Решение по делу № 2а-3167/2020 от 15.06.2020

КОПИЯ

Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2020 года

Дело № 2а-3167/2020

66RS0007-01-2020-003295-91

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 августа 2020 года                                                                               г. Екатеринбурга

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего Парамоновой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 25 по Свердловской области к Сухановой Ольге Владимировне о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 25 по Свердловской области области обратилась в суд с административным иском к Сухановой О.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование административного иска указано, что Суханова О.В. по состоянию на 2017 год является плательщиком страховых взносов. В настоящее время у налогоплательщика имеется задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 732, 53 руб.; по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная до 01 января 2017 года в размере 2156, 36 руб., которую административный истец просит взыскать с Сухановой О.В.

Также Суханова О.В. не представила в установленный законом срок налоговую декларацию. МИФНС России № 25 по Свердловской области было принято решение от 21 января 2016 года № 20072 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации, назначен штраф в размере 2 000, 00 руб. Должнику выставлено требование об уплате налога № 2455 по состоянию на 05 апреля 2016 года, предложено уплатить сумму задолженности по налогу в установленный срок до 25 апреля 2016 года. Требование добровольно не исполнено.

Административный истец в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело без участия представителя.

Административный ответчик Суханова О.В. в судебное заседание не явилась, направила письменные отзыв, в котором с заявленными требованиями не согласна, поскольку налоговым органом пропущен срок для взыскания как во внесудебном порядке, так и для принудительного взыскания налога и пени. В удовлетворении административного иска просит отказать.

Руководствуясь частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 – 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Как следует из представленных материалов дела, решением МИФНС России № 25 по Свердловской области от 21 января 2016 года Суханова О.В. привлечена к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, назначен штраф в размере 2 000, 00 руб.

На указанную задолженность выставлено требование № 2455 по состоянию на 05 апреля 2016 года, со сроком исполнения до 25 апреля 2016 года. Требование было направлено по электронной почте в личный кабинет налогоплательщика. Вместе с тем в материалы дела административным истцом не представлено доказательств в обоснование данного довода.

Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Статьей 423 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что расчетным периодом признается календарный год.

Сухановой О.В. были исчислены суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2017 год в размере 732, 53 руб., пени за 2017 год в размере 2 156, 36 руб. на указанную задолженность было выставлено требование об уплате налога № 177354 по состоянию на 11 сентября 2018 года, должнику предложено уплатить до 01 октября 2018 года, которое также было направлено по электронной почте в личный кабинет налогоплательщика. Требование не исполнено.

Как следует из представленных материалов Суханова О.В. () на основании сведений о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 24 февраля 2016 года снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя.

В связи с чем суд полагает, что оснований для начисления страховых взносов за 2017 год у налогового органа не имелось.

26 сентября 2019 года административный истец направил заявление мировому судье о выдаче судебного приказа по требованиям № 2455 и № 177354. 30 сентября 2019 года мировым судьей судебного участка № 8 Чкаловского судебного района г. Екатеринбурга был вынесен судебный приказ, который 11 декабря 2019 года был отменен в связи с поступившими возражениями налогоплательщика.

Учитывая установленные обстоятельства, сумма, подлежащая взысканию по указанным требованиям, превысила 3 000, 00 руб. 11 сентября 2018 года, таким образом, налоговый орган был вправе обратиться за взысканием задолженности до 11 февраля 2019 года. Вместе с тем заявление о вынесении судебного приказа было направлено 26 сентября 2019 года, то есть с пропуском установленного законом срока.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по налогам, пени в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец обратился 15 июня 2020 года.

Оценивая изложенное в совокупности суд находит, что административный истец обратился в суд с административным иском уже по истечении шестимесячного срока, предусмотренного положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд.

Административным истцом при подаче административного иска в суд какие-либо достаточные доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока на принудительное взыскание налога и пеней, которые объективно препятствовали своевременному обращению в суд не представлено. При этом суд отмечает, что факт соблюдения сроков на обращение в суд с административным исковым заявлением не освобождает административного истца от соблюдения сроков при обращении за выдачей судебного приказа.

Таким образом, никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренные законом сроки обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, а в последующем с административным исковым заявлением, не имелось.

В связи с изложенным пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

В соответствии с частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 25 по Свердловской области к Сухановой Ольге Владимировне о взыскании обязательных платежей и санкций оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.

Судья                                                (подпись)                                                  М.А. Парамонова

2а-3167/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России № 25 по Свердловской области
Ответчики
Суханова Ольга Владимировна
Суд
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Парамонова Марина Анатольевна
Дело на сайте суда
chkalovsky.svd.sudrf.ru
15.06.2020Регистрация административного искового заявления
15.06.2020Передача материалов судье
18.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2020Судебное заседание
04.08.2020Судебное заседание
18.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее