Дело № 2а-1707/2019
УИД 33RS0008-01-2019-001975-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гусь-Хрустальный 19 сентября 2019 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Забродченко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Платоновой Я.А.,
с участием прокурора Голубевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 7 поселка Уршельский, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административными исковыми требованиями к администрации муниципального образования
Гусь-Хрустальный район (далее - Администрация), МБДОУ «детский сад № 7 поселка Уршельский», в которых просил признать незаконным бездействие административных ответчиков по не оснащению помещений медицинского назначения МБДОУ «детский сад № 7 поселка Уршельский» Гусь-Хрустального района, Владимирской области, оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях; обязать Администрацию выделить денежные средства, необходимые для оснащения помещений медицинского назначения МБДОУ «детский сад № 7 поселка Уршельский» оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях; обязать МБДОУ «детский сад № 7 поселка Уршельский» оснастить помещение медицинского кабинета оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, дезинфекционными средствами в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях и предоставить на безвозмездной основе ГБУЗ ВО «Уршельская районная больница» по акту приема-передачи с приложением документов, подтверждающих соответствие предоставляемого помещения и оборудования требованиям, предъявляемым СанПин.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки укомплектованности кабинетов образовательных учреждений
Гусь-Хрустального района установлено, что в МБДОУ «детский сад № 7 поселка Уршельский» в нарушение требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, медицинское оборудование необходимое для организации медицинских осмотров и оказания доврачебной помощи учащимся в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, учреждению здравоохранения ГБУЗ ВО «Уршельская районная больница» не представлено.
Указанное образовательное учреждение Гусь-Хрустального района является некоммерческой организацией, учреждено Администрацией (Управление образования Администрации), находится в муниципальной собственности и финансируется за счет бюджетных средств.
01.06.2018 года по фактам выявленных нарушений Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой начальнику Управления образования Администрации внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о здравоохранении, по результатам рассмотрения которого административным ответчиком не принято мер к устранению нарушений, указано, что приведение помещений требует дополнительного бюджетного финансирования.
Бездействие органов и учреждений по устранению выявленных недостатков противоречит требованиям закона и нарушает гарантированное законом право детей на получение образования в условиях, обеспечивающих защиту жизни и здоровья.
Прокурор Голубева Е.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Срок исполнения решения суда, заявленный стороной административных ответчиков полагала слишком длительным, просила его снизить.
Представители административных ответчиков администрации МО
Гусь-Хрустальный район, МБДОУ «детский сад № 7 поселка Уршельский», в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки представителей суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела или его рассмотрения в отсутствие представителей не заявляли. Вместе с тем от представителя административных ответчиков Богомоловой К.Н. поступило заявление, в котором она признает административные исковые требования прокурора в полном объеме, а также просит установить срок исполнения решения суда до 31.12.2020 года.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ ВО «Уршельская районная больница» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки представителя суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела или его рассмотрения без участия представителя не заявляли.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административных ответчиков администрации МО Гусь-Хрустальный район, МБДОУ «детский сад № 7 поселка Уршельский», а также заинтересованного лица ГБУЗ ВО
«Уршельская районная больница», поскольку их явка не была признана обязательной.
Выслушав прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению здравоохранения в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению прав детей на получение образования в условиях, обеспечивающих защиту жизни и здоровья.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие материальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В силу ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Статьей 33 данного Федерального закона установлено, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Обязанность по организации оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений возложена законом на органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Возможность осуществления данной деятельности органами и учреждениями системы образования законодательством не предусмотрена.
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.
Статья 34 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений право на охрану жизни и здоровья.
В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 названного закона организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Приказом Минздрава России от 05.11.2013 года № 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
В соответствии с п. 4 данного Порядка, организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно п. 7 Порядка в структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации.
Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета (п. 8 Порядка).
Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности (п. 9 Порядка).
В соответствии с п. 11 вышеуказанного Порядка установлено, что помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к настоящему Порядку).
Согласно п. 11.1 СанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189, во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Положениями ч. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294, 296 ГК РФ), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
То есть собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Действующее законодательство гарантирует оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений без каких-либо ограничений.
Из приведенных правовых норм следует, что для медицинского обслуживания в образовательном учреждении последнее должно предоставить работникам медицинских учреждений необходимые для этого условия, в том числе помещение, соответствующее необходимым требованиям для оказания указанной помощи.
В судебном заседании установлено, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой в ходе проверки укомплектованности кабинетов образовательных учреждений Гусь-Хрустального района установлено, что в МБДОУ «детский сад № 7 поселка Уршельский» в нарушение требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, отсутствует медицинское оборудование необходимое для организации медицинских осмотров и оказания доврачебной помощи учащимся в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.
Указанное образовательное учреждение Гусь-Хрустального района является некоммерческой организацией, учреждено Администрацией (Управлением образования Администрации), находится в муниципальной собственности и финансируется за счет бюджетных средств.
01.06.2018 года по фактам выявленных нарушений Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой начальнику Управления образования Администрации внесено представление № 4-2-208 об устранении выявленных нарушений законодательства о здравоохранении.
Однако по результатам рассмотрения указанного представления, мер к устранению выявленных нарушений не принято, нарушения до настоящего времени административными ответчиками не устранены, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Бездействие органа местного самоуправления и образовательного учреждения противоречит требованиям закона и нарушает гарантированное законом право детей на получение образования в условиях, обеспечивающих защиту жизни и здоровья.
С учетом того, что медицинские помещения в МБДОУ «детский сад № 7 поселка Уршельский» не соответствуют стандарту оснащения, предусмотренному приложением № 3 приказа Минздрава России от 05.11.2013 года № 822н, которым утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, суд приходит к выводу о том, что условия для осуществления работниками медицинского учреждения медицинского обслуживания воспитанников в образовательном учреждении не созданы.
В результате этого нарушаются права на медицинское обслуживание несовершеннолетних обучающихся.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание признание представителем административных ответчиков административного иска, суд полагает, что требование прокурора о признании незаконным бездействия административных ответчиков по не оснащению помещений медицинского назначения МБДОУ «детский сад № 7 поселка Уршельский» оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, подлежит удовлетворению.
С учетом всех обстоятельств дела, а также принимая во внимание объем обязанностей возлагаемых на административных ответчиков, суд полагает достаточным и разумным установить срок исполнения решения суда до 01.07.2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Гусь-Хрустального межрайонного прокурора – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район и МБДОУ «детский сад № 7 поселка Уршельский», по не оснащению помещений медицинского назначения МБДОУ «детский сад № 7 поселка Уршельский» Гусь-Хрустального района, Владимирской области, оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.
Обязать администрацию муниципального образования
Гусь- Хрустальный район в срок до 01.07.2020 года, выделить денежные средства, необходимые для оснащения помещений медицинского назначения МБДОУ «детский сад № 7 поселка Уршельский»
Гусь-Хрустального района, Владимирской области, оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.
Обязать МБДОУ «детский сад № 7 поселка Уршельский»
Гусь-Хрустального района, Владимирской области в срок до 01.07.2020 года, оснастить помещение медицинского кабинета оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, дезинфекционными средствами в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях и предоставить на безвозмездной основе ГБУЗ ВО «Уршельская районная больница» по акту приема-передачи с приложением документов, подтверждающих соответствие предоставляемого помещения и оборудования требованиям, предъявляемым СанПин.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Забродченко