Решение по делу № 2а-362/2020 от 25.06.2020

Дело № 2а-362/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2020 года                          р.п. Москаленки

Москаленский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Кобзарь О.В.,

при секретаре Искаковой Р.Т.,

с участием помощника прокурора Москаленского района Омской области – Федоркина С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области о возложении обязанности в срок три месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории сельского поселения,

установил:

    Прокурор Москаленского района Муканов М.К. обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области о возложении обязанности в срок три месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести оценку технического состояния автомобильных дорог, расположенных на территории сельского поселения. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности, о безопасности дорожного движения в ходе которой установлено, что не проводилась повторная диагностика автомобильных дорог общего пользования местного значения органом местного самоуправления в 2019 году – истекшем периоде 2020 года, предусмотренная порядком оценки технического состояния автомобильных дорог в отношении следующих автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящиеся в реестре муниципальной собственности Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области: автомобильная дорога общего пользования по <адрес>, автомобильная дорога общего пользования по <адрес>

Выявленные нарушения затрагивают права и законные интересы значительного числа граждан на безопасность дорожного движения, точную численность и персональный состав которых установить невозможно.

В связи с чем, административный истец просит обязать администрацию Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области в срок три месяца с момента вступления решения в законную силу провести оценку технического состояния вышеуказанных автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории сельского поселения.

Представитель административного истца помощник прокурора Москаленского района Федоркин С.Д. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнительно суду пояснив, что нарушения на момент рассмотрения дела не устранены, просит предоставить срок для их устранения три месяца с момента вступления решения в законную силу.

Представитель административного ответчика администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района в судебном заседании участия не принимал. В материалах дела имеется отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, с требованиями прокурора согласен.

Суд, заслушав пояснения представителя административного истца, изучив письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского поселения, в частности, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 2 Закона Омской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» от 24.09.2015 года № 1786-ОЗ отражено, что за сельскими поселениями Омской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 13, 15, 22, 26, 31, 38 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ.

Согласно ст. 3 Федерального закона РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ (в ред. от 01.03.2020 года) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Согласно ч. ч. 1, 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 13 вышеуказанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 вышеуказанного Федерального закона в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

В ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что в реестре муниципального имущества, принадлежащего администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района, находятся следующие объекты: автомобильная дорога общего пользования по <адрес>, автомобильная дорога общего пользования по <адрес>, что подтверждается свидетельствами и государственной регистрации права.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 17, 18 Федерального закона РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Частью 4 указанной статьи установлено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150 утвержден Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.

Согласно п. 2 указанного Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения оценка технического состояния автомобильных дорог проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п. 3 Порядка).

Согласно п. 4 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.

В п.п. 4 п. 9 раздела 4 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» указано, что в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

В п. 1.1, 1.2 ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» отражено, что технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Согласно п. 5.1 ВСН 1-83 паспорт автомобильной дороги (Приложение 23) содержит схему автомобильной дороги, общие данные о ней, экономическую и техническую характеристики, денежные затраты и основные объемы выполненных работ, линейный график.

Судом установлено, что в отношении вышеуказанных автомобильных дорог административным ответчиком оценка технического состояния не проводилась, технические паспорта и иная техническая документация не оформлялась.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из административного иска следует, что нарушение требований законодательства о муниципальной собственности и дорожной деятельности со стороны администрации сельского поселения, выразившееся в непроведении оценки технического состояния автодорог, было выявлено в ходе проверки, проведенной в 2020 году, по результатам указанной проверки в адрес административного ответчика прокурором Москаленского района 13.04.2020 было внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Согласно ответу на представление прокурора, представитель административного ответчика указал, что администрацией сельского поселения оценка технического состояния автодорог не проводилась.

Таким образом, судом достоверно установлено, что факт непроведения административным ответчиком оценки технического состояния автодорог в 2019 году был выявлен и вынесено представление прокуратурой Москаленского района в апреле 2020 года, а с настоящим административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц прокурор Москаленского района обратился 25.06.2020, соответственно, трехмесячный срок, установленный ст. 219 КАС РФ для обращения в суд, не истек.

В соответствии с Уставом дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района (п. 14 ст. 4 Устава).

Отсутствие технической документации на вышеуказанные автомобильные дороги влечет ненадлежащее выполнение муниципальным образованием обязанностей по содержанию дорог и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, препятствует рациональному планированию работ по дальнейшему развитию дорожной сети, реконструкции, ремонту и содержанию эксплуатируемого участка дороги, что нарушает право граждан на пользование автомобильными дорогами, а также угрожает безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан и сохранности их имущества.

Указанные выше нарушения законодательства не оспаривались главой администрации сельского поселения, как в ходе проведения проверки, так и в ходе подготовки административного дела к рассмотрению, а также подтверждается исследованными судом письменными материалами дела.

В связи с вышеизложенным, суд находит административные исковые требования прокурора Москаленского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Запрошенный административным истцом срок для устранения нарушения (три месяца с даты вступления решения в законную силу) суд полагает целесообразным и разумным.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

Удовлетворить административные исковые требования прокурора Москаленского района Омской области.

Обязать администрацию Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области в срок 3 (три) месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу провести оценку технического состояния следующих автомобильных дорог, расположенных на территории сельского поселения:

- автомобильная дорога общего пользования по <адрес>;

- автомобильная дорога общего пользования по <адрес>

Обязать администрацию Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области сообщить об исполнении настоящего решения в суд и прокурору Москаленского района Омской области в течение 10 (десяти) дней по истечению установленного судом срока для устранения допущенных нарушений.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                       О.В.Кобзарь

"КОПИЯ ВЕРНА"

подпись судьи ______________________

______секретарь судебного заседания_______

(Наименование должности работника аппарата суда)

__Р.Т. Искакова____

(инициалы, фамилия)

«_____»_________________20_____ г.

УИД 55RS0-77

2а-362/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация Ильичевского сельского поселения
Суд
Москаленский районный суд Омской области
Судья
Кобзарь Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
moskalenkicourt.oms.sudrf.ru
26.06.2020Регистрация административного искового заявления
26.06.2020Передача материалов судье
30.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2020Подготовка дела (собеседование)
16.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2020Судебное заседание
21.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее