Решение по делу № 33-4526/2024 от 29.03.2024

УИД 91RS0009-01-2023-002081-43

Дело в суде первой инстанции № 2-1659/2023 судья Каменькова И.А.

Дело в суде апелляционной инстанции № 33-4526/2024

Резолютивная часть апелляционного определения оглашена 22.05.2024

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 29.05.2024

Апелляционное определение

22 мая 2024 года                         г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лозового С.В.,

судей Белинчук Т.Г., Хмарук Н.С.,

при секретаре судебного заседания Павловой Е.А.,

с участием прокурора Ислямовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лозового С.В.

гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Евпатории Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 18 с крымскотатарским языком обучения города Евпатории Республики Крым», администрации города Евпатории Республики Крым, Управлению образования администрации города Евпатории Республики Крым» о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе администрации города Евпатории Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 ноября 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора города Евпатории Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 18 с крымскотатарским языком обучения города Евпатории Республики Крым», администрации города Евпатории Республики Крым, Управлению образования администрации города Евпатории Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым, об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.

Обязать администрацию города Евпатории Республики Крым в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, выделить денежные средства Управлению образования администрации города Евпатории Республики Крым на осуществление расходов по закупке технических средств для оснащения кабинета иностранного языка Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 18 с крымскотатарским языком обучения города Евпатории Республики Крым» в соответствии с приказом Минпросвещения России от 06 сентября 2022 года № 804, а именно: программного обеспечения для лингафонного кабинета с возможностью организации сетевого взаимодействия и контроля рабочих мест учащихся учителем и обучения иностранным языкам, в количестве 1 штука; наушников с микрофоном, в количестве 14 штук; динамиков для громкого воспроизведения, в количестве 25 штук; планшетного компьютера (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации), в количестве 25 штук.

Обязать Управление образования администрации города Евпатории Республики Крым, в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу распределить указанные денежные средства Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 18 с крымскотатарским языком обучения города Евпатории Республики Крым» для приобретения технических средств для оснащения кабинета иностранного языка в соответствии с приказом Минпросвещения России от 06 сентября 2022 года № 804, а именно: программного обеспечения для лингафонного кабинета с возможностью организации сетевого взаимодействия и контроля рабочих мест учащихся учителем и обучения иностранным языкам, в количестве 1 штука; наушников с микрофоном, в количестве 14 штук; динамиков для громкого воспроизведения, в количестве 25 штук; планшетного компьютера (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации), в количестве 25 штук.

Обязать МБОУ «Средняя школа № 18 с крымскотатарским языком обучения города Евпатории Республики Крым» в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу приобрести и оборудовать кабинет иностранного языка техническими средствами, в соответствии с приказом Минпросвещения России от 06 сентября 2022 года № 804, а именно: программным обеспечением для лингафонного кабинета с возможностью организации сетевого взаимодействия и контроля рабочих мест учащихся учителем и обучения иностранным языкам, в количестве 1 штука; наушники с микрофоном, в количестве 14 штук; динамики для громкого воспроизведения, в количестве 25 штук; планшетные компьютеры (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации), в количестве 25 штук»,

установила:

заместитель прокурора города Евпатории Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «СШ № 18», администрации города Евпатории Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия.

Определением суда от 23 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Управление образования администрации города Евпатории Республики Крым и Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым.

Определением суда от 17 октября 2023 года, занесенным в протокол судебного заседания, процессуальный статус Управления образования администрации города Евпатории Республики Крым, с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, изменен на ответчика по делу.

Изменив в ходе рассмотрения дела заявленные требования, прокурор просил обязать администрации города Евпатории Республики Крым в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование, то есть выделить денежные средства Управлению образования администрации города Евпатории Республики Крым на осуществление расходов по закупке технических средств для оснащения кабинета иностранного языка МБОУ «СШ № 18» в соответствии с приказом Минпросвещения России от 06 сентября 2022 года № 804; обязать Управление образования администрации города Евпатории Республики Крым в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу распределить указанные денежные средства МБОУ «СШ № 18» для приобретения технических средств для оснащения кабинета иностранного языка в соответствии с приказом Минпросвещения России от 06 сентября 2022 года № 804; обязать МБОУ «СШ № 18» в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу приобрести и оборудовать кабинет иностранного языка техническими средствами, в соответствии с приказом Минпросвещения России от 06 сентября 2022 года № 804, а именно: программного обеспечения для лингафонного кабинета с возможностью организации сетевого взаимодействия и контроля рабочих мест учащихся учителем и обучения иностранным языкам (1 шт.); наушников с микрофоном (14 шт.); динамиков для громкого воспроизведения (25 шт.); планшетного компьютера (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации) (25 шт.).

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представители ответчиков возражали против удовлетворения заявленных истцом требований.

Представители третьих лиц Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Не согласившись с решением суда, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять новое решение.

По мнению апеллянта, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска к Администрации, поскольку не принял во внимание, что возможность выделить денежные средства для приобретения лингафонного кабинета у Администрации отсутствует ввиду недостаточного финансирования. По мнению апеллянта, возложение такой обязанности возможно только после поступления финансирования из Министерства образования.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ другие лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.

Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (ч. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции не в полной мере соответствует вышеизложенным требованиям.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что проведенной проверкой выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области соблюдения требований законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование».

21 июня 2023 года заместителем прокурора города Евпатории директору МБОУ «СШ № 18» направлено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства, выявленных при проведении проверки соблюдения требований законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование» в деятельности МБОУ «СШ № 18».

Согласно полученному ответу МБОУ «СШ № 18» одним из результатов рассмотрения представления прокурора явилось привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица – заместителя директора по УВР Иззитовой В.Ш.

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804 утвержден перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания (далее - Перечень).

Подраздел 9 указанного перечня содержит список необходимого оборудования, которое должно быть размещено в кабинете иностранного языка: основное оборудование - программное обеспечение для лингафонного кабинета с возможностью организации сетевого взаимодействия и контроля рабочих мест учащихся учителем и обучения иностранным языкам (2.9.1), наушники с микрофоном (2.9.2), динамики для громкого воспроизведения ( 2.9.3), дополнительное вариативное оборудование - планшетный компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации) (2.9.4); модели объемные, плоские (аппликации): основное оборудование - Модель-аппликация демонстрационная по иностранному языку для начальных классов (2.9.5); демонстрационные учебно-наглядные пособия: основное оборудование - комплект портретов иностранных писателей (2.9.6), раздаточные учебные материалы по иностранному языку (2.9.7), комплект словарей по иностранному языку (2.9.8), демонстрационные пособия по иностранному языку для начальных классов (2.9.9), раздаточные карточки по иностранному языку для начальных классов (2.9.10), дополнительное вариативное оборудование - карты для кабинета иностранного языка (2.9.11); игры: основное оборудование - игровые наборы на изучаемом иностранном языке для начальных классов (2.9.12), куклы персонажи для начальных классов (2.9.13); мобильный лингафонный класс: тележка-хранилище ноутбуков/планшетов с системой подзарядки в комплекте с ноутбуками (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и система защиты от вредоносной информации, программное обеспечение с возможностью подготовки к ГИА, программное обеспечение для цифровых лабораторий)/планшетами (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и система защиты от вредоносной информации, программное обеспечение с возможностью подготовки к ГИА, программное обеспечение для цифровых лабораторий) (2.9.14), программное обеспечение для организации сетевого взаимодействия и контроля рабочих мест учащихся с возможностью обучения иностранным языкам (2.9.15), наушники с микрофоном (2.9.16).

Как следует из раздела III «Требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций» к основному оборудованию, включаемому в перечень средств обучения и воспитания, относится оборудование, обязательное к приобретению для оснащения общеобразовательной организации (далее - Основное оборудование).

Оснащение общеобразовательных организаций должно осуществляться в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, что предусматривает приобретение всего Основного оборудования, перечисленного в перечне средств обучения и воспитания.

Дополнительное вариативное оборудование, указанное в перечне средств обучения и воспитания, комплектуется субъектом Российской Федерации исходя из потребностей общеобразовательной организации при условии оснащения общеобразовательной организации всем Основным оборудованием за счет средств федерального бюджета и (или) за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

На основании п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В силу п. 1 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Указанный Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

В соответствии с пп. 3 п. 24 разд. IV Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки России от 17.12.2010 N 1897 организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.

В силу п. 26 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» средствами обучения и воспитания являются приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Согласно положениям ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

К компетенции образовательной организации также относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Разрешая спор по существу, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами является обязанностью образовательного учреждения.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на Администрацию обязанности обеспечить финансирование расходов МБОУ «СШ № 18» на приобретение лингафонного кабинета и, как следствие, в части возложения обязанности на Управление образования распределения денежных средств в пользу общеобразовательного учреждения, исходя из следующего.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

При этом понуждение администрации г. Евпатории Республики Крым к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 ноября 2023 года в части возложения обязанности на администрацию города Евпатория Республики Крым в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить финансирование, а на Управление образования администрации города Евпатории Республики Крым в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу распределить указанные денежные средства Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа № 18 с крымскотатарским языком обучения города Евпатории Республики Крым» отменить.

Принять в указанной части новое решение об отказе в иске.

В остальной части решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 ноября 2023 года оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4526/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г.Евпатория в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ "Средняя школа № 18 с крымскотатарским языком обучения г. Евпатории РК"
Администрация г. Евпатории
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым
Министерство образования, науки и молодежи РК
Управление образования Администрации города евпатории Республики Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Лозовой Сергей Васильевич
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
29.03.2024Передача дела судье
22.05.2024Судебное заседание
02.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2024Передано в экспедицию
22.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее