Решение по делу № 33-3-5890/2024 от 17.06.2024

Судья Казанчев И.Т. дело № 33-3-5890/2024 ( №2-1719/2024)

УИД 77RS0002-02-2024-000839-91

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 09 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда

в составе председательствующего Чернышовой Н.И.,

судей Быстрова О.В., Евтуховой Т.С.,

при секретаре Хашировой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением – Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО "РЖД" – Богдашкиной М.Л. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 26 апреля 2024 года

по исковому заявлению Ставропольского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги», в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Григорополисская Ставропольского края,

заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,

установила:

Ставропольский транспортный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к ОАО «Российские железные дороги», в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности на ОАО «РЖД», в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Григорополисская, а именно:

- утвердить организационно-распорядительные документы ОАО «РЖД» о назначении ответственных лиц среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Григорополисская;

- внести изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорополисская в части добавления сведений об ответственных лицах среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

- аттестовать и подготовить в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» ответственных должностных лиц, среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Григорополисская.

В обоснование требований указал, что Ставропольской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на поднадзорных железнодорожных станциях, по результатам которой выявлены факты несоблюдения установленных законодательством требований по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности железнодорожной станции Григорополисская Ставропольского края. Установлено, что железнодорожная станция Григорополисская относится к структурным подразделениям открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»), являющегося собственником объекта, в связи с чем на общество возложена обязанность исполнения требований законодательства о транспортной безопасности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 г. № 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования № 1635).

Во исполнение пп. «и» п. 5 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны утвердить организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых являются приложениями к паспорту объекта транспортной инфраструктуры. Распоряжением от 05 августа 2022 г. № СКАВД-393/р назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Северо-Кавказской дирекции управления движением, согласно которому начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Буклаков В.И. назначен лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Минераловодского центра организации движения железнодорожных станций (в период его официального отсутствия - первый заместитель Минераловодского центра). В паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорополисская ответственным лицом за обеспечение транспортной безопасности на объектах назначен начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Буклаков В.И. и/или его первый заместитель.

В нарушение требований п. 7.2 ст. 1 Закона № 16-ФЗ и пп. «б, и» п. 5 Требований № 1635 не утверждены организационно-распорядительные документы ОАО «РЖД» о назначении ответственного лица среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры (начальник железнодорожной станции), непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Григорополисская. В нарушение требований п. 7.2 ст. 1 Закона № 16-ФЗ и пп. «с» п. 5 Требований № 1635 не внесены изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорополисская в части добавления сведений об ответственном лице среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры (начальник железнодорожной станции), непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. В нарушение требований ст. 12.1 ст. 1 Закона № 16-ФЗ и пп. «н» п. 5 Требований № 1635 начальник железнодорожной станции Григорополисская не аттестован и не подготовлен в области транспортной безопасности.

Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 26 апреля 2024 года исковые требования Ставропольского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги», в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции – Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Григорополисская Ставропольского края, удовлетворены. Суд решил: «Возложить на ОАО «РЖД», в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Григорополисская, а именно:

- утвердить организационно-распорядительные документы ОАО «РЖД» о назначении ответственных лиц среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Григорополисская;

- внести изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорополисская в части добавления сведений об ответственных лицах среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

- аттестовать и подготовить в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» ответственных должностных лиц, среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Григорополисская.

Взыскать с ОАО «РЖД» в бюджет Минераловодского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей».

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОАО «РЖД» - Богдашкина М.Л. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное в части обязания ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу утвердить организационно-распорядительные документы ОАО «РЖД» о назначении ответственных лиц среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Григорополисская; аттестовать и подготовить, в соответствии со статьей 12.11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», ответственных должностных лиц, среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно, связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Григорополисская, и принять в данной части по делу новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что ОАО «РЖД» частично выполнены требования прокурора, в частности, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на станции Григорополисская, назначен начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Прокофьев Р.А. (ответственный за ТБ в отсутствие Прокофьева Р.А. является Макухин В.Д. - первый заместитель начальника Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций)); аттестованы и подготовлены ответственные должностные лица, среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожнойстанции Григорополисская (начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Прокофьев Р.А. и первый заместитель начальника Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Макухин В.Д.).

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Транспортный прокурор Гербеков А.С. просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представитель ООО «РЖД» Беланов В.И. и транспортный прокурор, иные лица, участвующие в делу о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, ходатайства об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направили, доказательств уважительности причины неявки не представили.

В соответствии с положениями ч.3 ст.167 и ч. 1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 1 Федерального закона №17-ФЗ от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №17-ФЗ) функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости и безопасности его работы.

По смыслу статьи 2 Федерального закона №17-ФЗ железнодорожные станции, входящие в состав Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций, расположенные на территории Минераловодского транспортного региона, являются объектами транспортной инфраструктуры и частью производственно-технологического комплекса железнодорожного транспорта общего пользования.

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон №16-ФЗ) транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона №16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Из содержания пункта 5 части 1 статьи 1 Федерального закона №16-ФЗ следует, что объекты транспортной инфраструктуры – это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально- техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности; сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности (часть 2 статьи 2 Федерального закона №16-ФЗ).

Несоблюдение указанных выше норм создает угрозу жизни здоровью неопределенного круга лиц.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона №16-ФЗ одним из основных принципов обеспечения транспортной безопасности является непрерывность ее обеспечения, то есть такая деятельность должна осуществляться постоянно, без каких-либо перерывов и изъятий.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств (пункт 7.2 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ).

Из положений части 1 статьи 8 Федерального закона №16-ФЗ следует, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

На основании подпункта 8 части 1 статьи 10 Закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

В силу части 3 статьи 12 Федерального закона №17-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 12.1 Закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Во исполнение положений Федерального закона №17-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08 октября 2020 г. №1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию» (далее – Требования №1635).

В соответствии с пп. «б» пункта 5 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Согласно пп. «и» пункта 5 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны утвердить организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых являются приложениями к паспорту объекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пп. «н» пункта 5 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с паспортом обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Закона № 16-ФЗ.

Согласно пп. «с» пункта 5 Требований № 1635, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в случае разработки и утверждения паспорта объекта транспортной инфраструктуры на группу объектов транспортной инфраструктуры, обеспечить внесение в него изменений об исключении (включении) объекта (объектов) транспортной инфраструктуры, переутверждение паспорта объекта транспортной инфраструктуры и представление в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение одного месяца со дня внесения изменений.

Как следует из материалов дела, Ставропольской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на поднадзорных железнодорожных станциях, по результатам которой выявлены факты несоблюдения установленных законодательством требований по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности железнодорожной станции Григорополисская, в ходе которой установлено, что данная железнодорожная станция относится к структурным подразделениям ОАО «Российские железные дороги».

Заместителем начальника Северо-Кавказской дирекции управления движением - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» разработан и в июле 2021 года утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию - железнодорожная станция Григорополисская (далее - паспорт ОТБ).

Выездом на железнодорожную станцию Григорополисская истцом установлены нарушения ответчиком требований:

- пункта 12.1 статьи 1 Закона № 16-ФЗ и пп. «н» пункта 5 Требований № 1635, о том, что начальник железнодорожной станции Григорополисская не аттестован и не подготовлен в области транспортной безопасности;

- пункта 7.2 статьи 1 Закона № 16-ФЗ и пп. «б, и» п. 5 Требований № 1635 не утверждены организационно-распорядительные документы ОАО «РЖД» о назначении ответственного лица среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры (начальник железнодорожной станции), непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Григорополисская;

- п. 7.2 ст. 1 Закона № 16-ФЗ и пп. «с» п. 5 Требований № 1635 не внесены изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорополисская в части добавления сведений об ответственном лице среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры (начальник железнодорожной станции), непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

В целях устранения названных нарушений федерального законодательства Ставропольским транспортным прокурором 11 сентября 2023 г. начальнику Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» внесено представление, которое рассмотрено 05 октября 2023 г. По результатам рассмотрения представления в его удовлетворении отказано, нарушения не устранены.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона №16-ФЗ, Требованиями №1635, исходил из того, что на момент рассмотрения спора на станции Григорополисская в нарушение федерального законодательства ответчиком выявленные нарушения не устранены, не реализованы мероприятия по обеспечению транспортной безопасности железнодорожной станции Григорополисская в части утверждения организационно-распорядительных документов ОАО «РЖД» о назначении ответственного лица среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, внесения изменений в паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорополисская в части добавления сведений об ответственном лице среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры (начальник железнодорожной станции), непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и аттестации и подготовки начальника железнодорожной станции Григорополисская в области транспортной безопасности.

Удовлетворяя заявленные требования прокурора в полном объеме, суд указал на то, что отсутствие необходимой квалификации у уполномоченных работников объектов транспортной инфраструктуры влечет недостаточную и ненадлежащую их компетентность в вопросах, от разрешения которых зависит обеспечение транспортной безопасности станций и уровень антитеррористической защищенности объектов, что приводит к созданию условий их не устойчивого функционирования, реальной угрозы безопасности неопределенного круга лиц, прибывающих на территории станций. Невыполнение указанных требований по обеспечению транспортной безопасности железнодорожных станций снижает уровень антитеррористической защищенности объекта, приводит к созданию условий их неустойчивого функционирования, реальной угрозы безопасности неопределенного круга лиц, прибывающих на территории объектов, в том числе, посетителей и работников железнодорожных станций.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается и с их правовым обоснованием.

Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что они не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям законодательства, регулирующего возникшие между сторонами отношения.

Как следует из материалов дела, распоряжением начальника Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» С.А. Говоруха от 05 августа 2022 г. № СКАВД-393/р назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Северо-Кавказской дирекции управления движением, согласно которому начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Буклаков В.И. назначен лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Минераловодского центра организации движения железнодорожных станций (в период его официального отсутствия - первый заместитель Минераловодского центра).

В паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорополисская ответственным лицом за обеспечение транспортной безопасности на объектах назначен начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Буклаков В.И. и/или его первый заместитель.

Согласно приказу начальника Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» Буклакова В.И. от 07 ноября 2022 г. № 518 ЛС, начальником железнодорожной станции Расшеватка назначен Яковенко А.В.

В соответствии с пунктом 2.1 должностной инструкции № 127 от 25 февраля 2022 г., утвержденной начальником Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» Буклаковым В.И. (далее - Должностная инструкция) - в функциональные обязанности начальника железнодорожной станции Расшеватка входит осуществление руководства производственно-хозяйственной деятельности железнодорожных станций Расшеватка и Григорополисская в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами вышестоящих органов.

На основании письма Северо-Кавказской дирекции управления движением от 18 января 2024 г. № ИСХ-533/СКАВД, распоряжением начальника Северо-Кавказской дирекции управления движением от 15 января 2024 г. № СКАВД-5/р «О внесении изменений в распоряжение № СКАВД-393/р от 05 августа 2022 г. «О назначении ответственных лиц за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Северо-Кавказской дирекции управления движением» ответственным за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожных станциях Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций назначен начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Прокофьев Р.А., который прошел специальную профессиональную подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

Вместе с тем, согласно пункту 2.33 должностной инструкции в обязанности начальника железнодорожных станций Расшеватка и Григорополисская входит осуществление контроля за транспортной безопасностью на железнодорожной станции на основании Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Согласно пункту 1.7 должностной инструкции следует, что на время отсутствия начальника железнодорожных станций Расшеватка и Григорополисская, его обязанности исполняет работник центра, назначенный в установленном порядке, в соответствии с приказом о распределении обязанностей.

Указанные обстоятельства свидетельствует о необходимости наличия у указанных должностных лиц подготовки и аттестации в соответствии со ст. 12.1 указанного Федерального закона.

В связи с тем, что работа начальника станций Расшеватка и Григорополисская связана с обеспечением транспортной безопасности непосредственно на объектах транспортной инфраструктуры, он должен быть аттестован.

Проанализировав нормы материального права, подлежащие применению, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об уклонении ОАО «РЖД» от реализации комплексных мер по должному обеспечению транспортной безопасности, а также организации защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа пассажиров, посетителей и работников железнодорожной станции, в частности, ответчиком до настоящего времени не осуществлена аттестация и подготовка Бурлакова В.И. в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации. Доказательств обратному ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

Судебная коллегия также отмечает, что неисполнение субъектом транспортной инфраструктуры требований закона в рассматриваемой сфере подрывает основополагающий принцип обеспечения транспортной безопасности - непрерывность, препятствует дальнейшей реализации мер по защите объектов от актов незаконного вмешательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ОАО «РЖД» частично выполнены требования прокурора, подлежат отклонению, поскольку были предметом судебной проверки, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу направлены на иную оценку доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут послужить основанием к его отмене.

Несогласие заявителя с оценкой указанных доказательств не является основанием для отмены решения.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено, а несогласие с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о неправильности решения. Решение суда соответствует требованиям статьи 195, 198 ГПК РФ. Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не установлено.

Руководствуясь статьями 327-328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 26 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 июля 2024 года.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Казанчев И.Т. дело № 33-3-5890/2024 ( №2-1719/2024)

УИД 77RS0002-02-2024-000839-91

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 09 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда

в составе председательствующего Чернышовой Н.И.,

судей Быстрова О.В., Евтуховой Т.С.,

при секретаре Хашировой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением – Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО "РЖД" – Богдашкиной М.Л. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 26 апреля 2024 года

по исковому заявлению Ставропольского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги», в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Григорополисская Ставропольского края,

заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,

установила:

Ставропольский транспортный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к ОАО «Российские железные дороги», в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности на ОАО «РЖД», в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Григорополисская, а именно:

- утвердить организационно-распорядительные документы ОАО «РЖД» о назначении ответственных лиц среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Григорополисская;

- внести изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорополисская в части добавления сведений об ответственных лицах среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

- аттестовать и подготовить в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» ответственных должностных лиц, среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Григорополисская.

В обоснование требований указал, что Ставропольской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на поднадзорных железнодорожных станциях, по результатам которой выявлены факты несоблюдения установленных законодательством требований по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности железнодорожной станции Григорополисская Ставропольского края. Установлено, что железнодорожная станция Григорополисская относится к структурным подразделениям открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»), являющегося собственником объекта, в связи с чем на общество возложена обязанность исполнения требований законодательства о транспортной безопасности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 г. № 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования № 1635).

Во исполнение пп. «и» п. 5 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны утвердить организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых являются приложениями к паспорту объекта транспортной инфраструктуры. Распоряжением от 05 августа 2022 г. № СКАВД-393/р назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Северо-Кавказской дирекции управления движением, согласно которому начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Буклаков В.И. назначен лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Минераловодского центра организации движения железнодорожных станций (в период его официального отсутствия - первый заместитель Минераловодского центра). В паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорополисская ответственным лицом за обеспечение транспортной безопасности на объектах назначен начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Буклаков В.И. и/или его первый заместитель.

В нарушение требований п. 7.2 ст. 1 Закона № 16-ФЗ и пп. «б, и» п. 5 Требований № 1635 не утверждены организационно-распорядительные документы ОАО «РЖД» о назначении ответственного лица среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры (начальник железнодорожной станции), непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Григорополисская. В нарушение требований п. 7.2 ст. 1 Закона № 16-ФЗ и пп. «с» п. 5 Требований № 1635 не внесены изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорополисская в части добавления сведений об ответственном лице среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры (начальник железнодорожной станции), непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. В нарушение требований ст. 12.1 ст. 1 Закона № 16-ФЗ и пп. «н» п. 5 Требований № 1635 начальник железнодорожной станции Григорополисская не аттестован и не подготовлен в области транспортной безопасности.

Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 26 апреля 2024 года исковые требования Ставропольского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги», в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции – Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Григорополисская Ставропольского края, удовлетворены. Суд решил: «Возложить на ОАО «РЖД», в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Григорополисская, а именно:

- утвердить организационно-распорядительные документы ОАО «РЖД» о назначении ответственных лиц среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Григорополисская;

- внести изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорополисская в части добавления сведений об ответственных лицах среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

- аттестовать и подготовить в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» ответственных должностных лиц, среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Григорополисская.

Взыскать с ОАО «РЖД» в бюджет Минераловодского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей».

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОАО «РЖД» - Богдашкина М.Л. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное в части обязания ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу утвердить организационно-распорядительные документы ОАО «РЖД» о назначении ответственных лиц среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Григорополисская; аттестовать и подготовить, в соответствии со статьей 12.11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», ответственных должностных лиц, среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно, связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Григорополисская, и принять в данной части по делу новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что ОАО «РЖД» частично выполнены требования прокурора, в частности, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на станции Григорополисская, назначен начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Прокофьев Р.А. (ответственный за ТБ в отсутствие Прокофьева Р.А. является Макухин В.Д. - первый заместитель начальника Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций)); аттестованы и подготовлены ответственные должностные лица, среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожнойстанции Григорополисская (начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Прокофьев Р.А. и первый заместитель начальника Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Макухин В.Д.).

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Транспортный прокурор Гербеков А.С. просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представитель ООО «РЖД» Беланов В.И. и транспортный прокурор, иные лица, участвующие в делу о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, ходатайства об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направили, доказательств уважительности причины неявки не представили.

В соответствии с положениями ч.3 ст.167 и ч. 1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 1 Федерального закона №17-ФЗ от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №17-ФЗ) функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости и безопасности его работы.

По смыслу статьи 2 Федерального закона №17-ФЗ железнодорожные станции, входящие в состав Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций, расположенные на территории Минераловодского транспортного региона, являются объектами транспортной инфраструктуры и частью производственно-технологического комплекса железнодорожного транспорта общего пользования.

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон №16-ФЗ) транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона №16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Из содержания пункта 5 части 1 статьи 1 Федерального закона №16-ФЗ следует, что объекты транспортной инфраструктуры – это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально- техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности; сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности (часть 2 статьи 2 Федерального закона №16-ФЗ).

Несоблюдение указанных выше норм создает угрозу жизни здоровью неопределенного круга лиц.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона №16-ФЗ одним из основных принципов обеспечения транспортной безопасности является непрерывность ее обеспечения, то есть такая деятельность должна осуществляться постоянно, без каких-либо перерывов и изъятий.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств (пункт 7.2 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ).

Из положений части 1 статьи 8 Федерального закона №16-ФЗ следует, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

На основании подпункта 8 части 1 статьи 10 Закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

В силу части 3 статьи 12 Федерального закона №17-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 12.1 Закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Во исполнение положений Федерального закона №17-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08 октября 2020 г. №1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию» (далее – Требования №1635).

В соответствии с пп. «б» пункта 5 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Согласно пп. «и» пункта 5 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны утвердить организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых являются приложениями к паспорту объекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пп. «н» пункта 5 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с паспортом обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Закона № 16-ФЗ.

Согласно пп. «с» пункта 5 Требований № 1635, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в случае разработки и утверждения паспорта объекта транспортной инфраструктуры на группу объектов транспортной инфраструктуры, обеспечить внесение в него изменений об исключении (включении) объекта (объектов) транспортной инфраструктуры, переутверждение паспорта объекта транспортной инфраструктуры и представление в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение одного месяца со дня внесения изменений.

Как следует из материалов дела, Ставропольской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на поднадзорных железнодорожных станциях, по результатам которой выявлены факты несоблюдения установленных законодательством требований по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности железнодорожной станции Григорополисская, в ходе которой установлено, что данная железнодорожная станция относится к структурным подразделениям ОАО «Российские железные дороги».

Заместителем начальника Северо-Кавказской дирекции управления движением - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» разработан и в июле 2021 года утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию - железнодорожная станция Григорополисская (далее - паспорт ОТБ).

Выездом на железнодорожную станцию Григорополисская истцом установлены нарушения ответчиком требований:

- пункта 12.1 статьи 1 Закона № 16-ФЗ и пп. «н» пункта 5 Требований № 1635, о том, что начальник железнодорожной станции Григорополисская не аттестован и не подготовлен в области транспортной безопасности;

- пункта 7.2 статьи 1 Закона № 16-ФЗ и пп. «б, и» п. 5 Требований № 1635 не утверждены организационно-распорядительные документы ОАО «РЖД» о назначении ответственного лица среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры (начальник железнодорожной станции), непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Григорополисская;

- п. 7.2 ст. 1 Закона № 16-ФЗ и пп. «с» п. 5 Требований № 1635 не внесены изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорополисская в части добавления сведений об ответственном лице среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры (начальник железнодорожной станции), непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

В целях устранения названных нарушений федерального законодательства Ставропольским транспортным прокурором 11 сентября 2023 г. начальнику Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» внесено представление, которое рассмотрено 05 октября 2023 г. По результатам рассмотрения представления в его удовлетворении отказано, нарушения не устранены.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона №16-ФЗ, Требованиями №1635, исходил из того, что на момент рассмотрения спора на станции Григорополисская в нарушение федерального законодательства ответчиком выявленные нарушения не устранены, не реализованы мероприятия по обеспечению транспортной безопасности железнодорожной станции Григорополисская в части утверждения организационно-распорядительных документов ОАО «РЖД» о назначении ответственного лица среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, внесения изменений в паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорополисская в части добавления сведений об ответственном лице среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры (начальник железнодорожной станции), непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и аттестации и подготовки начальника железнодорожной станции Григорополисская в области транспортной безопасности.

Удовлетворяя заявленные требования прокурора в полном объеме, суд указал на то, что отсутствие необходимой квалификации у уполномоченных работников объектов транспортной инфраструктуры влечет недостаточную и ненадлежащую их компетентность в вопросах, от разрешения которых зависит обеспечение транспортной безопасности станций и уровень антитеррористической защищенности объектов, что приводит к созданию условий их не устойчивого функционирования, реальной угрозы безопасности неопределенного круга лиц, прибывающих на территории станций. Невыполнение указанных требований по обеспечению транспортной безопасности железнодорожных станций снижает уровень антитеррористической защищенности объекта, приводит к созданию условий их неустойчивого функционирования, реальной угрозы безопасности неопределенного круга лиц, прибывающих на территории объектов, в том числе, посетителей и работников железнодорожных станций.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается и с их правовым обоснованием.

Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что они не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям законодательства, регулирующего возникшие между сторонами отношения.

Как следует из материалов дела, распоряжением начальника Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» С.А. Говоруха от 05 августа 2022 г. № СКАВД-393/р назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Северо-Кавказской дирекции управления движением, согласно которому начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Буклаков В.И. назначен лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Минераловодского центра организации движения железнодорожных станций (в период его официального отсутствия - первый заместитель Минераловодского центра).

В паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорополисская ответственным лицом за обеспечение транспортной безопасности на объектах назначен начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Буклаков В.И. и/или его первый заместитель.

Согласно приказу начальника Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» Буклакова В.И. от 07 ноября 2022 г. № 518 ЛС, начальником железнодорожной станции Расшеватка назначен Яковенко А.В.

В соответствии с пунктом 2.1 должностной инструкции № 127 от 25 февраля 2022 г., утвержденной начальником Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» Буклаковым В.И. (далее - Должностная инструкция) - в функциональные обязанности начальника железнодорожной станции Расшеватка входит осуществление руководства производственно-хозяйственной деятельности железнодорожных станций Расшеватка и Григорополисская в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами вышестоящих органов.

На основании письма Северо-Кавказской дирекции управления движением от 18 января 2024 г. № ИСХ-533/СКАВД, распоряжением начальника Северо-Кавказской дирекции управления движением от 15 января 2024 г. № СКАВД-5/р «О внесении изменений в распоряжение № СКАВД-393/р от 05 августа 2022 г. «О назначении ответственных лиц за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Северо-Кавказской дирекции управления движением» ответственным за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожных станциях Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций назначен начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Прокофьев Р.А., который прошел специальную профессиональную подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

Вместе с тем, согласно пункту 2.33 должностной инструкции в обязанности начальника железнодорожных станций Расшеватка и Григорополисская входит осуществление контроля за транспортной безопасностью на железнодорожной станции на основании Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Согласно пункту 1.7 должностной инструкции следует, что на время отсутствия начальника железнодорожных станций Расшеватка и Григорополисская, его обязанности исполняет работник центра, назначенный в установленном порядке, в соответствии с приказом о распределении обязанностей.

Указанные обстоятельства свидетельствует о необходимости наличия у указанных должностных лиц подготовки и аттестации в соответствии со ст. 12.1 указанного Федерального закона.

В связи с тем, что работа начальника станций Расшеватка и Григорополисская связана с обеспечением транспортной безопасности непосредственно на объектах транспортной инфраструктуры, он должен быть аттестован.

Проанализировав нормы материального права, подлежащие применению, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об уклонении ОАО «РЖД» от реализации комплексных мер по должному обеспечению транспортной безопасности, а также организации защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа пассажиров, посетителей и работников железнодорожной станции, в частности, ответчиком до настоящего времени не осуществлена аттестация и подготовка Бурлакова В.И. в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации. Доказательств обратному ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

Судебная коллегия также отмечает, что неисполнение субъектом транспортной инфраструктуры требований закона в рассматриваемой сфере подрывает основополагающий принцип обеспечения транспортной безопасности - непрерывность, препятствует дальнейшей реализации мер по защите объектов от актов незаконного вмешательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ОАО «РЖД» частично выполнены требования прокурора, подлежат отклонению, поскольку были предметом судебной проверки, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу направлены на иную оценку доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут послужить основанием к его отмене.

Несогласие заявителя с оценкой указанных доказательств не является основанием для отмены решения.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено, а несогласие с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о неправильности решения. Решение суда соответствует требованиям статьи 195, 198 ГПК РФ. Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не установлено.

Руководствуясь статьями 327-328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 26 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 июля 2024 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-3-5890/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ставропольский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением-Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО "РЖД"
Другие
ООО «Росжелдор»
Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
17.06.2024Передача дела судье
09.07.2024Судебное заседание
12.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2024Передано в экспедицию
09.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее