г. Сыктывкар Дело № 33-2231/2022 (№2-1030/2021)
11RS0003-01-2021-001701-74
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 апреля 2022 года дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 23 декабря 2021 года, которым:
на Министерство здравоохранения Республики Коми возложена обязанность обеспечить Пономареву Марину Анатольевну, <Дата обезличена> г.р., лекарственным препаратом «Вальпроевая кислота» 500 мг № 30 в количестве 3 упаковок. Решение в указанной части обращено к немедленному исполнению;
с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Пономаревой Марины Анатольевны взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 рублей.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., пояснения прокурора Шевелевой М.Г., представителя ответчика Паншиной С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Инты, действующий в интересах Пономаревой М.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить Пономареву М.А. лекарственным препаратом «Вальпроевая кислота» 500 мг № 30 в количестве 3 упаковок в течении месяца после вступления в законную силу решения суда, взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. В обоснование искового заявления указано, что истец состоит на диспансерном учете в ... с диагнозом «...» и имеет право на получение лекарственных средств бесплатно. Лечащим врачом истцу 22.06.2021 назначен лекарственный препарат «Вальпроевая кислота» и выписан рецепт серии ... <Номер обезличен> на получение данного препарата в дозировке 500 мг таб.№ 30 в количестве 3 упаковок. Однако в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком делегированных обязанностей по организации обеспечения льготной категории граждан лекарственными препаратами Пономарева М.А. до настоящего времени лекарственным средством не обеспечена, рецепт находится на отсроченном обеспечении в связи с отсутствием лекарственного средства в аптечной сети ГУП «ГАРК».
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по основаниям, приведенным в иске.
Истец и представитель ответчика в суде не присутствовали, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Коми просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие участников процесса, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы на основании п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Пономарева М.А. состоит на диспансерном учете в ...» у врача-... с диагнозом «...» с <Дата обезличена>. Лечащим врачом истцу назначен лекарственный препарат «Вальпроевая кислота».
<Дата обезличена> Пономаревой М.А. выписан рецепт серии ... <Номер обезличен> на получение препарата «Вальпроевая кислота» в дозировке 500 мг, в таб. № 30 в количестве 3 упаковок. Данный рецепт 25.06.2021 предъявлен истцом в аптеку <Номер обезличен> <Адрес обезличен> и поставлен ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» на отсроченное обслуживание в связи с отсутствием лекарственного препарата в аптечной сети на день обращения.
Согласно информации ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» до настоящего времени лекарственный препарат «Вальпроевая кислота» по рецепту серии ... <Номер обезличен> Пономаревой М.А. не выдан в связи с его отсутствием. Предприятие информирует Министерство здравоохранения Республики Коми и медицинские организации в еженедельном формате о наличии в аптечных организациях рецептов отсроченного обслуживания для принятии в отношении них соответствующих мер.
Из представленных ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» реестров видно, что с мая 2021 года лекарственный препарат «Вальпроевая кислота» в аптеку <Номер обезличен> <Адрес обезличен> отгружался в форме выпуска «гранулы с пролонгированным высвобождением» в дозировке 750 мг, 250 мг и 100 мг.
Как следует из ответов ... замена препарата на иную форму выпуска возможна при условии соблюдения дозировки. Лекарственный препарат «Вальпроевая кислота» в дозировке 250 мг и 100 мг заказывается для обеспечения детей и соответственно вопрос о замене дозировки взрослым пациентам лечащим врачом не решался. Замена препарата истцу на другие формы невозможна, так как может привести к ухудшению течения заболевания.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора об обязании Министерства здравоохранения обеспечить Пономареву М.А. лекарственных препаратом «Вальпроевая кислота», суд первой инстанции исходил из того, что истец, имея нуждаемость в получении указанного лекарственного препарата, не был ими обеспечен в необходимом количестве Министерством здравоохранения Республики Коми, как органом, в функции которого включена организация лекарственного обеспечения граждан.
Руководствуясь положениями ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ, с учетом степени вины ответчика и индивидуальных особенностей истца, длительности нарушения прав истца, суд взыскал с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Пономаревой М.А. денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу п.п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Статьей 29 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан, в том числе, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный Перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.
В приложении № 1 к указанному Постановлению представлены категории заболеваний, при лечении которых гражданам гарантировано право на получение всех лекарственных средств бесплатно; в перечень заболеваний включена, в том числе «эпилепсия».
Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в который включен и лекарственный препарат «Вальпроевая кислота».
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми.
Основными задачами деятельности Министерства являются обеспечение реализации основных принципов охраны здоровья в целях обеспечения повышения качества жизни населения Республики Коми; защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья и связанных с этими правами государственных гарантий.
Для реализации задач Министерство исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пп. 3 п. 9); разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе государственные программы Республики Коми, а также территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования (пп. 6 п. 9), исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (пп. 33 п. 9 Положения).
Следовательно, вывод суда о том, что Минздрав Республики Коми является органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение населения лекарственными препаратами, является правильным.
Доводы ответчика о том, что на 15.12.2021 в аптечной сети имелся препарат «Вальпроевая кислота» в дозировке 500 мг, но Пономарева М.А. не была оповещена аптечной организацией о наличии указанного препарата, судом обоснованно отклонены, поскольку не нашли своего подтверждения.
Действительно, согласно данным учета рецептов, представленным ответчиком, в аптеке <Номер обезличен> имелся в остатках поставленный по государственному контракту вх.<Номер обезличен> от <Дата обезличена> лекарственный препарат «Вальпроевая кислота» в дозировке 500 мг в количестве 3 упаковки. Вместе с тем, данный препарат с торговым наименованием «Конвулекс», таблетки пролонгированного действия, 500 мг № 50 были поставлены для целевого обеспечения пациента ФИО9, что подтверждается решением Интинского городского суда от <Дата обезличена>, сведениями ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми», письмом Министерства здравоохранения Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и приложением к нему, а также показаниями допрошенной в судебном заседании заведующей аптеки <Номер обезличен> ФИО10
Следовательно, данный препарат не мог быть выдан Пономаревой М.А. по рецепту серии ... <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в связи с чем ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» нецелесообразно было оповещать Пономареву М.А. о наличии указанного препарата в аптечной сети.
Замена требуемого истцу лекарственного препарата на другую дозировку также невозможна, поскольку могла привести к ухудшению течения заболевания, что подтверждается информацией ....
Доводы ответчика о том, что суд не удовлетворил ходатайство о привлечении в качестве третьего лица по делу ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» в целях получения от данной организации пояснений по вопросу возможности обеспечения ФИО1 лекарственным препаратом, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку все заявленные ходатайства разрешены судом в установленном законом порядке с надлежащим обоснованием принятых решений. При этом судом для разрешения спора затребована вся необходимая информация, допрошена в качестве свидетеля заведующая аптеки <Номер обезличен> <Адрес обезличен> ФИО10
Несостоятельными являются и доводы ответчика о том, что несвоевременное поступление лекарственных препаратов связано с длительностью проведения конкурентных способов закупок и ненадлежащим исполнением своих обязанностей поставщиками лекарственных средств, поскольку не освобождают ответчика от ответственности за ненадлежащее лекарственное обеспечение.
При этом судебная коллегия с учетом положений Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Приказа Минздрава РК от 03.10.2016 № 10/456, которым утвержден Порядок организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Республики Коми, исходит из того, что сроки проведения закупочных мероприятий, проведения аукционов никак не могут влиять на своевременное и бесперебойное обеспечение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами; действующее законодательство о контрактной системе позволяет выбрать различные способы заключения государственных контрактов, учитывая изложенные выше обстоятельства; заявочная компания должна проводиться Министерством, планомерно с учетом остатков лекарственных препаратов и прогнозных показателей, позволяющих своевременно и бесперебойно обеспечить нуждающихся по состоянию здоровья граждан жизненно необходимыми и важными лекарственными препаратами.
Каких-либо доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, свидетельствующих о том, что Министерством здравоохранения Республики Коми было своевременно и в полном объеме организовано обеспечение истца вышеуказанным лекарственным препаратом, в материалы дела не представлено.
Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
Поскольку Пономарева М.А. не была обеспечена лекарственным препаратом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении обязанности на Минздрав Республики Коми бесплатно обеспечить ее лекарственным препаратом и на основании положений ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ обоснованно взыскал в ее пользу компенсацию морального вреда.
В силу ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Поскольку лекарственный препарат «Вальпроевая кислота» жизненно необходим Пономаревой М.А. по медицинским показаниям для подержания ее здоровья, его отсутствие на протяжении более полугода и в дальнейшем может поставить ее жизнь в опасность, осложнить течение ее заболевания, суд правомерно обратил к немедленному исполнению решение суда в части обязания ответчика обеспечить Пономареву М.А. данным лекарственным препаратом.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Интинского городского суда Республики Коми от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 05 апреля 2022 года.
Председательствующий
Судьи