Дело № 2-1638/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Вязьма Смоленской области 01 ноября 2017 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, судьи Петухова Д.В.,
при секретаре Поморцевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моряковой Н.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Вяземском районе Смоленской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Морякова Н.В. в обоснование заявленных требований указала, что 05 июля 2017 года обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области (далее по тексту – Управление) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
31 августа 2017 года получила отказ в назначении льготной пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа, в который не был включен в льготном исчислении период её работы с 19 марта 1985 года по 14 ноября 1991 года в должности медицинской сестры в отделении анестезиологии-реанимации в <данные изъяты>, поскольку Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, не был предусмотрен льготный порядок исчисления стажа 1 год за 1 год и 6 месяцев.
С данным отказом она не согласна, просит суд установить, что реанимационное отделение тождественно реанимации и интенсивной терапии, что должность медицинской сестры в палате реанимационного отделения тождественна должности медицинской сестры палаты реанимации и интенсивной терапии, обязать ответчика исчислить ей стаж работы с 19 марта 1985 года по 14 ноября 1991 года в льготном исчислении, признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязать ответчика досрочно назначит ей страховую пенсию по старости с момента обращения за ней – с 05 июля 2017 года.
В судебном заседании истец Морякова Н.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Константинова Е.А. иск не признала по основаниям, изложенным в решении ГУ – УПФ РФ в Вяземском районе Смоленской области № ХХХ от 31 августа 2017 года.
Представитель третьего лица – ОГБУЗ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражает против удовлетворения требований истца.
Выслушав истца Морякову Н.В., представителя ответчика Константинову Е.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции РФ).
Согласно п. 1, п. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
С 1 января 2015 года, в силу п. 1 ст. 35 вышеназванного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
В соответствии с п. 3 ст. 30 указанного закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (пункт 4 указанной статьи).
При этом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости устанавливается на основании постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в соответствии с п. п. «н» п. 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. Включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г..
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, действовавшим в спорный период работы истца, льготный порядок исчисления стажа 1 год за 1 год и 6 месяцев не был предусмотрен.
Однако, при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к периодам работы, имевшим место до 01 ноября 1999 г. также подлежит применению постановление Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 г., которым был определен льготный порядок исчисления стажа – 1 год работы за 1 год и 6 месяцев врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии (пункт 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 были утверждены новые Списки профессий и должностей работников здравоохранения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Данные Правила также предусматривали исчисление в полуторном размере периоды работы врачей анестезиологов-реаниматологов, в том числе, заведующих, медицинских сестер – анестезистов, медицинских сестер палатных отделений анестезиологии - реанимации медицинских учреждений, клиник и медико-санитарных частей.
Таким образом, вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после 01 ноября 1999 года - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 22 сентября 1999 г. № 1066.
В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» льготный порядок исчисления специального стажа засчитывается в стаж врачей анестезиолгов-реаниматологов и медицинских сестер палатных, в том числе старших; медицинских сестер-анестезисток отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а так же реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных п. 1-6, 8, 12, 15,16, 20, 21, 27-30 Списка.
Постановлением пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» определено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как было установлено судом и подтверждается материалами дела, 05 июля 2017 года Морякова Н.В. обратилась в ГУ – УПФ РФ в Вяземском районе Смоленской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости как лицу, не менее 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (л.д. 6-8).
Решением ГУ – УПФ РФ в Вяземском районе Смоленской области № ХХХ от 31 августа 2017 года в досрочном назначении страховой пенсии по старости Моряковой Н.В. отказано, поскольку на дату обращения у неё имеется специального стажа работы – 27 лет 11 месяцев 08 дней. В специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев), в том числе, не включен период работы истца с 19 марта 1985 года по 14 ноября 1991 года в должности медицинской сестры реанимационного отделения в <данные изъяты>, так как Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, не был предусмотрен льготный порядок исчисления стажа 1 год за 1 год и 6 месяцев. Вместе с этим, в обжалуемом решении было указано, что пункт 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года определяет льготный порядок для работающих в должностях среднего медперсонала в отделениях (группах) анестезиологии-реанимации, отделениях (палатах) реанимации и интенсивной терапии, а не в реанимационном отделении (л.д. 9-11).
Как усматривается из трудовой книжки истца, Морякова Н.В. 19 марта 1985 года была принята на должность палатной медсестры в реанимационное отделение <данные изъяты> на основании приказа № ХХХ от 14 марта 1985 года, уволена с занимаемой должности 14 ноября 1991 года на основании приказа № ХХХ от 14 ноября 1991 года (л.д. 13).
Как следует из пояснений истца, в спорный период она работала в отделении анестезиологии-реанимации, выполняла все функции медсестры, они работали по два человека в четыре смены, при этом, ее сослуживцам данный период их совместной работы был включен в стаж работы в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев.
Уточняющей справкой ОГБУЗ <данные изъяты> № ХХХ от 05 июля 2017 года подтверждается, что Морякова Н.В. действительно работала в <данные изъяты> с 19 марта 1985 года по 14 ноября 1991 года в должности палатной медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации, с 09 февраля 1998 года по настоящее время работает там же в должности медицинской сестры центральной стерилизационной. Данный период работы Морякова Н.В. непосредственно обслуживала больных полный рабочий день на полную ставку, в отпусках без сохранения заработной платы, на курсах усовершенствования не находилась (л.д. 12).
Также в данной справке отражено, что период работы Моряковой Н.В. с 19 марта 1985 года по 14 ноября 1991 года подлежит включению в специальный стаж лица, осуществляющего лечебную деятельность, работа которых дает право считать 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Из объяснений истца Моряковой Н.В. в судебном заседании также следует, что в спорный период работы в должности, относящейся в среднему медицинскому персоналу – медицинской сестры, в ее должностные обязанности входило: мониторинг и наблюдение за состоянием больных, подготовка больных и оборудования к операции, введение инъекций, подключение катетеров, введение назогастрального зонда, мочевого и периферического катетеров, проведение внутривенных инъекций, постановка дренажей после операции, ассистирование врачу при внутривенной трансфузии крови, накладывание и замена пациентам повязок, то есть выполнение обязанностей медицинской сестры палаты реанимации и интенсивной терапии.
Из акта № ХХХ от 31 июля 2017 года проведения проверки подтверждения работы Моряковой Н.В. за период с 19 марта 1985 года по 14 ноября 1991 года в должности палатной медсестры отделения анестезиологии-реанимации <данные изъяты> усматривается, что <данные изъяты> (до замужества) Н.В. принята 19 марта 1985 года в реанимационное отделение на должность палатной медицинской сестры, уволена – 14 ноября 1991 года. В представленных тарификационных списках за 1985-1991 годы значится Морякова (в 1985-1986 г.г. – <данные изъяты>) Н.В. – платная медсестра анестезиологическо-реанимационного отделения; по штатному расписанию <данные изъяты> за 1990-1991 годы усматривается стационар, реанимационное отделение на 6 коек; врачи: зав.отделение - врач анестезиолог-реаниматор – 1 ед., врач анестезиолог-реаниматор – 6 ед.; по лицевым счетам за 1985-1991 г.г. значится Морякова (в 1985-1986 г.г. – <данные изъяты>) Н.В. в должности – палатная медсестра, отделение-реанимация (л.д. 24, 25).
Проанализировав изложенное, суд находит установленным, что Морякова Н.В. в период с 19 марта 1985 года по 14 ноября 1991 года работала на должности среднего медицинского персонала в реанимационном отделении стационара, которое фактически являлось отделением реанимации и интенсивной терапии.
Следует отметить, что неправильное (неточное) наименование отделений «анестезиологии и реанимации», а также «реанимации и интенсивной терапии» носило распространенный характер, что нашло отражение в Письме Минздравмедпрома РФ от 14 июля 1995 года № 2510/1835-95-27 «О льготном пенсионном обеспечении», в котором Министерство рекомендовало руководителям Лечебно - профилактических учреждений привести наименование структурных подразделений (должностей) и внести изменения в трудовые книжки работников в строгом соответствии с действующим законодательством, поскольку, в связи с принятием и реализацией постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 возникло значительное количество конфликтных ситуаций, мешающих правильно решать вопросы пенсионного обеспечения работников здравоохранения «анестезиологических» и «реанимационных» отделений.
Какой-либо вины истца в том, что руководство учреждения здравоохранения, в котором она работала в спорный период времени (с 19 марта 1985 года по 14 ноября 1991 года) - в период действия постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», не проконтролировало должным образом указанный вопрос, и не своевременно привело в соответствие с действующим законодательством наименование отделения, где работала Морякова Н.В. - не имеется.
При вынесении данного решения, суд также учитывает правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в определении от 05 ноября 2002 г. № 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Таким образом, учитывая, что в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» работа среднего медицинского персонала в отделениях (палатах) реанимации и интенсивной терапии подлежала зачету в специальный стаж в льготном порядке - год работы как год и шесть месяцев, указанное дает основания полагать, что к спорному периоду работы истца подлежит применению льготный порядок исчисления специального медицинского стажа год работы за 1 год и 6 месяцев.
При таких обстоятельствах, заявленные Моряковой Н.В. требования подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на нее.
Поскольку вышеуказанный период подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении, с учетом указанных обстоятельств, стаж работы Моряковой Н.В. составил ко времени ее обращения в ГУ – УПФ РФ в Вяземском районе Смоленской области 05 июля 2017 года более 30 лет, следовательно, пенсия Моряковой Н.В. должна быть назначена с момента обращения за ней, то есть с 05 июля 2017 года.
Наличие специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, на дату 05 июля 2017 года с учетом включенного судом периода в льготном исчислении, представителем ответчика не оспаривается.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу расходы.
В связи с удовлетворением исковых требований Моряковой Н.В. суд взыскивает с ответчика в ее пользу в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Вяземском районе Смоленской области № ХХХ от 31 августа 2017 года не соответствующим закону в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении, Моряковой Н.В. период работы с 19 марта 1985 года по 14 ноября 1991 года в должности медицинской сестры реанимационного отделения в <данные изъяты>, и отменить решение в указанной части.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Вяземском районе Смоленской области включить Моряковой Н.В. период работы с 19 марта 1985 года по 14 ноября 1991 года в должности медицинской сестры реанимационного отделения в <данные изъяты> в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Вяземском районе Смоленской области назначить досрочную страховую пенсию по старости в размерах, установленных пенсионным законодательством Российской Федерации, Моряковой Н.В. с момента обращения за ней – с 05 июля 2017 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Вяземском районе Смоленской области в пользу Моряковой Н.В. 300 (триста) рублей в возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д.В. Петухов
Вынесена резолютивная часть решения 01.11.2017
Изготовлено мотивированное решение 08.11.2017
Решение вступает в законную силу 11.12.2017