дело № 2а-2308/2020
Судья: Кузьмина М.А. Дело № 33а-1940/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 20 июля 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Протодьяконова В.С., Никодимова А.В.,
при секретаре Слепцовой Е.Д.,
с участием представителя административного истца Портнягиной А.П., представителя административного ответчика Слесаренко Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 25 февраля 2020 года по делу по административному исковому заявлению Слепцова Н.Н. к Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, которым
постановлено:
Признать незаконным решение Комиссии по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», оформленное в виде выписки из протокола заседания от 11 октября 2019 г. № ..., направленного Управлением архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска Слепцову Н.Н. 31 октября 2019 г. № ....
Обязать Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска, Окружную администрацию города Якутска устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения на заседании Комиссии по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» в установленные действующими нормативными правовым актами порядке и сроки заявления Слепцова Н.Н. от 26 июня 2019 г. с входящим № ... о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск».
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Слепцов Н. Н. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указывая на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым № ..., расположенный по адресу: .........., с видом разрешенного использования - под социально-значимый объект учреждение дополнительного образование автодрома. В связи с тем, что по проекту планировки и межевания территории данный земельный участок учтен под объекты гаражного назначения, однако Правилами землепользования и застройки городского округа «город Якутск» он отнесен к территориальной зоне Л-1, обратился в Окружную Администрацию г.Якутска с заявлением об изменении территориальной зоны участка с Л-1 на Р-1А, которое было рассмотрено комиссией 11 октября 2019 года с принятием решения об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа. Ссылаясь на нарушение своих прав как собственника по эффективному использованию земельного участка, возведению объекта недвижимости, просил признать данное решение незаконным и в порядке восстановления нарушенного права обязать административного ответчика повторно рассмотреть на заседании Комиссии по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» его заявление.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик.
В апелляционной жалобе представитель просит отменить решение в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. Указывает, что решение об отказе в изменении территориальной зоны вынесено обоснованно, поскольку испрашиваемая истцом зона Р-1А предусмотрена для размещения служебных гаражей, что в отношении земельного участка истца не установлена функциональная зона, тем самым отсутствует возможность его перевода на зону Р-1А.
В судебное заседание административный истец Слепцов Н.Н. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного заседания.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым № ..., общей площадью ******** кв. м., расположенного по адресу: ........... Вид разрешенного использования участка при постановке на кадастровый учет 28 октября 2016 года установлен под социально-значимый объект – учреждение дополнительного образования (автодрома), для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения.
02 апреля 2019 года Слепцов Н.Н. обратился в Департамент градостроительства Окружной Администрации г.Якутска с заявлением о выдаче разрешения на строительство гаража на данном земельном участке.
04 апреля 2019 года в выдаче разрешения на строительство было отказано в виду расположения участка в территориальной зоне Л-1.
26 июня 2019 г. Слепцов Н. Н. подал в Окружную администрацию г. Якутска заявление о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа и об изменении территориальной зоны вышеуказанного земельного участка.
31 октября 2019 г. Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации г. Якутска направило в адрес административного истца уведомление № ... с приложением выписки из протокола заседания (решения) Комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» от 11 октября 2019 г. № ..., согласно которому в удовлетворении заявления Слепцова Н.Н. об изменении территориальной зоны отказано в связи с несоответствием проекту планировки и проекту межевания территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного истца о признании незаконным решения административного ответчика, исходил из отсутствия оснований для отказа в изменении территориальной зоны земельного участка истца, поскольку доказательств соответствия установления на земельном участке территориальной зоны Л-1 Генеральному плану городского округа «город Якутск» не представлено.
Указанные выводы суда являются правильными, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
На картах, входящих в состав правил землепользования и застройки, устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ст.30 ГрК РФ).
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе, при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений, а также поступление предложений физических или юридических лиц об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункты 1 и 2 части 2, пункт 5 части 3 ст.33 ГрК РФ).
Такие предложения согласно части 4 статьи 33 ГрК РФ в течение 30 дней подлежат рассмотрению комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая направляет главе местной администрации заключение о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 ГрК РФ).
Генеральным планом городского округа «город Якутск» в отношении земельного участка с кадастровым № ..., принадлежащего Слепцову Н.Н., территориальная зона не установлена.
Согласно Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденных решением Якутской городской Думы от 25.12.2013 № РЯГД-5-9 (в редакции от 25.12.2019 г.), часть земельного участка находится в территориальной зоне Л-1 (зоне городских лесов, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью), красным линиям соответствует, решения о резервировании для муниципальных или государственных нужд, о развитии застроенных территорий не приняты.
По проекту планировки территории участок предназначен под объекты транспортного назначения; по проекту межевания – под объекты гаражного назначения.
Основанием для принятия комиссией по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» оспариваемого решения послужило несоответствие запрашиваемой для установления на данном земельном участке территориальной зоны Р-1А проекту планировки и проекту межевания территории.
Территориальная зона Р-1А предназначена для размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, прудов, искусственных водоемов на территории г. Якутска. Основными видами разрешенного использования являются: обслуживание автотранспорта (4.9); спорт (5.1); природно-познавательный туризм (5.2); туристическое обслуживание (5.2.1); обеспечение внутреннего правопорядка (8.3); земельные участки (территории) общего пользования (12.0); резервные леса (10.4). В качестве вспомогательного вида разрешенного использования предусмотрено коммунальное обслуживание (3.1).
Согласно акта обследования от 31 мая 2019 г. № ..., составленного Управлением муниципального контроля Окружной Администрации г. Якутска, земельный участок с кадастровым № ... огорожен, освоен, на земельном участке расположен капитальный объект и складирование строительных материалов; лесные насаждения и водоемы на нем отсутствуют. Также указано, что по природоохранным условиям участок пригоден для перевода с градостроительной зоны Л-1 на Р-1А.
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто апеллянтом, суду не было представлено доказательств соответствия установления территориальной зоны Л-1 на испрашиваемом земельном участке генеральному плану городского округа «город Якутск».
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что решение административного ответчика об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа не соответствует приведенным выше нормам, нарушает право административного истца как собственника земельного участка.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имеют юридическое значение и влияют на законность принятого судебного решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными. По сути, доводы апелляционной жалобы направлены на неверное толкование закона, регулирующего возникшие правоотношения, и ошибочное их применение к рассматриваемому спору.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 25 февраля 2020 года по делу по административному исковому заявлению Слепцова Н.Н. к Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения об отказе в изменении территориальной зоны и возложении обязанности устранить допущенные нарушения оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи В.С. Протодьяконов
А.В. Никодимов