Решение по делу № 33-1396/2024 от 13.03.2024

Судья Денисова Н.А                                                                                Дело № 33-1396-2024

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

    А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

        Председательствующего     Апалькова А.М.

        Судей Черниковой Е.Н., Букреевой Е.В.

         При секретаре Мацько Л.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 апреля 2024 года дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Чеканову Сергею Николаевичу, Шапочка Валентину Петровичу, Андреевой Екатерине Ивановне об оспаривании прав на земельные участки, поступившее по апелляционным жалобам Федерального агентства лесного хозяйства, ООО «Орион» на решение Льговского районного суда Курской области от      24 ноября 2023 г., которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства к Чеканову Сергею Николаевичу, Шапочка Валентину Петровичу, Андреевой Екатерине Ивановне об оспаривании прав на земельные участки, - отказать.

Заслушав доклад судьи Черниковой Е.Н.,    судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к Чеканову С.Н., Шапочка В.П., Андреевой Е.И. об оспаривании прав на земельные участки, мотивируя свои требования тем, что приказом Рослесхоза № 138 от 14.03.2022 г. были установлены границы Льговского лесничества Курской области. При сопоставлении границ Льговского лесничества Курской области с границами земельных участков с кадастровыми номерами было обнаружено их пересечение. В соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» от 02.12.2021 г. при сопоставлении границ земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы указанных земельных участков пересекаются с землями лесного фонда выделов №№ 1, 2, 6-8, 7-10, 14 квартала 54 Льговского лесничества Банищанского участкового лесничества Курской области. Площадь пересечения земельных участков составляет: с кадастровым номером - 1 977 кв.м; с кадастровым номером – 35 209 кв.м, с кадастровым номером – 35 267 кв.м.

Согласно данным информационного ресурса «Публичная кадастровая карта» на указанных земельных участках произрастают многолетние лесные насаждения.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Границы земель лесного фонда согласованы, право собственности на них принадлежит Российской Федерации. Процедура перевода лесного участка из одной категории в другую Правительством РФ не производилась. Земли государственного лесного фонда, на которых частично расположены спорные земельные участки, не были в установленном порядке выведены из земель, собственником которых является Российская Федерация, что свидетельствует о незаконности формирования спорных земельных участков, преобразовании, постановке на кадастровый учет, установления категории, отличной от земель лесного фонда, и дальнейшей передачи в собственность.

Просит суд, признать отсутствующим право собственности: Чеканова С.Н. на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью 8874+/-824 кв.м в координатах поворотных точек, приведенных в иске; Шапочка В.П. на часть земельного участка с кадастровым номером , площадью 55065+/-2053 кв.м в координатах поворотных точек, приведенных в иске; Андреевой Е.И. на часть земельного участка с кадастровым номером площадью 45251+/-1861 кв.м в координатах поворотных точек, приведенных в иске. Истребовать из чужого незаконного владения ответчиков части вышеуказанных земельных участков в координатах поворотных точек, приведенных в иске, и исключить из ЕГРН сведения о границах и площади вышеуказанных земельных участков.

Представитель ответчиков по доверенностям Чеканова С.Н. и Андреевой Е.И. - Бушин С.В. в судебном заседании исковые требования не признал

Представитель ответчика Шапочка В.П. по доверенности - Ревин Ю.М. в судебном заседании исковые требования не признал.

Представители третьего лица - Министерства природных ресурсов Курской области исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить по изложенным в письменном отзыве основаниям.

Представитель третьего лица ООО «Орион» - Евсеенко А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал.

             Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционных жалобах Федеральное агентство лесного хозяйства, ООО «Орион» просят отменить решение как незаконное.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца и ответчики Шапочка В.П., Андреева Е.И. и Чеканов С.Н., извещенные о слушании дела надлежащим образом, не явились, ответчики направили своих представителей. Информация о времени и месте судебного заседания, назначенного на 9 часов 45 минут 10 апреля 2024 г., размещена на официальном сайте Курского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При указанных обстоятельствах в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя третьего лица ООО «Орион» Ташбековой И.Ю., представителя Министерства природных ресурсов Курской области Борзенковой М.Л., поддержавших апелляционные жалобы, представителя Чеканова С.Н. и Андреевой Е.И. - Бушина С.В., представителя Шапочка В.П. - Ревина Ю.М., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно п 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV этого Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

В соответствии со ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.

В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статьям 67 - 68 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии». В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со статьями 87 и 92 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Частью 10 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» определено, что в случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь такого земельного участка увеличивается не более чем на десять процентов площади, указанной в правоустанавливающих документах или документах, удостоверяющих права на такой земельный участок.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Судом установлено, что 17 декабря 2004 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда с кадастровым номером площадью 102130000 кв.м по Льговскому лесхозу: Банищанское лесничество Курской области – кварталы, в том числе на квартал 54. В государственный кадастр недвижимости сведения о настоящем участке внесены как о ранее учтенном без координат его границ.

Между собственниками земельного участка из земель сельсохозяйственного назначения с кадастровым номером в том числе Шатровым А.Г., Коростелевой В.А., Коростелевым Н.Н. 15.05.2010 года заключено соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на выделенный земельный участок. По местоположению выделяемого земельного участка возражений от других участников долевой собственности в адрес Земельно-правового фонда Курской области не поступало. При проведении постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером (предыдущий номер ) ФГУ «Земельная кадастровая палата» была проведена правовая экспертиза представленных на регистрацию документов и установлено отсутствие пересечения границ ЗУ, а также принято решение №46/11-11758 от 23.04.2011 г. об осуществлении кадастрового учета, что подтверждается кадастровым делом.

Из кадастрового паспорта, составленного 23.04.2011 года, земельного участка с кадастровым номером (предыдущий номер ), расположенного по адресу: <адрес>» следует, что его площадь составила 109200+/-2891 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, фактическое использование: для сельскохозяйственного производства.

28 сентября 2011 года между Комитетом лесного хозяйства Курской области и ООО «Орион» заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>), в том числе на квартал 54, сроком с 29.09.2011 г. по 27.09.2060 г. Согласно п.п. «а» п. 13 Арендодатель обязан обозначать в натуре и(или) указать в планово-картографических материалах границы лесного участка. К указанному Договору приложена схема расположения и границы вышеуказанного лесного участка.

Согласно приказу Комитета лесного хозяйства Курской области № 284 от 24.11.2015 года утверждена схема-расположения земельных(лесных) участков на кадастровом плане территории и образовании земельных участков, расположенных по адресу: Курская <адрес>. Образованы земельные участки с категорией земель: земли лесного фонда и с разрешенным использованием: для ведения лесного хозяйства, расположенных по адресу: <адрес>, путем раздела земельного участка с кадастровым номером общей площадью 102130000 кв.м, категория земель: земли лесного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности Российской Федерации на основании вышеуказанных свидетельств с его сохранением в измененных границах по Льговскому лесничеству, Банищанского участкового лесничества, в том числе на квартал 54.

Приказом Рослесхоза № 138 от 14.03.2022 г. были установлены границы Льговского лесничества в Курской области

При сопоставлении границ Льговского лесничества Курской области с границами земельных участков с кадастровыми номерами было обнаружено их пересечение. В соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» от 02.12.2021 г. при сопоставлении границ земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы указанных земельных участков пересекаются с землями лесного фонда выделов №№ 1, 2, 6-8, 7-10, 14 квартала 54 Льговского лесничества Банищанского участкового лесничества Курской области. Площадь пересечения земельных участков составляет: с кадастровым номером - 1 977 кв.м; с кадастровым номером – 35 209 кв.м, с кадастровым номером – 35 267 кв.м.

Из материалов дела следует, что вышеуказанные земельные участки с кадастровыми номерами были образованы 10.07.2018 года путем раздела земельного участка с кадастровым номером площадью 109200 кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет 23.04.2011 г. в связи с образованием путем выдела из земельного участка с кадастровым номером , доли которого с 26.05.2009 года на праве общей долевой собственности принадлежали Шатрову А.Г., Коростелеву Н.Н. и Коростелевой В.А.

13 декабря 2011 года земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства был приобретен Шапочка В.П. по договору купли-продажи у Шатрова А.Г., Коростелева Н.Н. и Коростелевой В.А.

С 11.08.2017 года в силу вступил Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», которым внесены изменения, в том числе, в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в новой редакции в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В соответствии с ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

Судом установлено, что право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами , с учетом возникновения прав правопредшественников ответчиков, приобретенных на законном основании, возникло и было зарегистрировано до 1 января 2016 года, исходный земельный участок, из которого были образованы спорные земельные участки, поставлен на кадастровый учет 23.04.2011 года, ответчики приобрели земельные участки по возмездным сделкам, право собственности зарегистрировано в ЕГРН, земельные участки относятся к категории: земли сельскохозяйственного назначения, поставлены на кадастровый учет и используются по целевому назначению, что подтверждается вышеуказанными документами, в связи с чем приоритет сведений ЕГРН в отношении земельных участков над сведениями лесного реестра определен законодательно и не может быть изменен сторонами правоотношений. Обстоятельства, исключающие распространения на земельные участки действия положений ч 3 ст.14 ФЗ от 21.12.2004г. №172-ФЗ в новой редакции отсутствуют.

Из разъяснений, изложенных в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» относительно применения статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что по делу об истребовании имущества (земельных участков) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также незаконность владения этим земельным участком или его частью конкретным лицом (лицами).

В случае недоказанности одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен быть не может.

С учетом, установленных по делу обстоятельств и в соответствии с приведенными нормами закона суд обоснованно пришел к выводу о том, что истцом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что испрашиваемые земельные участки относятся к землям лесного фонда.

Достаточных доказательств отнесения земельных участков ответчиков к землям лесного фонда, а также свидетельствующих о том, что спорные земельные участки не используются по целевому назначению, либо используются с нарушением законодательства Российской Федерации, материалы дела не содержат. В процессе рассмотрения дела судом назначены землеустроительные экспертизы №1915/23 от 21.04.2023 г. и №5681/6-2 от 24.10.2023 г. /том 5 л.д. 2-53, том 8 л.д. 25-43/. Из заключений указанных экспертиз следует, что данных о пересечении границ спорных земельных участков с землями лесного фонда в ЕГРН и ГЛР отсутствуют. Пересечение границ возможно установить по лесоустроительным документам, однако координатное описание (угловых и поворотных) точек местоположения границ земельного участка лесного фонда Льговского лесничества Курской области, Банищанского участкового лесничества, квартал 54, в указанных документах отсутствует. Наложение границ спорных земельных участков было выявлено экспертом путем наложения границ данных участков по сведениям из ЕГРН на планшет, представленный в лесоустроительных документах. Вместе с тем, планшеты не содержат координатного описания (угловых и поворотных) точек и какой-либо привязки к местности. Таким образом, истцом не представлено доказательств, с достоверностью свидетельствующих о наложения границ спорных земельных участков ответчиков на земли лесного фонда.

Между тем, из материалов дела усматривается, что при образовании земельного участка путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером внешняя граница землепользования образуемого земельного участка, отделяющая спорные земельные участки от земель лесного фонда Льговского лесничества Банищанского участкового лесничества Курской области, была согласована 24.03.2011 года при проведении кадастровых работ с Государственным лесным фондом и Администрацией Густомойского сельсовета Льговского района Курской области, то есть уполномоченными на то органами.

При этом, земельные участки ответчиков были образованы задолго до установления границ лесного участка, имеют иную категорию и вид разрешенного использования, границы спорных земельных участков и сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости, данных об исключении сведений об указанных границах или их аннулировании не имеется, формирование и постановка на кадастровый учет земельных участков ответчиков не оспорены и незаконными не признаны.

Вместе с тем, границы земельного участка с кадастровым номером не установлены в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем доводы стороны истца о наложении границ земельных участков ответчиков на границы земельного участка лесного фонда не нашли своего подтверждения.

Произрастание на земельном участке древесно-кустарниковой растительности не является основанием для включения такого земельного участка при проведении лесоустройства в состав земель лесного фонда по правилам ст. 6 Лесного кодекса РФ.

Согласно реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером площадью 1995140 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, содержащего межевой план и заключение кадастрового инженера, какие-либо пересечения границ спорных земельных участков с границами настоящего лесного участка отсутствуют.

На основании абзаца 2 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признании права.

При этом в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав» конкретизировано, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

Кроме того, в соответствии с абзацем третьим пункта 52 постановления Пленума 10/22 в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.

При этом возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, которое является не только собственником спорного имущества, но и одновременно является лицом, владеющим этим имуществом.

Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае предоставления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Истец, заявляя требования о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности у ответчиков на земельные участки, не представил доказательства права собственности и права владения спорными земельными участками.

Таким образом, при избрании способа защиты путем признания права отсутствующим запись в ЕГРН должна нарушать прав истца, то есть истец должен обладать аналогичным с ответчиком правом в отношении объекта имущественных прав, поскольку в противном случае признание права ответчика отсутствующим не восстановит нарушенные права истца.

Выбор способа защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права, способ защиты права, избранный истцом, должен в результате применения восстанавливать это нарушенное право.

Иск о признании права отсутствующим мог быть удовлетворен судом при условии того, что истец является владеющим собственником недвижимого имущества, право которого зарегистрировано в ЕГРН.

Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства о признании отсутствующим право собственности и истребовании из чужого незаконного владения ответчиков части земельных участков.

Эти выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.

            Решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и законных оснований к его отмене не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия считает исключить из мотивировочной части решения выводы о применении к возникшим правоотношениям срока исковой давности.

           Доводы жалоб не опровергают выводы суда и не могут служить основанием к отмене решения.

           Ссылка в жалоах об отсутствии приоритета сведений ЕГРН перед сведениями ГЛР основана на неверном толковании действующего законодательства.

            Доводы жалоб о том, что заключением ФГБУ «Рослесинфорг» от 2.12.2021г. установлено пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами с границами Льговского лесничества Курской области опровергается всеми материалами дела. Как следует из вышеуказанного законодательства информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на основании сведений ЕГРН. Принадлежность земельных участков с кадастровыми номерами определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, которым также должен соответствовать ГЛР. Однако, согласно сведениями ЕГРН каких-либо пересечений границ спорных земельных участков не имеется. Это подтверждается также и выводами заключений, проведенных по делу землеустроительных экспертиз.

     Иные доводы апелляционных жалоб сводятся к изложению фактических обстоятельств дела, повторяют позицию представителя истца и третьего лица, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не опровергают выводы суда, не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения и направлены к иной оценке собранных по делу доказательств. В жалобах не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения    апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Льговского районного суда Курской области от 24 ноября 2023 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства, ООО «Орион» – без удовлетворения.

    Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

    Председательствующий

Судьи

33-1396/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчики
Андреева Екатерина Ивановна
Шапочка Валентин Петрович
Чеканов Сергей Николаевич
Другие
Бушин Сергей Виктрович
Густомойский сельсовет Льговского района Курской области
Управление Росреестра по Курской области
ООО «Орион»
Администрация Льговского района Курской области
Ревин Юрий Михайлович
Министерство природных ресурсов Курской области
Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области
Суд
Курский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.krs.sudrf.ru
14.03.2024Передача дела судье
10.04.2024Судебное заседание
17.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2024Передано в экспедицию
10.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее