Дело №2-1209/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рудничный районный суд г.Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Давыдовой О.А.,
при секретаре Алексеевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
25.10.2018г.
гражданское дело по иску Коновалова А.А. к администрации г.Кемерово о прекращении и признании права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Истец Коновалов А.А. обратился в суд с иском к администрации г.Кемерово, в котором просит суд:
- прекратить долевое право собственности (3/4 доли в праве) ООО «Кузбасс-Юнион» ИНН №, ОГРН № на нежилое помещение №, общей площадью 131 кв.м., 1 этаж, расположенное по адресу: <адрес>;
-прекратить право собственности ООО «Кузбасс-Юнион» ИНН № ОГРН № на нежилое помещение №, общей площадью 46,7 кв.м., 1 этаж, расположенное по адресу: <адрес>а;
-прекратить право собственности ООО «Кузбасс-Юнион» ИНН № ОГРН № на нежилое помещение №, общей площадью 125,7 кв.м., 1 этаж, расположенное по адресу: <адрес>а;
-признать долевое право собственности (3/4 доли в праве) Коновалова А.А. на нежилое помещение №, общей площадью 131 кв.м., 1 этаж, расположенное по адресу: <адрес>а;
-признать право собственности Коновалова А.А. на нежилое помещение №, общей площадью 46,7 кв.м., 1этаж, расположенное по адресу: <адрес>а;
признать право собственности Коновалова А.А. на нежилое помещение №, общей площадью 125,7 кв.м., 1 этаж, расположенное по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что истец являлся учредителем юридического лица - ООО «Кузбасс-Юнион». 25.02.2003г. между продавцом Б. и покупателем ООО «Кузбасс-Юнион» был заключен договор купли-продажи - нежилого помещения, общей площадью 131 кв.м., 1 этаж, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №); нежилого помещения, общей площадью 46,7 кв.м, 1 этаж, расположенного по адресу: <адрес>, пом. № (кадастровый №); нежилого помещения общей площадью 125,7 кв.м, этаж 1, расположенного по адресу: <адрес>, пом. № (кадастровый №). Все три помещения были оформлены в собственность ООО «Кузбасс-Юнион». 16.09.2013г. между продавцом ООО «Кузбасс-Юнион» и покупателем Гореловым Г.А. был заключен договор купли-продажи № доли в праве собственности в помещении №, общей площадью 131 кв.м., 1 этаж, расположенном по адресу: <адрес>. 19.01.2016 г. Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово внесла запись о прекращении ООО «Кузбасс-Юнион». Способ прекращения - прекращение деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2, ст. 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ. После исключения ООО «Кузбасс-Юнион» из Единого государственного реестра юридических лиц осталось принадлежащее ему на праве собственности вышеуказанное имущество. В настоящий момент отсутствует задолженность ликвидированного юридического лица по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также наличие других кредиторов. Прекращение права собственности на недвижимое имущество исключаемого из ЕГРЮЛ юридического лица влечет нарушение прав учредителя (участника) юридического лица, который при ликвидации не лишен возможности получить недвижимое имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, в собственность, в то время как при прекращении деятельности юридического лица по решению регистрирующего органа данные права законодательно не урегулированы. В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права. В связи с тем, что ООО «Кузбасс-Юнион» исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, истец вправе защитить свои права путем предъявления иска в суд о признании права собственности на недвижимое имущество.
Истец Коновалов А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.153).
Представитель истца Коновалова А.А. -Щепанов М.А., действующий на основании доверенности от 15.06.2018г., со сроком на три года (л.д. 69) на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г.Кемерово в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 156). В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление, согласно которому администрация г.Кемерово является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не имеет притязаний в отношении спорного имущества и не является участником спорных правоотношений (л.д.78).
Третье лицо Горелов Г.А. (л.д.85) в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Направленная судом заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации Горелова Г.А. (<адрес>- л.д.154) судебная повестка об извещении его о времени и месте проведения судебного заседания, назначенного по настоящему делу на 25.10.2018г. на 10:30 час. вернулась в адрес суда по истечении срока хранения в почтовом отделении (л.д.155,159).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Вариант» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Направленная судом заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации ООО «Вариант» (<адрес> - л.д.145) судебная повестка об извещении представителя ООО «Вариант» о времени и месте проведения судебного заседания, назначенного по настоящему делу на 25.10.2018г. на 10:30 час. вернулась в адрес суда по истечении срока хранения в почтовом отделении (л.д.155,157).
Сведениями о том, что неявка третьего лица Горелова Г.А., а также представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Вариант», имела место по уважительной причине, суд не располагает. Поскольку судом принимались меры к их надлежащему извещению о времени и месте судебного заседания (ст.113 ГПК РФ), с целью реализации ими прав и обязанностей, предусмотренных ст.35 ГПК РФ, суд считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть настоящее дело в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и считает их надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Кузбасс-Юнион» ИНН №, ОГРН № зарегистрированного 20.09.2001 г., истец Коновалова А.А. является учредителем данного юридического лица с размером доли в уставном капитале - 100 %, директором указан А. (л.д. 141-144).
25.02.2003г. между Б. и ООО «Кузбасс-Юнион» заключен договор купли-продажи - нежилого помещения, общей площадью 131 кв.м., 1 этаж, расположенного по адресу: <адрес>, пом. № (кадастровый №); нежилого помещения, общей площадью 46,7 кв.м, 1 этаж, расположенного по адресу: <адрес>, пом. № (кадастровый №); нежилого помещения общей площадью 125,7 кв.м, этаж 1, расположенного по адресу: <адрес>, пом. № (кадастровый № (л.д.104-106).
В материалах дела имеются свидетельства о регистрации права собственности в отношении данных объектов недвижимости (л.д.47-49).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области на основании запроса суда представлено дело правоустанавливающих документов в отношении вышеуказанных объектов недвижимости (л.д. 102-120).
Дело правоустанавливающих документов содержит заключенный 16.09.2013г. между ООО «Кузбасс-Юнион» и Гореловым Г.А. договор купли-продажи № доли в праве собственности в помещении №, общей площадью 131 кв.м., 1 этаж, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 112-114).
Выписки из ЕГРН от 11.09.2018г. в отношении спорных объектов недвижимости содержат сведения о том, что правообладателем спорных нежилых помещений является ООО «Кузбасс-Юнион»: на нежилое помещение №, общей площадью 131 кв.м., 1 этаж, расположенное по адресу: <адрес> - 3/4 доли в праве собственности, № доля принадлежит Гореловым Г.А.; на нежилое помещение №, общей площадью 46,7 кв.м., 1 этаж, расположенное по адресу: <адрес>- в полном объёме, на нежилое помещение №, общей площадью 125,7 кв.м., 1 этаж, расположенное по адресу: <адрес> - в полном объёме. В пользу ООО «Вариант» установлено ограничение прав и обременение объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>, на первом этаже, а именно: нежилое помещение № общей площадью 46,7 кв.м, нежилое помещение № общей площадью 125,7 кв.м. (л.д. 93-101).
19.01.2016 г. Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово внесла запись о прекращении деятельности ООО «Кузбасс-Юнион». Способ прекращения - прекращение деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2, ст. 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ. После исключения ООО «Кузбасс-Юнион» из Единого государственного реестра юридических лиц осталось принадлежащее ему на праве собственности вышеуказанное имущество в виде: долевой собственности 3/4 на нежилое помещение № общей площадью 131 кв.м., 1 этаж, расположенного по адресу: <адрес>а; нежилое помещение №, собственность, общей площадью 46,7 кв.м, 1 этаж, расположенного по адресу: <адрес>а; нежилое помещение №, собственность, общей площадью 125,7 кв.м, этаж 1, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.141-144).
Согласно п.п.1,2, ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
В соответствии с п.п. 6,7, ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица. Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Гражданское законодательство Российской Федерации не содержит специальных норм, предусматривающих порядок ликвидации юридического лица в случае принятия регистрирующим органом решения в порядке ст. ст. 21,22 Федерального закона № 129-ФЗ от 08 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно положениям ч.1 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии с п.1 ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В силу п.8 ст.63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.
Положения ст.ст.61-64 ГК РФ, ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ от 08 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не содержит случаев, при которых в процессе ликвидации или исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившего свою деятельность, происходит утрата права собственности.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 08.02.1998 г. № «Об обществах с ограниченной ответственностью» участники общества вправе получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
В соответствии с ч.1 ст. 58 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлена иная процедура прекращения деятельности юридического лица в отношении фактически прекративших свою деятельность юридических лиц. В соответствии с положениями данной статьи такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи. Это означает, что процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Участники юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность и исключенного из ЕГРЮЛ в соответствии со ст. 21.1 Закона о регистрации юридических лиц, не могут быть лишены гарантий, предусмотренных п. 7, ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 58 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», только лишь потому, что общество не ликвидировано, а прекратило свою деятельность в административном порядке. Иное бы означало необоснованное лишение участников общества правовых гарантий на получение имущества, принадлежащего обществу при прекращении деятельности в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что противоречит основным началам гражданского законодательства о неприкосновенности собственности (п.1 ст.1 ГК РФ).
Как установлено судом из представленных документов, в настоящее время отсутствует задолженность ликвидированного юридического лица ООО «Кузбасс-Юнион» по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также наличие других кредиторов.
Прекращение права собственности на недвижимое имущество исключаемого из ЕГРЮЛ юридического лица влечет нарушение прав учредителя (участника) юридического лица, который при ликвидации не лишен возможности получить недвижимое имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, в собственность, в то время как при прекращении деятельности юридического лица по решению регистрирующего органа данные права законодательно не урегулированы.
Согласно части 2 статьи 45 Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенного права и их судебной защиты (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
На основании п.2 ст.1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Признание права является одним из способов защиты права. При этом лицо, считающее себя собственником спорного имущества, должно доказать законность оснований возникновения права собственности на недвижимость (статья 12 ГК РФ).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Суд считает, что истцом представлено достаточно доказательств в обоснование заявленных им требований, которые никем не оспорены и не опровергнуты в порядке ст.56 ГПК РФ.
В связи исключением ООО «Кузбасс-Юнион» из Единого государственного реестра юридических лиц, единственным способом защиты права истца на спорные объекты недвижимости является прекращение права собственности ООО «Кузбасс-Юнион» в отношении спорного имущества и признание права на данное имущество за истцом Коноваловым А.А.
С учётом изложенного и приведённого в совокупности, суд считает, исковые требования Коновалова А.А. подлежат удовлетворению полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Коновалова А.А. к администрации г.Кемерово о прекращении и признании права собственности на недвижимое имущество, удовлетворить.
Прекратить долевое право собственности (3/4 доли в праве) ООО «Кузбасс-Юнион» ИНН № ОГРН № на нежилое помещение №, общей площадью 131 кв.м., 1 этаж, расположенное по адресу: <адрес>.
Прекратить право собственности ООО «Кузбасс-Юнион» ИНН № ОГРН № на нежилое помещение №, общей площадью 46,7 кв.м., 1 этаж, расположенное по адресу: <адрес>.
Прекратить право собственности ООО «Кузбасс-Юнион» ИНН №, ОГРН № на нежилое помещение №, общей площадью 125,7 кв.м., 1 этаж, расположенное по адресу: <адрес>.
Признать долевое право собственности (3/4 доли в праве) Коновалова А.А. на нежилое помещение №, общей площадью 131 кв.м., 1 этаж, расположенное по адресу: <адрес>.
Признать право собственности Коновалова А.А. на нежилое помещение №, общей площадью 46,7 кв.м., 1этаж, расположенное по адресу: <адрес>.
Признать право собственности Коновалова А.А. на нежилое помещение №, общей площадью 125,7 кв.м., 1 этаж, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления 30.10.2018 года мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Рудничный районный суд г.Кемерово.
Судья: