Решение по делу № 2а-5726/2019 от 16.09.2019

54RS0010-01-2019-005731-86

№ 2а-5726/2019

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

22 октября 2019 года

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

судьи С.Л.Малахова,

при секретаре Е.А. Кириченко

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Овсянниковой ххх о признании незаконным отказа Министерства строительства Новосибирской области во включении истца в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства и чьи права нарушены,

у с т а н о в и л:

Овсянникова В.В. обратилась в суд с административным иском, просит признать Приказ № 489 от 20.08.2019 года в части отказа истцу во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства и чьи права нарушены, незаконным, возложить на административного ответчика обязанность включить истца в указанный Реестр, в связи с наличием оснований для включения истца в указанный Реестр и отказом Минстроя НСО.

Административный истец Овсянникова В.В. в судебное заседание не явилась, извещена.

Представитель административного ответчика Минстроя НСО в судебное заседание не явился, извещен, причины неявки суду не сообщил.

Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, в соответствии с которым неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, при этом исходит из следующего.

Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном указанным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

Административный истец обратилась в суд с данным иском, в обоснование которого указывает, что 04.02.2014 года между ООО «Стройсервис» (Цедент) и Овсянниковой В.В. (Цессионарий), заключен договор об уступке права требования к ООО «СтройЦентр» частичной оплаты выполненных работ по договору поставки № 4512/06/13 от 17.06.2013 на сумму 1229 140 рублей.

В ту же дату между ООО «СтройЦентр» (Участник) и Овсянниковой В.В. (Правопреемник) был заключен предварительный договор № 130 Тул, по условиям которого, стороны обязуются заключить основное соглашение в срок до 31.08.2014 года о передаче правомочий по договору о долевом участии в отношении строящегося объекта – квартиры ххх в МКД № 82 стр. по ул. Тульская в г. Новосибирске, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 54:35:052345:1046. Цена договора составила 1 229 140 рублей, которые уплачены Овсянниковой В.В. в кассу ООО «Стройсервис» в полном объеме в оплату по договору цессии.

В дальнейшем, Постановлением Арбитражного суда Новосибирской области, ООО «СтройЦентр» признано несостоятельным (банкротом) по правилам параграфа 7 главы IХ ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в связи с чем, административный истец обратилась в Минстрой НСО с требованием о включении его в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства и чьи права нарушены, однако приказом № 489 от 20.08.2019 года административному истцу отказано во включении в указанный реестр, в связи с непредставлением договора долевого участия и доказательств оплаты по нему.

Удовлетворяя заявленные административные требования, суд исходит из следующего.

Судебным разбирательством установлено, что ООО «Баутехник-Т» являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером 54:35:052345:53 на основании договора от 24.04.2012 № 108742 и имело разрешение на строительство МКД от 19.09.2007.

29.03.2012 между ООО «Баутехник-Т» (Заказчик) и ООО «СтройЦентр» (подрядчик) заключен договор подряда, по условиям которого подрядчик обязался построить МКД№ 80, 82 стр. на земельном участке с кадастровым номером 54:35:052345:53 (54:35:052345:1046).

Впоследствии, договор подряда расторгнут в одностороннем порядке уведомлением ООО «Баутехник-Т» от 01.07.2016 об отказе от исполнения договора на основании пункта 23.3 договора и статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ.

При этом, в период действия договора подряда, как указано выше, 04.02.2014 между ООО «СтройЦентр» и административным истцом был заключен предварительный договор № 130 Тул о передаче правомочий по ДДУ, согласно которому, объектом долевого строительства указана квартира № ххх, стоимостью 1 229 140 рублей в доме 82 стр. по ул. Тульская в г. Новосибирске.

Право требования указанной квартиры перешло к административному истцу на основании Договора об уступке права требования от 04.02.2014, заключенного между ним и ООО «Стойсервис», вытекающего из договора поставки № 4512/06/13 от 17.06.2013.

Цена договора в размере 1 229 140 рублей, административным истцом оплачена в полном объеме предыдущему кредитору - ООО «Стройсервис», указанное обстоятельство не оспаривалось сторонами договоров, доказательств иного материалы дела не содержат.

Таким образом, оплата административным истцом предварительного договора от 04.02.2014 № 130Тул по требованию должника – ООО «СтройЦентр» произведена в пользу ООО «Стройсервис».

Указанные договоры сторонами не оспорены, в судебном порядке недействительными не признаны.

Постановлением Седьмого Арбитражного Апелляционного Суда г. Томска по делу № А45-27225/2016, ООО «СтройЦентр» признано банкротом, к нему применены правила параграфа 7 главы IХ ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Указанным Постановлением, помимо прочего, установлено, что для строительства объекта ООО «Баутехник-Т» 29.03.2012 заключило договор генерального подряда с ООО «СтройЦентр». В соответствии с условиями договора генерального подряда ООО «СтройЦентр», в качестве генерального подрядчика, принял на себя обязательство завершить строительство объекта -жилого дома расположенного по адресу: г. Новосибирск, Кировский район, ул. Тульская 82 стр., на земельном участке с кадастровым номером 54:35:052345:1046.

По договору от 04.02.2014 № 130 Тул стороны обязуются заключить основное соглашение в срок до 31.08.2014 о передаче правомочий по ДДУ № 130 Тул, однако, сведений о заключении основного Договора в материалах дела не имеется.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 27.05.2019 по делу № А45-27225/2016, административный истец включен в реестр кредиторов ООО «СтройЦентр» с требованием о передаче квартиры № хх в доме № 82 по ул. Тульская в г. Новосибирске.

Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в части 4 статьи 23 определено, что уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.

В соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 декабря 2013 года, указал, что при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств и (или) иного имущества в целях строительства многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», в том числе меры ответственности, им предусмотренные.

16.08.2019 административный истец обратился в Министерство строительства НСО с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Согласно Уведомлению Министерства строительства НСО от 28.08.2019 № 7695/45, Приказом № 489 от 20.08.2019 года, административному истцу отказано во включении в указанный Реестр, по основанию, предусмотренному подпунктом 5 пункта 10 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а именно - непредставление или представление в неполном объеме документов, предусмотренных пунктом 6 Правил, а именно: отсутствие заключенного между сторонами договора участия в долевом строительстве.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Согласно частям 4 и 7 статьи 23 названного Федерального закона уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Так, согласно Правилам, утвержденным Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", формирование и ведение реестра пострадавших граждан в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется (осуществлялось) строительство проблемного объекта (далее - контролирующий орган).

В силу абзаца 1 пункта 2 Критериев, критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, в том числе, является неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за исключением следующих объектов строительства:

а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;

б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;

в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;

г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;

д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.

Исходя из пункта 6 части III Порядка принятия решения о включении пострадавшего гражданина в реестр, гражданином к заявлению прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность;

2) копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);

3) копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);

4) копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика.

Пунктом 10 Правил установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении граждан в реестр.

Так, подпунктом 5 пункта 10 указанных Правил предусмотрено в качестве основания для отказа во включении в реестр - непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 Правил.

Предоставление административным истцом при подаче заявления в Минстрой НСО, в том числе, копии предварительного договора, договора цессии и квитанции об оплате по договору цессии, административным ответчиком не оспаривалось.

Основной договор не был заключен сторонами не по вине административного истца, квартира не передана, доказательств иного материалы дела не содержат.

Таким образом, на основании вышеизложенного, у Министерства строительства Новосибирской области отсутствовали основания для отказа административному истцу во включении в реестр по основаниям, предусмотренным подпунктом 5 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан.

Иных оснований для отказа во включении в Реестр, материалы дела не содержат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Овсянниковой ххх – удовлетворить.

Признать Приказ № 489 от 20.08.2019 Министерства строительства Новосибирской области, в части отказа Овсянниковой ххх во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства и чьи права нарушены, незаконным и подлежащим отмене.

Возложить на Министерство строительства Новосибирской области обязанность включить Овсянникову ххх в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства и чьи права нарушены.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 01 ноября 2019 года

Судья С.Л.Малахов

2а-5726/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Овсянникова Валентина Васильевна
Ответчики
Министерство строительства Новосибирской области
Суд
Центральный районный суд г. Новосибирск
Судья
Малахов Сергей Леонидович
Дело на сайте суда
centralny.nsk.sudrf.ru
16.09.2019Регистрация административного искового заявления
17.09.2019Передача материалов судье
18.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2019Судебное заседание
01.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2019Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее