И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
07 июня 2023 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи: Архиповой Е.В.
при секретаре судебного заседания: Убушиевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-269/2023 по иску Дронзикова О.Н. к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, включении отдельных периодов работы в стаж, дающий право на назначение пенсии, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Дронзиков О.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, включении отдельных периодов работы в стаж, дающий право на назначение пенсии, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости. В обоснование заявленных требований истец указал, что <дата> истец, обратился в ГУ-ОПФР по ЯНАО с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ-ОПФР по ЯНАО № истцу было отказано в установлении досрочной пенсии по причине отсутствия требуемого стажа работы на соответствующих видах работ. В требуемый специальный стаж не были включены следующие периоды работы истца: с <дата> по <дата> в должности помощника бурильщика АООТ «Карская нефтегазоразведочная экспедиция», дни без сохранения заработной платы: <дата>, <дата>, <дата>, <дата>-<дата>, <дата>-<дата>. Судебным решением от <дата> период работы с <дата> по <дата> включен в льготный стаж, также включен период с <дата> по <дата> в должности машиниста котельной. В специальный стаж не включены период работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в Салехардском ПОК и ТС, где он работал не оператором, как указано в документах, а машинистом, должность оператора указана ошибочно. В спорный период котельная работала на твердом топливе, условия труда истца о его мнению соответствуют условиям работы по Списку № профессии «машинист (кочегар) котельной (на угле и сланце), в то числе занятые на удалении золы. С учетом применения к подсчету отработанного им льготного стажа в районах Крайнего Севера полуторного размера, полагал, что на момент обращения к ответчику с заявлением, он приобрел право на назначение страховой пенсии по старости. Просил признать незаконным решение ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу №, признать периоды трудовой деятельности истца с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> подлежащим зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии и обязать ответчика включить в страховой стаж указанные периоды работы, возложить на ответчика обязанность при расчете льготного стажа применить повышенный коэффициент (1,5) на периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>: назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с <дата>; взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб. Истцом представлены дополнения к иску, в которых он ссылается на судебную практику по иным спорам.
В судебном заседании истец и его представитель Фиялка Л.И., допущенная к участию в деле по ходатайству истца, на иске настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Колоколова Т.Ф. представила письменные возражения на иск, в которых возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что вопрос о включении спорных периодов уже был предметом рассмотрения суда по иску Дронзикова О.Н., судебным решением ему отказано в назначении пенсии и включении спорного периода работы в льготный стаж. Льготный стаж Дронзикова О.Н. на момент подачи заявления составляет 4 года 10 месяцев 27 дней, что менее требуемого, в связи с чем основания для расчета стажа в полуторном размере и назначения досрочной страховой пенсии отсутствовали. Представитель ответчика Насирова К.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Третье лицо АО «Салехардэнерго», будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимало, представитель ФИО9 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
В судебном заседании в качестве свидетелей были допрошены ФИО10, ФИО11, которые пояснили, что работали на котельной № <адрес> в должности кочегаров, знают истца, так как он тоже работал на этой котельной кочегаром, носил уголь.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидтелей, изучив материалы дела, материалы выплатного дела истца, приходит к следующим выводам.
В Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Вопросы назначения страховой пенсии по старости регулируются нормами Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока (6 лет 3 месяца) и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018 (60 лет для мужчин), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 -10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ).
Таким образом, право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (с применением части 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ) возникает у мужчин, имеющих общий страховой стаж не менее 25 лет, стаж: в Районах Крайнего Севера не менее 15 лет и стаж: с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев, по достижению возраста 50 лет.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и пояснениями сторон, что 19.11.2021 года истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Закон № 400-ФЗ).
Решением ответчика № истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, в льготный стаж не были включены следующие периоды работы: с 03.09.1991 по 12.02.1992 в должности помощника бурильщика АООТ «Краский нефтегазоразведочной экспедиции; с 06.03.1995 по 15.12.1997 в должности оператора котельной, машиниста котельной на предприятии объединения котельных и тепловых сетей.
Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд с исковым заявлением к ГУ-Отделение Пенсионного фонда по Ямало-Ненецкому автономному округу о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы: с <дата> по <дата> в должности помощника бурильщика АООТ «Краский нефтегазоразведочной экспедиции; с 06.03.1995 по 15.12.1997 в должности оператора котельной, машиниста котельной на предприятии объединение котельных и тепловых сетей; возложении на ГУ-Отделение Пенсионного фонда по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения <дата>.
Вступившим в законную силу решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от <дата> по делу – исковые требования Дронзикова О.Н. удовлетворены частично, судом постановлено: исковые требования Дронзикова О.Н. к ГУ-Отделение Пенсионного фонда по Ямало-Ненецкому автономному округу о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить частично. Обязать ГУ-Отделение Пенсионного фонда по Ямало-Ненецкому автономному округу включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды работы Дронзикова О.Н.: с 01.11.1991 года по 12.02.1992 в должности помощника бурильщика АООТ «Карская нефтегазовая экспедиция». В удовлетворении остальной части иска отказано.
Истец обратился в суд с настоящим иском, в котором также заявил требование о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии периодов работы в <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> на котельной № Салехардского ПОК и ТС.
Определением судьи Салехардского городского суда от <дата> ФИО3 отказано в принятии искового заявления в части следующих исковых требований: о признании незаконным решения ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу № об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы ФИО3 с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии и возложении на ответчика обязанности назначить ФИО3 досрочную трудовую пенсию по старости с <дата>.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по гражданским делам суда ЯНАО от <дата> определение судьи Салехардского городского суда от <дата> отменено.
Как следует из обжалуемого решения № и письменных возражений ответчика на иск, ФИО3 при подсчете льготного стажа дающего право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы истца с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в должности оператора котельной 3 разряда учтены ответчиком, как работа в условиях РКС и не учтены, как льготный стаж по Списку №.
Согласно п.5 Постановления Минтруда РФ от <дата> N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от <дата> N 5) Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени. В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Согласно п.7 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.
Согласно п.9 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками. Например, разделом XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 предусмотрена профессия "Аккумуляторщики". Право на пенсию в связи с особыми условиями труда в этом случае имеют также старшие аккумуляторщики и помощники аккумуляторщиков.
Списком №2 Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными, тяжелыми условиями труда, занятость которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабмина ФИО4 № от <дата> предусмотрена профессия Машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы.
Общая продолжительность трудовой деятельности ФИО3, учтенная пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ (п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") с учетом решения Салехардского городского суда от <дата> составила 4 года 10 месяцев 27 дней.
Как следует из копии трудовой книжки ФИО3, <дата> он был принят на работу в Салехардское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей (ПОК и ТС) на должность оператора котельной 3 разряда <дата> (приказ о приеме №-к от <дата>); приказом №-к от <дата> истец переведен машинистом котельной 3 разряда с <дата>; приказом №-к от <дата> истец переведен оператором котельной 3 разряда с <дата>; <дата> ФИО3 был уволен по собственному желанию на основании приказа №-к от <дата>.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от <дата> N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "б" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поэтому право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Как следует из разъяснений в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Исходя из Списка N 2, утвержденного Постановлением СМ СССР от 22.08.1956 года N 1173, льготное пенсионное обеспечение предоставлялось машинистам (кочегарам) котлов и их помощникам, старшим машинистам (кочегарам) котельных.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 27.11.1984 года N 342/22-123 раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (выпуск 1), утвержденного Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 14.01.1969 года N 24, был дополнен профессиями "Оператор котельной" и "Оператор теплового пункта", а также внесены изменения в тарифно-квалификационную характеристику профессии "Машинист (кочегар) котельной".
Усматривается, что с принятием данного Постановления рабочим, занятым во всех отраслях народного хозяйства на обслуживании или обеспечении бесперебойной работы водогрейных и паровых котлов, работающих на жидком и газообразном топливе или электронагреве, должны быть установлены новые наименования профессий в соответствии с характером выполняемых ими работ и видом применяемого топлива.
В соответствии с п.3 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.11.1984 N 342/22-123 "О внесении дополнений и изменений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1, раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" указано сохранить за рабочими, которым будет установлено наименование профессии "Оператор котельной" или "Оператор теплового пункта", выработанный ими стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, в профессии "Машинист (кочегар) котельной" на момент принятия данного Постановления; оплату труда по повышенным тарифным ставкам в размерах, предусмотренных для машинистов (кочегаров) котельной, если они им предоставлялись в соответствии с законодательством до принятия настоящего Постановления; право на дополнительный отпуск в связи с вредными и тяжелыми условиями труда на период работы на данном предприятии и в данной профессии.
Операторам котельной и операторам теплового пункта, поступившим на работу после принятия настоящего Постановления, льготы по пенсионному обеспечению и дополнительный отпуск по условиям труда не предоставляются.
Согласно копии приказа №-к от <дата> истец был переведен с должности машинист котельной 3-го разряда на должность оператора котельной 3 разряда с повременной оплатой труда на основании личного заявления ФИО3
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, представленной АО «Салехардэнерго», льготными условиями труда указан стаж работы Дронзикова О.Н. с <дата> по <дата> (дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, в соответствии с позицией 23200000-13786 раздела XXXIII «Общие профессии» «Списка № Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными, тяжелыми условиями труда, занятость которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях» Утвержденного постановлением Кабмина ФИО4 № от <дата>). Спорный период работы истца: с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в должности оператора котельной 3 разряда льготными условиями работодателем не подтвержден.
С учетом указанных обстоятельств, принимая во внимание, что стороной истца не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о его постоянной и непосредственной занятости в течение полного рабочего дня на работах, предусмотренных разделом XXXIII «Общие профессии» «Списка № Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными, тяжелыми условиями труда, занятость которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях» Утвержденного постановлением Кабмина СССР №10 от 26.1.1991, льготный характер работ истца в спорный период работодателем не подтвержден, суд приходит к выводу, что оснований для включения данных периодов в льготный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списком №2 – отсутствует. Указанные периоды учтены ответчиком при подсчете льготного стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости по п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Показания свидетелей в данном случае суд не может принять за надлежащие, достоверные и достаточные доказательства при рассмотрении данного вопроса, поскольку только свидетельскими показаниями льготный стаж подтвержден быть не может, при этом свидетели не смогли подтвердить, что они постоянно на протяжении всего периода работы истца наблюдали его трудовую деятельность.
Доводы стороны истца о тождественности выполняемых им функций, условий и характера его труда, характеру и условиям, дающим право на пенсионные льготы в соответствии с пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, в том числе и о виде топлива на котельной №13, суд не может принять во внимание, поскольку данные доводы не подтверждены соответствующими и надлежащими доказательствами, наименование профессии истица в спорные периоды работы было предусмотрено нормативными правовыми актами, а характер выполнявшейся им работы после принятия Постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 27.11.1984 г. N 342/22-123 не дает ему права на пенсионные льготы.
Данный вывод соответствует правовой позиции, содержащейся в решении Верховного Суда РФ от 07.02.2007 года N ГКПИ06-1432 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим п. 3 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27.11.1984 года N 342/22-123 "О внесении дополнений и изменений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий, выпуск 1, раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства". Настоящим решением Верховный Суд РФ указал, что Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, предусматривает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда (статья 27).
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 был утвержден новый Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Этот Список N 2, введенный в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 года, включает профессию "Машинист (кочегар) котельной (на угле и сланце)", а такие профессии, как "Оператор котельной" и "Оператор теплового пункта", в нем отсутствуют.
Положения пункта 3 Постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 27 ноября 1984 г. позволяют сохранить ранее выработанный льготный стаж "Машиниста (кочегара) котельной" лицам, трудовые обязанности которых фактически заключались в исполнении обязанностей операторов котельной или операторов теплового пункта до 27 ноября 1984 года (даты принятия настоящего Постановления), и не могут рассматриваться как нарушающие права работников на досрочное назначение трудовой пенсии.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 2920-О, от 24 апреля 2018 года N 948-О).
Из части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
В силу пункта 19 Правил N 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Принимая во внимание, что на момент подачи заявления 19.11.2021 стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии составлял менее предусмотренного п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", оснований для назначения истцу пенсии по данному основанию у ответчика не имелось. Отсутствует требуемый стаж и на момент рассмотрения дела.
В силу части 1 статьи 33 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Аналогичные положения содержались, соответственно, в статье 7, подпункте 2 пункте 1 статьи 27, пункте 2 статьи 27, пункте 2 статьи 28.1 Закона о трудовых пенсиях.
Порядок суммирования северного и специального стажа урегулирован в Постановлении Правительства РФ от 14.07.2014 N 65, согласно которому установлено, что приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ (пункт 1 Порядка).
В случае если стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выработан в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, такой стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях (пункт 2 Порядка).
С учетом приведенных положений действующего пенсионного законодательства, и принимая во внимание, что истец на момент обращения с заявлением о досрочном назначении пенсии имел требуемый стаж работы в районах Крайнего Севера (более 15 лет), однако, требуемый п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ размер стажа у него отсутствовал, у ответчика, вопреки доводам истца, не имелось правовых оснований для назначения истцу страховой пенсии как по основанию, предусмотренному п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, так и по пункту 6 части 1 статьи 32 данного Федерального закона, доводы стороны истца основаны на неправильном применении установленных законом правил суммированию специального и северного стажа.
Принимая во внимание все установленные обстоятельства, оценив все представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, в силу чего требования о взыскании с ответчика судебных расходов также не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, принимая во внимание что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в сумме 300 рублей, уплаченная истцом при подаче иска, подлежит возврату из бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░– ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░