Решение по делу № 8Г-1426/2019 [88-1267/2019] от 22.10.2019

I инстанция    – Сухова О.И.

II инстанция    – Брюквина С.В., Кузьмина О.Ю. (докладчик), Манькова Е.Н.

Дело № 8Г-1426/2019 [88-1267/2019]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 декабря 2019 года    город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Захаровой С.В.,

судей Бекловой Ж.В., Курчевской С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Пошехонского района в интересах Смирнова Т.А. к Администрации Пошехонского муниципального района, Администрации городского поселения Пошехонье, Правительству Ярославской области, Департаменту финансов Ярославской области, Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, Управлению социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района об оспаривании решения об отказе в предоставлении социальной помощи (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-4/2019)

по кассационной жалобе Смирнова Т.А. на решение Пошехонского городского суда Ярославской области
от 22 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 25 апреля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Бекловой Ж.В., объяснения представителя истца адвоката Фроловой Н.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рупиной В.В., о наличии оснований для отмены судебных постановлений,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Пошехонского района Ярославской области в интересах Смирновой Т.А. обратился в суд с иском к Администрации Пошехонского муниципального района и, с учетом изменения требований, просил признать незаконным решение комиссии по оказанию социальной помощи нуждающимся жителям Пошехонского района при администрации Пошехонского муниципального района и обязать комиссию заново рассмотреть вопрос об оказании Смирновой Т.А. социальной помощи согласно её заявлению от ДД.ММ.ГГГГ года.

В ходе рассмотрения дела Смирнова Т.А. предъявила иск к Администрации Пошехонского муниципального района, Администрации городского поселения Пошехонье, Правительству Ярославской области, Департаменту финансов Ярославской области, Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, Управлению социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении социальной помощи, взыскании за счет средств резервного фонда Правительства Ярославской области единовременной материальной помощи в размере 500 000 рублей; судебных расходов в размере 8 900 рублей.

Требования мотивированы тем, что Смирнова Т.А. по договору социального найма является нанимателем жилого помещения - <адрес>.

В доме ДД.ММ.ГГГГ года произошел пожар, в результате которого её квартира полностью уничтожена огнем. Заключением межведомственной комиссии жилой дом, где проживала Смирнова Т.А., признан аварийным и подлежащим сносу. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года она обращалась за получением информации о её дальнейших действиях в связи с утратой жилья в результате пожара.

Письменное заявление на оказание социальной помощи на возмещение ущерба в связи с полной утратой жилого помещения и имущества она подала ДД.ММ.ГГГГ года. Решением комиссии Управления социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района по оказанию социальной помощи от ДД.ММ.ГГГГ года в выплате материальной помощи ей отказано в связи с пропуском срока, с чем она не согласна.

Ответчики иск не признали.

Решением Пошехонского городского суда Ярославской области
от 22 января 2019 года в удовлетворении иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 25 апреля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Смирновой Т.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных, указывая на нарушение норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Отказ в предоставлении социальной помощи в силу статьи 100 Социального кодекса Ярославской области не возможен в связи с пропуском срока на обращение.

В порядке, предусмотренном частью 1 статьи 377 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба подана через Пошехонский городской суд Ярославской области 14 октября 2019 года и поступила вместе с делом во Второй кассационный суд общей юрисдикции 22 октября 2019 года.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Бекловой Ж.В. от 29 октября 2019 года кассационная жалоба Смирновой Т.А. принята к производству суда и передана с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В заседании судебной коллегии кассационного суда представитель Смирновой Т.А. - адвокат Фролова Н.В. поддержала доводы кассационной жалобы, прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рупина В.В. указала на наличие оснований для отмены судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания для отмены апелляционного определения в кассационном порядке.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Смирнова Т.А. является нанимателем жилого помещения - <адрес>. На данной жилой площади Смирнова Т.А. была зарегистрирована по месту жительства, но фактически не проживала. С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время Смирнова Т.А. живет в общежитии ГПОУ ЯО Ярославский колледж управления и профессиональных технологий по адресу: <адрес>, регистрации по месту пребывания не имеет. Иного жилого помещения у Смирновой Т.А. не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес> произошел пожар, в результате которого квартира Смирновой ТА. была полностью уничтожена огнем, что сторонами по делу не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ года межведомственная комиссия городского поселения <адрес> обследовала жилой дом, пострадавший в результате пожара. По результатам обследования составлен акт , согласно которому большая часть двухэтажного бревенчатого жилого дома уничтожена огнем, кровля дома обрушена, пристройка дома, коридоры первого и второго этажей, помещения кухни, <адрес> выгорели полностью, остальные квартиры имеют термические повреждения по всей площади, во всех квартирах повреждено имущество. Комиссией признано нецелесообразным проведение каких- либо восстановительных работ. По заключению комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года все жилые помещения признаны непригодными для проживания, жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением главы администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года № <адрес> указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу в течение 5 лет.

Таким образом, Смирнова Т.А. имеет право на получение социальной помощи в соответствии с Законом Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области», Порядком оказания социальной помощи, утвержденного департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30 января 2009 года № 2 и Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 27 марта 2008 года № 362-п, как лицо, лишившееся единственного жилья и утратившее имущество в результате стихийного бедствия – пожара.

ДД.ММ.ГГГГ года Смирнова Т.А. обратилась в Управление социальной защиты населения и труда Пошехонского муниципального района с письменным заявлением об оказании социальной помощи на возмещение ущерба в связи с утратой жилого помещения и находящегося в нем имущества в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ года. Поскольку со дня наступления чрезвычайной ситуации к моменту обращения Смирновой Т.А. с заявлением прошло больше 12 месяцев, решением Управления социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ года в оказании социальной помощи на возмещение ущерба было отказано со ссылкой на положения пункта 3 Порядка.

Порядок расходования средств резервного фонда Правительства Ярославской области установлен Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 23 июля 2008 года № 362-п (далее Положение).

Пунктом 3 Положения установлено, что средства резервного фонда могут расходоваться, в том числе на финансирование единовременной материальной помощи гражданам Ярославской области, лишившимся единственного жилья в результате стихийного бедствия, другой чрезвычайной ситуации в размере до 500 000 рублей.

В соответствии с пунктом 6 Положения в случае возникновения чрезвычайной ситуации главы муниципальных образований области в течение месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обратиться в Правительство области с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда. При этом необходимо представить следующие документы: заявление гражданина или его законного представителя в письменной форме; копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина; справку о доходах с места работы или из пенсионного фонда либо иные документы, восполняющие недостающие сведения о необходимости предоставления материальной помощи, в случаях, установленных законодательством; документы, подтверждающие сложную жизненную ситуацию гражданина, в том числе: справка, выданная уполномоченным органом, подтверждающая факт чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение и др.) и ущерб, нанесенный указанным бедствием гражданину; платежные документы, подтверждающие расходы гражданина на преодоление сложной жизненной ситуации.Согласно пункту 8 Положения в случаях выделения средств резервного фонда муниципальным образованиям Ярославской области (в том числе для организаций и физических лиц) департамент финансов Ярославской области осуществляет перечисление средств резервного фонда органам местного самоуправления на счета финансовых органов муниципальных районов (городских округов) Ярославской области.

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря текущего финансового года.

Средства резервного фонда, не использованные в текущем финансовом году получателями бюджетных средств, бюджетными и автономными учреждениями, некоммерческими организациями, подлежат возврату в соответствующий бюджет в установленном порядке и установленные сроки.

По смыслу приведенных нормативных положений в их взаимосвязи право на получение из резервного фонда Правительства Ярославской области единовременной материальной помощи возникает у гражданина, лишившегося жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утратившего единственное жилое помещение. Обязательным условием реализации этого права является обращение такого гражданина в орган муниципального образования. Реализация гражданином права на получение единовременной материальной помощи носит заявительный характер.

Именно на основании заявления граждан, лишившихся единственного жилья вследствие чрезвычайной ситуации, при условии предоставления ими всех необходимых документов органом муниципального образования, на территории которого проживают такие граждане, составляются списки пострадавших граждан Ярославской области, имеющих право на получение единовременной материальной помощи. На основании этих списков департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области готовит проект постановления Правительства области о выделении средств из резервного фонда для оказания единовременной материальной помощи гражданам Ярославской области, который проходит согласование с департаментом финансов Ярославской области и финансовым управлением Правительства области. При выделении денежных средств для оказания единовременной материальной помощи гражданам эти средства перечисляются Пошехонскому муниципальному району, который в установленные сроки представляет в департамент финансов Ярославской области отчет об израсходованных денежных средствах из резервного фонда по целевому назначению.

Из материалов дела видно, что в <адрес> на момент пожара было 12 квартир, их них 4 квартиры находились в муниципальной собственности городского поселения <адрес> ( квартир были в собственности граждан. На момент пожара в доме фактически постоянно проживали 7 семей. Собственникам и нанимателям 8 квартир, обратившимся в администрацию городского поселения <адрес> за помощью, из резервного фонда поселения оказана адресная материальная помощь в размере 10 000 рублей на квартиру (л.д. 213), 8 гражданам (владельцам 5 квартир) из резервного фонда Правительства области оказана единовременная материальная помощь, при этом суммы выплаты у каждого разные, от 182 532 рублей до 456 688 рублей.

Смирнова Т.А. в списки пострадавших граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, включена не была, поскольку после пожара ДД.ММ.ГГГГ года с заявлением о выдаче помощи, как лишившейся единственного жилья в администрацию городского поселения Пошехонье не обращалась, обязательный заявительный порядок реализации права на получение из резервного фонда единовременной материальной помощи ею соблюден не был.

С учетом приведенных выше норм материального права при несоблюдении Смирновой Т.А. заявительного порядка в качестве обязательного условия для реализации гражданином права на получение единовременной материальной помощи, установленный действующим правовым регулированием порядок, требование истца о взыскании за счет средств резервного фонда Правительства Ярославской области единовременной материальной помощи в размере 500 000 рублей не может быть удовлетворено. Именно в рамках установленного механизма в обязательном порядке должна осуществляться реализация права
Смирновой Т.А. на получение единовременной материальной помощи.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Смирнова Т.А. в списки пострадавших граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, включена не была, поскольку после пожара с заявлением о выдаче помощи, как лишившейся единственного жилья в результате пожара, в администрацию городского поселения Пошехонье не обращалась, обязательный заявительный порядок реализации права на получение из резервного фонда единовременной материальной помощи ею соблюден не был.

С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что доводы апелляционного представления прокурора и апелляционной жалобы Смирновой Т.А. о том, что нормы Социального кодекса Ярославской области и иных подзаконных актов не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении социальной помощи обращение гражданина за пределами установленного срока, отклонены как необоснованные.

Судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции считает, что указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.

В соответствии с Законом Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» разработан Порядок оказания социальной помощи (далее - Порядок), который определяет механизм оказания социальной помощи, утвержденный приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30 января 2009 года №2 (в редакции приказа № 01-18 от
15 января 2018 года).

Пунктом 3.4 Порядка установлено, что социальная помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, оказывается:

- на первоочередные нужды в случае полной утраты имущества в размере одного прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения, на каждого из лиц, проживающих по одному адресу (имеющих один лицевой счет);

- на частичное возмещение вреда здоровью лицу, здоровью которого причинен вред в результате чрезвычайной ситуации или ее ликвидации в 2-кратном размере прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения;

- на возмещение ущерба в связи с полной утратой имущества - в 2-кратном размере прожиточного минимума, установленного на душу населения, на каждого из лиц, являющихся собственниками жилого помещения и (или) зарегистрированных по данному адресу;

- на частичное возмещение ущерба, причиненного имуществу в результате чрезвычайной ситуации или ее ликвидации, в 2-кратном размере прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения, нанимателю жилого помещения или собственникам пропорционально доле собственности.

Согласно пункту 3.12 Порядка для оказания социальной помощи на возмещение ущерба имуществу лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, обращаются в орган социальной защиты населения с заявлением. К заявлению прилагаются: документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации; копия процессуального решения, вынесенного должностными лицами органов пожарного надзора государственной противопожарной службы по результатам предварительной проверки сообщения о преступлении, связанном с пожаром. Социальная помощь на возмещение вреда здоровью и (или) возмещение ущерба имуществу оказывается лицам, обратившимся в орган социальной защиты населения в течение 12 месяцев со дня наступления чрезвычайной ситуации.

В силу пункта 1.8 Порядка основаниями для отказа в оказании социальной помощи являются: обращение с заявлением лица, не относящегося к категориям заявителей, указанных в пункте 1.3 раздела 1 Порядка; отсутствие у заявителя документов или одного из документов, предусмотренных пунктом 2.1 раздела 2, пунктами 3.1, 3.10, 3.11 и 3.12 раздела 3, пунктом 4.1 раздела 4, пунктом 5.3 раздела 5 Порядка; заявителем представлены документы, содержащие неполные и (или) недостоверные сведения, выполненные карандашом и (или) имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также не соответствующие следующим требованиям: фамилия, имя и отчество заявителя, адрес места жительства написаны не полностью, не заполнены все необходимые реквизиты, документы имеют повреждения, наличие которых позволяет неоднозначно истолковать их содержание; заявителем представлены документы после истечении сроков, установленных пунктами 3.2, 3.10 раздела 3, пунктом 4.5 раздела 4 Порядка.

Таким образом, основания отказа в оказании социальной помощи, предусмотренные в пункте 1.8 Порядка, не предусматривают истечение срока на обращение, предусмотренного пунктом 3.12 Порядка. Судом первой инстанции допущено неверное применение норм материального права.

Нарушения, допущенные при постановлении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены, это нарушение норм материального права является существенным и непреодолимым и может быть исправлено только посредством отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 25 апреля 2019 года.

Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции считает нужным направить дело в вышеуказанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 25 апреля 2019 года отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в Ярославский областной суд.

Председательствующий

Судьи

8Г-1426/2019 [88-1267/2019]

Категория:
Гражданские
Статус:
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение
Истцы
Первый отдел (апелляционно-кассационному) с дислокацией в городе Москве управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры РФ
Прокуратура Пошехонского района Ярославской области
Смирнова Татьяна Александровна
Ответчики
Управление социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района
администрация городского поселения Пошехонье Ярославской области
Администрация Пошехонского муниципального района
Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области
Правительство Ярославской области
Департамент финансов Ярославской области
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Беклова Жанна Викторовна
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
17.12.2019Судебное заседание
23.12.2019Судебное заседание
23.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее