Дело № 2-1073/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 мая 2024 года город Симферополь
Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе: председательствующего судьи Реут Е.В., при секретаре Лебедевой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кульчицкой Надежды Владимировны к Службе финансового надзора Херсонской области о взыскании компенсации и иных выплат при увольнении государственного гражданского служащего,
УСТАНОВИЛ:
Кульчицкая Надежда Владимировна (далее - истец) обратилась в суд с исковым заявлением к Службе финансового надзора Херсонской области (далее - ответчик, СФН), в котором просит суд о взыскании с ответчика суммы основного долга в размере 691979,84 рубля и компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы за период с 23.12.2023 по 03.03.2024 в размере 53144,05 руб., далее с 04.03.2024 по день фактической выплаты заработной платы в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на сумму долга.
Требования мотивированы тем, что ответчиком при увольнении истца с занимаемой должности не были выплачены все причитающиеся ей суммы компенсации, а именно: компенсация при увольнении (месячное денежное содержание) - 533760,00 руб., компенсация при досрочном увольнении - 39620,84 руб., материальная помощь к отпуску - 118599 руб., а всего - 691979,84 руб.
Определением от 06.03.2024 Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым принял указанное дело и назначил дату судебного заседания.
С целью соблюдения прав и законных интересов всех участников процесса судебное заседание было отложено на 03.05.2024.
В судебное заседание 03.05.2024 истец не явился, однако представил суду ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования просит удовлетворить в полном объеме; ответчик в судебное заседание также не явился, о дате и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду возражения, в которых выражены намерения выплаты причитающихся истцу сумм, однако указывает, что задолженность ответчика составляет 691 978,84 руб., а не 691 979,84 руб. (разница 1 руб.).
Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении участников процесса, в соответствии со статьями 117, 167, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело по существу в данном судебном заседании.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Службы финансового надзора Херсонской области от 01.09.2023 года №20-JIC истец принята на государственную гражданскую службу и назначена на должность заместителя начальника отдела правовой работы и работы с обращениями граждан Службы финансового надзора Херсонской области (служебный контракт №19 о прохождении государственной гражданской службы Херсонской области и замещении должности государственной гражданской службы Херсонской области от 01,09.2023г.).
03.11.2023 года в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) Службой финансового надзора Херсонской области истцу было вручено уведомление №60 о том, что в соответствии с уведомлением Администрации Губернатора и Правительства Херсонской области «О сокращении штатной численности» от 02.11.2023 № 294, а также указов губернатора Херсонской области от 01.11.2023 года № 153-у «О системе и структуре исполнительных органов Херсонской области» и № 154-у «О предельной штатной численности государственных гражданских служащих исполнительных органов Херсонской области» должность заместителя начальника отдела правовой работы и работы с обращениями граждан Службы финансового надзора Херсонской области будет сокращена 09.01.2024 года.
07.12.2023 истцу было вручено уведомление Службы финансового надзора Херсонской области № 98 в котором указано, что в службе вакантных мест, на которые истец может быть переведена, отсутствуют. Вместе с тем, предлагался список вакантных должностей на декабрь 2023 г. в Министерстве имущественных и земельных отношений Херсонской области - 41 вакантная должность.
Согласно Распоряжению Правительства Херсонской области от 18.10.2023 №29-рп «В отношении приема на работу» до 01.01.2024 прекращен прием граждан на работу, в том числе в Министерстве имущественных и земельных отношений Херсонской области.
В соответствии с Указом Губернатора Херсонской области №54-у от 01.11.2023 о предельной штатной численности государственных гражданских служащих исполнительных органов Херсонской области утверждена предельная штатная численность в Министерстве имущественных и земельных отношений Херсонской области 21 единица.
Таким образом, предложение вакантных должностей Службой финансового надзора Херсонской области носило формальный характер.
Согласно ч. 7 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ, выплатив дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Приказом Службы финансового надзора Херсонской области от 22.12.2023 № 36-JIC по соответствующему заявлению о согласии расторжения служебного контракта до истечения срока в соответствии с ч. 7 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ со истцом расторгнут служебный контракт, и Кульчицкая Н.В. была освобождена от замещаемой должности и уволена по п. 8.2. ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, о чем в трудовую книжку внесена соответствующая запись.
В день увольнения истцу был выдан расчетный лист, в котором указаны причитающиеся к выплате денежные средства, однако фактическая выплата денежных средств не произведена, о чем свидетельствует выписка движения денежных средств с зарплатного счета открытого в ПАО «Промсвязьбанк». Согласно выданному расчетному листу Службы финансового надзора Херсонской области к выплате при увольнении полагалась сумма в размере 832 966,91 рублей.
27.12.2023 на банковский счет истца от работодателя поступили денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, 29.12.2023 в сумме <данные изъяты> руб., общая сумма выплаченных при увольнении денежных средств составила -<данные изъяты> рублей.
Остальные начисленные денежные средства, а именно: компенсация при увольнении (месячное денежное содержание) - 533760,00 руб., компенсация при досрочном увольнении - 39620,84 руб., материальная помощь к отпуску - 118599 руб., а всего - 691979,84 руб., ответчиком не выплачены, что подтверждается выпиской банка.
Статьей 140 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Поскольку денежные средства ответчиком не были выплачены в полном объеме, истец вынужден был обратиться с данным иском в суд.
Всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования, оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения данного спора, суд приходит к следующему.
Пунктом 8.2. части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (далее - №79-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентировано, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Статьёй 31 №79-ФЗ предусмотрено, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
его профессионального уровня, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы (часть 1 настоящей статьи).
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 настоящей статьи).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, его профессионального уровня, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5 настоящей статьи).
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (часть 6 настоящей статьи).
Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (часть 7 настоящей статьи).
Как уже ранее указывалось судом, во исполнение уведомления Управления государственной службы, кадров и наград аппарата Администрации Губернатора и Правительства Херсонской области, СФН принят приказ от 03.11.2023 №30/1 «О сокращении штатной численности гражданских государственных служащих СФН» и, исходя из количества предельной штатной численности государственных гражданских служащих СФН, установленного Указом № 154-у, подготовлены были уведомления о сокращении должности государственной гражданской службы Херсонской области сотрудников СФН.
Руководствуясь частью 5 статьи 31 79-ФЗ, 07.12.2023 СФН подготовлены и направлены сокращаемым сотрудникам уведомления о предложении вакантных должностей.
12.12.2023 Кульчицкая Н.В. подала заявление на имя руководителя СФН с просьбой расторжения служебного контракта и о досрочном увольнении по сокращению до истечения срока, указанного в уведомлениях, с выплатой дополнительной денежной компенсации в размере сохраненного денежного содержания.
Приказом СФН о прекращении трудового договора с Кульчицкой Н.В. от 22.12.2023 №36-JIC истец досрочно уволена 22.12.2023 с СФН в связи с сокращением штатной численности с 09.01.2024 на основании п.8.2 ч.1. ст. 37 79 - ФЗ.
Принимая во внимание часть 7 статьи 31 №79-ФЗ истец реализовал предоставленное ей действующим законодательством право на расторжение служебного контракта до истечения двухмесячного срока, с выплатой ей дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении путём принятия соответствующего решения в форме приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с сокращаемым работником (увольнении) на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 79-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 33 №79-ФЗ общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются в том числе расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона).
Частью 3.1. статьи 37 №79-ФЗ установлено, что в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (статья 140 Трудового кодекса Российской Федерации).
С учётом вышеуказанных норм действующего законодательства, ответчиком была подготовлена заявка на доведение (изменение) предельных объёмов финансирования от 15.12.2023 № 57, аналитическая информация по расходам на оплату труда (КВР 121) к заявке на доведение (изменение) предельных объёмов финансирования от 15.12.2023 № 57 по СФН, расчётную ведомость за декабрь 2023 года, которые направлены в Министерство для осуществления финансирования СФН.
В день увольнения истцу выдан расчетный листок за декабрь 2023 год, в котором отображены составляющие начисления оплаты труда за период до 22.12.2023 года с общей задолженностью за СФН в сумме 832 965 руб. 91 коп.
Таким образом, кредиторская задолженность СФН по заработной плате перед истцом на момент увольнения составляла 832 965 руб. 91 коп.: должностной оклад; оклад за классный чин; ежемесячное денежное поощрение; надбавка за выслугу лет; компенсация отпусков; надбавка за особые условия госслужбы в размере 5% от оклада; 4-х месячное денежное содержание и сохранение денежного содержания; материальная помощь к отпуску в размере двух окладов денежного содержания.
Истцом не представлено возражений относительно требований заявления, при этом, как уже ранее указывалось СФН указала на разницу в расчетах истца и ответчика в 1 руб. Так же ответчик обратил внимание суда на тот факт, что СФН собственных денежных средств не имеет, все финансовые операции проводит в рамках доведённых лимитов и после соответствующего согласования и финансирования со стороны Министерства финансов Херсонской области (далее - Министерство).
Суд соглашается с позицией ответчика в указанной части и произведенным СФН расчетом, исходя из следующего.
Статьёй 65 79-ФЗ предусмотрено, что финансирование федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета, бюджета федеральной территории «Сириус» с учетом положений статьи 47 Федерального закона от 22 декабря 2020 года № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Так, согласно представленных в материалы дела документов 27.12.2023 Министерство профинансировало заработную плату за декабрь 2023 года на основании заявки СФН на доведение предельных объёмов финансирования от 15.12.2023 № 56.1, в связи с чем 27.12.2023 была погашена задолженность перед истцом по заработной плате до 22.12.2023 и компенсации отпусков в сумме 139 290,59 коп.
29.12.2023 Министерство профинансировало надбавку за особые условия государственной гражданской службы, которая является составляющей частью заработной платы за декабрь 2023 года на основании заявки СФН на доведение предельных объёмов финансирования от 15.12.2023 № 56.2, в связи с чем ответчиком была погашена задолженность перед истцом по надбавке за особые условия государственной гражданской службы в сумме 1 696 руб. 48 коп.
Таким образом, в период с 27 по 29 декабря 2023 года Министерство частично профинансировало расходы СФН на оплату труда (должностной оклад; оклад за классный чин; ежемесячное денежное поощрение; надбавка за выслугу лет; компенсация отпусков; надбавка за особые условия госслужбы), в связи с чем задолженность по заработной плате перед истцом была уменьшена на общую сумму 140 987 руб. 07 коп.
Таким образом, на момент рассмотрения данного спора задолженность СФН перед истцом по заработной плате составляет 691 978 руб. 84 коп (832965,91-139290,59-1696,48).
Каких-либо возражений относительно указанной суммы материалы дела не содержат. Доказательств погашения суммы долга в указанном размере ответчиком в материалы дела также не представлено, в связи с чем суд считает возможным удовлетворить сумму основного долга в размере 691 978 руб. 84 коп. за 4-х месячное денежное содержание и сохранение денежного содержания и материальная помощь к отпуску в размере двух окладов денежного содержания.
Истец также просил суд взыскать с ответчика компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы за период с 23.12.2023 по 03.03.2024 в размере 53144,05 руб., далее с 04.03.2024 по день фактической выплаты заработной платы в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на сумму долга.
В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Ответчик в своих возражениях не отказывался от оплаты компенсации за задержку причитающихся сумм денежного содержания при сокращении в добровольном порядке. В то же время пояснил, что настоящая компенсация на сегодняшний момент, как и выплата денежного содержания при сокращении не выплачена истцу не по вине ответчика, а ввиду отсутствия соответствующего
финансирования.
Поскольку Службой финансового надзора Херсонской области окончательный расчет с истцом должен был быть произведен 22.12.2023г. требования в указанной части также подлежат удовлетворению.
При этом, из-за допущенной технической ошибки истцом при указании основной суммы долга денежного содержания при сокращении, исковое заявление содержит неверные расчёты компенсации за задержку причитающихся сумм.
Произведя самостоятельный расчет компенсации, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения требований в указанной части на сумму 53 143,97 руб. (691978,84 руб. х 16 % х 1/150 х 72 д. (с 23.12.2023. по 03.12.2024).
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 691978,84 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 23.12.2023 ░░ 03.03.2024 ░ ░░░░░░░ 53143,97 ░░░. ░ ░░░░░ ░ 04.03.2024 ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1/150 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.05.2024 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░