Дело № 2-2396/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июня 2016 года. Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
Председательствующего Кириленко И.В.
При секретаре Семененко С.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солодкой ФИО7 к АО «НЭСК-Электросети» «Новороссийскоэлектросеть» о понуждении к исполнению обязательств по договору, взыскании неустойки и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о понуждении к исполнению обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании неустойки в размере 88,93 рублей и компенсации морального вреда в размере 40 000 рублей.
В обоснование иска указала, что между Солодкой Л.В. и АО «НЭСК-электросети» ДД.ММ.ГГГГ заключен типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №, неотъемлемым приложением к которому являются Технические условия для присоединения к электрическим сетям. Договор был заключен в связи с необходимостью получения электрической мощности для питания электроэнергией в бытовых нуждах земельного участка, для строительства и обслуживания дома, расположенного по адресу: 353960, <адрес>, планировочный район «Б» (Мускат-Оттонель), участок №; кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ истцом оплачена сумма 550 рублей за технологическое присоединение по Договору, произведен осмотр электроустановки. Ответчик взятые на себя по договору обязательства не выполнил, мероприятия по осуществлению присоединения не исполнил, фактическое присоединение энергопринимающих устройств и подача напряжения и мощности не осуществлены.
Жалобы и обращения, направляемые истцом, никаких результатов не принесли.
На основании пункта 17 Договора в связи с нарушением стороной срока исполнения своих обязательств истец произвел расчет неустойки, сумма которой составила 88,93 рублей, а также просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 40 000 рублей.
В судебное заседание истец не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика АО «НЭСК-электросети» в лице филиала «Новороссийскэлектросеть» по доверенности ФИО5 просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, заявила об исполнении сетевой организацией условий Договора и представила суду заверенные копии Акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от ДД.ММ.ГГГГ, Акта разграничения эксплуатационной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, Акта об осуществлении технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ В отношении требований о взыскании неустойки и морального вреда пояснила, что иск в данной части удовлетворению не подлежит, так как вина общества в задержке исполнения условий договора отсутствует в связи с невыполнением истцом в полном объеме своих обязательств по договору технологического присоединения.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Во исполнение Закона об электроэнергетике в целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Технологическое присоединение во всех случаях заканчивается составлением акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон (пункты 7 и 19 Правил №).
Как следует из статьи 407 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Законодательство допускает прекращение обязательства надлежащим исполнением. Прекращение обязательства наступает при надлежащем исполнении такового. При этом кредитор, принимая исполнение, обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения полностью или в соответствующей части (статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено в судебном заседании, акт о технологическом присоединении, акт разграничения балансовой принадлежности и акт разграничения эксплуатационной ответственности подписаны сторонами ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об исполнении ответчиком условий договора № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения, а, следовательно, обязательства сторон по договору считаются прекращенными. Доказательств иного истцом не представлено.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе документы, подтверждающие факт исполнения сторонами обязательств, суд пришел к выводу о том, что обязательства сторон по договору от ДД.ММ.ГГГГ № прекращены их исполнением.
Что касается требований о взыскании 88,93 рублей неустойки и 40 000 рублей компенсации морального вреда, суд также считает их не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами. Положениями ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике», предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с подп. «б» п. 16 названных Правил, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Неисполнение сетевой организацией договора об осуществлении технологического присоединения в связи с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в подпункте «б» пункта 16 Правил для соответствующих категорий заявителей, является нарушением требований Федерального закона «Об электроэнергетике».
Согласно п. 17 Договора в случае нарушения одной из сторон сроков исполнения своих обязательств по настоящему Договору такая сторона в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки уплачивает другой стороне неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, установленной на дату заключения настоящего договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по настоящему договору за каждый день просрочки.
В силу статья 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, статья 310 ГК РФ предусмотрена недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий.
Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. В силу части 2 названной статьи отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Разрешая заявленный спор, суд установил, что в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению вина ответчика отсутствует, так как задержка исполнения условий договора была вызвана невыполнением самим истцом своих обязательств.
Согласно пункту 152 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию (п. 153 Постановления №).
В случае если допуск прибора учета в эксплуатацию осуществляется в процессе технологического присоединения соответствующих энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, заявка, предусмотренная пунктом 153 настоящего документа, направляется сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение, в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой (энергоснабжающей) организации), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), расчеты за электрическую энергию по которому будут осуществляться с использованием установленного и подлежащего допуску в эксплуатацию прибора учета, либо с которым собственник таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ч. 3 ст.328 Гражданского кодекса РФ ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.
Заявка от ФИО1 на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета была получена ответчиком только ДД.ММ.ГГГГ, тогда как иск в суд был подан ДД.ММ.ГГГГ Невыполнение обязательств по Договору на технологическое присоединение со стороны истца, не давало возможности обществу выполнить со своей стороны условия договора № от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме, в установленный срок.
При таких обстоятельствах требование о взыскании неустойки удовлетворению не подлежит.
Требование о взыскании компенсации морального вреда также не может быть удовлетворено судом по следующим основаниям.
Статьей 15 Закона о защите прав потребителей установлено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Так как вина ответчика в нарушении сроков исполнения Договора не установлена, то и требования истца о взыскании 40 000 рублей морального вреда является необоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░8 ░ ░░ «░░░░-░░░░░░░░░░░» «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░