Дело № 12-61/2024 (5.2-883/2023)
УИД 76MS0015-01-2023-004694-95
Р Е Ш Е Н И Е
город Ярославль 1 февраля 2024 года
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Воробьева В.В. рассмотрев жалобу защитника министра дорожного хозяйства Ярославской области Душко Романа Владимировича по доверенности Скобелева Александра Владимировича на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №2 Кировского судебного района г.Ярославля мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Ярославля от 17 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении министра дорожного хозяйства Ярославской области Душко Романа Владимировича,
у с т а н о в и л :
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №2 Кировского судебного района г.Ярославля мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Ярославля от 17 ноября 2023 года министр дорожного хозяйства Ярославской области Душко Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Из постановления следует, что Душко Р.В., являясь руководителем Министерства дорожного хозяйства Ярославской области, лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети Ярославской области, 26 августа 2023 года не выполнил требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги, а именно: допустил на покрытии проезжей части автодороги «Пошехонье – Владычное» на участке ПК 0 км - 43 км, автомобильной дороги «Красное – Колодино – Васильевское» ПК 0 км – 25 км, образование дефектов покрытия проезжей части – выбоины глубиной более 5 см. и площадью более 0,09 кв.м., а равно не принял мер к обозначению (ограждению) опасного участка дороги соответствующими временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758 (п. 4.4 ГОСТ 33220-2015), тем самым нарушив требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, п. 13 ОП ПДД РФ, ст. 13.2 технического регламента таможенного союза, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Считая постановление незаконным и необоснованным, в установленный срок, защитник министра дорожного хозяйства Ярославской области Душко Р.В. по доверенности Скобелев А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях Душко Р.В. состава административного правонарушения.
В жалобе указано, что Душко Р.В. не является субъектом административного правонарушения, так как полномочия по осуществлению мероприятий по безопасности дорожного движения возложены на заместителя министра дорожного хозяйства Ярославской области. Кроме того, обязанность по надлежащему содержанию дороги, устранению дефектов дорожного покрытия в срок, установленный ГОСТ 50597-2017, лежит на АО «Ярдормост» - подрядчике по государственному контракту от 22 июня 2022 года №22-03/7 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них в Пошехонском, Брейтовском, Первомайском, Даниловском, Любимском, Тутаевском, Рыбинском и Ярославском муниципальных районах на 2022-2024 г.г. Указал, что определение о проведении административного расследования по факту правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ было вынесено формально, фактически административное расследование не проводилось. Акт выявленных недостатков в министерство не направлен. Повторное актирование недостатков дорожного покрытия не производилось.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Душко Р.В., и его защитник в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и должностных лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (ОП ПДД РФ), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог содержатся в «ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» (введен в действие Приказом Росстандарта от 11.08.2015 №1122-ст). Кроме того, такие требования содержатся и в «ГОСТ 32578-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 21.07.2015 №915-ст).
В соответствии с п.5.2.4 ГОСТ 33220-2015 покрытие проезжей части дорог не должно иметь дефектов, указанных в таблице 2, а именно не должно превышать глубину 5 см, и площадь 0,09 кв.м.
На основании п.4.4 ГОСТ 33220-2015 до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию движения), таких как отдельные выбоины, проломы, колея, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца или решетки дождеприемника, а также до устранения массивных предметов участок дороги должен быть обозначен (огражден) соответствующими временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758 в сроки, установленные национальными стандартами государств - участников Соглашения.
Пункты 5.2.4, 4.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" содержат схожие положения.
Согласно акту о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 26 августа 2023 года на участке автодороги «Пошехонье – Владычное» ПК 0 км – 43 км, на участке автодороги «Красное –Колодино-Васильевское» ПК 0 км – 25 км выявлены дефекты покрытия проезжей части: выбоины глубиной более 5 см и площадью более 0,09 кв.м. Также на указанных участках автомобильных дорог отсутствуют временные технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки и ограждения), установка которых предусмотрена требованиям ГОСТ Р 52289-2004 для оповещения участников дорожного движения о наличии недостатков в содержании проезжей части, которые создают угрозу безопасности дорожного движения и затрудняют движение транспортных средств с разрешено максимальной скоростью, а также не приняты меры по устранению выше указанных нарушений в содержании данных участков автодорог.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 16 октября 2023 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 августа 2023 года, фотоматериалами, были отражены в протоколе об административном правонарушении; свидетельствуют от том, что приведенные выше требования к покрытию проезжей части автодороги «Пошехонье – Владычное» на участке ПК 0 км – 43 км, автодороги «Красное – Колодино – Васильевское» ПК 0 км – 25 км, не соблюдались.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении направлена Душко Р.В. по всем имеющимся в распоряжении административного органа адресам.
Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей не допущено. О месте и времени рассмотрения дела Душко Р.В. и его защитник уведомлены своевременно, надлежащим образом.
Постановление мирового судьи соответствует положениям ст.29.10 КоАП РФ; в нем приводится оценка возражениям защитника Душко Р.В. относительно привлечения к административной ответственности по рассматриваемому событию.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно материалам дела Душко Р.В. с 20 апреля 2021 года занимает должность Министра дорожного хозяйства Ярославской области (до изменения наименования должности директора департамента дорожного хозяйства Ярославской области).
На основании п.3.2.1 в должностные обязанности Душко Р.В. входит организация осуществления полномочий и выполнение функций департамента (в настоящее время Министерства) дорожного хозяйства Ярославской области, установленных положением.
В соответствии с разделами 2,3 Положения о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 № 195-п лицом, ответственным за выполнение работ по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения является департамент дорожного хозяйства Ярославской области (в настоящее время Министерство).
Пунктами 5.3.1, 5.3.12 указанного Положения о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области предусмотрена обязанность министра (до 01.09.2023 г. – директора департамента) руководить министерством, организовать и контролировать его деятельность, действуя на принципах единоначалия, нести персональную ответственность за достижение значений показателей деятельности министерства.
Само по себе заключение государственного контракта №22-03/7 от 22 июня 2022 года с АО «Ярдормост» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области не означает надлежащего и в полном объеме исполнения обязанностей по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования и не исключает, вопреки доводам жалобы, административной ответственности по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Таким образом, Душко Р.В., занимая по состоянию на 29 августа 2023 года должность директора департамента дорожного хозяйства Ярославской области, а после изменения наименования с 01.09.2023 года - должность министра дорожного хозяйства Ярославской области, является лицом, ответственным за организацию работ по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ярославской области.
Ссылки защитника при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей на то, что Душко Р.В. не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку должностным регламентом заместителя директора департамента - начальника отдела управления автомобильными дорогами департамента дорожного хозяйства Ярославской области обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения возложена на заместителя директора департамента не принимаются судом во внимание, поскольку установление в должностных обязанностях заместителя директора департамента - начальника отдела управления автомобильными дорогами департамента дорожного хозяйства Ярославской области по обеспечению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения не исключают обязанности директора департамента по организации работ по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ярославской области в соответствии с Положением о департаменте, должностной инструкцией директора департамента и не освобождает его от исполнения указанных должностных обязанностей.
Вопреки доводами жалобы, Душко Р.В. является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, как руководитель органа исполнительной власти Ярославской области, осуществляющего деятельность по организации работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Действия должностного лица правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Министр дорожного хозяйства Ярославской области, являясь ответственным должностным лицом за надлежащее содержание автомобильных дорог, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи, с чем обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, является минимально возможным, основания для его снижения или для замены на иной вид наказания отсутствуют.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что постановление и.о. мирового судьи судебного участка №2 Кировского судебного района г.Ярославля мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Ярославля от 17 ноября 2023 года вынесено в полном соответствии со ст. ст.29.7, 29.10 КоАП РФ; основано на полно и правильно собранных и исследованных доказательствах, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушен; требования процессуального законодательства соблюдены. Предусмотренных законом оснований для признания постановления о привлечении Душко Р.В. к административной ответственности незаконным и необоснованным не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка №2 Кировского судебного района г.Ярославля мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Ярославля от 17 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Душко Романа Владимировича оставить без изменения, а жалобу защитника Душко Романа Владимировича по доверенности Скобелева Александра Владимировича – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья В.В. Воробьева