Решение по делу № 2-451/2019 от 18.06.2018

Дело У

копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2019 года г. Красноярск

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Ерохиной А.Л.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Красноярска Могилева А.В.,

при секретаре Епишиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о возложении обязанности принять на учет в качестве бесхозяйного имущества сети наружного освещения,

установил:

Прокурор Октябрьского района г. Красноярска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности принять на учет в качестве бесхозяйного имущества сети наружного освещения.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка о незаконном бездействии Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в части непринятия на учёт бесхозяйных электрических сетей, организации уличного освещения на территории жилого комплекса «Орбита», состоящего из многоквартирных домов, расположенных в Октябрьском районе города Красноярска. При осуществлении строительства многоквартирных жилых домов в целях обеспечения снабжения их коммунальными ресурсами застройщиком было предусмотрено строительство внешних инженерных сетей, предназначенных для обслуживания комплекса жилых домов в целом. Указанные инженерные сети введены в эксплуатацию вместе с многоквартирными жилыми домами и предназначены для их эксплуатации. Список имущества (далее по тексту - «объекты»), с учетом уточнений (т. 2, л.д. 211-216), не имеющего собственника и собственник которого не известен, на территории жилого комплекса «Орбита» в городе Красноярске по следующим адресам: Х, Х. Бездействие органа местного самоуправления, выраженное в непринятие мер, направленных на постановку на учёт бесхозных объектов влечёт нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Прокурор просил возложить обязанность на Администрацию города Красноярска в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия сетей наружного освещения (сеть наружного освещения протяженностью 201 п.м. и 202 п.м. к жилому дому по Х, сеть наружного освещения протяженностью 183 п.. к жилому дому по Х, сеть наружного освещения протяженностью 317 п.м. и 73 п.м. к жилым домам по Х, Х, сеть наружного освещения протяженностью 211 п.м. к жилому дому по Х) на учёт в качестве бесхозяйного имущества в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Помощник Прокурора Октябрьского района г. Красноярска Могилев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении.

Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Аксаменктов Д.М., действующий на основании доверенности от 09 января 2019 года, в судебном заседании исковые требований не признал по основаниям, изложенным в возражениях (т. 1, л.д. 112-113, т. 2, л.д. 208-209, т. 4, л.д. 121-122).

Представитель третьего лица ООО УК «Орбита» Волчкова И.В., действующая на основании доверенности от 09 января 2019 года (т. 1, л.д. 173), в судебном заседании исковые требований не признала по основаниям, изложенным в возражениях (т. 2, л.д. 101-103, 218-220).

Представитель третьего лица ПАО «ФСК ЕЭС» Казакова Ю.С., действующая на основании доверенности от 01 марта 2018 года (т. 2, л.д. 98), в судебном заседании пояснила, что ПАО «ФСК ЕЭС» не является сетевой организацией для потребителя – жилой комплект «Орбита», что отражено в письменных пояснениях (т. 2, л.д. 99-100).

Третьи лица Кузьмин К.М., ООО «Электрические сети Сибири», администрации г. Красноярска, ООО «Красстрой-центр», Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, конкурсный управляющий Чурбаков А.А., Полиновский В.И. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, конкурсный управляющий ООО «Красстрой-центр» Чурбаков А.А., третье лицо Кузьмин К.М., представитель ООО «Электрические сети Сибири», МП «Горсвет», третье лицо Полиновский В.И. представили письменные пояснения относительно иска (т. 1, л.д. 157, т. 2, л.д. 139-141, л.д. 143-144, 197-199, т. 2, л.д. 204, т. 3, л.д. 40-42).

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 утвержден Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей", в соответствии с которым, принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях реализации возложенных на орган местного самоуправления обязанностей распоряжением администрацией г. Красноярска от 25.05.2011 N 510-ж утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности, в соответствии с п. 2.1 которого обязанность по обращению в орган осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае подтверждения отсутствия собственника Объекта в целях принятия Объекта на учет в качестве бесхозяйного возложена на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.

Как следует из материалов дела, по результатам прокурорской проверки жилого комплекса «Орбита» установлен факт нахождения электрических сетей, организации уличного освещения на территории жилых домов в Октябрьском районе города Красноярска по следующим адресам: ул. Х Сведения о собственниках данного недвижимого имущества отсутствуют.

Многоквартирные жилые дома (далее – МКД) по вышеназванным адресам введены в эксплуатацию (т. 3, л.д. 182-216). Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности сети наружного освещения вводились в эксплуатацию к жилым домам по ХХ следующими разрешениями (т. 1, л.д. 28-30, 31-33, 34-38, 39-41, 42-75):

-сеть наружного освещения протяженностью 201 п.м. к жилому дому по Х (разрешение от 27.12.2013 № 01/11089-дг);

-сеть наружного освещения протяженностью 183 п.м. к жилому дому по Х (разрешение от 31.12.2014 № 01/10254-дг);

-сеть наружного освещения протяженностью 317 и 43 п.м. к жилым домам по Х, 42, 44 (разрешение от 31.12.2014 № 01/10256-дг);

-сеть наружного освещения протяженностью 211 п.м. и сети электроснабжения протяженностью 40 п.м. к жилому дому по Х (разрешение от 30.10.2015 № 24-308-01/4330-дг-2013).

Сети наружного освещения к жилым домам по Х №№ Х построены вместе с домами, что подтверждается разрешениями на строительство (т. 2, л.д. 28-3241-45, 46-48, 51).

Согласно ответу ООО «Электрические сети Сибири» на судебный запрос в соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон № 67 от 16.07.2015, № 79 от 17.08.2015, № 107 от 04.12.2015, № 94 от 08.10.2015, № 14 от 17.12.2016 сети наружного освещения жилых домов по Х в Х находятся на балансе и эксплуатационной ответственности ООО УК «Орбита» (т. 2, л.д. 55), что подтверждается актами (т. 2, л.д. 59-85). Оборудование электротехнического назначения и трансформаторные подстанции переданы по договорам аренды ООО УК «Орбита» ООО «Электрические сети Сибири» (т. 2, л.д. 146-168) и дополнительным соглашениям к ним (т2, л.д. 199-202).

На основании представленного в материалы дела договора участия в долевом строительстве от 16 ноября 2015 года объектом капитального строительства являлся многоквартирный жилой Х объекта «Многоэтажные жилые дома с инженерным обеспечением в А1 Х Х, IV очередь строительства» (т. 2, л.д. 93-97).

Земельные участки по многоквартирными жилыми домами по Х, Х в Х сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет, что подтверждается сведениями из ЕГРН (т.3, л.д. 3-34).

25 декабря 2017 года между МКУ "УДИБ" и ПМ «Красноярскгорсвет» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию сетей наружного освещения в городе Красноярске в 2018 году, в приложении к которому указаны дома по Х, Х (т. 4, л.д. 7-24). Вместе с тем, спорные сети наружного освещения не были переданы МКУ "УДИБ", следовательно муниципальный контракт в данной части не мог быть исполнен. Доказательств фактического исполнения муниципального контракта и содержания спорный сетей наружного освещения и электроснабжения жилого комплекса «Орбита» в материалы дела не представлено.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, выслушав объяснения сторон, суд пришел к выводу о необоснованности исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом о регистрации, считаются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

Принятие на учёт и снятие с учёта бесхозяйного имущества осуществляется путём внесения соответствующих записей в публичный реестр в соответствии Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943

Таким образом, принятию на учёт как бесхозяйное имущество подлежат вещи, обладающие признаками недвижимого имущества.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в целях обеспечения стабильности гражданского оборота в статье 131 ГК РФ законодателем установлена необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

Из изложенного следует, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у неё признаков, способных относить её в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

Как следует из представленных фотографий, объяснений третьих лиц и ответчика, наружные сети освещения являются освещением внутридомовой территории многоквартирных жилых домов, поскольку освещают тротуары, дорожки, детские площадки, к освещению улиц не относится, в связи с чем указанные сети в совокупности со всеми устройствами, в том числе, трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи составляют единый функциональный комплекс, являются объектом недвижимости.

В силу статьи 135 ГК РФ, вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что в состав общего имущества включаются объекты, предназначенные обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В соответствии с пунктом 5 названных Правил в состав общего имущества также включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, положенного в этих сетях.

В пункте 8 Правил N 491 указано, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающими организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора эта с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Доказательств невозможности реконструкции сетей с индивидуальным подключением к многоквартирным жилым домам напрямую в материалы дела не представлено.

При этом правоотношения по электроснабжению указанных в иске многоквартирных жилых домов урегулированы соответствующими договорами и актами разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности электросетевой организации и управляющей компании.

Из представленного в материалы дела графического плана следует, что спорные инженерные сети расположены в границах земельных участков, которые сформированы и выделены под строительство многоквартирных домов. Указанные сети введены в эксплуатацию вместе с многоквартирными домами.

Доводы помощника прокурора Октябрьского района г. Красноярска о том, что сети наружного освещения в состав общего имущества МКД застройщиком не передавались, а в последующем в состав общего имущества не включались, в настоящее время не переданы на баланс сетевых организаций, не могут быть приняты во внимание. Из материалов дела следует, что указанные объекты (сети наружного освещения) не имеют самостоятельного назначения, выполняют функции благоустройства территории (освещение внутридворовых тротуаров, дорожек и детских площадок), возводились при строительстве жилых домов с целью их обслуживания. Не включение оборудования сетей наружного освещения в состав проектной документации жилых многоквартирных домов, равно как и отсутствие документального оформления передачи указанных объектов инженерной инфраструктуры МКД в состав общего имущества при наличии доказательств назначения данных сетей в целях обслуживания нужд жителей МКД, не означает, что указанное имущество является бесхозяйным, не входит в состав общего имущества фактически. Включение данных инженерных сетей в состав общего имущества не нарушает законные права и интересы собственников помещений в многоквартирных домах, поскольку данные сети являются по существу частью общей инфраструктуры жилых многоквартирных домов.

Обслуживание спорными инженерными сетями нескольких многоквартирных домов, фактическое соединение спорных сетей наружного освещения в единый комплекс, не является основанием для удовлетворения иска. По смыслу Правил № 491, установленное в ходе рассмотрения дела функциональное назначение сети наружного освещения, даже в случае её распространения на несколько МКД, прямо предусматривает её неотъемлемую принадлежность к инженерной инфраструктуре указанных МКД.

В материалы дела не представлено относимых, допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что спорные сети были созданы для подключения иных объектов, а не многоквартирных жилых домов по адресам Х

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отнесения сетей наружного освещения к бесхозяйному имуществу и для возложения на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обязанности обратиться с заявлением в регистрационный орган с целью постановки их на учет в качестве такового.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о возложении обязанности принять на учет в качестве бесхозяйного имущества сети наружного освещения отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Подписано председательствующим

Копия верна

Судья Ерохина А.Л.

2-451/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Октябрьского района г. Красноярск
Ответчики
ДМИЗО Администрации г. Красноярска
Другие
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска
конкурсный управляющий Чурбаков Анатолий Андреевич
Департьамент градостроительства администраации г. Красноярска
Служба строительно надзора и жилищного контроля Краснеоярского края
Полиновский Владислав Иосифович
ПАО "ФСК ЕЭСЙ
Администрация г. Красноярска
ООО УК "Орбита"
ООО "Красстрой-центр"
Кузьмин Кирилл Михайлович
Аксаментов Дмитрий Иванович
МП "Красноярскгорсвет"
ООО "Электрические сети Сибири"
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярск
Судья
Ерохина А.Л.
Дело на сайте суда
oktyabr.krk.sudrf.ru
22.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
22.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
03.12.2019Судебное заседание
27.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее