Дело № 33-4826/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.
судей Мартыненко А.А., Хуснутдиновой И.И.
при секретаре Козулине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июля 2024 года апелляционную жалобу Сергиенко Р.Е. на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 02 мая 2024 года по исковому заявлению Сергиенко Р.Е. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о возложении обязанности произвести перерасчет стажа службы.
Заслушав доклад судьи Разуваевой Т.А., пояснения представителя УФСИН Росси по Хабаровскому краю, ФСИН России Морозовой М.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Сергиенко Р.Е. обратился с иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет стажа службы в целях расчета пенсии за выслугу лет, в обоснование заявленных требований указав, что в период времени с 17 декабря 2018 года по 11 октября 2023 года проходил службу в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными. 11 октября 2023 года он был уволен со службы с правом на пенсию за выслугу лет. Согласно расчетам ответчика выслуга лет на дату увольнения составила 16 лет 4 месяца 4 дня в календарном исчислении и 20 лет 2 месяца 11 дней в льготном исчислении. Считает, что расчет выслуги лет для назначения пенсии ответчиком произведен неверно. Ответчик при календарном исчислении общей выслуги лет учел 7 лет 4 месяца 3 дня службы в таможенных органах РФ (с 27 февраля 2008 года по 29 июня 2015 года), однако должен был сделать расчет указанной выслуги в льготном исчислении в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 «Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 103 от 02 февраля 1998 года. Таким образом, ответчик в нарушение действующего законодательства не произвел расчет его выслуги лет в таможенных органах РФ в льготном исчислении, которая должна была составить не 7 лет 4 месяца 3 дня, а 11 лет 4 дня. Следовательно, выслуга лет на дату увольнения со службы в органах УИС РФ должна была составить: 16 лет 4 месяца 4 дня в календарном исчислении и 23 года 10 месяцев 12 дней в льготном исчислении. В связи с вышеизложенным истец просит суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет стажа службы (выслуги лет) для назначения пенсии, включить в стаж службы службу в таможенных органах РФ в льготном исчислении.
Определением суда от 19 марта 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России.
Решением Ванинским районным судом Хабаровского края от 02 мая 2024 года исковые требования Сергиенко Р. Е. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о возложении обязанности произвести перерасчет стажа службы оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Сергиенко Р.Е. просит принять по делу новое решение о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет стажа службы для назначения пенсии, включить в стаж службы период службы в таможенных органах РФ в льготном исчислении, указывает, что решение принято с нарушением норм материального права, поскольку нормы действующего законодательства закрепляют идентичный порядок исчисления выслуги выслуги лет для назначения пенсии как сотрудникам уголовно-исполнительной системы, так и сотрудникам таможенных органов, в том числе в льготном исчислении при прохождении службы в отдаленных местностях.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Сергиенко Р.Е. был назначен стажером на должность инспектора отдела таможенной охраны Ванинской таможни на основании приказа № 39-к от 03 марта 2008 года. С 07 июня 2008 года на основании приказа № 108-к от 07 июня 2008 года принят на службу в таможенный орган. 27 февраля 2008 года принят в Ванинскую таможню и назначен на должность инспектора отдела таможенной охраны стажером с испытанием продолжительностью 6 месяцев на основании приказа Ванинской таможни от 3 марта 2008 года № 39-К. 07 июня 2008 года принят на службу в таможенные органы Российской Федерации и назначен на должность инспектора отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы на основании приказа Ванинской таможни от 7 июня 2008 года № 108-К. 29 июня 2015 года на основании приказа № 277-к от 19 июня 2015 года истец уволен со службы в таможенных органах РФ с должности капитана таможенной службы, инспектора отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны Ванинской таможни по подпункту 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий). Согласно копии расчета выслуги лет для назначения пенсии от 29 января 2024 года служба истца в таможенных органах на 29 июня 2015 года составила в календарном исчислении – 07 лет 04 месяца 03 дня (без учебы), учеба – 01 год 04 месяца 29 дней, в льготном исчислении – 03 года 08 месяцев 01 день.
С 17 декабря 2018 года по 11 октября 2023 года Сергиенко Р.Е. проходил службу в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, уволен на основании приказа от 06 октября 2023 года № 333-лс со службы в УИС по пункту 4 части 2 статьи 84 Федерального закона РФ от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Разрешая настоящий спор и отказывая Сергиенко Р.Е. в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», пунктов 1(4), 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет стажа службы за работу в таможенных органах Российской Федерации и для включения периодов такой службы в льготном исчислении в стаж службы в целях назначения пенсии за выслугу лет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда относительно отсутствия оснований включения в стаж службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов службы в таможенных органах РФ в льготном исчислении.
Истец уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ, в связи с чем ему назначается пенсия за выслугу лет в уголовно-исполнительной системе в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (статья 72 Федерального закона от 19 июля 2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Из статьи 1 вышеуказанного Закона следует, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения распространяются на следующие категории: лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. «б» настоящей статьи, и их семей).
Пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в осуществляется различными исполнительными органами в зависимости от последнего места службы этих лиц, Федеральной службой исполнения наказаний пенсионное обеспечение осуществляется в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей (пункт «г» статьи 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 № 4468-1).
Согласно пункту «а» статьи 13 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имею лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации выслугу 20 лет и более.
В соответствии со статьей 18 указанного выше Закона в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), Федеральной службы судебных приставов, непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
В силу части 5 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы») порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе для назначения пенсии за выслугу лет и надбавки за выслугу лет, для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в уголовно-исполнительной системе периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» следует, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывается период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.
Пункт 1(4) Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, введенный в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1760 "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 в соответствии с Федеральным законом «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», предусматривает зачет в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенных со службы с 1 августа 2018 года, помимо периодов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, в календарном исчислении, в том числе, период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» к специальным званиям сотрудников таможенных органов относится звание капитана таможенной службы.
Из материалов дела следует, что Сергиенко Р.Е. с 27 февраля 2008 года по 29 июня 2015 года проходил службу Ванинской таможне в звании капитана таможенной службы, в силу пункта 1(4) Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 период его службы в таможенных органах подлежит учету при назначении пенсии в календарном порядке, о чем прямо указано в приведенной выше норме.
Порядок исчисления выслуги лет сотрудникам уголовно-исполнительной системы РФ закреплен в части 4 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которой в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются: для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (в календарном или льготном исчислении); для назначения надбавки за выслугу лет - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении).
Из пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» следует, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывают на льготных условиях выслугу лет за службу в отдаленных местностях Российской Федерации согласно Приложению № 1, в соответствии с которым в льготном порядке один месяц службы за полтора месяца подлежит учета службы в уголовно-исполнительной системе в Ванинском районе Хабаровского края.
Из части 1 Постановления Правительства РФ от 02 февраля 1998 года № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" (вместе с "Положением об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации») следует, что настоящее Положение определяет порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющим специальные звания, а также лицам, работавшим в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенным из таможенных органов с правом на получение пенсии (далее именуются - сотрудники таможенных органов), с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации.
То есть указанное Положение применяется к лицам, уволенным в связи с выходов на пенсию из таможенных органов Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями федерального законодательства Правительством РФ установлен различный порядок исчисления выслуги лет сотрудникам уголовно-исполнительной системы службы и таможенных органов при для назначения пенсии.
Применение в отношении истца Постановления Правительства РФ от 02 февраля 1998 года № 103 недопустимо, поскольку он уволен в связи с выходом на пенсию из уголовно-исполнительной системы РФ, в связи с чем выслуга лет для назначения пенсии ему должна исчисляться по правилам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 как лицу, увольняемому со службы в уголовно-исполнительной системе РФ, которым прямо предусмотрена возможность включения стажа службы в таможенных органах в общий стаж при увольнении из уголовно-исполнительной системы в календарном порядке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения в выслугу лет стажа службы в таможенном органе РФ в льготном исчислении.
Разрешая заявленные требования, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, они подтверждены исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене или изменению решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 02 мая 2024 года по исковому заявлению Сергиенко Р.Е. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о возложении обязанности произвести перерасчет стажа службы оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи