Дело № 2-1048/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Ижболдиной Т.П.
при секретаре Казаковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 23 января 2019 года дело по исковому заявлению Степанова К. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о признании права на досрочную пенсию, включения периода трудового стажа в зачет льготного трудового стажа, назначении льготной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Степанов К.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о признании права на досрочную пенсию, включения периода трудового стажа в зачет льготного трудового стажа, назначении льготной пенсии.
Требования мотивированы тем, что Степанов К.А. имеет специальный трудовой стаж более 10 лет, он обратился к ответчику для назначения досрочной пенсии. Однако ответчик отказал в назначении досрочной пенсии, сославшись на то, что нет оснований для зачета в специальный стаж периода времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно записям трудовой книжки и справкам, выданным истцу, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., он работал на АО «<данные изъяты>» в качестве электромонтера цеха №. Считает, что отказ в назначении пенсии не правомерный.
Просит обязать ответчика включить в пенсионный стаж период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Истец Степанов К.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Савинков М.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточнил исковые требования и просил решение Пенсионного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ отменить; обязать ответчика включить в пенсионный стаж период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, на которых настаивал.
Представитель ответчика Бадьина М.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях), право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 11 данного Закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
13 марта 1992 г. заключено Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", подписанное государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, согласно которому государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 6 названного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В силу ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, согласно пункту 5 которых для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
Согласно пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
На основании пункта 5 Разъяснения от 22.05.1996 г. № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Степанов К.А. обратился в УПФР в <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда в <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по причине того, что документально не подтвержден специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по п. 1 ч. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». На основании предоставленных документов специальный стаж по Списку 1 составил 01 год 06 месяцев 19 дней. Не зачтены в специальный стаж по Списку 1 следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, как документально не подтвержденный; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, как документально не подтвержденный; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, как документально не подтвержденный; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, в связи с отсутствием правовых оснований. Не зачтены в страховой стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – как документально не подтвержденный.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено дополнение к решению ГУ – Управление Пенсионного фонда в <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в связи с поступившими документами на запрос Управления о подтверждении факта выдачи справок и достоверности содержащихся в них сведений, в специальный стаж истца по Списку 1 включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (служба в армии), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ На основании представленных документов специальный стаж по Списку 1 составил 08 лет 11 месяцев 03 дня. Не зачтены в специальный стаж по Списку 1 следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, в связи с отсутствием правовых оснований.
Из трудовой книжки истца следует, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования в АО «<данные изъяты>» (<адрес>).
Согласно справкам АО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ Степанов К.А. работал полный рабочий день в ОАО «<данные изъяты>» в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, где рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № в производстве объединенного химико-металлургического цеха №, получение редких металлов кальция, магния и титана металлургическим и химико-металлургическими способами. Данная работа дает право на льготное пенсионное обеспечение, код позиции 1072000а-17531 подраздела 17 а раздела VII Списка № 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.
Из технической справки АО «<данные изъяты>» следует, что предприятие ОАО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работало в режиме полной рабочей недели, в режиме полного рабочего дня, в этот период Степанов К.А. в отпусках без сохранения заработной платы и на курсах повышения квалификации не находился. На основании постановления Восточно-Казахстанского территориального комитета по государственному имуществу № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> преобразован в Акционерное общество «<данные изъяты>».
При этом, в соответствии со ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Применительно к переселенцам из государств - участников Соглашения государство, назначившее пенсию, может продолжать выплату пенсии переселившемуся пенсионеру до приобретения им права на пенсию соответствующего вида в Российской Федерации.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Таким образом, из анализа указанных норм Соглашения следует, что граждане, переселившиеся на территорию РФ из государства - участника Соглашения, могут претендовать на назначение в РФ такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории РФ, так и на территории государства - участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии.
Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 136-1 "О пенсионном обеспечении в <адрес>", вступившим в силу с 01 января 1998 года, определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в <адрес>, в частности в ст. ст. 8 и 9 указаны категории граждан, имеющих право на получение пенсионных выплат до достижения общего пенсионного возраста (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, органов финансовой полиции государственной противопожарной службы; граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска; женщины, родившие 5 и более детей).
Право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, законодательством Республики Казахстан с 01 января 1998 года не предусмотрено.
Учитывая, что в <адрес> с 01 января 1998 года отсутствует такой вид пенсии, как досрочная пенсия в связи с занятостью на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в специальный стаж истца для определения его права на такую пенсию на территории РФ не могут быть включены спорные периоды работы Степанова К.А. на территории Казахстана после 01 января 1998 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Пенсионный фонд обоснованно не включил в специальный стаж истца периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд полагает необходим в удовлетворении требования истца о включении в пенсионный стаж указанного периода отказать.
Документально подтвержденный специальный стаж истца составляет 08 лет 11 мес. 03 дн., при требуемых 10 лет в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». В связи с чем, оснований для назначения истцу досрочной пенсии у суда не имеется.
С учетом указанного, суд также не находит оснований для отмены решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ №, так как нарушений прав истца данным решением судом не установлено.
На основании изложенного, суд находит, что в удовлетворении исковых требований Степанов К.А. следует отказать в полном объеме, так как доказательств о нарушении его прав ответчиком при отказе в назначении пенсии в судебном заседании не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░