включенных в ГРОРО, не имеется. Согласно Территориальной схеме обращения с отходами Алтайского края, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20.09.2021 №1193 (как в ранее действовавшей редакции территориальной схемы, утвержденной приказом от 24.05.2019 №880; далее - Территориальная схема), на территории Староалейского сельсовета Третьяковского района (географические координаты: 50.999365, 81.961441) планируется оборудование только площадки временного накопления ТКО, сроком до 11 месяцев, площадью 10000 кв.м., мощностью 3000 т/год.
Схемой потоков движения отходов, в том числе и ТКО Алтайского края (приложения №№ 9, 9.22 к Территориальной схеме), предусматривается транспортировка отходов, образовавшихся от потребителей Третьяковского района, в Рубцовский район для их дальнейшей переработки и захоронения на полигоне ТБО в 2,5 км. северо-западнее п.Мичуринский.
Федеральный закон №89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1 ст.13.4).
При этом в п.216 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3, предусмотрено, что накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Пунктом 220 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что открытые площадки должны быть защищены от воздействия атмосферного воздуха и ветра.
Вместе с тем, на территории Староалейского сельсовета такое место (площадка) для временного накопления ТКО не оборудовано.
В ходе ранее проведенной проверки установлено, что между Администрацией Третьяковского района и ООО «Эко-Лайн» (ИНН 5403019444) заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ № аренды земельного участка с кадастровым номером 22:50:050001:404, расположенного по адресу: <адрес>, Староалейский сельсовет, примерно в 1,9 км. на юговосток от <адрес>; площадью 0,05 Га или 5000 кв.м, - для цели «Обслуживание площадки для размещения ТКО».
Фактически указанный земельный участок, предоставленный <адрес> в аренду ООО «Эко-Лайн», является частью несанкционированной свалки общей площадью около 8,31 Га, расположенной на расстоянии около 1,8 км на юго-восток от дома по <адрес> в <адрес>, вдоль автомобильной дороги № Н-5001 «Староалейское - Новокамышенка - Первокаменка — Семеновка» (на 3-м км автодороги), с ее северной стороны.
Территория свалки объединяет в себе 2 земельных участка, а именно: земельный участок с кадастровым номером 22:50:050001:404 площадью 5000 кв.м. (+/-124; далее — земельный участок №), разделяющий на две части составной (двухконтурный) земельный участок с кадастровым номером 22:50:050001:405 площадью 62248 кв.м. (+/-437; далее — земельный участок №405).
Основная часть фактически эксплуатируемой свалки расположена на территории 2-го контура земельного участка №405 (западная часть территории свалки), а также на территории радиусом около 50-60 м. севернее него. Данная часть свалки имеет подъезд для выгрузки доставляемых отходов (координаты подъезда - 50.989459, 82.029020).
Кроме того, на расстоянии около 400 м восточнее 2-го контура земельного участка №405 (около 130 м западнее восточной границы 1-го контура земельного участка №405) также размещено место накопления ТКО и иных отходов радиусом около 20-30 м, имеющее самостоятельный подъезд для выгрузки доставляемых отходов (координаты места - 50.988702, 82.034759).
Проведенными прокуратурой района 14.05.2021, 17.08.2021, 10.08.2022, 28.12.2022 осмотрами территории вышеуказанной свалки установлено, что очистка территории свалки от накопленных на ней отходов не осуществляется. Территория свалки не защищена от воздействия атмосферного воздуха и ветра в соответствии с п. 220 СанПиН 2.1.3684-21, в связи с переполнением ТКО и раздуванием ветром, ТКО находятся за пределами вышеуказанных земельных участков. Фактически на территории свалки отходы размещаются на почве. Размещаемые отходы представляют собой ТКО, строительный мусор, остатки древесины. Кучи мусора высотой от 0,5 м до 1,5 м имеют неправильную геометрическую форму. Место размещения отходов не огорожено, доступ к отходам не ограничен. Аншлаги, запрещающие размещение отходов на земельном участке, отсутствуют.
Таким образом, как было установлено в ходе проведенной проверки, в нарушение вышеизложенных норм законодательства не позднее, чем с 14.05.2021 по настоящее время (т.е. на протяжении более 2 лет) размещение ТКО фактически осуществляется на земельном участке с кадастровым номером 22:50:050001:405, который в пользование (аренду) ООО «ВторГеоРесурс» либо оператору ООО «Эко-Лайн» не предоставлялся.
Данное нарушение было отражено в представлении прокуратуры района от 09.08.2022 об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, внесенном в адрес ООО «ВторГеоРесурс».
Вместе с тем, до настоящего времени данное нарушение региональным оператором не устранено. Согласно ответу от 08.09.2022 на представление, земельный участок № 405 используется как площадка для временного накопления ТКО, сроком до 11 месяцев, что не соответствует действительности, опровергается актами осмотров свалки.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.05.2023 по делу № А45-24019/2022, оставленным без изменения постановлением 7-го Арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023, на ООО «Эко-Лайн» возложена обязанность вывезти твердые коммунальные отходы объемом 9385,01 куб.м, с площадки временного накопления, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 22:50:050001:404.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.11.2023 на ООО «ВторГеоРесурс» возложена обязанность вывезти твердые коммунальные отходы объемом 9385,01 куб.м, с земельного участка, используемого для временного накопления твердых коммунальных отходов, местоположение: Третьяковский район, с. Староалейское (графические координаты 50.999365, 81.961441).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии настоящим законом.
В соответствии с абзацами 4 и 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст.4 Федерального закона №89-ФЗ).
Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с п.18 Правил № 1156 собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В силу абзаца 2 п.1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (абзац второй).
Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район населенных пунктов.
Кроме того, в соответствии с п.14 ч.1 ст.15, п.24 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на соответствующих территориях.
Следовательно, на Администрацию Третьяковского района должна быть возложена обязанность по очистке и недопущению загрязнения и иного негативного воздействия на земельные участки, расположенные на территории района, государственная собственность на которые не разграничена.
Наличие и эксплуатация указанной несанкционированной свалки, расположенной на территории Староалейского сельсовета, свидетельствует о нарушении требований законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Данные нарушения являются недопустимыми, поскольку приводят к засорению почв, представляют угрозу для окружающей среды и для санитарно-эпидемиологического благополучия населения района.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец прокурор Третьяковского района Алтайского края, с учетом уточнения, просил обязать Администрацию Третьяковского района Алтайского края в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на расстоянии около 1,8 км на юго-восток от дома по ул. Новая, 40 в с.Староалейское Третьяковского района, вдоль автомобильной дороги № Н-5001 «Староалейское - Новокамышенка - Первокаменка - Семеновка» (на 3-м км автодороги), с ее северной стороны.
В судебном заседании истец и.о.прокурора Инютин Д.М. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в уточненном иске, просил установить срок исполнения решения 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Администрация Третьяковского района Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представители третьих лиц Администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края, ООО «ВторГеоРесурс», третье лицо временный арбитражный управляющий ООО «ВторГеоРесурс» Вишнякова Т.В., представители третьих лиц ООО «Эко-Лайн», ООО «Автотранс», МУП «Благоустройство», Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Министерство финансов Алтайского края, Министерство финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства в Алтайском крае в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав и.о. прокурора Третьяковского района, приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления).
Положениями ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Согласно п. 6, 7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Положения п. 1 ст. 13.4. Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускают накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, к числу которых отнесены обязанности осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления, что установлено в подпункте 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации.
Участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Положениями п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ предусмотрено, что участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно Территориальной схеме обращения с отходами Алтайского края, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20.09.2021 №1193 (как в ранее действовавшей редакции территориальной схемы, утвержденной приказом от 24.05.2019 №880; далее - Территориальная схема), размещенной на сайте Минприроды Алтайского края, на территории Староалейского сельсовета Третьяковского района (географические координаты: 50.999365, 81.961441) планируется оборудование только площадки временного накопления ТКО, сроком до 11 месяцев, площадью 10000 кв.м., мощностью 3000 т/год.
Схемой потоков движения отходов, в том числе и ТКО Алтайского края (приложения №№ 9, 9.22 к Территориальной схеме), предусматривается транспортировка отходов, образовавшихся от потребителей Третьяковского района, в Рубцовский район для их дальнейшей переработки и захоронения на полигоне ТБО в 2,5 км. северо-западнее п.Мичуринский.
На территории Третьяковского района объектов захоронения ТКО, включенных в ГРОРО, не имеется.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1 ст.13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).
Согласно п. 8 ст. 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ до 1 января 2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов.
Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2026 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 19 октября 2021 года № 765 утверждены Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов.
Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - Порядок, Перечень соответственно) устанавливает правила включения объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (далее - Объекты), в Перечень, внесения изменений в Перечень (пункт 1).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельного участка, на котором расположен Объект, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на Объекте (далее - Заявитель), направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении Объекта в Перечень.
В случае если Объект расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и пользователь земельного участка не определен, в качестве Заявителя выступает орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен Объект, который направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении Объекта в Перечень (пункт 5).
Таким образом, из указанных норм следует, что объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов до 1 января 2026 года при наличии заключения Минприроды России о возможности использования указанных объектов и включении их в территориальную схему обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами.
Также вышеуказанные положения действующего законодательства позволяют сделать вывод о том, что любые объекты, на которых размещаются твердые бытовые отходы, не введенные в эксплуатацию, а также введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие соответствующей документации, не включенные в государственный реестр размещения отходов либо в перечень таких объектов на территории соответствующего субъекта, являются территориями, не предназначенными для размещения отходов.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Третьяковского района в соответствии с поручением прокуратуры края проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Актами проведенного прокурором осмотра установлено, что вдоль автомобильной дороги № Н-5001 «Староалейское - Новокамышенка - Первокаменка - Семеновка» (на 3-м км автодороги), с ее северной стороны расположена свалка, общей площадью около 8,31 Га. Территория свалки объединяет в себе 2 земельных участка, а именно: земельный участок с кадастровым номером 22:50:050001:404 площадью 5000 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером 22:50:050001:405 площадью 62248 кв.м. разделяющий на две части составной (двухконтурный). Общая площадь свалки выходит за пределы вышеуказанных земельных участков. Основная часть фактически эксплуатируемой свалки расположена на территории 2-го контура земельного участка №405 (западная часть территории свалки), а также на территории радиусом около 50-60 м. севернее него. Данная часть свалки имеет подъезд для выгрузки доставляемых отходов (координаты подъезда - 50.989459, 82.029020). Кроме того, на расстоянии около 400 м восточнее 2-го контура земельного участка №405 (около 130 м западнее восточной границы 1-го контура земельного участка №405) также размещено место накопления ТКО и иных отходов радиусом около 20-30 м, имеющее самостоятельный подъезд для выгрузки доставляемых отходов (координаты места - 50.988702, 82.034759).
Факт размещения на спорных земельных участках твердых коммунальных отходов подтверждается актами от 14.05.2021, 17.08.2021, 10.08.2022, 28.12.2022 с фототаблицами, составленными заместителем прокурора Третьяковского района, и не оспаривалось административным ответчиком.
Из материалов дела, выписок из ЕГРН следует, что на территории Третьяковского района находится земельный участок с кадастровым номером 22:50:050001:405, расположенный по адресу: Алтайский край, Третьяковский район, Староалейский сельсовет, примерно в 1,8 км. на юго-восток от с.Староалейское, ул. Новая, 40; площадью 62248+/-437 кв.м. Данный участок является двухконтурным. Между контурами данного земельного участка расположен земельный участок с кадастровым номером 22:50:050001:404, расположенный по адресу: Алтайский край, Третьяковский район, Староалейский сельсовет, примерно в 1,9 км. на юго-восток от с.Староалейское, ул. Новая, 40; площадью 5000 кв.м.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 22:50:050001:404 между Администрацией Третьяковского района и ООО «Эко-Лайн» (ИНН 5403019444) заключен договор аренды от 06.12.2019 № 43, согласно которому арендодатель предоставляет во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: Алтайский край, Третьяковский район, Староалейский сельсовет, примерно в 1,9 км. на юго-восток от с.Староалейское, ул. Новая, 40, площадью 0,05 Га или 5000 кв.м. с целью использования «Обслуживание площадки для размещения ТКО».
С 01.01.2019 региональным оператором по обращению с ТКО в Рубцовской зоне являлся ООО «ВторГеоРесурс», с 01.01.2023 ООО «АВТОТРАНС».
ООО «ВторГеоРесурс» заключало договоры на оказание услуг по транспортированию ТКО с 01.01.2019 с МУП «Благоустройство», с 01.05.2019 с ООО «Эко-Лайн».
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.05.2023, оставленным без изменения постановлением 7-го Арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023, на ООО «Эко-Лайн» возложена обязанность вывезти твердые коммунальные отходы в объеме 9385,01 куб.м. с площадки временного накопления, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 22:50:050001:404, местоположением Алтайский край, Третьяковский район, Староалейский сельсовет, примерно 1,9 км на юго-восток от с. Староалейское, ул. Новая 40, на объект размещения отходов - полигон ТБО ООО «Благоустройство», расположенном примерно в 2,5 км северо-западнее поселения «Мичуринский» Рубцовского района Алтайского края.
Указанным решением установлено, что при организации транспортирования ТКО от места образования отходов до места их конечного размещения (полигон ТБО), ООО «Эко-Лайн» использует площадку временного накопления ТКО, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 22:50:050001:404, Алтайский край, Третьяковский район, Староалейский сельсовет, примерно 1,9 км на юго-восток от с. Староалейское, ул. Новая, 40, площадью 5000 кв.м (далее - площадка). Указанная площадка используется ООО «Эко-Лайн» для временного накопления твердых коммунальных отходов, на основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 06.12.2019 № 43. Факт использования площадки подтверждается отчетной документацией, предоставляемой ООО «Эко-Лайн» в адрес регионального оператора в целях подтверждения объема оказанных услуг. Согласно данным оперативного учета и имеющейся отчетной документации, на площадке, используемой ООО «Эко-Лайн», по состоянию на 14.03.2023 накоплено 9385,01 куб.м. твердых коммунальных отходов. Решением суда установлен объем накопленных отходов по состоянию на 14.03.2023 на земельном участке с кадастровым номером 22:50:050001:404, доказательств размещения отходов после указанной даты ООО «Эко-Лайн» на указанном земельном участке истцом не представлено.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.11.2023 на ООО «ВторГеоРесурс» возложена обязанность вывезти твердые коммунальные отходы объемом 9385,01 куб.м, с земельного участка, используемого для временного накопления твердых коммунальных отходов, местоположение: Третьяковский район, с. Староалейское (графические координаты 50.999365, 81.961441).
Таким образом, указанными решениями на ООО «Эко-Лайн» и ООО «ВторГеоРесурс» возложена обязанность вывезти твердые коммунальные отходы накопленные ими в объеме 9385,01 куб.м. с площадки временного накопления, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 22:50:050001:404.
Вместе с тем, как установлено судом, отходы расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 22:50:050001:405, 22:50:050001:404, в частности на расстоянии около 1,8 км на юго-восток от дома по ул. Новая, 40 в с.Староалейское Третьяковского района, вдоль автомобильной дороги № Н-5001 «Староалейское - Новокамышенка - Первокаменка - Семеновка» (на 3-м км автодороги), с ее северной стороны.
Указанная территория является местом накопления твердых бытовых отходов достаточно долгое время, фактически является исторически сложившейся свалкой, которая общедоступна для неограниченного круга лиц.
Так, решением Третьяковского районного суда Алтайского края от 06.07.2011 по иску прокурора Третьяковского района на администрацию Третьяковского района Алтайского края была возложена обязанность по принятию мер по получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии, обустройству и содержанию полигона твердых бытовых отходов. Указанное решение принято в отношении земельного участка, расположенном на расстоянии в 1,5 км на юго-восток от ориентира с. Староалейское в сторону с.Гольцовка (правильное наименование с. Новогальцовка).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанных земельных участках с кадастровыми номерами 22:50:050001:405 и 22:50:050001:404, находящихся в распоряжении муниципального образования Третьяковский район, в материалы дела не представлены, за исключением установленных решениями арбитражных судов ООО «Эко-Лайн» и «ВторГеоРесурс» в объеме 9385,01 куб.м. твердых коммунальных отходов.
Иных лиц, от действий которых произошло накопление отходов на указанных земельных участках и их объем, сторонами не указано, судом не установлено.
Если лицо, производящие отходы, не установлено, то в силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, собственником отходов является орган местного самоуправления, ответственный за территории, на которых эти отходы находятся.
Право собственности на указанные земельные участки в ЕГРН отсутствует.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Доказательств надлежащего размещения и накопления твердых коммунальных отходов на территории, расположенной на расстоянии около 1,8 км на юго-восток от дома по ул. Новая, 40 в с.Староалейское Третьяковского района, вдоль автомобильной дороги № Н-5001 «Староалейское - Новокамышенка - Первокаменка - Семеновка» (на 3-м км автодороги), с ее северной стороны, не представлено.
Поскольку отходы образовались на земельных участках, расположенных на территории Третьяковского района, государственная собственность на которые не разграничена, а полномочия по распоряжению указанными земельными участками осуществляет администрация Третьяковского района Алтайского края, то ответственной за указанные территории является администрация Третьяковского района Алтайского края.
С учетом изложенного, требования прокурора о ликвидации несанкционированной свалки обоснованы и подлежат удовлетворению.
Между тем, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.05.2023 N 27-П, органы местного самоуправления не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых (разместившее их лицо) не установлен, если такие места обнаружены на расположенных в границах соответствующих муниципальных образований земельных участках, находящихся в государственной собственности, и при этом не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования. Кроме того, наделение органов местного самоуправления полномочиями в отношении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и тем самым возложение на них обязанности действовать от имени "государственного" собственника не могут рассматриваться как достаточное основание для возложения на эти органы всей полноты ответственности за ликвидацию обнаруженных на таких землях и земельных участках мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в постановлениях от 13 октября 2015 года N 26-П и от 26 апреля 2016 года N 13-П, возложение такой ответственности на органы местного самоуправления возможно только при наличии прямого указания в федеральном законодательстве на полномочия этих органов по ликвидации мест размещения отходов на таких землях и земельных участках, сопровождаемого одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или ее субъектов в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, либо при наличии закона субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов.
Использование же в правоприменительной практике положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в качестве нормативного основания для возложения на органы местного самоуправления муниципальных образований безусловной обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией указанных мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах соответствующих муниципальных образований на земельных участках, находящихся в государственной собственности, либо на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, влечет нарушение принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, а также нарушение принципа единства системы публичной власти и, кроме того, нарушение конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления и на благоприятную окружающую среду, а потому противоречит статьям 2, 42, 130 (часть 1), 132 (части 1 и 3) и 133 Конституции Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П постановлено признать положения статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 42, 130 (часть 1), 132 (части 1 и 3) и 133, в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования:
на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;
на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;
притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.
Впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;
из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
С учетом изложенного администрация Третьяковского района Алтайского края имеет право на финансовое обеспечение в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Третьяковского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Третьяковского района Алтайского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.
Возложить на Администрацию Третьяковского района Алтайского края обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на расстоянии около 1,8 км на юго-восток от дома по <адрес> в <адрес>, вдоль автомобильной дороги № Н-5001 «Староалейское - Новокамышенка - Первокаменка - Семеновка» (на 3-м км автодороги), с ее северной стороны в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Т.А. Костырченко
Мотивированное решение изготовлено 21.12.2023
Судья Т.А. Костырченко